Файл: Форматы профориентационной работы в Школе Минпросвещения России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итогово-обобщающий этап. Сентябрь - Май 2024-2025 гг. (проведение итоговой диагностики эффективности реализации проекта; обобщение опыта деятельности школы).
Определение потерь, трудностей, противоречий в реализации проекта (Стадия рефлексии и коррекции - подведение итогов выполнения проекта, составление отчета о результатах работы исполнителями, а также проведение необходимых исследований для последующих преобразований информационной среды и педагогической системы). Определение дальнейших перспектив работы школы по данному направлению.
1. Условия реализации проекта
1. Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования профпригодности личности школьника;
2. создание в образовательной организации системы психологопедагогического образования родителей по данному направлению;
3. создание в образовательной организации организационно-педагогических возможностей (кадровых, материальных, учебно-методических, организационных, информационных);
4. вовлечение структур гражданского общества в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи.
Условия
– кадровые, программно-методические, материально-технические,

информационные
Кадровые условия: наличие следующих специалистов: педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители.
Программно-методические условия:
1. план работы профориентационных социокультурных пространств;
2. план методической работы с учителями-предметниками по реализации программы профориентации на уроках;
3. план профориентационной работы психолого-педагогической службы школы;
4. план курсовой подготовки по программам повышения квалификации учителей- предметников, педагога-психолога, социального педагога, реализующих программу профориентации школьников на ступени основного общего образования.
Материально-технические условия:
1. кабинеты, оснащенные необходимой цифровой техникой (компьютеры, мультимедийный проектор и др.);
2. наличие оборудованных кабинетов технического и обслуживающего труда.
Информационные условия:
1. оснащение школьной библиотеки литературой из области специальных и профессионально-ориентированных знаний;
2. свободный доступ к ресурсам сети Интернет, обеспечение доступа в сеть Интернет из любой точки школьного здания в любое время.

1. Механизмы реализации проекта
Деятельность педагогического коллектива направлена на решение каждой из поставленных задач проекта. При выборе стратегии и механизмов достижения поставленной цели ОО руководствуется как ранее апробированными, обеспечивающими решение локальных проблем, так и модифицированными способами и методами: анализа, программирования, оценки, мониторинга и другими, направленными на решение комплексных задач.
Содержанием проекта профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования является развитие деятельности учащихся, обеспечивающее формирование способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей профессии.
Развитие деятельности учащихся предполагается осуществлять на учебном материале в рамках освоения учебных программ по различным областям знаний в урочное время и вне уроков, а также в процессе включения учащихся в различные виды деятельности в рамках кружковой работы, в процессе проектно-исследовательской деятельности.


В рамках преподавания учебных дисциплин учителем должны создаваться условия для обеспечения работы учащихся с содержанием образования программы профессиональной ориентации.
Во внеурочных пространствах школы основным реализуемым содержанием образования программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего становятся компетентности (универсальные и специальные), позволяющие учащимся научиться проектировать индивидуальные образовательные программы, делать осознанный выбор будущей программы профессиональной подготовки и образовательного пространства для ее реализации:
1. коммуникативная компетентность;
2. способность к адекватному самооцениванию;
3. оперативное и перспективное планирование
4. отслеживание собственных успехов и неудач, корректировка в связи с этим собственных индивидуальных образовательных программ;
5. создание текстов для самопрезентации;
6. анализ и отбор информации на открытых информационных ресурсах (в том числе в сети Интернет) в соответствии с задачами индивидуальной образовательной программы.
Основные формы и методы работы с содержанием образования:
1. работа в рамках учебных занятий (программа учебного курса становится инструментарием, а учебная дисциплина - материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации школьников);
2. работа с учебными материалами вне учебных занятий - исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, экскурсии и др.;


3. работа в метапредметной или надпредметной области - исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия в студиях, занятия в клубных пространствах;
4. работа в разновозрастных группах в рамках детских объединений школы;
5. работа в пространстве расширенного социального действия - познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети, дистанционные образовательные программы и курсы;
6. индивидуальная работа с классными руководителями по проектированию индивидуальных образовательных программ, отслеживанию успешности реализации индивидуальной образовательной программы, индивидуальных достижений учащихся, психологическое тестирование, участие в тренингах.
7. профориентационный урок, он имеет исключительное значение, поскольку урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в школе;


8. профориентационная беседа - наиболее распространенный метод (беседа должна быть логично связана с учебным материалом и подготовлена предварительно);
9. выставки (профориентационные конференции, собрания, встречи со специалистами и др.);
10. экскурсии как форма профориентационной работы дает возможность подросткам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами.
1. Управление проектом
Непосредственное управление осуществляют заместители директора по ВР. Методическое сопровождение осуществляется руководителями МО классных руководителей.
Диагностирование и сбор информации с целью получения обратной связи по реализации проекта проводится педагогом- психологом и социальным педагогом. Определение и вовлечение структур гражданского общества в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи определяет директор и заместитель директора по ВР.
В обязанности группы входит:
1. Отслеживание процесса реализации проекта.
2. Мониторинг результатов.
3. Корректировка плана реализации проекта.
4. Анализ и подведение итогов.
Заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:
1. выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
2. поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся;

3. планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с основной образовательной программой общеобразовательной организации;
4. осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению;
5. проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения учащихся;
6. осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного педагога- психолога по проблеме

профессионального самоопределения учащихся;
7. курирование преподавания курсов по выбору;
8. планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с основной образовательной программой общеобразовательного учреждения;
9. осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей- предметников, классных руководителей по организации системы учебно - воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика;
10. организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
11. организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного педагога-психолога по проблеме самоопределения учащихся.
Руководитель МО классных руководителей:
1. осуществляет методическое сопровождение профориентационной работы;
2. организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
3. организует посещение учащимися дней открытых дверей в лицее и ММК;
4. организует экскурсии учащихся на предприятия;
5. организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Классный руководитель:
1. составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
2. проводит индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
3. ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;

4. помогает обучающемуся осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
5. сопровождает обучающихся дней открытых дверей;
6. оказывает помощь школьному педагогу-психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;


7. проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению.
Учителя-предметники:
1. способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, индивидуальногрупповые занятия, элективные занятия, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
2. обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
3. способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
4. проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.
Библиотекарь:
1. регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
2. изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;
3. организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
4. обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
5. регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям
(нефтяная, газовая, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
Социальный педагог:
1. способствует формированию у школьников группы «риска» адекватной самооценки;
2. оказывает педагогическую поддержку детям группы «риска» в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
3. осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
4. оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Педагог-психолог:
1. изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;