Файл: Тема Проведение медикаментозного лечения по назначению врача.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Учет лекарственных средств в ЛПУ
Порядок учета материальных ценностей в отделениях ЛПУ и нормативные документы, регламентирующие эту деятельность.

Учет наркотических средств и психотропных веществ.

Порядок учета материальных ценностей.

Учет наркотических средств и психотропных веществ ведется в журналах регистраций. Старшая медицинская сестра является материально-ответственным лицом.

По наркотическим средствам и психотропным веществам в отделениях ведется журнал предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) старшей медицинской сестрой.

Наркотические средства и психотропные вещества выдаются на сутки, а также на выходные и праздничные дни – с учетом существующей потребности. По наркотическим средствам и психотропным веществам предусмотрен лист назначений наркотических средств (психотропных веществ).

Назначение вводимых наркотических средств и психотропных веществ регистрируется в истории болезни с указанием времени и способа их введения; дозировки и их количества. После завершения операции в истории болезни производится итоговый подсчет использованных наркотических средств и психотропных веществ, который заверяется подписью врача и медицинской сестры – анестезиста.

При использовании неполного объема ампулы или флакона остатки разбавляются водой в соотношении 1:100 и утилизируются, о чем делается запись в истории болезни. Использованные ампулы (флаконы) из-под наркотических средств и психотропных веществ ежедневно (за исключением выходных и праздничных дней) сдаются старшей медицинской сестре. Факт их сдачи отражается в журнале учета использованных ампул (флаконов) из-под наркотических средств и психотропных веществ.

Все виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на территории Приднестровской Молдавской Республики осуществляются только после получения лицензии на конкретный вид деятельности, а также лицензии на использование объектов и помещений, где осуществляются виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами лица:

  • не достигшие 18-летнего возраста;

  • имеющие непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое преступление, особо тяжкое преступление, либо преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

  • которым предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

  • больные наркоманией, токсикоманией и хроническим алкоголизмом;

  • признанные в установленном порядке непригодными к выполнению работ, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.


Учет остальных лекарственных средств.

Учет медикаментов ведется в книге учета материальных ценностей.

Старшая медицинская сестра отделения выдает лекарственные средства медицинским сестрам, о чем производятся записи в журналах предметно-количественного учета, подтвержденные подписями лиц, осуществивших отпуск лекарственных средств и их получение.

Порядок отпуска ЛС.

Отпускаются лекарственные средства из аптеки старшей медицинской сестре по накладным-требованиям, которые выписываются в двух экземплярах и утверждаются руководителем организации. Первый экземпляр накладной-требования остается в аптеке, а второй возвращается отделению.

Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, отпускаются отделениям по отдельным накладным-требованиям. В них обязательно должны быть указаны номера историй болезней, фамилия, имя, отчество больных, для которых выписаны лекарственные средства. Накладные утверждаются руководителем организации, и на них ставятся штамп и печать организации.

Исполненные накладные-требования регистрируются с присвоением порядковых номеров в книге учета протаксированных накладных-требований.

Важным фактор, влияющий на качество оказания лекарственной помощи, – это выполнение требований к условиям хранения лекарственных средств на всех этапах их продвижения: от производителя до пациента.

Выделяют особенности хранения отдельных групп ЛС в зависимости от физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды:

  • ЛС, требующих защиты от действия света;

  • ЛС, требующих защиты от воздействия влаги;

  • ЛС, требующих защиты от улетучивания и высыхания;

  • ЛС, требующих защиты от воздействия повышенной температуры;

  • ЛС, требующих защиты от воздействия пониженной температуры;

  • ЛС, требующих защиты от воздействия газов, содержащихся в окружающей среде;

  • пахучих и красящих ЛС;

  • дезинфицирующих ЛС;

  • ЛС для медицинского применения;

  • лекарственного растительного сырья;

  • медицинских пиявок;

  • огнеопасных ЛС;

  • взрывоопасных ЛС;

  • наркотических и психотропных ЛС;

  • сильнодействующих и ядовитых ЛС.

Утилизация ЛС осуществляется следующими способами:

  • жидкие лекарственные формы (растворы для инъекций в ампулах, в пакетах и во флаконах, в аэрозольных баллонах, капли, микстуры и т.д.) утилизируются путем раздавливания с последующим разведением содержимого в соотношении 1:100 и сливом данного раствора в промышленную канализацию; остатки ампул, аэрозольных баллонов, пакетов и флаконов вывозят обычным порядком, как производственный или бытовой мусор;

  • твердые лекарственные формы (таблетки, порошки, капсулы и т.д.), которые содержат водорастворимые субстанции ЛС, после дробления до порошкообразного состояния разводятся водой в соотношении 1:100 и образующийся раствор сливается в промышленную канализацию;

  • твердые лекарственные формы (таблетки, порошки, капсулы и т.д.), которые содержат субстанции ЛС, нерастворимые в воде, мягкие лекарственные формы (мази, суппозитории и т.д.), трансдермальные формы лекарственных средств, а также фармацевтические субстанции утилизируют путем сжигания.



1.3 Правила выписывания и хранения лекарственных средств отделениями ЛПУ
Основной документ медикаментозной терапии пациентов для медсестры — лист врачебных назначений.

Лист врачебных назначений заполняет лечащий врач пациента после ежедневного обхода.

1. Палатная медсестра ежедневно делает выборку препаратов из листа назначений, составляет список недостающих медикаментов на посту и подает заявку старшей медсестре.

2. Старшая медсестра суммирует полученные сведения, заполняет требование на получение лекарственных средств из аптеки и подписывает его у заведующего лечебным отделением.

3. Требования на ядовитые, наркотические препараты и этиловый спирт выписывают на латинском языке, на отдельных бланках со штампом, печатью и подписью руководителя лечебного отделения или его заместителя по лечебной работе. В требованиях на ядовитые, наркотические, остродефицитные и дорогостоящие препараты указывают номер медицинской карты, ФИО пациента, диагноз.

4. Старшая медсестра получает готовые лекарственные формы ежедневно или в определенные дни по графику, а приготовленные в аптеке — на следующий день. При получении проверяет соответствие препаратов заявке: наименование этикеток, обозначение концентрации, дозировку; срок изготовления, герметичность упаковки, подпись ответственных лиц за изготовление.

Препараты, изготовленные в аптеке, имеют этикетку:

  • желтую — для наружного применения;

  • белую — для внутреннего применения;

  • голубую — для парентерального применения.

В отделении старшая медсестра выдает лекарственные препараты на три дня постовым и процедурным сестрам согласно врачебным назначениям.

Медсестра не имеет права:

  • заменять и исправлять этикетки на лекарственных средствах;

  • переливать и перекладывать лекарства из одной упаковки в другую;

  • соединять в одну одинаковые лекарственные средства из разных упаковок;

  • хранить лекарственные вещества без этикеток;

  • менять форму и упаковку препаратов;

  • выдавать пациентам деформированные лекарственные формы (таблетки, капсулы, свечи).


Палатная и процедурная медсестры несут ответственность за хранение медикаментов на своих рабочих местах. Старшая сестра осуществляет контроль и руководство за использованием и обеспечением сохранности лекарств в лечебном отделении.

  1. Размещение медикаментов соответственно токсикологическим группам:

  • список Аядовитые (атропин, препараты мышьяка, стрихнина, ртути, серебра) и наркотические (морфии, омнопон, фентанил, промедол);

  • список В сильнодействующие (ампициллин, ампиокс, клофелин, барбитал);

  • общий список (ацетилсалициловая кислота, аспаркам, апилак, фарингопилс).

  1. Хранение препаратов наружного и внутреннего применения на разных полках на посту медсестры в шкафу, запирающемся на ключ.

  2. Размещение медикаментов парентерального применения в стеклянных шкафах процедурного кабинета. Распределение лекарств по группам соответствует механизму действия.

  3. Хранение препаратов списка А и Б осуществляют в сейфе.

  4. Учитывают физико-химические свойства препаратов и сроки хранения:

  • средства, разлагающиеся на свету, выпускают в темных флаконах: настойки валерианы, валосердина, пустырника хранят в шкафу при комнатной температуре;

  • скоропортящиеся препараты хранят в холодильнике: вакцины, сыворотки, отвары, настои, микстуры, суппозитории, мази;

  • сильнопахнущие средства хранят отдельно (линимент Вишневского, мазь «Феналгон», масло камфорное);

  • настойки, экстракты хранят во флаконах с притертыми пробками или плотными крышками, предотвращая возможность испарения спирта и усиления концентрации препаратов.

  1. Признаки непригодности лекарств:

        • порошки, таблетки — изменение цвета, структуры;

        • стерильные растворы — изменение цвета, прозрачности, появление хлопьев;

        • настои, отвары — изменение цвета, помутнение, появление неприятного запаха;

        • мази — изменение цвета, расслаивание, прогорклый запах.

  1. Сроки хранения:

  • стерильные растворы, изготовленные в ацтеке, - 3 суток, под металлической облаткой — 30 суток;

  • растворы для инъекций и глазных капель, изготовленные в аптеке, — не более двух суток.

  1. Ответственность за расход и хранение медикаментов, а также за порядок на местах хранения, соблюдения правил выдачи и назначения лекарств несет заведующий лечебным отделением. Непосредственным исполнителем организации хранения и расхода является старшая медсестра.


Хранение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств осуществляют в сейфе.

Условия хранения в сейфе:

  1. На внутренней поверхности дверцы размещают перечень препаратов с указанием высших разовых и суточных доз, а также противоядия — при отравлениях.

  2. Книга учета наркотических средств: все листы прошнурованы, пронумерованы, скреплены бумажным листом на последней странице с указанием количества страниц, подписью руководителя ЛПУ или его заместителей и печатью ЛПУ. Для каждого препарата выделяют отдельные листы, где указывают наименование лекарства, его количество, дату применения, ФИО пациента, номер истории болезни, количество использованных ампул, их остаток, подпись медсестры.

  3. Ключи от сейфа хранят у лиц, ответственных за хранение ядовитых и сильнодействующих средств. На ночь ключи передают дежурному врачу, делая запись в «Тетради передачи ключей от сейфа с наркотическими веществами» и ставя подписи передающего и принимающего ключи и запасы наркотических средств.

Наркотические и ядовитые лекарственные средства подлежат предметно-количественному учету в соответствии с приказом МЗ РФ от 12 ноября 1997 г. №330. Препараты вводит медсестра по назначению врача и в его присутствии, а пустые ампулы из-под наркотиков не выбрасывают, а передают старшей медсестре. Специальная комиссия под председательством главного врача уничтожает использованные ампулы 1 раз в 10 дней с составлением соответствующего акта по установленной форме.

Запасы ядовитых лекарственных средств в отделениях не должны превышать 5-дневной потребности, сильнодействующих — 10-дневной.

Для оказания экстренной медицинской помощи в вечернее и ночное время по жизненным показаниям разрешено создавать в приемных отделениях стационаров 5-дневный резерв наркотических средств. Этим резервом может распоряжаться ответственный дежурный врач во всех подразделениях лечебного учреждения.
1.4 Раздача лекарственных средств
Раздачу лекарств в лечебном отделении стационара медицинская сестра производит в строгом соответствии с врачебными назначениями.

Лекарственные формы по состоянию систематизируют на:

  1. твердые — таблетки, капсулы, драже, порошки;

  2. мягкие — свечи, мази;

  3. жидкие — растворы, отвары, настойки, болтушки;

  4. газообразные — аэрозоли.

Обязанности медсестры по контролю лекарств: