Файл: Задача по созданию предпосылок для превращения чиновника юстиции из функционера в личность с независимым правовым и социальным статусом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ежемесячное пожизненное содержание судей
Введение.

1. Основы правового регулирования пенсионного обеспечения судей Российской Федерации

1.1. Правовой статус судей как субъектов права социального обеспечения.

1.2. Пенсионное обеспечение судей. Виды пенсий, назначаемых судьям.

2. Пожизненное содержание судей в Российской Федерации

2.1 Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьи

2.2 Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по ежемесячному пожизненному содержанию судей
Заключение
Список литературы

Введение

Последние годы ознаменованы принятием и поэтапной реализацией Концепции судебной реформы, утвержденной постановлением Верховного Совета РСФСР 24 октября 1991 года. В качестве одной из задач, подлежащих решению, признается необходимым утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

Авторы Концепции Судебной реформы отмечают, что судебная реформа состоится, если в ряду других основных задач будет решена задача по созданию предпосылок для превращения чиновника юстиции из функционера в личность с независимым правовым и социальным статусом.

Независимость судьи признана важнейшим принципом судопроизводства на конституционном уровне: в силу ст. 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

В разделе 4 Концепции Судебной реформы «Статус судей и работников правоохранительных органов» отмечается, что судебная реформа имеет целью создание независимой и влиятельной судейской корпорации, гарантирование процессуальной самостоятельности работников юстиции и их достойного материально - бытового и социального обеспечения, а также предлагается среди прочих прав признать право работников правоохранительных органов на отставку с получением после 10-20 лет работы на соответствующих должностях пожизненного содержания, пропорционального количеству отработанного времени.


Одной из гарантий независимости судьи, в силу ст. 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от июня 1992 года № 3132-1 является достойный уровень социального обеспечения судей, включая пенсионное обеспечение судей по возрасту.

Проведение судебной реформы совпало с проведением реформы в сфере пенсионного обеспечения граждан. Находящееся в стадии становления пенсионное обеспечение лиц, занимающих государственные должности, в том числе должности судей Российской Федерации, до настоящего времени не имеет серьезной концептуальной основы ни в рамках действующего пенсионного законодательства, ни в рамках юридической науки. Тем не менее, повышение роли и значимости судебных органов в системе государственной власти, предъявление все более высоких требований к профессиональным и личным качествам судьи требует детального изучения вопросов, посвященных проблемам социальной защиты в целом и пенсионного обеспечения судей в частности.

Объектом исследования в данной работе является пожизненное содержание судей в Российской Федерации.

Предметом - основания возникновения, порядок начисления, выплат и прекращения правоотношений по ежемесячному пожизненному содержанию судей на базе российского законодательства.

Целью настоящей работы является изучение и анализ ежемесячного пожизненного содержания судей на базе российского законодательства.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть правовой статус судей как субъектов права социального обеспечения;

- на основе нормативно-правовой базы рассмотреть виды пенсий, назначаемых судьям;

- изучить основания, порядок назначения, выплат, основания изменения и прекращения правоотношений по ежемесячному пожизненному содержанию судей.

Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный.

Обусловленная целью и задачами исследования, работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников и литературы.

1. Основы правового регулирования пенсионного обеспечения судей Российской Федерации


1.1 Правовой статус судей как субъектов права социального обеспечения.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, болезни и в других установленных законом случаях (статья 39)1. Дополненное конституционным принципом равенства право на социальное обеспечение является безусловным и не зависящим от факторов, ставящих реализацию данного права.

Признание социальной ориентации государства в тексте статьи 7 Конституции Российской Федерации2 реализуется в рамках текущего законодательства путем определения социальных рисков и установления возможностей оказания поддержки в связи с их наступлением.

Социальное обеспечение в своей основе предполагает обеспечение тех сторон человеческого существования, без которых немыслима сама жизнь человека. 

Безусловно, сфера действия социальных прав меняется, однако не более, чем меняется сфера действия иных прав человека, относящихся к группе социально-экономических прав. Действующая Конституция Российской Федерации и основополагающие нормы и принципы международного права не предусматривают какой бы то ни было дифференциации либо градации прав, составляющих в своей совокупности основу для существования человека.

В развитие конституционного права на социальное обеспечение федеральное законодательство, а также законодательство субъектов Российской Федерации устанавливают минимальные гарантии реализации права на социальное обеспечение, уровень которых снижен быть не может. Однако равенство прав не означает отсутствие возможности для дифференцированного подхода к правовому регулированию отдельных видов отношений, составляющих в совокупности предмет права социального обеспечения.

В существующем праве социального обеспечения должным образом определено понятие «социальное благо», в то время, как понятия «социальное равенство», «социальная справедли­вость», «социальный идеал» - нет.

В этой связи при исследовании социальной защиты судей в контексте современного социального права важным является изучение целей социальной защиты судей, проведение характеристики судей как субъектов воздействия, их эволюцию на пути  достижения социального идеала («социального стандарта»), выработку принципов социального права по вопросам социальной защиты судей не на уровне декларации, но и на уровне их реализации, изучение особенностей личности, на которые оказывается воздействие.


Центральными категориями социальной защиты судей, таким образом, являются:

- личность судьи как субъект  взаимодействия и объект государственного и общественного воз­действия;

- устойчивые социальные связи взаимодейст­вия и воздействия;

- организационно-правовые формы социаль­ной защиты судей;

- виды социальной защиты судей.

Устойчивые социальные связи взаимодействия и воздействия формируются на основе следующих принципов: социальная справедливость, социальное равенство, дополненные специальными принципами единства статуса  и независимости судей.

Принимая во внимание за основу тезис о том, что систему социального права составляют существующие ныне отрасли права социального обеспечения, трудового права, отдельных институтов семейного и жилищного права, понятие социальной защиты судей следует рассматривать именно через призму данных отраслей и институтов современного российского права.

Основополагающий принцип судебной власти  - независимость судей – находится в основе системы социальной защиты судей Российской Федерации.

При этом понятие социальной защиты судей структурно включено в состав понятия «госу­дарственная защита судей Российской Федерации», данное обстоятельство следует из положений Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ3: обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контро­лирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных настоящим Федеральным законом мер безопасности, правовой и социальной защиты (далее - меры государственной защиты), применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Указанным Федеральным законом определяется, что меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность (далее - близкие).


В ст. 3 данного Закона конкретизируется, что меры социальной защиты судей, предусматривают реализацию установленного настоящим Федераль­ным законом права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью,  уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью. Таким образом, социальная защита судей в контексте данного закона связывается исключительно с установлением права на материальную компенсацию в случае повреждения здоровья, смерти судьи. Иных прав, равно как иных социальных рисков данным законом не предусматривается.

Федеральным законом от 10.01.1996 г № 6-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»4 понятие «социальная защита» употреб­ляется лишь в названии закона, в тексте документа указывается на структуру заработной платы и ежемесячного пожизненного содержания судей, а также на компенсацию расходов на переезд в другую местность и стоимости путевки в случае не использования судьей права на санаторно-курортное лечение, устанавливаются отдельные (далеко не все)  условия для получения заработной платы и ежемесячного пожизненного содержания судьи.

Законом «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 г. № 3231-25 термин «социальная защита судей» употребляется путем перечисления мер социальной защиты. В ст. 20 среди мер социальной защиты судей указывается:

- обязательное государственное страхование жизни, здоровья, имущества судьи;

- прямое ассигнование за счет средств федерального бюджета выплат на возмещение вреда.

В законе нет четкого разграничения между системой государственного страхования судей и прямым ассигнованием за счет средств федерального бюджета. Страхованию на сумму 15-летней зара­ботной платы подлежат следующие риски: гибель (смерть судьи) в период работы либо после увольнения с должности; причинение судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность заниматься профессиональной деятель­ностью; причинение судье увечья или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности. Далее по тексту статьи указывается, что в связи с указанными социальными рисками осуществляется выплата средств по возмещению вреда здоровью, при этом к данным выплатам относятся и пенсии (по инвалидности, по случаю потери кормильца), что, безусловно, противоречит теории права социального обеспе­чения, в том числе разграничению организационно-правовых форм социального обеспечения.