Файл: Тема Проведение медикаментозного лечения по назначению врача.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Учет лекарственных средств в ЛПУ
Порядок учета материальных ценностей в отделениях ЛПУ и нормативные документы, регламентирующие эту деятельность.
Учет наркотических средств и психотропных веществ.
Порядок учета материальных ценностей.
Учет наркотических средств и психотропных веществ ведется в журналах регистраций. Старшая медицинская сестра является материально-ответственным лицом.
По наркотическим средствам и психотропным веществам в отделениях ведется журнал предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) старшей медицинской сестрой.
Наркотические средства и психотропные вещества выдаются на сутки, а также на выходные и праздничные дни – с учетом существующей потребности. По наркотическим средствам и психотропным веществам предусмотрен лист назначений наркотических средств (психотропных веществ).
Назначение вводимых наркотических средств и психотропных веществ регистрируется в истории болезни с указанием времени и способа их введения; дозировки и их количества. После завершения операции в истории болезни производится итоговый подсчет использованных наркотических средств и психотропных веществ, который заверяется подписью врача и медицинской сестры – анестезиста.
При использовании неполного объема ампулы или флакона остатки разбавляются водой в соотношении 1:100 и утилизируются, о чем делается запись в истории болезни. Использованные ампулы (флаконы) из-под наркотических средств и психотропных веществ ежедневно (за исключением выходных и праздничных дней) сдаются старшей медицинской сестре. Факт их сдачи отражается в журнале учета использованных ампул (флаконов) из-под наркотических средств и психотропных веществ.
Все виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на территории Приднестровской Молдавской Республики осуществляются только после получения лицензии на конкретный вид деятельности, а также лицензии на использование объектов и помещений, где осуществляются виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
Не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами лица:
-
не достигшие 18-летнего возраста; -
имеющие непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое преступление, особо тяжкое преступление, либо преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; -
которым предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; -
больные наркоманией, токсикоманией и хроническим алкоголизмом; -
признанные в установленном порядке непригодными к выполнению работ, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Учет остальных лекарственных средств.
Учет медикаментов ведется в книге учета материальных ценностей.
Старшая медицинская сестра отделения выдает лекарственные средства медицинским сестрам, о чем производятся записи в журналах предметно-количественного учета, подтвержденные подписями лиц, осуществивших отпуск лекарственных средств и их получение.
Порядок отпуска ЛС.
Отпускаются лекарственные средства из аптеки старшей медицинской сестре по накладным-требованиям, которые выписываются в двух экземплярах и утверждаются руководителем организации. Первый экземпляр накладной-требования остается в аптеке, а второй возвращается отделению.
Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, отпускаются отделениям по отдельным накладным-требованиям. В них обязательно должны быть указаны номера историй болезней, фамилия, имя, отчество больных, для которых выписаны лекарственные средства. Накладные утверждаются руководителем организации, и на них ставятся штамп и печать организации.
Исполненные накладные-требования регистрируются с присвоением порядковых номеров в книге учета протаксированных накладных-требований.
Важным фактор, влияющий на качество оказания лекарственной помощи, – это выполнение требований к условиям хранения лекарственных средств на всех этапах их продвижения: от производителя до пациента.
Выделяют особенности хранения отдельных групп ЛС в зависимости от физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды:
-
ЛС, требующих защиты от действия света; -
ЛС, требующих защиты от воздействия влаги; -
ЛС, требующих защиты от улетучивания и высыхания; -
ЛС, требующих защиты от воздействия повышенной температуры; -
ЛС, требующих защиты от воздействия пониженной температуры; -
ЛС, требующих защиты от воздействия газов, содержащихся в окружающей среде; -
пахучих и красящих ЛС; -
дезинфицирующих ЛС; -
ЛС для медицинского применения; -
лекарственного растительного сырья; -
медицинских пиявок; -
огнеопасных ЛС; -
взрывоопасных ЛС; -
наркотических и психотропных ЛС; -
сильнодействующих и ядовитых ЛС.
Утилизация ЛС осуществляется следующими способами:
-
жидкие лекарственные формы (растворы для инъекций в ампулах, в пакетах и во флаконах, в аэрозольных баллонах, капли, микстуры и т.д.) утилизируются путем раздавливания с последующим разведением содержимого в соотношении 1:100 и сливом данного раствора в промышленную канализацию; остатки ампул, аэрозольных баллонов, пакетов и флаконов вывозят обычным порядком, как производственный или бытовой мусор; -
твердые лекарственные формы (таблетки, порошки, капсулы и т.д.), которые содержат водорастворимые субстанции ЛС, после дробления до порошкообразного состояния разводятся водой в соотношении 1:100 и образующийся раствор сливается в промышленную канализацию; -
твердые лекарственные формы (таблетки, порошки, капсулы и т.д.), которые содержат субстанции ЛС, нерастворимые в воде, мягкие лекарственные формы (мази, суппозитории и т.д.), трансдермальные формы лекарственных средств, а также фармацевтические субстанции утилизируют путем сжигания.
1.3 Правила выписывания и хранения лекарственных средств отделениями ЛПУ
Основной документ медикаментозной терапии пациентов для медсестры — лист врачебных назначений.
Лист врачебных назначений заполняет лечащий врач пациента после ежедневного обхода.
1. Палатная медсестра ежедневно делает выборку препаратов из листа назначений, составляет список недостающих медикаментов на посту и подает заявку старшей медсестре.
2. Старшая медсестра суммирует полученные сведения, заполняет требование на получение лекарственных средств из аптеки и подписывает его у заведующего лечебным отделением.
3. Требования на ядовитые, наркотические препараты и этиловый спирт выписывают на латинском языке, на отдельных бланках со штампом, печатью и подписью руководителя лечебного отделения или его заместителя по лечебной работе. В требованиях на ядовитые, наркотические, остродефицитные и дорогостоящие препараты указывают номер медицинской карты, ФИО пациента, диагноз.
4. Старшая медсестра получает готовые лекарственные формы ежедневно или в определенные дни по графику, а приготовленные в аптеке — на следующий день. При получении проверяет соответствие препаратов заявке: наименование этикеток, обозначение концентрации, дозировку; срок изготовления, герметичность упаковки, подпись ответственных лиц за изготовление.
Препараты, изготовленные в аптеке, имеют этикетку:
-
желтую — для наружного применения; -
белую — для внутреннего применения; -
голубую — для парентерального применения.
В отделении старшая медсестра выдает лекарственные препараты на три дня постовым и процедурным сестрам согласно врачебным назначениям.
Медсестра не имеет права:
-
заменять и исправлять этикетки на лекарственных средствах; -
переливать и перекладывать лекарства из одной упаковки в другую; -
соединять в одну одинаковые лекарственные средства из разных упаковок; -
хранить лекарственные вещества без этикеток; -
менять форму и упаковку препаратов; -
выдавать пациентам деформированные лекарственные формы (таблетки, капсулы, свечи).
Палатная и процедурная медсестры несут ответственность за хранение медикаментов на своих рабочих местах. Старшая сестра осуществляет контроль и руководство за использованием и обеспечением сохранности лекарств в лечебном отделении.
-
Размещение медикаментов соответственно токсикологическим группам:
-
список А — ядовитые (атропин, препараты мышьяка, стрихнина, ртути, серебра) и наркотические (морфии, омнопон, фентанил, промедол); -
список В — сильнодействующие (ампициллин, ампиокс, клофелин, барбитал); -
общий список (ацетилсалициловая кислота, аспаркам, апилак, фарингопилс).
-
Хранение препаратов наружного и внутреннего применения на разных полках на посту медсестры в шкафу, запирающемся на ключ. -
Размещение медикаментов парентерального применения в стеклянных шкафах процедурного кабинета. Распределение лекарств по группам соответствует механизму действия. -
Хранение препаратов списка А и Б осуществляют в сейфе. -
Учитывают физико-химические свойства препаратов и сроки хранения:
-
средства, разлагающиеся на свету, выпускают в темных флаконах: настойки валерианы, валосердина, пустырника хранят в шкафу при комнатной температуре; -
скоропортящиеся препараты хранят в холодильнике: вакцины, сыворотки, отвары, настои, микстуры, суппозитории, мази; -
сильнопахнущие средства хранят отдельно (линимент Вишневского, мазь «Феналгон», масло камфорное); -
настойки, экстракты хранят во флаконах с притертыми пробками или плотными крышками, предотвращая возможность испарения спирта и усиления концентрации препаратов.
-
Признаки непригодности лекарств:
-
порошки, таблетки — изменение цвета, структуры; -
стерильные растворы — изменение цвета, прозрачности, появление хлопьев; -
настои, отвары — изменение цвета, помутнение, появление неприятного запаха; -
мази — изменение цвета, расслаивание, прогорклый запах.
-
Сроки хранения:
-
стерильные растворы, изготовленные в ацтеке, - 3 суток, под металлической облаткой — 30 суток; -
растворы для инъекций и глазных капель, изготовленные в аптеке, — не более двух суток.
-
Ответственность за расход и хранение медикаментов, а также за порядок на местах хранения, соблюдения правил выдачи и назначения лекарств несет заведующий лечебным отделением. Непосредственным исполнителем организации хранения и расхода является старшая медсестра.
Хранение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств осуществляют в сейфе.
Условия хранения в сейфе:
-
На внутренней поверхности дверцы размещают перечень препаратов с указанием высших разовых и суточных доз, а также противоядия — при отравлениях. -
Книга учета наркотических средств: все листы прошнурованы, пронумерованы, скреплены бумажным листом на последней странице с указанием количества страниц, подписью руководителя ЛПУ или его заместителей и печатью ЛПУ. Для каждого препарата выделяют отдельные листы, где указывают наименование лекарства, его количество, дату применения, ФИО пациента, номер истории болезни, количество использованных ампул, их остаток, подпись медсестры. -
Ключи от сейфа хранят у лиц, ответственных за хранение ядовитых и сильнодействующих средств. На ночь ключи передают дежурному врачу, делая запись в «Тетради передачи ключей от сейфа с наркотическими веществами» и ставя подписи передающего и принимающего ключи и запасы наркотических средств.
Наркотические и ядовитые лекарственные средства подлежат предметно-количественному учету в соответствии с приказом МЗ РФ от 12 ноября 1997 г. №330. Препараты вводит медсестра по назначению врача и в его присутствии, а пустые ампулы из-под наркотиков не выбрасывают, а передают старшей медсестре. Специальная комиссия под председательством главного врача уничтожает использованные ампулы 1 раз в 10 дней с составлением соответствующего акта по установленной форме.
Запасы ядовитых лекарственных средств в отделениях не должны превышать 5-дневной потребности, сильнодействующих — 10-дневной.
Для оказания экстренной медицинской помощи в вечернее и ночное время по жизненным показаниям разрешено создавать в приемных отделениях стационаров 5-дневный резерв наркотических средств. Этим резервом может распоряжаться ответственный дежурный врач во всех подразделениях лечебного учреждения.
1.4 Раздача лекарственных средств
Раздачу лекарств в лечебном отделении стационара медицинская сестра производит в строгом соответствии с врачебными назначениями.
Лекарственные формы по состоянию систематизируют на:
-
твердые — таблетки, капсулы, драже, порошки; -
мягкие — свечи, мази; -
жидкие — растворы, отвары, настойки, болтушки; -
газообразные — аэрозоли.
Обязанности медсестры по контролю лекарств: