Файл: Притча о блудном сыне и ее интерпретация в пушкинской повести.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 550
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел долгосрочного плана: “Мораль. Этика. Ценности” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Неугасающий интерес к балладам В. А. Жуковского | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 9. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. ОС 3. Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру. ПО 1. Понимать термины: сатирический рассказ, юмористический рассказ, язык рассказчика, образ-персонаж. АИ 8. Анализировать изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. | ||||||
Цели урока | — расширить представления учащихся о творчестве Жуковского, познакомив их с другими произведениями поэта; — развивать умения применять теоретические понятия при анализе литературного произведения, оценивать свои творческие работы и работы одноклассников; формировать навыки работы в группе; — формировать у учащихся духовную и интеллектуальную потребность читать художественную литературу. | ||||||
Критерии оценивания | Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру. Понимать термины: сатирический рассказ, юмористический рассказ, язык рассказчика, образ-персонаж. Анализировать изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. Дескрипторы: Пишет творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Оценивает устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Сопоставляет произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру. Понимает термины: сатирический рассказ, юмористический рассказ, язык рассказчика, образ-персонаж. Анализирует изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. АИ 9. Учащиеся зачитывают выдержки из своих эссе на тему “Какие открытия я сделал, прочитав баллады В. А. Жуковского”. ОС 4. Обсуждение и оценивание творческих работ одноклассников с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования. | | |||||
Середина урока | Открытие нового Выразительное чтение наизусть баллад Жуковского. ОС 3. Сообщение ученика по индивидуальному заданию. Семикласснику было предложено сравнить два перевода баллады Шиллера “Перчатка”, выполненные Жуковским и Лермонтовым. — Согласны ли вы с утверждением Жуковского, что “переводчик в стихах — всегда соперник автора”? ПО 1. Закрепление теоретических понятий. Найти соответствие между художественным приемом и его определением, стрелками соединив пары. эпитет изображение неодушевленного предмета как одушевленного метафора художественное преувеличение сравнение крайняя степень преувеличения, причудливое сочетание правдоподобия и фантастики олицетворение скрытое сравнение, основанное на сходстве двух явлений гипербола иносказание гротеск противопоставление антитеза яркое, образное определение аллегория сопоставление с другими явлениями, предметами АИ 8. Какие из этих художественных средств использует Жуковский в балладе “Светлана”? Выпишите их в тетрадь. Презентация результата творческого проекта “Мультимедийный сборник баллад Жуковского” (задание было дано на первом уроке по теме). Работа в парах. Надеемся, что ученикам понравились баллады В. А. Жуковского и им захотелось поделиться с поэтом своими впечатлениями, задать вопросы, появившиеся в ходе прочтения и анализа. Предложите семиклассникам взять воображаемое интервью у В. А. Жуковского. Задание ученикам: один из вас будет продумывать вопросы и задавать их, другой — отвечать на вопросы от лица поэта. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. АИ 9. Представьте, что вам предложили написать короткий отзыв о балладах Жуковского на сайте книжного интернет-магазина. Не забудьте указать, для кого предназначена книга, чем она вам понравилась или не понравилась, кому бы вы ее посоветовали купить. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Мораль. Этика. Ценности” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | “Медленное чтение” рассказа Набокова “Рождество”. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 4. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. ПО 5. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. | ||||||
Цели урока | — познакомить учащихся с рассказом “Рождество” В. Набокова, используя метод “медленного чтения”; — формировать у учащихся навыки углубленного чтения, “чтения с остановками” для обдумывания прочитанного; — на примерах классической литературы обогащать духовный мир учащихся. | ||||||
Критерии оценивания | Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. Дескрипторы: Анализирует в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. Пересказывает (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. Можно начать работу с обсуждения названия рассказа “Рождество”. О чем может быть произведение с таким названием? Ученики должны высказать свои предположения, спрогнозировать события. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Знакомство с писателем В. Набоковым предлагаем начать нетрадиционно: сначала прочитать его произведение, тем самым пробудив интерес к автору, а затем перейти к рассказу о самом писателе. АИ 4. Рассказ “Рождество” небольшой по объему, его можно полностью прочитать в классе. Обратимся к приему чтения с остановками или, как его еще называют, “медленного чтения”. Цель данного приема — погрузить учащихся в текст, приучить к медленному, вдумчивому чтению и тем самым повысить интерес учащихся к литературе, развить их образное, творческое мышление. Специфика литературы состоит в том, что важен не столько результат, сколько сам процесс погружения в текст, постижения авторского замысла. Алгоритм учебных действий технологии “медленного чтения” предполагает несколько этапов работы. Первый этап — это стадия “вызова”. Главная задача — повысить у школьников мотивацию к чтению, вызвать интерес к анализируемому тексту. Одним из главных условий является опора на личный опыт учащихся. На этапе актуализации, когда обсуждалось название рассказа, мы уже приступили к постижению смысла произведения. Рассказ состоит из четырех глав, после каждой главы будем делать остановки в чтении для того, чтобы ученики могли обдумать прочитанный фрагмент, обсудить вместе всем классом или по группам, а также предположить, как будут развиваться события далее. Это будут этапы осмысления, на которых знакомство с текстом сочетается с элементами анализа. Чтение первой главы рассказа. Этап осмысления. Беседа на выявление восприятия. — Какое настроение пронизывает начало рассказа? Подтвердите цитатами из текста. (“Так бывает после больших несчастий”, “все кончено, и ты, пошатываясь, стучишь зубами, ничего не видишь от слез” и др.) — Ожидали ли вы такое начало произведения? — Что мы узнали о главном герое Слепцове? (“Хозяин приехал из Петербурга всего на несколько дней и поселился в смежном флигеле”.) — Как выглядит комната, в которой находится герой? — Как вы думаете, почему Слепцов сел в самый “нежилой угол” комнаты? Обратим внимание учащихся на прилипшую “застывшую каплю воска” между пальцами Слепцова. Это очень важная авторская “подсказка”. Ученики догадаются, что воск связан со свечами, с церковью, со смертью. Возникают предположения о дальнейшем развитии событий в рассказе. Но не будем спешить и перейдем к чтению следующей главы. Чтение второй главы. Этап осмысления. В этой главе мы узнаем о смерти сына главного героя. Внутренне читатели уже были подготовлены к этому страшному известию. — Автор подробно рисует природу зимнего утра. Опишите, какой вы представили пейзажную картину. — Соответствует ли настроение зимнего утра внутреннему состоянию Слепцова? (“Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза передние зубы”; “Горько, гневно столкнул с перил толстый пушистый слой”.) — Каким мы видим сына в воспоминаниях Слепцова? Теперь предположим, как могут развиваться дальнейшие события в произведении, обсудим варианты, которые предлагают ученики. Чтение третьей главы с последующим обсуждением. В этой главе рассказывается, что Слепцов “просидел около часу у могильной ограды”, а затем, “сурово затосковав”, отправился в большой дом, где летом жил его сын. — Как автор передает горе главного героя? (Он “страстно и шумно затрясся, прижимая то губы, то мокрую щеку к холодному пыльному дереву и цепляясь руками за крайние углы”). — Какие вещи остались в комнате сына? — Что мы узнаем об увлечениях юноши? Чтение финальной главы рассказа. Этап осмысления. Как правило, дети не ожидали такого развития действий и такой развязки, срабатывает эффект неожиданности. Ученикам предстоит постичь сложную философскую мысль рассказа. — Как вы думаете, какую роль в рассказе играет слуга Иван? (Он пытается вернуть Слепцова к жизни, принеся елку и напомнив о предстоящем Рождестве.) — Что нового узнает Слепцов о сыне из его дневниковых записей? — Приносит ли знакомство с личными вещами сына душевное облегчение Слепцову? (Нет, напротив, он не хочет жить, думает о собственной смерти.) — Далее автор пишет: “Слепцов открыл глаза и увидел...” Что же происходит на глазах героя? — Каким настроением заканчивается рассказ? (Мотивом “нежного, восхитительного, почти человеческого счастья”.) Итак, “чтение с остановками” закончено, на протяжении всего этапа осмысления происходило не только знакомство с текстом, но и первое его, по ходу чтения, осмысление. На дальнейших уроках нам предстоит пойти “вглубь строки”, проанализировать проблематику рассказа, обнаружить художественное мастерство писателя Набокова. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. Рассказ прочитан. Хочется верить, что он не оставил учеников равнодушными. На этапе рефлексии они задумаются над вопросами: Что меня поразило (удивило, обрадовало, потрясло, огорчило...)? Какие моменты в рассказе остались непонятными? На какие мысли навело произведение? Информация о домашнем задании. Дайте название каждой из четырех глав произведения Набокова. ПО 5. Подготовьте выборочный пересказ о мальчике, сыне Слепцова. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Мораль. Этика. Ценности” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Трагедия отца (по рассказу “Рождество”). | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | ОС 1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. АИ 3. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл. ПО 5. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. | ||||||
Цели урока | — познакомить с личностью писателя Набокова, отдельными фактами его жизни и творчества; — развивать умения и навыки различных видов пересказа, характеристики литературного героя; — пробуждать чувство сострадания, сопереживания литературным героям, чтобы умение сострадать отличало воспитанников и в жизни. | ||||||
Критерии оценивания | Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. Дескрипторы: Участвует в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. Выделяет в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл. Пересказывает (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. Надеемся, что прочитанный на прошлом уроке рассказ вызвал у учеников интерес к самому писателю. Можно обратиться к ним с вопросами: “Каким вы представляете себе писателя, создавшего рассказ “Рождество”? Можно ли определить круг его интересов? Какие жизненные проблемы интересуют его в творчестве?” | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Слово учителя о В. В. Набокове. Чтение статьи учебника “Из жизни и творчества писателя”. ОС 1. Таблица “тонких” и “толстых” вопросов по рассказу “Рождество”. Какие вопросы возникли у вас после прочтения произведения В. Набокова? Обменяйтесь “тонкими” и “толстыми” вопросами с соседом по парте, обратитесь к другим одноклассникам. Попытайтесь вместе ответить на интересующие вас вопросы. “Тонкие” вопросы “Толстые” вопросы Кто…? Что…? Когда…? Какой…? Где…? Мог ли…? Как звали…? Было ли…? Верно ли…? Для чего...? Объясните, почему… Почему вы думаете…? Как вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что было бы, если… Приведите аргументы… АИ 3. Работа над композицией произведения. ПО 4. Составление сложного плана. Дома ученики озаглавили каждую из четырех глав рассказа В. Набокова. Это будут основные пункты плана. В свою очередь, внутри каждой главы выделите эпизоды, озаглавьте их. Это будут подпункты сложного плана. ПО 5. Пересказ текста. Какую форму повествования вы изберете, если захотите рассказать о том, каким был мальчик, что он любил и чем увлекался: краткий, подробный или выборочный пересказ? Выборочный пересказ о мальчике, сыне Слепцова (проверка домашнего задания). Работа в группах. АИ 5. Характеристика главного героя. Охарактеризуйте главного героя рассказа В. Набокова, опираясь на предложенный в учебнике план. Подумайте также, какой символический смысл несет в себе фамилия героя — Слепцов. Свои размышления можно выразить с помощью ПОПС-формулы: Позиция — Я считаю, что... Обоснование — Потому что... Подтверждение, примеры — Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста... Следствие — Я делаю вывод, что... (Вопросы, предложенные в плане, можно распределить по группам.) Выступление представителей от каждой группы. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. На уроке использовались разные виды деятельности. Можно предложить ученикам оценить свою работу: Я узнал...; Я научился...; Я понял, что могу...; Мне понравилось...; У меня получилось...; В следующий раз постараюсь... Информация о домашнем задании. Перескажите близко к тексту процесс рождения бабочки. Задание для группы учащихся. Используя материалы Интернета, подготовьте компьютерную презентацию на тему “Чудеса в Рождество”. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Мораль. Этика. Ценности” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Маленькое чудо в Рождество. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | ПО 3. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа. АИ 4. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. ПО 5. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. АИ 7. Определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. | ||||||
Цели урока | — выявить основные идеи, проблематику рассказа Набокова “Рождество”, смысл названия произведения; — формировать навыки критического анализа, обобщения, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения и выводы на основе анализа произведения; — вызвать учащихся на размышления о вечном торжестве жизни над смертью, о необходимости в жизни человека веры в светлое начало, в чудеса. | ||||||
Критерии оценивания | Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. Определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. Дескрипторы: Самостоятельно находит в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа. Анализирует в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. Пересказывает (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. Определяет отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. ПО 3. Используем метод “Двухчастный дневник”, который дает возможность соотнести содержание текста с личным опытом. Цитата Комментарий В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то ассоциации, огорчили их, вызвали несогласие, радость, удивление, грусть и др. Справа они должны дать комментарий: почему они их записали именно эту цитату. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Определим тему урока — “Маленькое чудо в Рождество”. На уроке следует выявить основные идеи, проблематику рассказа Набокова “Рождество”, смысл названия произведения. Тема Рождества в рассказе. Учитель: Владимир Набоков назвал свой рассказ “Рождество”. Но почему печальная история названа именем самого яркого и светлого христианского праздника? Давайте подумаем над этим. Чтение статьи учебника “Праздник Рождества”. Демонстрация компьютерной презентации на тему “Чудеса в Рождество” (было домашнее задание для группы учащихся). АИ 4. Анализ финальной сцены рассказа. — Какое чудо происходит в рассказе Набокова? — Как вы думаете, что потеряло бы произведение, если бы в нем не было эпизода рождения бабочки? ПО 5. Пересказ близко к тексту процесса рождения бабочки (проверка домашнего задания). 1— “...Смерть”, — тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение”. Что противопоставлено слову смерть в самом финале рассказа? Прием “Шесть шляп”. “Почему рассказ Набокова о смерти назван “Рождество”?” Попробуем ответить на этот проблемный вопрос. Для этого обратимся к приему “Шесть шляп”, который подробно описан в учебнике. АИ 7. Сформулируйте идею произведения. Ученики придут к главной мысли рассказа — торжество жизни над смертью. Главный герой рассказа, тяжело переживая смерть сына, не видел смысла жить. Но происходит маленькое чудо: созерцание рождающейся бабочки как бы отвлекает его умирающую душу и дает ей новое рождение. Ожившая на глазах бабочка возвращает героя к жизни. События происходят в Рождество — главный христианский праздник. Он напоминает человеку о родившемся Христе, о непрекращающейся жизни, о победе жизни над смертью. Страдание не только потрясает человека, но и странным образом обостряет восприятие мира, окружающей красоты. В свою очередь, невиданная красота, родившаяся на глазах, снимает боль и облегчает страдание героя. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. АИ 7. Учащиеся обобщают свои знания об идейном смысле рассказа в форме синквейна. Это один из наиболее успешных инструментов анализа, синтеза и обобщения понятий и информации. Информация о домашнем задании. АИ 9. Напишите письмо Слепцову на тему “Вера в чудеса возвращает человека к жизни”, в нем опишите свои чувства, выразите свое отношение к происходящим событиям. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Мораль. Этика. Ценности” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Мастерство Набокова-рассказчика. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 9. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. АИ 1. Определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ). АИ 8. Анализировать изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. ОС 3. Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру. | ||||||
Цели урока | — выявить художественные особенности рассказа “Рождество”, мастерство писателя В.В.Набокова; — формировать навыки анализа прозаического произведения, умение выявлять языковые особенности, изобразительно-выразительные приемы автора; развивать творческие способности учащихся; — воспитывать уважительное отношение к литературному наследию как духовной ценности, чувство эстетического удовольствия от встречи с подлинным произведением искусства. | ||||||
Критерии оценивания | Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ). Анализировать изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру. Дескрипторы: Пишет творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Оценивает устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Определяет жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ). Анализирует изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. Сопоставляет произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. АИ 9. Выборочное чтение учащимися своих писем Слепцову на тему “Вера в чудеса возвращает человека к жизни”, в которых они описывали свои чувства, выражали свое отношение к происходящим событиям. ОС 4. Ученики оценят творческие работы одноклассников с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. | | |||||
Середина урока | мин Открытие нового. На уроке речь пойдет о художественных особенностях рассказа “Рождество”, мастерстве писателя В. Набокова. АИ 1. Выявление жанровой специфики произведения. Чтение сведений из учебника “О рассказе”. Доказать, что произведение В. Набокова “Рождество” является рассказом. Какие признаки характерны для этого жанра? Исследовательская работа “Художественные особенности рассказа В. Набокова “Рождество”. Работа в группах. Распределите задания по группам. Задание первое. ПО 1. В. Набоков был большим мастером художественной детали. В рассказе “Рождество” обилие вещественных деталей, которые связаны с образами главного героя и его сына. Так, в первой главе рассказа низкий плюшевый стул в нежилом углу комнаты и “застывшая капля воска” с похоронной свечи усиливают эмоциональное состояние героя, его безутешное горе. — Найдите вещественные детали, связанные с сыном главного героя, его увлечениями. — Найдите портретные детали героев рассказа. — Бабочка и ее рождение — это главная художественная деталь в рассказе. Как вы думаете, какова ее роль в произведении? Задание второе. АИ 8. В. Набоков — мастер описания вещей, красок, звуков. Его называют волшебником слова. Обратимся к конкретным примерам. Эмоциональная атмосфера рассказа “Рождество” — траурная тишина. “Было тихо, как бывает тихо только в погожий, морозный день”, — пишет автор. Но в эту траурную тишину врываются звуки, которые болезненно отзываются в сознании героя и перекликаются с его внутренним состоянием (например, “дверь с тяжелым рыданием отворилась”). Выпишите из текста другие примеры этого художественного приема. В художественном мире Набокова очень важны краски, цветовая гамма: розовый абажур, синее стекло окна... Продолжите этот ряд. Попробуйте выявить, какой цвет преобладает в рассказе и почему. Эпитеты Сравнения Метафоры “ледяная луна”, “тонкий звук”..... “Тучи, как совиные перья, рассыпались по небу”. ... “шелк кокона”, “до конца обнажена земная жизнь”.... Найдите все художественные приемы в предложениях: “Комната плавала во тьме, в окно, сквозь стеклянные перья мороза, густо синел ранний вечер”; “Дальше сиял высокий парк, где каждый черный сучок окаймлен был серебром, и елки поджимали зеленые лапы под пухлым и сверкающим грузом”. Выступление в классе с результатами группового исследования. ОС 3. Индивидуальное задание. Сравнить, как описывает Набоков бабочку в рассказе “Рождество” и в своем стихотворении “Бабочка”. Что общего в этих описаниях и чем они отличаются? (задание было дано ученику на прошлом уроке). Вывод о мастерстве Набокова-писателя, о способах выражения его авторского отношения к героям и событиям можно сделать, закончив предложения: Владимир Набоков был мастером художественной детали. Этот прием помогал ему выразить... Детальное описание вещей, красок, звуков дает возможность... Автор с сочувствием относится... Это ощущается в.... ОС 3. Индивидуальное задание. Сравнить святочный рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор” с рассказом В.В. Набокова “Рождество”. В чем сходство и отличие сюжета рассказов двух писате лей? О каких чудесах говорится в произведениях? (задание было дано на прошлом уроке). | | |||||
Конец урока | Рефлексия. Завершить анализ рассказа Набокова “Рождество” можно вопросами, которые помогут ученикам обобщить изученный материал, выйти на итоговые размышления, на уровень самоанализа. Что нового узнал я о жизни, прочитав произведение Набокова? О чем заставил меня задуматься автор? Какие чувства я испытал, читая и разбирая этот рассказ? Посоветую ли я прочитать произведение Набокова своим родным и друзьям? Информация о домашнем задании. АИ 9. Сочините рождественскую историю, в которой происходят необыкновенные происшествия и присутствует элемент чуда. Групповое задание. Выберите группу “историков”, которые подготовят сообщение или презентацию на тему “Голод 1932–1933 годов и его причины”. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |