Файл: Притча о блудном сыне и ее интерпретация в пушкинской повести.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 551
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел долгосрочного плана: “Сатира и юмор в литературе” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Своеобразие сатиры Зощенко. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 9. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. ПО 5. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. АИ 8. Анализировать изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. АИ 5. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста. АИ 1. Определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ). | ||||||
Цели урока | — выявить идейное содержание и художественные особенности рассказов М. Зощенко, дать характеристику героям рассказов; — формировать умение самостоятельно находить в тексте и выразительно читать цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой образов-персонажей, определять жанр и его признаки; — помочь понять сатирическую направленность рассказов Зощенко, протест писателя против глупости и пошлости, жадности и духовной бедности. | ||||||
Критерии оценивания | Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. Анализировать изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста. Определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ). Дескрипторы: Пишет творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Пересказывает (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. Анализирует изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат из текста. Определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ). | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. АИ 9. Составление синквейнов со словами юмор и сатира. Показать свое понимание этих терминов. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. . ПО 5. Прием РАФТ. Можно обратиться к приему РАФТ (роль, аудитория, форма, тема). Ученик должен выступить в роли героя одного из рассказов М. М. Зощенко перед аудиторией класса. Форма повествования может быть различной: монолог, письмо приятелю о произошедшем событии и др. Работаем в группах. АИ 8., АИ 5. Исследовательскую работу можно провести с помощью вопросов и заданий. Разделитесь на группы и выберите один из рассказов М. М. Зощенко для анализа. В этой работе вам помогут следующие вопросы и задания: — В чем нелепость, комизм описываемой ситуации? Что в рассказе вызывает смех? — Найдите в тексте завязку, кульминацию, развязку. — Каким образом, при помощи каких приемов М. Зощенко достигает сатирического эффекта? — Как поведение и речь характеризуют рассказчика и других героев произведения? — Подумайте, как правильнее назвать рассказ Зощенко — юмористическим или сатирическим. Обоснуйте свою точку зрения. — Как оценивает все происходящее рассказчик и как — автор? — Какие уродливые стороны жизни и человеческие пороки высмеивает автор? Подготовьте в группах итоговое сообщение по анализу каждого рассказа и поделитесь своими результатами с классом. АИ 1. Сообщения учащихся о результатах самостоятельного анализа рассказов Зощенко. Обсуждение итогов исследовательской работы. ОС 4. Оценка устных высказываний одноклассниками и учителем. ПО 1. Для всех групп. Работа над теоретическими поня тиями. Обратитесь к Краткому словарю литературоведческих терминов. Составьте список тех терминов, на которые вы опирались при работе над текстами рассказов. ОС 2. Работа с иллюстрациями к рассказам М. М. Зощенко. Иллюстрации заранее подготовлены учителем. — Какие эпизоды рассказа изображены художниками? — Насколько художникам удалось передать замысел писателя? — Совпадают ли изображенные художниками герои рассказов с вашим представлением о них? | | |||||
Конец урока | Рефлексия. АИ 6., ОС 1. На этапе рефлексии можно воспользоваться приемом ПОПС-формула. П — позиция ( Я считаю, что…). О — обоснование ( Потому что…). П — пример (Я могу доказать тем, что…). С — суждение (Я делаю вывод о том, что…). По этой формуле можно, например, оценить поступки героев. Информация о домашнем задании. АИ 9. Представьте, что у вас появилась возможность взять интервью у М. М. Зощенко. Какие вопросы вы бы хотели ему задать? Напишите интервью с писателем. Принести сборники рассказов М. Зощенко на урок для выполнения самостоятельного задания. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Сатира и юмор в литературе” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Язык рассказов М. М. Зощенко. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | ОС 1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. АИ 8. Анализировать изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. ПО 3. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа. | ||||||
Цели урока | — выявить своеобразие языка произведений Зощенко, раскрыть роль рассказчика; — формировать умение давать характеристику герою произведения через его речь; — побуждать учащихся к стремлению совершенствовать себя и мир вокруг. | ||||||
Критерии оценивания | Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. Анализировать изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа. Дескрипторы: Участвует в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. Анализирует изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. Самостоятельно находит в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. ОС 1. Обсуждение воображаемого интервью с М. М. Зощенко о том, в чем секрет небывалой популярности писателя, где автор находил своих персонажей, как ему удавалось так смешно о них рассказать. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Слово учителя. В произведениях Зощенко есть рассказчик. Автор намеренно представляет его недалеким обывателем — человеком, живущим только мелкими личными интересами. Своим косноязычием, пустыми и нелепыми мыслями он сам раскрывает свою ограниченность, духовную бедность, бескультурье. (Косноязычие — невнятная речь, неумение ясно и грамотно выразить свою мысль.) Предоставляя слово своему герою, автор добивается того, что герой разоблачает сам себя, ведь он и не подозревает, насколько ограничено его мышление, насколько низки и ничтожны его интересы, насколько убога его речь. АИ 8., ПО 3. Аналитическая самостоятельная работа по изучению языка рассказчика. “Аристократка” Зощенко учащиеся должны рассмотреть язык рассказчика как средство его характеристики. Нужно найти в тексте следующие языковые особенности: орфоэпические неправильности, обилие просторечной лексики и ее комическое сочетание с “интеллигентскими” словами и оборотами; искажение лексического значения слов, многочисленные повторы и вводные слова, нарушение грамматических норм и другие языковые особенности. Речевые ошибки и недочеты в речи героев Примеры из текстов Употребление слова в несвойственном ему значении Нарушение лексической сочетаемости Неоправданное употребление просторечных слов Необоснованное смешение слов различной стилистической окраски Неудачное употребление эмоционально окрашенных слов и выражений Нарушение порядка слов Необоснованные повторы слов, словосочетаний Ошибки в построении предложений Сообщения учеников по результатам проведенной работы. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. ОС 1. Над чем мы смеемся, читая рассказы Зощенко? Какие ситуации, герои Зощенко очень узнаваемы и в наше время? Информация о домашнем задании. Посмотрите художественные фильмы “Не может быть!” (1975), “Бухгалтер” (2013) — экранизации рассказов М. М. Зощенко. ОС 2. Выберите для анализа определенные эпизоды фильмов и сравните их с аналогичными фрагментами из рассказов. Индивидуальное задание. АИ 9. Напишите свое юмористическое или сатирическое произведение “в стиле Зощенко”, то есть подражая “чужой речи”. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Сатира и юмор в литературе” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | “Что сделалось смешным, не может быть опасным”. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | ПО 6. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос АИ 6. Анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. АИ 9. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. | ||||||
Цели урока | — обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы “Сатира и юмор в литературе”, показать школьникам своеобразие сатирической литературы; — развивать творческие способности семиклассников, навыки самостоятельной работы, учить сравнивать литературное произведение с произведениями других видов искусства; — побуждать учащихся к размышлениям о значимости сатирических и юмористических произведений в жизни общества, вызывать смех по отношению к человеческим порокам, закрепить интерес к творчеству изученных писателей, пробудить желание учащихся обратиться к другим их произведениям. | ||||||
Критерии оценивания | Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос Анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Дескрипторы: Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос Анализирует сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. Пишет творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. ПО 6. Как вы понимаете выражение: “Что сделалось смешным, не может быть опасным” (Вольтер)? | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Тема заключительного урока “Смешное в жизни и литературе” ко всему разделу “Сатира и юмор в литературе”. Во вступительном слове учитель должен сказать: “Завершая изучение большой темы “Сатира и юмор в литературе”, нам с вами надо оглянуться назад, вспомнить любимые страницы произведений, свои впечатления, чувства, переживания. Вы учились понимать прочитанное, как бы вступать в разговор с автором. Ведь в литературном произведении отражается личность писателя, его жизненный опыт, мысли и чувства, которыми он хочет поделиться со своим читателем. Литература вовлекает читателя в жизненные ситуации, учит мыслить и чувствовать, разбираться в жизни, в окружающих людях. Писатели-сатирики борются с человеческими недостатками и жизненной неустроенностью с помощью смеха. Это грозное оружие в руках талантливого художника. АИ 6. Составление кластера, в центре которого будет словосочетание мой любимый писатель-сатирик. Ученики должны обменяться своей информацией с одноклассниками. Предложите учащимся прочитать высказывание К. Г. Паустовского: “Писателем может быть только тот, у кого есть что сказать людям нового, значительного и интересного, тот человек, который видит многое, чего остальные не замечают”. Попросите учеников назвать эпизоды из разных сатирических произведений, которые их поразили, рассмешили, удивили, помогли им увидеть то, чего они раньше не замечали. С помощью приема устного словесного рисования ученики попробуют нарисовать эти картины. Проведение игры “Найди пару”. В таблице даны две колонки “разлученных” друг с другом частей в знаменитых крыловских выражениях. Учащиеся должны правильно соединить пары. Учитель попросит ребят запомнить эти меткие высказывания, чтобы уметь их использовать в своей речи в нужных ситуациях. Чтоб музыкантом быть, Оглянуться не успела, У сильного всегда Когда в товарищах согласья нет, Ты виноват уж тем, Кукушка хвалит петуха за то, Ай, Моська! знать, она сильна, Вперед чужой беде бессильный виноват. что хочется мне кушать. как зима катит в глаза. так надобно уменье. что лает на слона. не смейся, голубок! что хвалит он кукушку. на лад их дело не пойдет. АИ 9. “Рассказ от имени героя комедии Фонвизина “Недоросль”. Здесь нужно выступить от лица выбранного вами героя комедии, имени которого называть нельзя, чтобы одноклассники угадали, о ком идет речь. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. Вы завершили изучение раздела “Сатира и юмор”. Оцените результаты своей работы, закончив предложения. Для меня стало новым... Я смеялся над... Я понял, что могу... Я приобрел... У меня получилось... Информация о домашнем задании. Напишите сочинение на тему “Мой любимый писатель-сатирик”. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Мораль. Этика. Ценности” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | “В. А. Жуковский. “Баллады” | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 5. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста. ОС 2. Сравнивать литературное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. | ||||||
Цели урока | Цели урока: — познакомить учащихся с фактами жизни и творчества В. Жуковского, с его балладами “Лесной царь” и “Светлана”; — развивать навыки анализа поэтического произведения, умение сравнивать литературное произведение с музыкальным; — пробудить интерес к творчеству Жуковского, развивать эстетический вкус учащихся. | ||||||
Критерии оценивания | Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста. Сравнивать литературное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. Дескрипторы: Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат из текста. Сравнивает литературное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. На данном этапе уместным будет обсудить знаменитые строки А. С. Пушкина, посвященные своему учителю В. А. Жуковскому: “Его стихов пленительная сладость/Пройдет веков завистливую даль”. Следует обратить особое внимание на метафорические выражения пленительная сладость, завистливая даль и объяснить их смысл. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Слово учителя о В. А. Жуковском. Не следует подробно рассказывать всю биографию поэта, нужно остановиться лишь на основных фактах его жизни, определивших его творчество (годы детства и учебы при Московском университете, служба наставником будущего императора при царском дворе, необычайный успех его баллад, дружба с Пушкиным). Конечно, надо представить личность поэта, человека глубокой порядочности и гуманности. (Свой рассказ учитель сопровождает слайд-презентацией). Чтение баллады “Лесной царь”. АИ 5. Аналитическая беседа. — Какая атмосфера создана в балладе “Лесной царь”? Как здесь перемежаются настоящий, реальный мир и таинственный, невидимый мир? Реальный мир Фантастический мир предметы образы звуки краски чувства — Сколько человек нужно, чтобы прочитать “Лесного царя” по ролям? Прочитайте балладу, распределив роли и стараясь передать всю таинственность и мистику происходящего. — Проследите, как меняется настроение в стихотворении. От чего это зависит? — Каким вам представляется лесной царь и его владения? Взаимооценивание. “Светофор”. По предложенным критериям школьники оценивают выразительное чтение наизусть своих одноклассников. ОС 2. Прослушивание музыкального произведения “Лесной царь” австрийского композитора Франца Шуберта на слова баллады. — Усиливает или смягчает чувство тревоги музыка Шуберта? Почему? Чтение первых строф баллады “Светлана”. Работа с учебником. В учебнике дан интересный материал о русских традициях гадания в крещенские праздники. — Какие из них показались вам самыми забавными, поэтичными? Какие из этих традиций описаны Жуковским? Приведите примеры из текста баллады. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. Можно предложить ученикам высказаться о значимых для них ценностях урока: Я узнал...; Особенно мне понравилось...; Меня удивило...; Мне захотелось подробнее узнать о… Информация о домашнем задании. Познакомиться со статьей учебника “Страницы жизни и творчества”. Дочитать балладу “Светлана” и подготовить ее краткий пересказ. Групповое задание. Выделите основные эпизоды в начале баллады “Светлана” и составьте кадроплан “Гадания девушек в крещенский вечерок” (подробнее об этом задании говорится в учебнике). Перспективное задание к последнему уроку по теме. Создание творческого проекта “Мультимедийный сборник баллад Жуковского” (задание подробно описано в учебнике). | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Мораль. Этика. Ценности” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Русский колорит в балладе “Светлана”. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 1. Определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ). ОС 2. Сравнивать литературное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. ПО 5. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. АИ 5. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста. АИ 7. Определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. | ||||||
Цели урока | — анализировать “Светлану” Жуковского; — выявить особенности жанра баллады; -развивать навыки аналитического мышления, умение работать с текстом литературного произведения; — воспитывать уважение к традициям и обычаям разных народов, формировать устойчивый интерес к их литературе и фольклору. | ||||||
Критерии оценивания | Определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ). Сравнивать литературное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста. Определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. Дескрипторы: Определяет жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ). Сравнивает литературное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. Пересказывает (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат из текста. Определяет отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. Ученикам предлагается поделиться своими впечатлениями о балладах В. А. Жуковского. — Любите ли вы читать подобные произведения с необычным сюжетом, атмосферой таинственного, напряженностью действия, романтикой ужасов? Если да, то чем они вас привлекают? Почему баллады Жуковского пользовались особой любовью у читателей? | | |||||
Середина урока | Открытие нового. АИ 4. Составление кадроплана на тему “Гадания девушек в крещенский вечерок” (задание было дано группе учащихся). ОС 2. Обращение к другим видам искусства. Рассмотрите репродукцию картины художника К. Брюллова “Гадающая Светлана”. Как отразил художник напряженность переживаний главной героини? ПО 5. Краткий пересказ сюжета баллады “Светлана”. Работа в группах. Задания распределяются по группам (композиция баллады; характеристика главной героини; цветовая символика). Аналитическая работа (с привлечением текста баллады). АИ 3. Найдите в балладе “Светлана” завязку, кульминацию и развязку. АИ 4. Какую роль в общей композиции играет сон героини? Перескажите его подробно. АИ 5. Расскажите, какой вам представляется героиня баллады — Светлана. — Прочитайте описание картин природы и определите, как они связаны с общим настроением повествования и с характером героини. — Составьте “линию эмоций” Светланы. Проследите по тексту, как меняются ее чувства, настроение на протяжении баллады. Подберите разные смайлики, передающие эту смену настроения. АИ 7. Найдите в балладе “Светлана” строки, исполненные шутливости и веселья. Как вы объясните их появление в балладе? Цветовая символика. — Объясните значение имени Светлана. — В балладе большую роль играет символика цвета. Найдите примеры в тексте, дайте толкование того или иного цвета (например, черный ворон). — Составьте ассоциативный ряд со словами свет и тьма. Продолжите список. Свет — радость, ________________________________ Тьма — страх, ______________________________ Что в итоге побеждает в балладе — свет или тьма? АИ 1. Жанровая специфика произведений В. Жуковского. Чтение статьи учебника “Из истории баллады”. — Какие признаки баллады характерны для произведения Жуковского? — Вспомните изученные ранее баллады А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (“Песнь о вещем Олеге”, “Бородино”). Докажите, что эти стихотворения действительно соответствуют жанровым особенностям баллады. Литература и фольклор. — Жуковский связал балладу “Светлана” с русскими обычаями и поверьями, с песенно-сказочной традицией, что сближало балладу с произведениями устного народного творчества. Приведите примеры из текста. | Иллюстрация | |||||
Конец урока | Рефлексия. АИ 9. Возьмите воображаемое интервью у В. А. Жуковского, поделитесь своими впечатлениями о балладе “Светлана”, задайте вопросы, появившиеся у вас после ее прочтения и анализа. Информация о домашнем задании. Выучите наизусть “Лесной царь” Жуковского или фрагмент баллады “Светлана”. АИ 9. Напишите эссе на тему “Какие открытия я сделал, прочитав баллады В. А. Жуковского”. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |