Файл: Задача по созданию предпосылок для превращения чиновника юстиции из функционера в личность с независимым правовым и социальным статусом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Законодательство не предусматривает оснований, по которым гражданин может быть лишен права на получаемое им пожизненное содержание. Основания прекращения отставки судьи в законе предусмотрены, а вот оснований лишения получаемого им пожизненного содержания нет.

Совершенно очевидно, что наделение гражданина судейскими полномочиями и последующее приобретение вследствие этого статуса судьи, судьи в отставке и даже в силу жизненных обстоятельств переход в категорию судьи в отставке, отставка которого прекращена, не выводит его из сферы действия Конституции Российской Федерации, установившей, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства"38 (часть 3 ст. 55 Конституции РФ).

Положения нормативно-правовых актов, на которых основывается правоприменительная, в том числе и судебная, практика по вопросу лишения права на ежемесячное пожизненное содержание, не являются нормами закона.

В настоящее время напрямую связывающими прекращение отставки судьи с прекращением права гражданина на социальное обеспечение в старости и лишением его заработанного, назначенного и получаемого пожизненного содержания и устанавливающими основания прекращения выплаты ежемесячного пожизненного содержания являются два подзаконных акта.

Это Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающим в отставке, и ежемесячном денежном содержании и порядке его выплаты членам семьи умершего (погибшего) судьи, находившихся на его иждивении, в п. 4 которого установлено, что "не имеют права на получение ежемесячного пожизненного содержания судьи Конституционного Суда Российской Федерации, ушедшие или удаленные в отставку, в отношении которых впоследствии Конституционным Судом Российской Федерации было вынесено решение о прекращении отставки"39.

Второй акт - это упоминавшаяся выше Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям.

Этими актами установлено, что за прекращением отставки судьи неразрывно и автоматически следует лишение права получать ежемесячное пожизненное содержание.


Упомянутой нами выше Инструкцией о ЕПС судей установлено, что выплата ежемесячного пожизненного содержания прекращается:

- при прекращении отставки судьи по основаниям и в порядке, которые предусмотрены п. 6 (когда принято решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу) и 7 (осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий) ст. 15 Закона о статусе судей40;

- при нарушении бывшим судьей или судьей, пребывающим в отставке, условий получения ежемесячного пожизненного содержания применительно к обстоятельствам, влекущим прекращение отставки;

- при прекращении гражданства Российской Федерации;

- в случае подачи заявления о прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания;

- в случае смерти получателя ежемесячного пожизненного содержания или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим с первого числа месяца, следующего за месяцем этих событий;

- в случае поступления лиц, получающих ежемесячное пожизненное содержание, на оплачиваемую работу, кроме перечисленных в ст. 3 Закона о статусе судей, выплата пожизненного содержания прекращается со дня его приема на эту работу, причем излишне полученные суммы подлежат возмещению судьей добровольно или в судебном порядке.

Квалификационная коллегия судей по месту прежней работы или постоянного места жительства пребывающего в отставке судьи, принимая решение о прекращении его отставки, сообщает об этом в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации или суд, выплачивающий ежемесячное пожизненное содержание. В отношении судей арбитражных судов - в Высший Арбитражный Суд РФ.

Квалификационная коллегия судей по месту прежней работы или постоянного места жительства бывшего судьи, не пребывающего в отставке, принимая решение о нарушении бывшим судьей условий получения ежемесячного пожизненного содержания применительно к обстоятельствам, влекущим прекращение отставки, также сообщает об этом в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации или суд.

При восстановлении решением Верховного Суда РФ статуса судьи, пребывающего в отставке, а также в случае отмены обвинительного приговора или решения квалификационной коллегии судей о прекращении отставки судьи выплата ранее назначенного ежемесячного пожизненного содержания возобновляется со дня принятия такого решения.



Представляется небесспорным сложившееся положение, в силу которого возможно лишение социального обеспечения в старости гражданина по основаниям, не предусмотренным законодательно. Тем более что законодатель не предусматривает вообще никакого социального обеспечения гражданину за годы исполнения им судейских полномочий, если его отставка судьи была прекращена.

Лишение гражданина права на ежемесячное пожизненное содержание - это сложное правовое явление, требующее отдельного внимания правоведов.

Представляется, что данная проблема должна быть разделена на две.

Одна ситуация, когда судья в отставке еще не обладает реальным правом на ежемесячное пожизненное содержание и оно ему еще не назначено, а только "ожидаемо", то есть он не соответствует условиям его назначения (стаж работы судьей, достижение соответствующего возраста).

Совершенно иное, если судья, пребывающий в отставке, реально получает ежемесячное пожизненное содержание.

В этом случае лишение гражданина гарантированного государством социального обеспечения в старости представляется противоречащим конституционному праву на государственную поддержку пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты, установленные ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты"41.

