Файл: Задача по созданию предпосылок для превращения чиновника юстиции из функционера в личность с независимым правовым и социальным статусом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Регулирование заработной платы, ежемесячного пожизненного содержания судей, компенсации проездных расходов наряду с вопросами медицинс­кого обслуживания и предоставления жилых помещения исключены из перечня мер социальной защиты судей и составляют в своей совокупности, в силу нормативных положений ст. 19 Закона о статусе судей, материальное обеспечение судей.

Указанные расхождения в текстах всего лишь трех законов федерального уровня свидетельствуют об отсутствии целостной правовой системы социальной защиты судей.

Что же является основой в определении социальной защиты судей?

Обратимся к принципам судебной власти.

Среди основополагающих в статьях 1 и 2 Закона о статусе судей выделяются принцип независимости судей, принцип непосредственной реализации судьями судебной власти (судьи – носители судебной власти), обязательности судебных постановлений, а также принцип единства статуса судей.

В ст. 9 Закона о статусе судей среди гарантий принципа независимости указывается на предостав­ление судье за счет средств государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Термин социальная защита также не упоминается и не используется законодателем.

Вместе с тем, не стоит забывать, что Закон о статусе судей принят в 1992 г., несмотря на многократные изменения, понятие «социальная защита судей» не предусмотрена данным «базовым», «статусным» законом. Более поздние законода­тельные акты используют данное понятие, но ограниченно и бессистемно. Меры материального обеспечения, указанные в ст. 9 и ст. 19 Закона о статусе судей по своей сути, целевому назначению и функциональному потенциалу относятся к мерам социальной защиты наряду с указанными в ст. 20 Закона о статусе судей6.

Термин «социальное обеспечение» в контексте современной правовой системы не отражает всю многоплановость и многоаспектность гарантий принципа независимости, связанных с особым социально-правовым статусом судей.

Социальная защита судей на современном этапе развития законодательства и правоприменительной практики является комплексным правовым институтом, нормами которого осуществляется регулирование социальных отношений между судьей и государством в лице уполномоченных органов по обеспечению гарантий принципа независимости предусмотренными законом мерами социальной защиты в установленных формах с учетом конституционно-правового статуса и личности судьи. С данных позиций полагаем необходимым дальнейшее законодательное регулирование вопросов социальной защиты судей, а также практическую реализацию конкретных мер их социальной защиты.


1.2 Понятие пенсионного обеспечения судей. Виды пенсий, назначаемых судьям.

Одной из гарантий независимости судьи, в силу ст. 9 Закона о статусе судей, является достойный уровень социального обеспечения судей. Право судьи на получение при уходе в отставку не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания является одним из серьезнейших в комплексе мер по социально-правовой защите судей в старости.

Существующая система социального обеспечения судей, предусмотренная ст. 19 и 20 Закона о статусе судей7, позволяет рассматривать судью как субъект права социального обеспечения.

В Российской Федерации правосудие осуществляется судьями:

1) конституционных судов:

а) Конституционного Суда РФ:

б) конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

2) судов общей юрисдикции:

а) Верховного Суда РФ;

б) верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных округов и автономной области;

в) районных и специализированных судов;

г) мировыми судьями;

3) арбитражных судов:

а) Высшего Арбитражного Суда РФ;

б) федеральных арбитражных судов округов;

в) арбитражных апелляционных судов;

г) арбитражных судов субъектов РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей, пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Данная норма носит отсылочный характер к действующему на момент назначения пенсии законодательству о пенсионном обеспечении физических лиц без дифференцированного подхода по признаку предшествующей профессиональной деятельности. В настоящее время таким законом является Закон о трудовых пенсиях, в соответствии с положениями ст. 7 которого право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Обстоятельствами, имеющими значение для возникновения правоотношений по пенсионному обеспечению, являются достижение возраста и наличие страхового стажа. Право на пенсионное обеспечение судей по общим основаниям, содержащимся в п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей, связывается со специальным основанием прекращения полномочий судьи - отставкой.

Вопрос о правовой природе ежемесячного пожизненного содержания судей, пребывающих в отставке, был предметом неоднократного рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации. В Определении Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 492-О

8 Конституционный Суд Российской Федерации отметил следующее: "Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", определяя статус судьи в отставке, в том числе обусловленные этим статусом гарантии предоставления материального (социального) обеспечения, устанавливает, что пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи, а имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи; судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере; пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности (пункт 5 статьи 15, абзац второй пункта 1 статьи 19 Закона о статусе судей)9.

Из приведенных законоположений следует, что ежемесячное пожизненное содержание выплачивается взамен пенсии, предоставляемой на общих основаниях, в том числе трудовой пенсии, и назначение его судье в отставке исключает одновременное получение им каких-либо видов пенсии, кроме пенсии по инвалидности вследствие военной травмы. При этом одним из условий назначения ежемесячного пожизненного содержания является длительное осуществление соответствующей профессиональной деятельности (наличие стажа работы), т. е. выполнение такого же требования, какое предусмотрено законодателем в качестве условия приобретения отдельными категориями граждан права на пенсионное обеспечение.

Выплата ежемесячного пожизненного содержания судьям в отставке, так же как и выплата гражданам пенсий по государственному пенсионному обеспечению, производится за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.

Таким образом, ежемесячное пожизненное содержание, назначаемое судье, пребывающему в отставке, по сути, является выплатой, аналогичной пенсии, разновидностью государственного социального (пенсионного) обеспечения.


При этом Конституционный Суд РФ указал, что "различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав" допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Конституционный Суд прямо указывает на существование социального обеспечения в двух формах - в виде государственной пенсии либо в виде ежемесячного пожизненного содержания судьи в отставке.

Правовая природа ежемесячного пожизненного содержания судей, вышедших в отставку, установлена и нормативно-правовыми актами Правительства РФ. В частности, Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512, действующим в редакции от 01.12.2007 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи"10, ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку, отнесено к социальным выплатам из бюджета.

В отношении правовой природы ежемесячного пожизненного содержания судей в отставке высказался и Совет судей Российской Федерации в документе под названием "Обобщение вопросов и ответов" подготовлено Советом судей РФ)11: "Судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но не пребывающему в отставке, в соответствии с ст. 3 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"12 выплачивается надбавка к заработной плате, а не необлагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, которое, по существу, относится к государственному пенсионному обеспечению судей".

Ежемесячное пожизненное содержание судьи в отставке, назначаемое в соответствии с законодательством о судебной власти, являясь одним из видов социальных выплат из федерального бюджета, принципиально отличается от пенсионного обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, назначаемого на основании пенсионного законодательства.


Во-первых, ежемесячное пожизненное содержание судьи является расходным обязательством федерального бюджета и выплачивается из средств федерального бюджета и в этой части является, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, выплатой, аналогичной пенсии, разновидностью государственного социального (пенсионного) обеспечения, в то время как пенсионное обеспечение граждан является расходным обязательством Пенсионного фонда и осуществляется из средств этого фонда.

Во-вторых, право судьи в отставке на получение ежемесячного пожизненного содержания и размер ежемесячного пожизненного содержания обусловлены двумя юридическими фактами: наличием конкретной величины стажа работы, определенной законодательством и достижением определенного возраста.