Файл: Притча о блудном сыне и ее интерпретация в пушкинской повести.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 546
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел долгосрочного плана: “Мораль. Этика. Ценности” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Литература и история: тема коллективизации. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 4. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. | ||||||
Цели урока | — познакомить с творчеством В. Ф.Тендрякова, а также дать историческую справку об эпохе начала 30-х годов ХХ века; — формировать умение участвовать в беседе по прочитанному, высказывать свои мысли и предположения; — пробуждать чувство сострадания, вызывать учащихся на глубокие размышления в процессе чтения. | ||||||
Критерии оценивания | Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. Дескрипторы: Анализирует в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. В рассказе В. Ф.Тендрякова “Хлеб для собаки” одной из ведущих проблем является проблема нравственного выбора. Поэтому на этапе актуализации данного урока используем прием “Ассоциативный ряд”. Предложите учащимся написать словосочетание “нравственный выбор” и подобрать к нему свои ассоциации. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Знакомство с творчеством В. Ф.Тендрякова. Чтение статьи учебника “Проблема нравственного выбора в творчестве писателя”. Исторический комментарий. Чтобы постичь глубину рассказа “Хлеб для собаки”, нужно знать эпоху, описанную в произведении. Это время коллективизации, страшного голода в начале 30-х годов и сталинских репрессий. Сообщение группы “историков”, которые подготовили историческую справку или презентацию на тему “Голод 1932 –1933 годов и его причины”. Объяснение значения слов “кулак”, “раскулаченные”, “лишенцы” и др. Чтение первых эпизодов рассказа “Хлеб для собаки”. По ходу чтения необходим комментарий учителя. АИ 4. Обсуждение прочитанных эпизодов. Чтение рассказа “Хлеб для собаки” — это нелегкое чтение, оно требует от юного читателя душевного напряжения, сопереживания. Наверняка у школьников возникли первые вопросы по ходу чтения, которые надо обсудить в классе. Прогнозирование дальнейших событий, попытка понять смысл названия рассказа. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. Чтобы помочь учащимся осмыслить материал урока, можно вывести слайд, где указаны варианты: 1) Сегодня я узнал(а)...; 2) Было трудно…; 3) Я понял(а), что…; 7) Меня потрясло…; 8) Мне захотелось... . Информация о домашнем задании. Прочитать рассказ “Хлеб для собаки”. Записать вопросы, возникшие по ходу чтения. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Мораль. Этика. Ценности” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Художественное время и пространство в рассказе “Хлеб для собаки”. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | ПО 1. Понимать термины: сатирический рассказ, юмористический рассказ, язык рассказчика, образ-персонаж. ПО 4. Составлять сложный план. АИ 3. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл. АИ 4. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. ПО 5. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. | ||||||
Цели урока | — анализировать рассказ Тендрякова с точки зрения художественного времени и пространства, композиции произведения; — формировать у учащихся умение выражать свое мнение о героях и событиях, анализировать эпизоды, важные для характеристики героев; — выявить те нравственные уроки, которые получает главный герой рассказа В. Ф. Тендрякова “Хлеб для собаки”. | ||||||
Критерии оценивания | Понимать термины: сатирический рассказ, юмористический рассказ, язык рассказчика, образ-персонаж. Составлять сложный план. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. Дескрипторы: Понимает термины: сатирический рассказ, юмористический рассказ, язык рассказчика, образ-персонаж. Составляет сложный план. Выделяет в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл. Анализирует в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. Пересказывает (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. В начале урока ученики могут поделиться своими впечатлениями о прочитанном рассказе: что их поразило, потрясло, вызвало непонимание. Дома, дочитав рассказ, школьники записали вопросы, возникшие в процессе чтения. Сейчас они могут обратиться друг к другу и к учителю с этими вопросами. Можно использовать прием “Ромашка Блума”, который формирует критическое мышление, поскольку учит создавать вопросы раз ного типа и отвечать на них. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Работа в группах. Распределить следующие задания по группам учащихся. Характеристика художественного времени и пространства в рассказе “Хлеб для собаки”. Обратим внимание, что в рассказе противопоставлены два пространственных мира: привокзальный скверик, где валялись и умирали люди, и поселок, в котором “шла нормальная жизнь”. И эти два мира сталкиваются в душе главного героя рассказа. ПО 1. Композиция рассказа. ПО 4., АИ 3. Составление сложного плана произведения, в котором следует отразить основные структурные части композиции. Можно озаглавить пункты плана, используя авторский текст. ПО 5. Выборочный пересказ по этому плану. Попросим учеников выражать свое мнение о героях и событиях. Чтение эпизодов рассказа “Хлеб для собаки”, которые ученикам представляются наиболее значимыми. АИ 4. Анализ отдельных эпизодов. Например, можно обратиться к эпизоду, когда Володя желает накормить одноклассников. — Испортило ли Володю то, что он был “сытым”? — Почему он сначала искренне хотел накормить ребят, а потом “наотрез отказался брать в школу завтраки”? — Как вы поняли, почему одноклассники без благодарности отнеслись к попытке Володи накормить их? Эпизод с разлитым молоком. — Как вы думаете, почему Володю больше, чем смерть, потряс “тихий уличный” случай с разлитым молоком? (Воспитанная женщина черпает “обгрызенной деревянной ложкой” молоко из грязного конского следа и ест. Казалось бы, она не “ссыльная”, “не раскулаченная”… Безысходность, горе, покорность судьбе женщины потрясли детское сердце). | | |||||
Конец урока | Рефлексия. Предложим ученикам задуматься над вопросами: Знаете ли вы другие произведения, вызывающие потрясение своей безжалостной правдой? Нужны ли такие произведения сегодняшнему читателю? Какие открытия вы сделали, прочитав и изучив произведение В.Ф. Тендрякова? Информация о домашнем задании. Дать характеристику главному герою рассказа Володе Тенкову, опираясь на вопросы учебника. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Мораль. Этика. Ценности” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Характеристика героев рассказа. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 5. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста. АИ 7. Определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. | ||||||
Цели урока | — дать характеристику главным героям рассказа, выявить идею произведения; — формировать умение учащихся определять тему и идею произведения, давать характеристику главных и второстепенных героев; — вызвать учащихся на размышления о совести, о нравственном выборе каждого человека. | ||||||
Критерии оценивания | Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста. Определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. Дескрипторы: Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат из текста. Определяет отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. Обсуждение эпиграфа урока: “Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял ктонибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…” (А. П. Чехов). | | |||||
Середина урока | мин Открытие нового. Слово учителя. В. Тендряков ведет повествование от первого лица. Все происходящее мы видим глазами мальчика, вашего ровесника, Володи Тенкова. Очень важно понять, какой он человек, какие жизненные ценности для него дороги. Характер главного героя проясняется через чрезвычайное происшествие, трагические события жизни. АИ 5., АИ 7. Характеристика главного героя рассказа. — Мы уже говорили, что в рассказе противопоставлены два пространственных мира: привокзальный скверик, где валялись и умирали люди, и поселок, в котором “шла нормальная жизнь”. Как эти два мира сталкиваются в душе главного героя рассказа? — Как в рассказе переплетаются физические страдания голодных людей и душевные муки “сытого” Володи? — Перед каким нравственным выбором поставила суровая жизнь десятилетнего подростка? Составление “линии эмоций” героя. Проследите по тексту внутренние переживания Володи Тенкова. С помощью учителя ученики отметят смену таких чувств и эмоций, как страх, ужас, потрясение, стыд, внутренний протест, муки совести. Итак, найдено главное слово — совесть. — Как Володя пришел к решению кормить бездомную собаку? — Володя спас собаку от голодной смерти. А от чего она его спасла? — Объясните смысл фразы: “Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть”. Как вы думаете, помогло ли это Володе Тенкову, нашел ли он успокоение для своей совести? — Дайте свою оценку поступкам главного героя произведения. Образ начальника станции. — Начальник станции, который следил за порядком, задает вопрос, несущий философский смысл: “Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?..” Что же не давало покоя начальнику станции? Почему в итоге он покончил жизнь самоубийством? При ответах должна прозвучать мысль о том, что в рассказе не только Володю мучает совесть. Она живет во многих людях. Начальник не может от стыда за все происходящее поднять глаз на умирающих от голода людей. Здесь и жалость к ним, и чувство собственной вины и ответственности, скрытое, но осознанное недовольство тем, что происходит в стране. Этот человек застрелился от укоров совести, от собственного бессилия, не догадавшись найти себе “несчастной собачонки”. Но вряд ли собачонка помогла бы: перед нами не ребенок, а взрослый человек. Образ отца Володи. — Какие внешние и внутренние перемены происходят с отцом Володи? Каковы причины этих перемен? Почему в конце рассказа Володя сравнивает отца с начальником станции? (“У отца в последнее время было какое-то темное лицо, красные веки, чем-то он напомин л мне начальника станции”). Прием “Фишбоун”. Размышляя над последними двумя заданиями, обратитесь к приему “Фишбоун” (рыбий скелет). В голове рыбы будут основные вопросы: почему один из героев рассказа покончил жизнь самоубийством, а отец Володи очень изменился и внешне стал походить на начальника станции? Верхние плавники — это причины таких поступков и перемен. Нижние плавники — доказательства, примеры из текста и т. п. Хвост рыбы — это вывод, ответ на главный вопрос. Володин отец, воевавший за революцию, должен был с точки зрения сына осудить его поступок: сын давал хлеб раскулаченным людям, объявленным врагами советской власти. А вместо этого отец пытается понять поступки сына. “У страны не хватит на всехто. Чайной ложкой море не вычерпаешь, сынок”. В свое время отец воевал за то, чтобы все были счастливы, чтобы не было голодных, нищих. Чтобы все могли трудиться. А теперь он видит, что людей, трудившихся на земле, сгоняют с этой земли, что люди умирают от голода и никому нет до них дела. А он ничего не может сделать, ничего не может изменить. Отца тоже начинают мучить сомнения в справедливости того, что творится в стране. АИ 2. Определение темы и идеи произведения. — Какова тема рассказа “Хлеб для собаки”? Выберите из предложенных формулировок тем ту, которая представляется вам наиболее точной. (Все эти темы в той или иной степени отражены в рассказе.) Тема массового голода. 2. Тема бесчеловечного отношения к ссыльным. 3. Тема человеческой совести. 4. Изображение определенной эпохи в жизни страны. — В учебнике приводятся различные высказывания известных людей: Канта, Чехова, Швейцера и др. Попросим учеников выбрать, какие из высказываний выражают идею рассказа Тендрякова, и прокомментировать свой выбор. Выводы урока, к которым придут ученики с помощью учителя. Автор поднимает в рассказе проблему нравственного выбора, человеческой совести. В ситуации выбора каждый из нас находится постоянно, и чувство совести всегда будет своеобразным мерилом нравственности человека. Психологи утверждают, что в каждом человеке живет три “Я”: каким тебя видят люди, каким ты сам себя представляешь и какой ты есть на самом деле. Нам нужно понять причины собственных поступков. Тендряков ставит своих героев перед нравственным выбором: жить по нравственным законам, по совести, сострадая и сопереживая, или заботиться только о своем благополучии. Об этих непростых вопросах автор заставляет размышлять и читателей. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. Хорошим заданием на этапе самоанализа станет создание синквейна по рассказу “Хлеб для собаки”. Информация о домашнем задании. АИ 9. Напишите письмо Володе Тенкову. Опишите в письме свои чувства, выразите свое отношение к происходящим событиям. Индивидуальное задание. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Мораль. Этика. Ценности” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | “Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью”. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 7. Определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. АИ 9. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. | ||||||
Цели урока | — выявить и обсудить идейно-нравственную проблематику рассказа Тендрякова; — формировать умение школьников участвовать в дискуссии, развивать их устную и письменную речь; — пробуждать у подростков сострадание, сопереживание, сочувствие к конкретному живому человеку. | ||||||
Критерии оценивания | Определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Дескрипторы: Определяет отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. Пишет творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Оценивает устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. Хорошим приемом мотивации и актуализации станет обсуждение притчи: “Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, попусту понаушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль. Настрадалась совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав ее суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь. “Сделай по-моему, Господи, — невольно в сердцах взмолилась она, — отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нем — и исчезнут навсегда все неправды и насилия”. — Почему Совесть взмолилась и попросила Всевышнего растворить ее в маленьком ребенке? — Как бы вы закончили эту притчу? | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Составление в тетрадях кластера с ключевым словом совесть. Ученики должны прочитать одноклассникам то, что получилось, дополнить свои записи понравившимися ассоциациями других школьников. Попросим подобрать эпитеты, характеризующие это слово. Например, чистая, незапятнанная, потерянная. Найдем в толковом словаре определение этого понятия. Далее учащиеся должны подобрать устойчивые выражения и пословицы со словом совесть (угрызения совести, поступить по совести и др.). — Как вы думаете, для чего человеку дана совесть? Индивидуальное задание. Ученик выскажет свои размышления на тему “Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью” (задание было получено на прошлом уроке). АИ 9. Выборочное чтение писем Володе Тенкову, которые ученики написали дома. ОС 4. Оценивание устных и письменных высказываний одноклассников. Слово учителя. Автор рассказа, уже взрослый человек, не просто вспоминает свои детские годы, но и анализирует свои впечатления тех лет. Именно совесть до сих пор не дает ему покоя, не позволяет забыть страдания тысяч людей. О непростых вопросах, связанных с нравственным выбором человека, ответственностью каждого из нас за происходящее вокруг, В. Тендряков заставляет размышлять и нас, читателей. Давайте вместе обсудим волнующие автора проблемы. АИ 7. Дискуссия. За основу можно взять предложенные вопросы: — Русский философ Н. Бердяев писал: “Когда ты голоден, — это биологическая проблема, когда голоден рядом человек, твой брат, — это уже нравственная проблема”. Как вы понимаете это выражение? Согласны ли вы с таким суждением? Насколько соотносится это утверждение с внутренним состоянием, душевными терзаниями Володи Тенкова из рассказа “Хлеб для собаки”? — В какой мере каждый из нас отвечает за происходящее вокруг? — Должен ли человек, сделавший доброе дело, ждать благодарности или ответного доброго поступка? Прислушаемся к призыву писателя В. Тендрякова: “Все мы люди, живущие в одном мире, единой жизнью, и нельзя, чтобы твое горе вызвало у меня радость, а причины моего восторга были для тебя ненавистны. Почувствуй мое горе, как свое, если ты не хочешь, чтобы мы отравили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества”. Автор хочет донести до нас мысль, что каждому человеку необходимо отвечать за свои поступки, быть внимательным по отношению к любому живому существу, ответственным перед людьми и самим собой, перед своей совестью. Выразить идею произведения помогут конструкции предложений: В. Тендряков ставит своих героев перед нравственным выбором... Автор считает, что... Проблемы, которые поднимает автор, актуальны (неактуальны) в наше время, потому что... | | |||||
Конец урока | Рефлексия. Для подведения итогов урока на этапе самоанализа можно вернуться к эпиграфу предыдущего урока: “Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…” (А. П. Чехов). Возможно, что учащиеся, используя полученные знания, смогут глубже понять и объяснить чеховские слова. Информация о домашнем задании. Напишите сочинение-рассуждение “Смысл названия рассказа “Хлеб для собаки”. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение или презентацию о писателе Дж. Толкиене, о его творческой судьбе. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Мораль. Этика. Ценности” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Каков он, создатель знаменитых фэнтези? | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | ПО 4. Составлять сложный план. ПО 5. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. | ||||||
Цели урока | — познакомить с личностью писателя Дж. Толкиена, его творческой судьбой, ввести учащихся в мир фэнтези; — развивать умение школьников участвовать в беседе, высказывать свои впечатления и размышления о прочитанном; — пробудить интерес учащихся к волшебному миру фэнтези, где добро торжествует над злом. | ||||||
Критерии оценивания | Составлять сложный план. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. Дескрипторы: Составляет сложный план. Пересказывает (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. Эпиграфом к уроку можно взять слова самого писателя: “Тот, кто бродил по Стране Фантазии, вероятно, может считать себя счастливым”. Обсудим с учащимися это высказывание. Наверняка в классе найдутся любители фэнтези, которые уже читали Толкиена и желают поделиться своими читательскими впечатлениями. Предоставьте им слово. Увлекательные рассказы самих учащихся создадут эмоциональную атмосферу, необходимую при изучении жанра фэнтези. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Рассказ подготовленного ученика о писателе Дж. Толкиене (с использованием слайд-презентации). Чтение статьи учебника о писателе. В учебнике дан интересный материал о Толкиене, о том, как неожиданно для себя он стал писателем, одним из основателей жанра фэнтези. Рассказ о писателе и его книгах привлечет внимание школьников к личности английского писателя, подготовит их к восприятию сказочной повести. Беседа по вступительной статье. — Расскажите, какие качества личности писателя Дж. Толкиена заинтересовали вас и почему. — Как неожиданно для самого себя Дж. Толкиен стал писателем? — Как автору пришла мысль о стране хоббитов? — Какие популярные мотивы волшебной сказки взял за основу автор? — Элементы каких жанров нашли отражение в фэнтези? (Книга написана в духе английской фольклорно-сказочной традиции, но представляла собой нечто новое, необычное соединение мифа, легенды, сказки, предания и реальности). Чтение первой главы книги “Хоббит, или Туда и обратно”. Тем учащимся, кто в первый раз обратился к тексту “Хоббита…”, посоветуем по началу текста спрогнозировать дальнейшее развитие событий. Учащиеся приступают к выполнению СОР. | Видеоролик | |||||
Конец урока | Рефлексия. Для самоанализа можно предложить список пар слов, описывающих состояние и действия учащихся во время урока: активно / пассивно, доволен / не доволен, коротким / длинным, устал / не устал, понятен / не понятен, интересен / скучен, легкий / трудный, интересно / неинтересно. Информация о домашнем задании. ПО 4., ПО 5. Разделите текст первой главы книги на части и озаглавьте их. Перескажите наиболее интересный, на ваш взгляд, фрагмент. Желающие могут нарисовать иллюстрации к повести. Предложите учащимся взять в библиотеке книгу и продолжить чтение “Хоббита…”, записывая в тетрадь вопросы, возникающие в процессе чтения. Перспективное задание. Творческий проект “Создание карты путешествий Бильбо Бэггинса”. Когда Толкиен писал свою сказочную повесть, он начертил подробную карту волшебного Средиземья. Предложите и вы свою карту Хоббитании. Подготовьте компьютерную презентацию иллюстративных материалов “Карта путешествий Бильбо Бэггинса”, прослеживая путь хоббита и гномов по карте волшебной страны. Используйте ресурсы Интернета, а также проявите фантазию в собственных рисунках. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |