Файл: Курсовая работа по дисциплине Общесихологический практикум.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ни мотивом, который всегда кому–то принадлежит. Во–первых, ценность может быть общей «нашей», а во–вторых, во внутрипсихическом пространстве, внутри личности, она выполняет не дифференцирующую, а интегрирующую, собирающую «оценивающую» функции. Значение является постоянным, стабильным и сверхситуативным. Кроме того, это часто невидимый магнитный полюс. Источник ценности–внутренний. Более того, Она объективна. Встреча с ценностью требует постоянных возобновляемых усилий.

Таким образом, термин ценности может относиться к атрибутам и восприятиям, которыми человек делится с членами своей социальной или культурной группы; эти ценности называются совершенными и делают желательными, а также оценочными существа или поведение, которым они приписываются. Они могут направлять действия людей в обществе, устанавливая цели и идеалы. Они представляют собой мораль, которая дает людям возможность судить о своих действиях и строить личную этику.

«Ценностные ориентиры – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, фиксируемые жизненным опытом, совокупностью ее переживаний и разграничивающие важное, существенное для данного человека». Развитые ценностные ориентиры – это признак зрелости человека, показатель того, насколько он социален.


1.3 Исследования ценностных ориентаций в зарубежной и отечественной социологии



Понятие «ценностные ориентации» тесно связано с понятием «ценность». Многие философы и социологи обращались к проблеме «ценностей»: Аристотель, Конфуций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, И. Кант, И. Бентам, Р. Лотце, В. Виндельбанд, Х. Риккерт, Г. Коэн, М. Хартманн, М. Шелер, Ф. Ницше, В. Соловьев, М. Бердяев, М. Лосский, А. Тойнби, П. Сорокин, У. Дильтей, Э. Дюркгейм, М. Вебер, У. Томас, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, К. Д. Ушинский.

Концепция ценностных ориентаций была предложена Т. Парсонсом в 1962 году [5]. Согласно Парсонсу, скажем, мотивационный тип ориентации касается тех аспектов ориентации субъекта на окружающую ситуацию, которые способствуют фактическому или возможному удовлетворению или неудовлетворенности с потребностями субъекта, которые соотносят его с определенными нормами, стандартами, критериями отбора.

Есть две стороны в содержании ценностных ориентаций: содержание (предметам, явлениям, идеалам, конкретных условий существования) и динамические (степень значимости объекта значение для человека, эмоциональное направленности личности, мера ее активности в достижении цель – Б. С. Круглов, Г. Е. Залесский, О. М. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов) [7].

Моральные ценности играют важнейшую роль в жизни личности и общество, так как человеческая жизнь регулируется им больше всего. Страх осуждения–это моральный ориентир, который ограничивает, регулирует и направляет поведение и деятельность людей и не позволяет им делать что–то неправильное.

Жизнь приобретает огромное значение в человеческом сознании. В качестве ключевого ценность человека, она неоценима в силу моральных, этических, социальных, религиозных императивов.

Предметом анализа является использование понятий «ценность» и «ценностная ориентация». Ценность–это значимость чего–то, в отличие от существования объект или его качественные характеристики. Понятие «ценность» стало предметом обширных теоретических исследований во многих науках – философии, социологии, психологии, педагогике, эстетике, этике и других, особенно в 60–70–е годы. В аксиологии – это область, которая рассматривает объективную реальность и отношение человека к ней, в социологии – это проблема общих социальных механизмов регулирования, где ценности общества рассматриваются как компоненты общественного сознания и культуры, выполняющие нормативные функции по отношению к личности, в социальной психологии – это область изучения социализации индивидов, их адаптации к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии – это изучение высших мотивационных структур жизни.



Понятие «ценность» тесно связано с категориями «потребность» и «интерес». Человеческая жизнь–это удовлетворение различных потребностей. Под словом «потребности», конечно, мы подразумеваем состояние индивида, которому необходимо находиться в отношениях с окружающей действительностью, чтобы сохранить свое/ее существование, функционирование и развитие, успешная жизнь, знания и познание мира, самоутверждение в нем. В качестве первичных (органических, биологический) – еда, жилье, одежда и т. д. и вторичные (социальные, моральные и возникают духовные) знания, усвоения социального опыта, в труд, творчество, общение, самоопределение, социальный статус, потребности в воздействием определенных внутренних и внешних условий и активировать познавательной, эмоциональной и волевой сферах лица, поощрять их действовать, искать объекты для удовлетворения этих потребностей.

До сих пор нет единого мнения по определению понятия «ценность», и в современной психологической литературе выделяются два основных подхода. Первый из них описывает понятие «ценность» как социально утвержденная организация и регулирование поведения человека выступают как внешнее условие или совокупность социально предопределенных оснований собственной деятельности, в то время как во втором подходе «ценность» понимается как совершенное отражение социальных отношений людей как частный случай процесса объективации социальных отношений в социальных институтах и структурах. С точки зрения генезиса и выполняемых функций ценности имеют социальную природу.

Таким образом, существует пять основных типов интерпретации понятия ценностных ориентаций [13]: 1) как ориентация личности; 2) по мере необходимости; 3) как индивидуальный опыт социальной жизни; 4) как внутриличностное образование; 5) как источник сознательной деятельности и поведения.

По словам Рональда Инглхарта, ценностная ориентация развивается в подростковом возрасте и формируется под влиянием неблагоприятных материальных условий в этом возрасте, а это означает, что ценностные предпочтения индивида не меняются в последующие годы [15]. В жизни индивида невозможно изменить ценностные предпочтения; реальные изменения происходят только через поколения.Современные исследования сосредоточены на различных социально-психологических аспектах формирования ценностей у современных подростков и характеристики ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением [7; 12; 13; 18].


Ряд отечественных исследований посвящен нескольким факторам, влияющим на формирование ценностей в подростковом возрасте, например, современной семье [11; 15], образовательной среде школьного социума [12; 17], социально-культурной и рекреационной среде [10; 13], средства массовой информации и современная мультимедийная среда. Несмотря на то, что исследования ценностей современных подростков широко представлены в научных публикациях, проблема социально-психологических характеристик этих ценностей с учетом современного социокультурного контекста требует дальнейшего изучения.

В книге «Социология молодежи» С. М. Герцен применила межпоколенный подход к изучению ценностных ориентаций молодежи, поскольку он необходим не только во избежание исторических ошибок в будущем, но и для приобщения молодежи к многовековому наследию предков и формированию единства поколений [6]. Она выяснила, что современные ценности российского подростка стремительно изменяются, в частности, переживают не просто трансформацию, а деградацию консервативные ценности вроде семьи, образования или жизни вообще.

Л. Ф. Козодаева описывает современная социально-культурную ситуацию в российском обществе характеризуется как сложная и противоречивая [29]. Новые политические реалии, интенсивное развитие рыночной экономики, экспансия средств массовой информации, каналы которой переполнены низкопробной продукцией и агрессивной рекламой, существенно воздействуют на духовный уклад общества, стимулируют процесс пересмотра многих идейно-нравственных ценностей и освоения новых духовных ориентиров.

А. Э. Ушамирский изучил проблему социальных конфликтов современной российской молодежи. На основании комплекса эмпирических социологических исследований доказывается, что для современной российской молодежи характерно в целом позитивное отношение к возможности участия в конфликтах. При этом главным внутренним фактором, детерминирующим восприятие конфликта, является уровень образования и – в более широком плане – уровень интеллектуального развития. Для молодых людей типичен перенос основных конфликтов на микроуровень, в свое семейно-родственное или соседское окружение. В качестве основных поводов для конфликтных взаимодействий молодежь рассматривает противоположность убеждений и защиту своих прав. В процессе самого конфликта молодежь чаще всего предпочитает ориентироваться на реализацию стратегии договоренностей. Все другие стратегии (уклонение от конфликта, уступки и противоборство) получают поддержку относительно незначительной доли молодых людей. На основе эмпирических данных сделан вывод, что современный молодой человек в
конфликте в значительной степени автономен, предоставлен самому себе.

Таким образом, текущие дискуссии поднимают вопрос о том, беспокоится ли молодежь сегодня о своем собственном будущем или, скорее, хочет наслаждаться этим здесь и сейчас. Исследования показывают, что они нацелены на оба, но подготовка к профессии является приоритетом – независимо от пола. Подростки развивают ценности справедливости и социального поведения, особенно в контексте семьи и друзей, а также подготовки к будущей профессии. Друзья и семья при этом не противопоставляют друг другу, а дополняют друг друга значимым образом. Правильное сочетание социальных норм позволяет ожидать удачного перехода во взрослый статус.