Возникает сомнение в том, насколько эти правовые коллизии способствуют укреплению авторитета судебной власти и статуса судьи как в глазах общества, так и в самом судейском корпусе.

Действующий Закон, установив, что пребывающему в отставке судье выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, не связывает прекращение выплаты ежемесячного пожизненного содержания с прекращением отставки судьи.

Положение Закона о статусе судей о том, что судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляется неполным, так как не регулирует вопрос учета его прежней государственно значимой деятельности.


На наш взгляд, решение проблемы устранения ущемления пенсионных прав граждан - бывших судей, не имеющих или потерявших право на ежемесячное пожизненное содержание, возможно путем создания правового механизма, обеспечивающего преобразование пенсионных прав указанных граждан, приобретенных за период деятельности, в который они не подлежат обязательному пенсионному страхованию, в расчетный пенсионный капитал, как это сейчас установлено для граждан, проходивших военную службу и иную приравненную в ней службу, или осуществлявших деятельность, в периоды которых они не подлежали обязательному пенсионному страхованию, и не имеющих право на пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), финансируемую за счет средств федерального бюджета, на трудовую пенсию с учетом указанных периодов42 (Федеральный закон от 03.06.2011 N 118-ФЗ "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Однако практика применения этого Закона к гражданам, наделявшимся судейскими полномочиями, ушедшим в отставку и впоследствии утратившим статус судьи в отставке, показала ущербность механизма учета их социально значимой деятельности и явное несоответствие размера обеспечения в старости той деятельности, которую доверяло им государство.

По сути дела имеет место необходимость перевода новых социальных отношений на язык юридических норм, ориентирующих, в свою очередь, перевод, реализацию правовых предписаний в социальное поведение личности и общественных групп. Видимо, пришло время рассмотреть новые реалии, порожденные жизнью, и внимательно посмотреть на всю совокупность в целом отношений, складывающихся между обществом, государством, судьями и судьями в отставке.

Еще одна правовая проблема возникает, когда имеет место прекращение по собственному желанию отставки судьи, получающего ежемесячное пожизненное содержание. При этом это желание не является следствием нарушения им требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Закона о статусе судей, прекращения гражданства Российской Федерации и совершения поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти. Такое прекращение отставки не должно даже по действующей нормативной базе лишать его заработанного им ежемесячного пожизненного содержания.

Лицо, принявшее решение о прекращении по собственному желанию отставки судьи, не может быть лишено заработанного им права на достойную и обеспеченную старость.


Объем сохраняемых за гражданином в этом случае социальных льгот и преференций должен решаться законодателем с учетом утраты статуса судьи в отставке. Очевидно, что утрачивается право на неприкосновенность, на членство в судейском сообществе, на иные гарантии, вытекающие из статуса судьи в отставке, но не право на гарантированное государством социальное обеспечение в старости.
Заключение
Пенсионное обеспечение судей представляет собой вполне сформировавшуюся и устоявшуюся систему взаимодействующих денежных фондов, органов, представляющих обеспечение, субъектов обеспечения и нормативных правовых актов.

Указанная система является блоком системы пенсионного обеспечения, сложившейся в Российской Федерации, строится на одинаковых с ней принципах и выделяется в связи с наличием специфики денежного источника, из которого осуществляется пенсионное обеспечения (федеральный бюджет), органов, осуществляющих пенсионное обеспечение (в лице высших судебных инстанций, Судебного департамента и его территориальных подразделений, коллегиальных органов нижестоящих судов) и специфики главного элемента данной системы - субъекта обеспечения, которым выступает судья. Указанная специфика, соответственно, находит отражение и в нормативных правовых актах.

Специфика конституционно-правового статуса судей обуславливает специфику их статуса и в отношениях, регулируемых правом социального обеспечения, в том числе по ежемесячному пожизненному содержанию судей.

Уровень ежемесячного пожизненного содержания судей высок, по сравнению с пенсионными выплатами, назначаемыми по общим основаниям, предусмотренным Законом о трудовых пенсиях, что является в полной мере оправданным, поскольку предоставляемое на особых условиях ежемесячное пожизненное содержание судей является одной из гарантий реализации закрепленного в Конституции Российской Федерации и международно-правовых документах принципа независимости судьи и судебной власти в государстве.

Специфика пенсионного обеспечения судей особенно ярко проявляется в правоотношениях по ежемесячному пожизненному содержанию, которые составляют центральный блок в системе пенсионного обеспечения судей. Правоотношения по ежемесячному пожизненному содержанию судей представляют собой самостоятельный вид правоотношений пенсионного характера, для которых характерны особый субъектный состав, особые основания предоставления, связанные с безусловной необходимостью позитивной оценки прошлой деятельности судьи, а также требования о соблюдении ограничений, принимаемых судьей в связи с назначением ежемесячного пожизненного содержания судьи, несоблюдение которых является основанием для прекращения правоотношений по ежемесячному пожизненному содержанию судей.