Файл: Дальневосточный государственный гуманитарный университет П. И. Колесник, О. А. Сысоева Современная русская литература.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 515

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный

университет»
П.И. Колесник, О.А. Сысоева

Современная русская литература

(1990-е гг. – начало XXI в.)
Часть I. Современная отечественная проза


Хрестоматия-практикум

Хабаровск

2012

Посвящается светлой памяти Петра Ивановича Колесника

Рецензенты:
д. филол.наук, профессор, зав. кафедрой литературы и культурологии ФГБОУ ВПО «ДВГГУ» В.Г. Мехтиев;

к. филол.н., доцент кафедры литературы и культурологии ФГБОУ ВПО «ДВГГУ» О.Н. Александрова-Осокина;

к. филол.н., доцент кафедры русской филологии Технического института (филиала) Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова в г. Нерюнгри Н.В. Бараханова.

Ф 758 – Колесник П.И.., Сысоева О.А. Современная русская литература (1990-е г. – начало XXI в.): Хрестоматия-практикум. Ч.I. Современная отечественная проза - Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2012. – 251 с.
Представлены крупнейшие творческие личности современной эпохи, художественные произведения писателей, которые имели читательский успех и оказали влияние на современное литературное развитие.

Издание содержит списки новейшей научно-критической литературы.

Для студентов филологических факультетов высших учебных заведений, может быть полезно магистрантам, аспирантам, преподавателям и всем интересующимся современным литературным процессом.

Введение
Предлагаемая хрестоматия-практикум является учебным пособием к вузовскому курсу «Современный литературный процесс», который читается для студентов пятого курса филологического факультета очной формы обучения.

Цель данного курса – рассказать о наиболее заметных течениях, влиятельных авторах и важнейших произведениях в русской литературе 1990–2000-х годов. Данная дисциплина завершает базовый курс по истории литературы, что повышает его значимость в системе филологического образования. Отметим, что при изучении современной литературы студенты сталкиваются со многими трудностями объективного характера.


Во-первых, серьезные разногласия возникают при определении хронологических рамок понятия «современный литературный процесс». Некоторые исследователи полагают, что современная литература начинается с 1960-х1,1980-х2, другие – с 1990-х годов. Так, например, М.Ю. Звягина предлагает в качестве первой временной границы принимать 1985 год как год «освобождение от тоталитарной идеологии», что «дало новый импульс в развитии всех сторон духовной жизни, в том числе и литературы»3.

Согласно концепции Н.В. Гашевой и Б.В. Кондакова, «вторая половина 1980-х годов – период «горбачевской перестройки» – является, скорее, временем завершения предыдущего этапа (или даже нескольких этапов, связанных с существованием «советской литературы» и «метода социалистического реализма»). Развитие литературы – ее идеи, образы, использованные художественные средства – во многом продолжало тенденции предшествующих этапов. Важная особенность культурного процесса второй половины 1980-х годов – возникновение феномена так называемой «возвращенной литературы» (нередко «заслонявшей» в сознании читателей современную литературу), публикация которой восстанавливала целостную картину литературного процесса XX века»4.

Н.В. Гашева, Б.В. Кондаков предлагают начинать рассмотрение нового этапа именно с 1990-х годов: «Девяностые годы – это качественно иной период, для которого характерен напряженный поиск литературой новых идей, новых художественных приемов, новых способов контакта писателей с читателями. В этот период феномен «возвращенной литературы» уже не имел для восприятия читателей такого значения, как в 1980-е годы. Литература пытается сформировать свой новый путь, во многом полемически отказываясь от «наследства» предшествующего десятилетия»5. Подобной точки зрения придерживаются и авторы представленного издания.

Еще одна сложность связана с тем, что 1990–2000-е годы в литературе – «время практически реализованного многообразия литературного процесса, связанного как со значительными идеологическими расхождениями писателей и читателей, так и с жанровым, стилевым и направленческим разъединением, т. е. с претворением в жизнь своеобразного «культурного многоязычия»6.

Развитие отечественной литературы отличается отсутствием былой иерархичности, пестротой различных направлений и течений. По справедливому суждению Т.Г. Прохоровой, «в этих условиях одной из насущных задач, стоящих перед наукой, является поиск наиболее оптимальных подходов, позволяющих рассмотреть за внешней хаотичностью приметы динамической целостности, что предполагает обращение к системному анализу.



Если в качестве системы, то есть подвижного, динамичного целостного единства, рассматривать современный литературный процесс, то его исследование может осуществляться по следующим направлениям: 1) изучение основных его закономерностей, доминантных и второстепенных тенденций с целью выявления типологии жанров, стилей, художественных направлений, течений; 2) системный анализ наиболее значительных литературных явлений: например, постмодернистской парадигмы художественности, того или иного жанрового образования и т.п.; 3) изучение художественных систем отдельных представителей новейшей литературы, в чьем творчестве воплощаются характерные ее черты»7.

Среди работ первого и второго типа можно выделить исследования Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого, М.Н. Эпштейна, Г.Л. Нефагиной, И.С. Скоропановой, М.Ю. Звягиной, И.К. Сушилиной, О.В. Богдановой, М.П. Абашевой, Т.Н. Марковой, Е.М. Тюленевой, И.Л. Даниловой и др. Они нацелены на выявление логики развития литературного процесса, на системное изучение наиболее показательных художественных форм. «При создании общей картины развития современного литературного процесса каждый из авторов избирает свой аспект исследования. Выявляя основные тематические русла, рассматривая пути художественного осмысления реальности, изучая стилевую и жанровую специфику, ученые в своих типологических обобщениях фактически стремятся установить основные принципы существования и развития современной литературы как системы»8.

Третий путь исследования, выделенный Т.Г. Прохоровой, связан с системным анализом творчества наиболее крупных представителей современного литературного процесса. Именно этот вариант изучения специфики современного литературного процесса и представлен в настоящем издании. Форма работы, предлагаемая авторами, включает в себя рассмотрение не только конкретного литературного произведения, но и форм его связи с литературным и социокультурным контекстом. «Путь системного анализа дает возможность на относительно локальном материале детально рассмотреть те общие закономерности, которые обнаруживают себя в литературе как системе, и одновременно выявить специфические художественные особенности, обогащающие эту систему»9.

«Сюжетным центром» настоящего учебного пособия является литературный процесс 2000-х годов. Еще раз отметим, что предлагаемый ракурс – лишь один из множества возможных
, он обусловлен как научными интересами авторов, так и спецификой учебного курса. Поэтому при отборе произведений мы исходили из необходимости ознакомить студентов с произведениями, оказавшими, на наш взгляд, существенное влияние (прямое или опосредованное) на современную русскую литературу. Рассматриваемые романы, повести, рассказы признаны наиболее значительными явлениями в творчестве каждого из авторов (все они номинировались или же были отмечены литературными премиями, высоко оценены критиками и литературоведами).

Задача первой части хрестоматии – дать представление о динамике развития современной прозы. Обозначенные аспекты изучения обусловили логику построения пособия. В первом разделе представлены материалы, касающиеся изучения общих закономерностей ее развития, жанрово-стилевых особенностей.

Во втором разделе представлены биобиблиографические сведения о творчестве современных писателей-прозаиков, фрагменты художественных произведений, вопросы и задания для самостоятельной работы, рекомендуемая литература, а также темы контрольных работ и рекомендации для их выполнения.

Вопросы и заданиия для самостоятельной работы, представленные в конце каждого раздела, помогут систематизировать знания, совершенствовать умения и навыки самостоятельного научно-теоретического исследования художественного текста. В качестве исследовательской литературы студентам предлагаются как собственно аналитические статьи, так и наиболее значимые рецензии на обсуждаемые произведения.

Материалы хрестоматии-практикума дают основу для последующих самостоятельных работ и дискуссий, индивидуального осмысления, которые могут быть реализованы в самых разнообразных формах и видах деятельности: в творческих дискуссиях, осуществляемых в рамках семинарских и практических занятий, в выборе конкретных проблем, решаемых на уровне контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ.

Научно-методическими ориентирами для авторов пособия послужили следующие учебные издания: Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. В 3 кн. – 2001, Голубков М.М. Русская литература XX века. После раскола – 2001; Тимина С.И. Русская литература XX века. Школы направления, методы творческой работы – 2002, Нефагина Г.Л.Русская проза конца XX в.: учеб. пособие для вузов – 2005, Русская литература XX – начала XXI века / Л.П. Кременцов, Л.Ф. Алексеева, Н.М. Малыгина и др.; под ред. Л.П. Кременцова – 2009 и другие.

Данная книга открывает серию учебных изданий кафедры литературы и культурологии по курсу «Современный литературный процесс». Готовятся учебные пособия, посвященные характеристике современной поэзии и драматургии.

РАЗДЕЛ I

Специфика современного литературного процесса
Общепринятым местом стала характеристика литературной ситуацию рубежа ХХ–ХХI вв. как кризисной: произошла смена поколений писателей и читателей, конкретные тексты рассматриваются как часть единого интертекста, засилье «антижанров» привело к существенной деформации всей жанровой системы и т.д.

Современный литературный процесс представляет настолько сложное и неоднозначно оцениваемое явление, что возникает необходимость в типологическом его осмыслении, выявлении ведущих тенденций, основных закономерностей, которые определяют как статус, так и перспективу развития отечественной литературы. Исследователь современный литературы М.Ю. Егоров обозначил ряд основных творческих тенденций, определивших действительные магистрали художественного движения ХХ века10.

Во-первых, это настоятельное педалирование в литературе последних двух столетий и обособление в качестве самостоятельного феномена творческой установки на авторскую самобытность, на отказ от сверхличных (классических) системно-художественных конвенций писателя с читателем.

Во-вторых, это перенос внимания художника с объективного мира на субъективный мир личности, с устремленности художника к познавательному моделированию мира и человека на специфичность отражения того и другого в сознании субъекта (героя и повествователя).

В-третьих, это признание сущностности понимания мира и человека как явлений не только диалектических, но универсально-динамических (дискретных, текучих, взаимообратимых, локально автономных, не равных самим себе).

В-четвертых, это утверждение принципиальной незавершенности нашего знания о мире и человеке даже в момент создания текста.

В-пятых, это все более последовательное снятие эпической дистанции между художественным миром произведения и формами авторского присутствия в тексте, все более акцентированная диалогичность объекта повествования и персонажа, вообще диалогичность отношений повествовательных инстанций.

Продолжением намеченных тенденций выступает также и такая актуальная художественная установка, как стремление автора «обнажить» для читателя сам процесс создания произведения. На этом пути наиболее значимыми оказываются две линии художественных поисков: организация текста по типу «метаповествования» и эстетическая демонстрация актуального («при читателе», «здесь и сейчас») «продуцирования текста».