Файл: Курсовая работа по дисциплине Общесихологический практикум.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
I Теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций молодёжи
1.1 Ценности и ценностные ориентации личности: анализ понятий
1.2 Ценностные ориентации: структура, типология, факторы влияния
1.3 Исследования ценностных ориентаций в зарубежной и отечественной социологии
II Социологическое исследование ценностных ориентаций студенческой молодёжи (на примере СИБУП)
2.1 Методические основы изучения ценностных ориентаций молодёжи
2.2 Анализ ценностных ориентаций студенческой молодёжи
2.3 Пути совершенствования процесса формирования ценностных ориентаций молодёжи
, ни мотивом, который всегда кому–то принадлежит. Во–первых, ценность может быть общей «нашей», а во–вторых, во внутрипсихическом пространстве, внутри личности, она выполняет не дифференцирующую, а интегрирующую, собирающую «оценивающую» функции. Значение является постоянным, стабильным и сверхситуативным. Кроме того, это часто невидимый магнитный полюс. Источник ценности–внутренний. Более того, Она объективна. Встреча с ценностью требует постоянных возобновляемых усилий.
Таким образом, термин ценности может относиться к атрибутам и восприятиям, которыми человек делится с членами своей социальной или культурной группы; эти ценности называются совершенными и делают желательными, а также оценочными существа или поведение, которым они приписываются. Они могут направлять действия людей в обществе, устанавливая цели и идеалы. Они представляют собой мораль, которая дает людям возможность судить о своих действиях и строить личную этику.
«Ценностные ориентиры – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, фиксируемые жизненным опытом, совокупностью ее переживаний и разграничивающие важное, существенное для данного человека». Развитые ценностные ориентиры – это признак зрелости человека, показатель того, насколько он социален.
Понятие «ценностные ориентации» тесно связано с понятием «ценность». Многие философы и социологи обращались к проблеме «ценностей»: Аристотель, Конфуций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, И. Кант, И. Бентам, Р. Лотце, В. Виндельбанд, Х. Риккерт, Г. Коэн, М. Хартманн, М. Шелер, Ф. Ницше, В. Соловьев, М. Бердяев, М. Лосский, А. Тойнби, П. Сорокин, У. Дильтей, Э. Дюркгейм, М. Вебер, У. Томас, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, К. Д. Ушинский.
Концепция ценностных ориентаций была предложена Т. Парсонсом в 1962 году [5]. Согласно Парсонсу, скажем, мотивационный тип ориентации касается тех аспектов ориентации субъекта на окружающую ситуацию, которые способствуют фактическому или возможному удовлетворению или неудовлетворенности с потребностями субъекта, которые соотносят его с определенными нормами, стандартами, критериями отбора.
Есть две стороны в содержании ценностных ориентаций: содержание (предметам, явлениям, идеалам, конкретных условий существования) и динамические (степень значимости объекта значение для человека, эмоциональное направленности личности, мера ее активности в достижении цель – Б. С. Круглов, Г. Е. Залесский, О. М. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов) [7].
Моральные ценности играют важнейшую роль в жизни личности и общество, так как человеческая жизнь регулируется им больше всего. Страх осуждения–это моральный ориентир, который ограничивает, регулирует и направляет поведение и деятельность людей и не позволяет им делать что–то неправильное.
Жизнь приобретает огромное значение в человеческом сознании. В качестве ключевого ценность человека, она неоценима в силу моральных, этических, социальных, религиозных императивов.
Предметом анализа является использование понятий «ценность» и «ценностная ориентация». Ценность–это значимость чего–то, в отличие от существования объект или его качественные характеристики. Понятие «ценность» стало предметом обширных теоретических исследований во многих науках – философии, социологии, психологии, педагогике, эстетике, этике и других, особенно в 60–70–е годы. В аксиологии – это область, которая рассматривает объективную реальность и отношение человека к ней, в социологии – это проблема общих социальных механизмов регулирования, где ценности общества рассматриваются как компоненты общественного сознания и культуры, выполняющие нормативные функции по отношению к личности, в социальной психологии – это область изучения социализации индивидов, их адаптации к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии – это изучение высших мотивационных структур жизни.
Понятие «ценность» тесно связано с категориями «потребность» и «интерес». Человеческая жизнь–это удовлетворение различных потребностей. Под словом «потребности», конечно, мы подразумеваем состояние индивида, которому необходимо находиться в отношениях с окружающей действительностью, чтобы сохранить свое/ее существование, функционирование и развитие, успешная жизнь, знания и познание мира, самоутверждение в нем. В качестве первичных (органических, биологический) – еда, жилье, одежда и т. д. и вторичные (социальные, моральные и возникают духовные) знания, усвоения социального опыта, в труд, творчество, общение, самоопределение, социальный статус, потребности в воздействием определенных внутренних и внешних условий и активировать познавательной, эмоциональной и волевой сферах лица, поощрять их действовать, искать объекты для удовлетворения этих потребностей.
До сих пор нет единого мнения по определению понятия «ценность», и в современной психологической литературе выделяются два основных подхода. Первый из них описывает понятие «ценность» как социально утвержденная организация и регулирование поведения человека выступают как внешнее условие или совокупность социально предопределенных оснований собственной деятельности, в то время как во втором подходе «ценность» понимается как совершенное отражение социальных отношений людей как частный случай процесса объективации социальных отношений в социальных институтах и структурах. С точки зрения генезиса и выполняемых функций ценности имеют социальную природу.
Таким образом, существует пять основных типов интерпретации понятия ценностных ориентаций [13]: 1) как ориентация личности; 2) по мере необходимости; 3) как индивидуальный опыт социальной жизни; 4) как внутриличностное образование; 5) как источник сознательной деятельности и поведения.
По словам Рональда Инглхарта, ценностная ориентация развивается в подростковом возрасте и формируется под влиянием неблагоприятных материальных условий в этом возрасте, а это означает, что ценностные предпочтения индивида не меняются в последующие годы [15]. В жизни индивида невозможно изменить ценностные предпочтения; реальные изменения происходят только через поколения.Современные исследования сосредоточены на различных социально-психологических аспектах формирования ценностей у современных подростков и характеристики ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением [7; 12; 13; 18].
Ряд отечественных исследований посвящен нескольким факторам, влияющим на формирование ценностей в подростковом возрасте, например, современной семье [11; 15], образовательной среде школьного социума [12; 17], социально-культурной и рекреационной среде [10; 13], средства массовой информации и современная мультимедийная среда. Несмотря на то, что исследования ценностей современных подростков широко представлены в научных публикациях, проблема социально-психологических характеристик этих ценностей с учетом современного социокультурного контекста требует дальнейшего изучения.
В книге «Социология молодежи» С. М. Герцен применила межпоколенный подход к изучению ценностных ориентаций молодежи, поскольку он необходим не только во избежание исторических ошибок в будущем, но и для приобщения молодежи к многовековому наследию предков и формированию единства поколений [6]. Она выяснила, что современные ценности российского подростка стремительно изменяются, в частности, переживают не просто трансформацию, а деградацию консервативные ценности вроде семьи, образования или жизни вообще.
Л. Ф. Козодаева описывает современная социально-культурную ситуацию в российском обществе характеризуется как сложная и противоречивая [29]. Новые политические реалии, интенсивное развитие рыночной экономики, экспансия средств массовой информации, каналы которой переполнены низкопробной продукцией и агрессивной рекламой, существенно воздействуют на духовный уклад общества, стимулируют процесс пересмотра многих идейно-нравственных ценностей и освоения новых духовных ориентиров.
А. Э. Ушамирский изучил проблему социальных конфликтов современной российской молодежи. На основании комплекса эмпирических социологических исследований доказывается, что для современной российской молодежи характерно в целом позитивное отношение к возможности участия в конфликтах. При этом главным внутренним фактором, детерминирующим восприятие конфликта, является уровень образования и – в более широком плане – уровень интеллектуального развития. Для молодых людей типичен перенос основных конфликтов на микроуровень, в свое семейно-родственное или соседское окружение. В качестве основных поводов для конфликтных взаимодействий молодежь рассматривает противоположность убеждений и защиту своих прав. В процессе самого конфликта молодежь чаще всего предпочитает ориентироваться на реализацию стратегии договоренностей. Все другие стратегии (уклонение от конфликта, уступки и противоборство) получают поддержку относительно незначительной доли молодых людей. На основе эмпирических данных сделан вывод, что современный молодой человек в
конфликте в значительной степени автономен, предоставлен самому себе.
Таким образом, текущие дискуссии поднимают вопрос о том, беспокоится ли молодежь сегодня о своем собственном будущем или, скорее, хочет наслаждаться этим здесь и сейчас. Исследования показывают, что они нацелены на оба, но подготовка к профессии является приоритетом – независимо от пола. Подростки развивают ценности справедливости и социального поведения, особенно в контексте семьи и друзей, а также подготовки к будущей профессии. Друзья и семья при этом не противопоставляют друг другу, а дополняют друг друга значимым образом. Правильное сочетание социальных норм позволяет ожидать удачного перехода во взрослый статус.
Таким образом, термин ценности может относиться к атрибутам и восприятиям, которыми человек делится с членами своей социальной или культурной группы; эти ценности называются совершенными и делают желательными, а также оценочными существа или поведение, которым они приписываются. Они могут направлять действия людей в обществе, устанавливая цели и идеалы. Они представляют собой мораль, которая дает людям возможность судить о своих действиях и строить личную этику.
«Ценностные ориентиры – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, фиксируемые жизненным опытом, совокупностью ее переживаний и разграничивающие важное, существенное для данного человека». Развитые ценностные ориентиры – это признак зрелости человека, показатель того, насколько он социален.
1.3 Исследования ценностных ориентаций в зарубежной и отечественной социологии
Понятие «ценностные ориентации» тесно связано с понятием «ценность». Многие философы и социологи обращались к проблеме «ценностей»: Аристотель, Конфуций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, И. Кант, И. Бентам, Р. Лотце, В. Виндельбанд, Х. Риккерт, Г. Коэн, М. Хартманн, М. Шелер, Ф. Ницше, В. Соловьев, М. Бердяев, М. Лосский, А. Тойнби, П. Сорокин, У. Дильтей, Э. Дюркгейм, М. Вебер, У. Томас, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, К. Д. Ушинский.
Концепция ценностных ориентаций была предложена Т. Парсонсом в 1962 году [5]. Согласно Парсонсу, скажем, мотивационный тип ориентации касается тех аспектов ориентации субъекта на окружающую ситуацию, которые способствуют фактическому или возможному удовлетворению или неудовлетворенности с потребностями субъекта, которые соотносят его с определенными нормами, стандартами, критериями отбора.
Есть две стороны в содержании ценностных ориентаций: содержание (предметам, явлениям, идеалам, конкретных условий существования) и динамические (степень значимости объекта значение для человека, эмоциональное направленности личности, мера ее активности в достижении цель – Б. С. Круглов, Г. Е. Залесский, О. М. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов) [7].
Моральные ценности играют важнейшую роль в жизни личности и общество, так как человеческая жизнь регулируется им больше всего. Страх осуждения–это моральный ориентир, который ограничивает, регулирует и направляет поведение и деятельность людей и не позволяет им делать что–то неправильное.
Жизнь приобретает огромное значение в человеческом сознании. В качестве ключевого ценность человека, она неоценима в силу моральных, этических, социальных, религиозных императивов.
Предметом анализа является использование понятий «ценность» и «ценностная ориентация». Ценность–это значимость чего–то, в отличие от существования объект или его качественные характеристики. Понятие «ценность» стало предметом обширных теоретических исследований во многих науках – философии, социологии, психологии, педагогике, эстетике, этике и других, особенно в 60–70–е годы. В аксиологии – это область, которая рассматривает объективную реальность и отношение человека к ней, в социологии – это проблема общих социальных механизмов регулирования, где ценности общества рассматриваются как компоненты общественного сознания и культуры, выполняющие нормативные функции по отношению к личности, в социальной психологии – это область изучения социализации индивидов, их адаптации к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии – это изучение высших мотивационных структур жизни.
Понятие «ценность» тесно связано с категориями «потребность» и «интерес». Человеческая жизнь–это удовлетворение различных потребностей. Под словом «потребности», конечно, мы подразумеваем состояние индивида, которому необходимо находиться в отношениях с окружающей действительностью, чтобы сохранить свое/ее существование, функционирование и развитие, успешная жизнь, знания и познание мира, самоутверждение в нем. В качестве первичных (органических, биологический) – еда, жилье, одежда и т. д. и вторичные (социальные, моральные и возникают духовные) знания, усвоения социального опыта, в труд, творчество, общение, самоопределение, социальный статус, потребности в воздействием определенных внутренних и внешних условий и активировать познавательной, эмоциональной и волевой сферах лица, поощрять их действовать, искать объекты для удовлетворения этих потребностей.
До сих пор нет единого мнения по определению понятия «ценность», и в современной психологической литературе выделяются два основных подхода. Первый из них описывает понятие «ценность» как социально утвержденная организация и регулирование поведения человека выступают как внешнее условие или совокупность социально предопределенных оснований собственной деятельности, в то время как во втором подходе «ценность» понимается как совершенное отражение социальных отношений людей как частный случай процесса объективации социальных отношений в социальных институтах и структурах. С точки зрения генезиса и выполняемых функций ценности имеют социальную природу.
Таким образом, существует пять основных типов интерпретации понятия ценностных ориентаций [13]: 1) как ориентация личности; 2) по мере необходимости; 3) как индивидуальный опыт социальной жизни; 4) как внутриличностное образование; 5) как источник сознательной деятельности и поведения.
По словам Рональда Инглхарта, ценностная ориентация развивается в подростковом возрасте и формируется под влиянием неблагоприятных материальных условий в этом возрасте, а это означает, что ценностные предпочтения индивида не меняются в последующие годы [15]. В жизни индивида невозможно изменить ценностные предпочтения; реальные изменения происходят только через поколения.Современные исследования сосредоточены на различных социально-психологических аспектах формирования ценностей у современных подростков и характеристики ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением [7; 12; 13; 18].
Ряд отечественных исследований посвящен нескольким факторам, влияющим на формирование ценностей в подростковом возрасте, например, современной семье [11; 15], образовательной среде школьного социума [12; 17], социально-культурной и рекреационной среде [10; 13], средства массовой информации и современная мультимедийная среда. Несмотря на то, что исследования ценностей современных подростков широко представлены в научных публикациях, проблема социально-психологических характеристик этих ценностей с учетом современного социокультурного контекста требует дальнейшего изучения.
В книге «Социология молодежи» С. М. Герцен применила межпоколенный подход к изучению ценностных ориентаций молодежи, поскольку он необходим не только во избежание исторических ошибок в будущем, но и для приобщения молодежи к многовековому наследию предков и формированию единства поколений [6]. Она выяснила, что современные ценности российского подростка стремительно изменяются, в частности, переживают не просто трансформацию, а деградацию консервативные ценности вроде семьи, образования или жизни вообще.
Л. Ф. Козодаева описывает современная социально-культурную ситуацию в российском обществе характеризуется как сложная и противоречивая [29]. Новые политические реалии, интенсивное развитие рыночной экономики, экспансия средств массовой информации, каналы которой переполнены низкопробной продукцией и агрессивной рекламой, существенно воздействуют на духовный уклад общества, стимулируют процесс пересмотра многих идейно-нравственных ценностей и освоения новых духовных ориентиров.
А. Э. Ушамирский изучил проблему социальных конфликтов современной российской молодежи. На основании комплекса эмпирических социологических исследований доказывается, что для современной российской молодежи характерно в целом позитивное отношение к возможности участия в конфликтах. При этом главным внутренним фактором, детерминирующим восприятие конфликта, является уровень образования и – в более широком плане – уровень интеллектуального развития. Для молодых людей типичен перенос основных конфликтов на микроуровень, в свое семейно-родственное или соседское окружение. В качестве основных поводов для конфликтных взаимодействий молодежь рассматривает противоположность убеждений и защиту своих прав. В процессе самого конфликта молодежь чаще всего предпочитает ориентироваться на реализацию стратегии договоренностей. Все другие стратегии (уклонение от конфликта, уступки и противоборство) получают поддержку относительно незначительной доли молодых людей. На основе эмпирических данных сделан вывод, что современный молодой человек в
конфликте в значительной степени автономен, предоставлен самому себе.
Таким образом, текущие дискуссии поднимают вопрос о том, беспокоится ли молодежь сегодня о своем собственном будущем или, скорее, хочет наслаждаться этим здесь и сейчас. Исследования показывают, что они нацелены на оба, но подготовка к профессии является приоритетом – независимо от пола. Подростки развивают ценности справедливости и социального поведения, особенно в контексте семьи и друзей, а также подготовки к будущей профессии. Друзья и семья при этом не противопоставляют друг другу, а дополняют друг друга значимым образом. Правильное сочетание социальных норм позволяет ожидать удачного перехода во взрослый статус.