Файл: Форматы профориентационной работы в Школе Минпросвещения России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Форматы профориентационной работы в «Школе Минпросвещения России»
Данный проект разработан в целях реализации системы мер по профессиональной ориентации школьников, социальной адаптации и психологической поддержке учащихся
5-9 классов.
Профессиональная ориентация школьников на уровне основного общего образования является одной из основных образовательных задач школы и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивающим сформированность у школьника:
- представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;
- универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать
(самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;
- общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона, в котором школьник живет, и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике, города, региона и страны;
- способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на уровне среднего общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.
Проект представляет стратегию построения профориентационной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации и является составной частью программы развития школы на среднесрочный период 2019-2024 гг.
Мероприятия проекта будут способствовать оказанию содействия школьникам в профессиональном самоопределении.
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе.
Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании неких универсальных качеств у учащихся, которые позволяют осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
Порядка 70% людей выбирают свое профессиональное будущее за компанию, следуя советам родителей или учителей, или «куда пройду по результатам ЕГЭ», «вуз ближе к дому». 45% студентов плохо представляют суть выбранной профессии. Около 60%
молодых специалистов готовы поменять свою профессию после первого года работы. И только 15% студентов выбрали профессию еще в школе.
Сегодня в России наблюдается востребованность в квалифицированных рабочих кадрах, для рынка труда характерен всё возрастающий дисбаланс между спросом и предложением вакансий рабочих профессий.
Сложность организации профессиональной ориентации с подростками требует решения двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой - соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.
Это накладывает особую ответственность на основную школу.
Анализ работы школы выходит на следующую проблему: отсутствие системы учебно- воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребностями учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник ОО находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
1. Цель. Задачи проекта.
Цель
проекта: усовершенствование системы учебно-воспитательной работы, направленной на обеспечение профессиональной ориентации школьников на уровне основного общего образования.
Задачи:
1. рассмотреть основные методы формирования профессиональной направленности;
2. привести в систему диагностические мероприятия по определению выбора профессионального самоопределения учащихся, способствующих созданию личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей;
3. научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
4. научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
5. определить роль информационных источников в профессиональном самоопределении подростков;
6. информировать учащихся школы и их родителей (законных представителей) об
актуальности в потребности профессий на рынке труда;
7. знакомить учащихся и их родителей (законных представителей) с природными задатками человека и условиями для развития их способностей;
8. способствовать личностному развитию учащихся;
9. совместно с учащимися выявлять последствия ошибки в выборе профессии;
10. способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности;
11. выработать систему взаимодействия с учреждениями дополнительного и профессионального образования, с предприятиями.
Профориентационная работа в школе ориентирована не только на конкретный и хороший результат (личностные универсальные учебные действия), но и направлена на формирование общечеловеческих ценностей и развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Поэтому в рамках разрабатываемого проекта были определены следующие принципы: доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился; научность и достоверность информации; доступность предлагаемой информации; адресность; индивидуальный подход; современность и актуальность материалов; сотрудничество с другими специалистами (педагоги-психологи, социальные педагоги и др.)
Группа принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
На основе данных принципов и разрабатывается проект по профориентационной работе подростков.
Принцип сознательности в выборе профессии, который выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы
Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
На основе этих принципов и должна строиться программа профориентации подростков.
3. Основные направления работы
Основанием профориентационной работы в школе является учет индивидуально- психологических особенностей ребёнка, а также - знание требований профессии к человеку, вторая сторона - учет требований рынка профессий.
В соответствии с выше представленной структурой профориентации, выделены основные направления:
Направление
Формы работы
Профессиональное просвещение
Информационные листки, буклеты, классные часы, виртуальные экскурсии в мир профессий, работа со справочниками с описанием профессий (специальностей), их особенностей, ознакомление с профессиональными стандартами, справочниками для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости, информирующие о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Проведение в ОО системной профпропаганды
(конкурсы, защита проектов, фестивали, классные часы, круглые столы и др.), способствующей формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость
Профессиональная диагностика
Наблюдения, учебные дисциплины, анкеты, опросники, традиционные и модифицированные методики по самоопределению учащихся и выявлению у них потребностей, интересов, склонностей
Профессиональная консультация
Консультации, пробы пера, эссе, репортажи, слайдовые презентации и др., оказывающие непосредственную помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной
информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора
Профессиональная адаптация
Проекты, конкурсы, фестивали профессий, выставки, профессиональные пробы, трудовая деятельность и др., способствующие развитию процесса приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу
1. Этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта - 5 лет (2021-2025 гг.)
Подготовительный этап. Май - Ноябрь 2021 года (определение концептуальных ориентиров и стратегии развития профориентационной работы, разработка и утверждение проекта по организации профориентационной работы). Выработка концепции.
Стадия целеполагания (август 2022 года).
Содержание:
1. Представление проекта по профориентационной работе.
2. Обсуждение целевого блока и механизма реализации проекта в методических объединениях.
3. Подведение итогов обсуждения на школьном совещании.
Результаты стадии целеполагания:
1. Информированность участников о планах школы по профориентационной работе.
2. Конкретизация задач на уровне школьного МО и отдельных педагогов.
3. Согласованность в действиях, уточнение и коррекция содержания проекта
Стадия инвентаризации и прогнозирования (сентябрь 2023 г.).
Проведение ревизии имеющихся в распоряжении педагогов ресурсов (в том числе цифровых) с точки зрения поставленных цели и задач, определение направлений необходимых преобразований, форм и методов осуществления.
Содержание:
1. Учет и предварительная оценка имеющихся доступных педагогам ресурсов в отношении их применения в образовательной деятельности.
2. Консультации с участниками по вопросам использования ресурсов в процессе
реализации проекта.
Результаты стадии инвентаризации и прогнозирования:
1. Определение набора образовательных ресурсов для работы по данному направлению.
2. Информированность участников проекта.
Организационная стадия (ноябрь 2021г.). Разработка и принятие необходимого нормативно-регламентирующего обеспечения образовательного процесса по профориентационной работе.
Диагностический этап. Декабрь - Май 2021-2022гг. (определение критериев и показателей профориентационной работы, проведение диагностик, построение и апробация концептуальной модели проекта, моделирование и реализация инновационных форм по данному направлению, обеспечение необходимых условий для реализации проекта).
Формирующий этап. Сентябрь 2022 года (реализация проекта, применение соответствующих современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса на уровне современных требований к условиям его осуществления, изучение эффективности качества профориентационной работы и коррекция плана мероприятий по реализации проекта).