Файл: Притча о блудном сыне и ее интерпретация в пушкинской повести.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 552

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Раздел долгосрочного плана:

Сатира и юмор в литературе”

Школа: Аль-Фараби

Дата:

ФИО учителя: Нифталиева А.А.

Класс: 7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Знакомство с пьесой “Недоросль” и ее героями.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

ПО 2. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию.

ПО 6. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос.

Цели урока

— помочь учащимся разобраться с содержанием І и ІІ действий комедии “Недоросль”; — формировать навык выразительного чтения драматического произведения; — побуждать учащихся к размышлениям о недостатках и достоинствах человека.

Критерии

оценивания

Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию.

Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос.
Дескрипторы:
Понимает художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию.

Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос.



Привитие ценностей



Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).

Межпредметные

связи

Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников.

Предварительные знания


В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока




Актуализация. Поделитесь впечатлениями о прочитанных двух действиях. К кому из героев вы испытываете симпатию, а кто вызывает неприязнь?



Середина урока


Открытие нового. Обсуждение плана, составленного по первому действию.

ПО 2. Беседа по прочитанному. — Используя прием устного словесного рисования, обрисуйте обстановку поместья Простаковых. — Какие нравы царят в этом доме? — Что вы можете сказать о героях комедии после чтения первого действия?

— В каком явлении первого действия показана завязка драматургического конфликта? — С какими новыми героями вы познакомились, прочитав дома второе действие? — Какая сцена во втором действии показалась вам самой смешной? — Кто такой Правдин? Что он рассказывает о себе? — Как происходит встреча Милона и Софьи? — Что нового вы узнали о Скотинине? Чтение по ролям 3-го явления второго действия. Учени ки должны представить себя актерами. Напомните им, что главное для акте ров — правильно подобрать интонацию, передающую основные черты характера “своих” героев. Комментированное чтение 1-го явления третьего действия. Очень важное место в пьесе занимает разговор Стародума с Правдиным. В Стародуме нашли отражение черты, присущие передовым людям того времени. Нетрудно заметить, что Стародум —

герой, наиболее близкий самому Фонвизину.




Конец урока



Рефлексия

ПО 6. Согласны ли вы с высказыванием героя комедии “Недоросль” Стародума: “Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы”? Приведите свои аргументы.

Информация о домашнем задании. Самостоятельно прочитать третье действие комедии “Недоросль”. Выбрать “своего” героя и следить за его речью, поведением на протяжении всей пьесы




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов).


Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся.

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна).




Раздел долгосрочного плана:

Сатира и юмор в литературе”

Школа: Аль-Фараби

Дата:

ФИО учителя: Нифталиева А.А.

Класс: 7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Речевая характеристика героев комедии.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

ПО 1. Понимать термины: классицизм, литературное направление, комедия, “высокие” жанры (трагедия, ода), “низкие” жанры (комедия, басня, сатира).

АИ 5. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста.

АИ 6. Анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

ПО 6. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос

АИ 5. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста.

Цели урока

— знакомство с третьим и четвертым действиями комедии, с теоретическим понятием речевая характеристика; — формирование умения характеризовать героев произведения, опираясь на речевую характеристику; — воспитание в юном читателе чувства эмоционального отклика на сатирическое произведение, пробуждение неприятия отрицательных сторон жизни.

Критерии

оценивания

Понимать термины: классицизм, литературное направление, комедия, “высокие” жанры (трагедия, ода), “низкие” жанры (комедия, басня, сатира).

Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста.

Анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос
Дескрипторы:

Понимает термины: классицизм, литературное направление, комедия, “высокие” жанры (трагедия, ода), “низкие” жанры (комедия, басня, сатира).

Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат из текста.

Анализирует сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос


Привитие ценностей



Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).

Межпредметные

связи

Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников.

Предварительные знания


В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока




Актуализация. Составление кластера с ключевым словосочетанием речь человека. Подбор ассоциативного ряда к этому словосочетанию.



Середина урока


Открытие нового.

ПО 1. Формирование теоретических понятий. Чтение и разбор статьи учебника “Речевая характеристика”. Чтение по ролям 7-го явления третьего действия.

АИ 5. Беседа по прочитанному: — Чему и как обучается Митрофан? — Как вы оцениваете его умственные способности? — Что усматриваете в его репликах — глупость или наглость? — Каким видит сына Простакова и каков Митрофан на самом деле?

АИ 6. Аналитическая работа. После чтения по ролям предложите ученикам задание: — Составьте речевую характеристику одного из героев комедии. Например, проследите по тексту, к кому и как обращается Простакова. Как речь героини раскрывает ее характер, ее отношение к другим персонажам комедии? Обсуждение речевых характеристик.

ПО 6. Комментированное чтение четвертого действия 2-го явления. Учащиеся должны сопоставить сцену “Урок Митрофана” (действие 3-е, явления 7 и 8) и сцену “Советы Стародума” (действие четвертое, явление 2). — В чем разница позиций и интонаций героев в этих эпизодах? Предложите учащимся дать письменный развернутый ответ на этот вопрос. Самостоятельное чтение учащимися четвертого действия 4-го явления.

АИ 5. Расскажите жизненную историю Милона. — “Мне кажется, храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души — во всех испытаниях, во всех положениях жизни”. Эту фразу произносит Милон. Как она его характеризует?

Учебник

Конец урока


Рефлексия. Оцените свою работу, продолжив следующие выражения: Для меня стало новым... Мне понравилось... Мне захотелось... Я научился...
Информация о домашнем задании. Дочитать до конца четвертое и пятое действия комедии.

ПО 3. Для работы в группах. Разбейтесь на группы и подготовьте выразительное чтение понравившихся эпизодов пьесы по ролям (обратите внимание на явление 8 четвертого действия “Экзамен Митрофана”).




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов).


Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся.

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна).




Раздел долгосрочного плана:

Сатира и юмор в литературе”

Школа: Аль-Фараби

Дата:

ФИО учителя: Нифталиева А.А.

Класс: 7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Проблема воспитания в комедии Фонвизина.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

ПО 3. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа.

ПО 6. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос.

АИ 5. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста.

ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства

Цели урока

— обсудить проблему воспитания молодого человека, которая относится к разряду “вечных” проблем; — формировать навык аналитической работы над текстом, навыки общения в группе при обсуждении произведения; — донести до учащихся те моральные ценности, которые утверждаются в комедии через отрицание пороков

Критерии

оценивания


Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа.

Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос.

Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста.

Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства
Дескрипторы:

Самостоятельно находит в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа.

Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос.

Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат из текста.

Оценивает устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства


Привитие ценностей



Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).

Межпредметные

связи

Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников.

Предварительные знания


В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока




Актуализация. Обсуждение эпиграфа “Воспитание — великая вещь, им решается участь человека” (В. Г. Белинский).



Середина урока



Открытие нового. На пятом уроке по теме можно обсудить проблему воспитания молодого человека, которая относится к разряду “вечных” проблем. Фонвизин в пьесе показывает, как формируется характер героя, какое воздействие на него оказывает семья и общественная среда. В центре внимания этого урока образ Митрофана. Каков он, Митрофанушка? Ответу на этот вопрос и будет посвящен урок.

ПО 3. Выразительное чтение учащимися понравившихся эпизодов пьесы по ролям. Обязательно должен быть прочитан эпизод “Экзамен Митрофана”. Словарная работа. В Словаре русского языка С. И. Ожегова даются следующие толкования слова недоросль: 1) в XVIII веке молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу; 2) глуповатый юноша-недоучка (разг., ирон.). — Как вы думаете, на какое толкование слова делает основной упор Фонвизин? Докажите свою мысль. Работа в группах. Предложите учащимся разбиться на группы и выбрать одно из заданий.

ПО 3. Первое задание. Д. И. Фонвизина волновала проблема воспитания молодого человека. Свои размышления автор вкладывает в уста Стародума, Правдина, Милона. Сравните мысли этих героев с тем, как воспитывается Митрофан.

ПО 6., АИ 5. Второе задание. Продумайте ответы на проблемные вопросы: — Смешон или страшен Митрофан? Докажите примерами из текста.

— Похож ли он на свою мать? — Почему имя Митрофана стало нарицательным? Сообщения учеников о результатах работы в группе.

ОС 4. Оценка устных высказываний учителем и одноклассниками. “Машина времени”. Ученикам предложено задание: Представьте, что персонаж из книги Митрофан попадает в наше время и вы учитесь в одном классе. Вас попросили написать характеристику на Митрофана от лица одноклассников. Постарайтесь! Предварительно вспомните, по каким правилам пишется характеристика. Сообщения учеников о результатах работы в группе. Подведение итогов.

ОС 4. Оценка устных высказываний учителем и одноклассниками.

ОС 2. Просмотр отдельных сцен спектакля по “Недорослю” с участием Митрофана (постановки Малого театра в Москве или др. театров) по заранее подготовленной учителем записи из ресурсов Интернета. Обсуждение актерской игры этого персонажа.

Видеоролик .

Спектакль «Недоросль»

Конец урока


Рефлексия. Представьте, что у вас появилась возможность взять интервью у героя комедии “Недоросль” Митрофана. О чем бы вы его спросили?
Информация о домашнем задании.

АИ 9. Митрофан — почти ваш ровесник. Напишите письмо Митрофану. Индивидуальное задание. Смешна ли Простакова? Согласны ли вы с мнением В. О. Ключев ского, который утверждал: “Простакова вовсе не располагает к смеху; напротив, при одном виде этой возмутительной озорницы не только у забитого ее мужа, но и у современного зрителя, огражденного от нее столетием, начинает мутиться в глазах и колебаться вера в человека, в ближнего”?




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов).


Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся.

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна).




Раздел долгосрочного плана:

Сатира и юмор в литературе”

Школа: Аль-Фараби

Дата:

ФИО учителя: Нифталиева А.А.

Класс: 7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Смешна или страшна Простакова?

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

АИ 6. Анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

ПО 5. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях.

ПО 6. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос.

Цели урока

— продолжить работу над характеристикой образов-персонажей, выявить идейный смысл произведения; — продолжать формировать навык аналитической работы над текстом, навыки общения в группе при обсуждении произведения; — выявить сатирическую направленность комедии, протест писателя против зла, глупости, насилия, бесправия.


Критерии

оценивания

Анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях.

Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос.
Дескрипторы:

Анализирует сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

Пересказывает (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях.

Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос.

Привитие ценностей



Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).

Межпредметные

связи

Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников.

Предварительные знания


В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока




Актуализация. Обсуждение писем учащихся к Митрофану.



Середина урока



Открытие нового. Урок будет носить дискуссионный характер. Предлагается несколько проблемных вопросов. Смешна ли Простакова? Согласны ли вы с мнением В. О. Ключевского, который утверждал: “Простакова вовсе не располагает к смеху; напротив, при одном виде этой возмутительной озорницы не только у забитого ее мужа, но и у современного зрителя, огражденного от нее столетием, начинает мутиться в глазах и колебаться вера в человека, в ближнего”? “Фишбоун”. Почему в итоге Простакова терпит поражение? Чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к приему “Фишбоун” (рыбий скелет). Основной вопрос мы поместим в голове рыбы. Верхние плавники — это причины, приведшие героиню к поражению. Их может быть несколько. Например, Правдин убежден, что “безумная любовь” к Митрофану “довела ее больше всего”. Стародум высказывает другое мнение (найдите по тексту его позицию). А что вы думаете по этому поводу? Кто, на ваш взгляд, более прав в объяснении причин несчастья Простаковой? Свои доказательства, примеры из текста поместите на схеме внизу (нижние плавники). Хвост рыбы — это вывод, ответ на главный вопрос.

ПО 6. Проведение дискуссии в классе на тему “Что в итоге привело Простакову к поражению?” Сравните два мнения. Правдин убежден, что “безумная любовь” к Митрофану “довела ее больше всего”. По мнению Стародума, Простакова наказана за то, что “имела силу делать другим дурно”. Кто, на ваш взгляд, более прав в объяснении причин несчастья Простаковой?

АИ 6. Аналитическая работа. Какие сцены комедии “Недоросль” вы считаете ключевыми? Обратитесь к одной из них и попробуйте провести ее анализ, опираясь на следующие задания: — определите, какое место она занимает в развитии действия и в раскрытии характеров персонажей; — рассмотрите, как строится эта сцена; — оцените поступки героев; — обратите внимание на речь действующих лиц, ремарки автора. Результаты аналитической работы обсудите в классе.

ПО 5. Конкурс на лучший краткий пересказ сюжета пьесы “Недоросль”. Результат работы в группе.

АИ 6. Презентация словаря “Галерея героев комедии Фонвизина” в формате “гипертекст”. Оценка результата групповой работы учителем и одноклассниками.




Конец урока



Рефлексия.

ПО 6. Выскажите свое впечатление о пьесе: была ли она смешной, грустной, интересной, скучной, развлекательной, устаревшей или актуальной сегодня? Запишите как можно больше прилагательных, характеризующих комедию Фонвизина.

мин

Информация о домашнем задании. АИ 1. Докажите примерами из текста принадлежность произведения Д. И. Фонвизина “Недоросль” к жанру комедии. АИ 6. Для работы в группе. Перед своей знаменитой комедией “Ревизор” Н. В. Гоголь поместил “Замечания для господ актеров”, где дал короткую, но выразительную характеристику персонажам “Недоросль”. АИ 2. Индивидуальное задание. По теории классицизма комедия должна отличаться единством места, времени и действия; ее героями могли быть только люди низкого сословия, достойные осмеяния. Отвечает ли пьеса Фонвизина всем этим требованиям? Какие нормы драматург нарушил? Можно ли, на ваш взгляд, считать это недостатком или достоинством произведения?




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов).


Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся.

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна).




Раздел долгосрочного плана:

Сатира и юмор в литературе”

Школа: Аль-Фараби

Дата:

ФИО учителя: Нифталиева А.А.

Класс: 7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Конфликт как движущая пружина комедии.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

ПО 1. Понимать термины: классицизм, литературное направление, комедия, “высокие” жанры (трагедия, ода), “низкие” жанры (комедия, басня, сатира).

АИ 1. Определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ).

ПО 6. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос

ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства.

АИ 7. Определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию.

ПО 2. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию.

Цели урока

— показать особенности комедии Фонвизина как жанра классицистического направления, помочь в выявлении авторской позиции;

Продолжение

— формировать умение давать аргументированный ответ на проблемный вопрос; — развивать эстетический вкус, приобщать учащихся к театральному искусству. 1

Критерии

оценивания

Понимать термины: классицизм, литературное направление, комедия, “высокие” жанры (трагедия, ода), “низкие” жанры (комедия, басня, сатира).

Определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ).

Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос

Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства.

Определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию.

Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию.
Дескрипторы:

Понимает термины: классицизм, литературное направление, комедия, “высокие” жанры (трагедия, ода), “низкие” жанры (комедия, басня, сатира).

Определяет жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ).

Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос

Оценивает устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства.

Определяет отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию.

Понимает художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию.


Привитие ценностей



Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).

Межпредметные

связи

Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников.

Предварительные знания


В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока




Актуализация. Обсуждение эпиграфа: “Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы” (А. С. Пушкин)



Середина урока


Открытие нового. Обсуждение афиши “Замечания для господ актеров”, написанной учениками.

ПО 1., АИ 1. Обсуждение вопроса “Каковы жанровые особенности комедии?” Ученики должны доказать примерами из текста принадлежность произведения Д. И. Фонвизина “Недоросль” к жанру комедии. Результат индивидуального задания.

ПО 6. Сообщение на тему “Недостатком или достоинством комедии Фонвизина является нарушение им законов классицизма?”

ОС 4. Оценка устных высказываний учителем и одноклассниками. Работа в группах.

АИ 7. Аналитическая работа. Предложите ученикам выявить ключевые проблемы, которые автор поднимает на страницах пьесы “Недоросль”. Они обсудят их в группах, подтверждая свои ответы примерами из текста. Можно опираться на приведенные ниже размышления, которые также даны в учебнике. Оттолкнувшись от этих кратких тезисов, ученики могут развить мысли далее. “Недоросль” — произведение многотемное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания — с проблемами крепостного права и государственной власти. Автор показывает атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и необразованность Скотининых. Он размышляет о том, что нужно предпринять, чтобы добиться изменений: уничтожить крепостное право, преодолеть воспитанием “скотские” пороки человеческой натуры. Комическое всегда основано на нелепости, несоответствии. В “Недоросле” жалкий, примитивный мир Скотининых и Простаковых хочет прорваться в мир благородный, завладеть всем. Зло хочет прибрать к рукам добро и действует при этом весьма энергично и разными способами.

Миру простаковых и скотининых противостоит Стародум, за которым угадывается сам автор комедии. Положительные герои нужны писателю, чтобы утвердить идеи служения отечеству, торжества справедливости. Чтобы помочь ученикам самим прийти к этим выводам, им предлагается воспользоваться определенными конструкциями предложений: Ключевой проблемой пьесы является проблема... К числу других проблем можно отнести... Автор-сатирик разоблачает... Миру простаковых и скотининых противостоят... Положительные герои нужны писателю, чтобы... Таким образом, идея произведения заключается в том, что... Оценка результата групповой работы учителем и одноклассниками. При рассмотрении положительных героев комедии предлагается использовать современный прием ПОПС-формула.

ПО 6. Как вы думаете, есть ли в комедии герой, выражающий мысли автора? Если да, то кто выступает в этой роли? Близки ли вам авторские размышления?

ПО 2., ПО 6. Проведение дискуссии. За основу предлагается взять разные точки зрения относительно основного конфликта в комедии “Недоросль”. Одна из них такова: поскольку главная борьба в комедии происходит за руку Софьи, то ведущим конфликтом является любовный. Другая точка зрения: главный конфликт заключается в борьбе просвещенных дворян с крепостниками-невеждами. Какое из этих мнений вам кажется более правильным? Докажите свою позицию.




Конец урока


мин

Рефлексия. ПО 6. Задание на развитие функциональной грамотности. Про А. Оленина, председателя Академии художеств при Александре I, рассказывали такую историю. В отрочестве на него настолько подействовала комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль”, что он начал усиленно заниматься и в последующем стал одним из образованнейших людей своего времени. А была ли уже в вашей жизни встреча с литературным произведением, которое произвело на вас столь сильное впечатление?

Информация о домашнем задании. ОС 2. Посмотрите, обратившись к ресурсам Интернета, спектакль по “Недорослю” (постановки Малого театра в Москве или других театров). Представьте, что вы корреспонденты газеты, которые получили задание сравнить авторский замысел с режиссерской интерпретацией. Напишите на просмотренный спектакль свой отзыв.




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов).


Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся.

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна).