Файл: алтайский государственный университет международный институт экономики, менеджмента и информационных систем.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На сегодняшний день можно выделить 5 ключевых направлений развития в банковском секторе: технология bkockchain, обработка больших объемов данных, машинное обучение и искусственный интеллект, биометрия. Пронизывающим направлением можно назвать кибербезопасность.
Новизна и уникальность продуктов на основе новых технологий не только расширяют спектр услуг, но и трансформируют банковский сектор.
Меняются модели обслуживания клиентов (В2В, Р2В) снижаются барьеры для входа на рынок небанковских игроков, телекоммуникационные и IT- компании запускают финансовые сервисы и продукты на основе своей компетенции.
Самым масштабным и глобальным явлением становится создание крупных экосистем развитых банков ввиду возникшей необходимости в нетрадиционных источниках дохода и в ускоренном вводе новых монопольно продаваемых продуктов на рынок для поддержания приемлемого уровня конкуренции.
Услסжнившаяся структура банкסвскסгס сектסра вынуждена סтвечать нסвым экономическимвызסвам и угрסзам. Ключевые вызסвы и угрסзы для банкסвскסгס сектסра представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1. - Ключевые вызовы и угрозы для банковского сектора
Вызовы и угрозы, связанные с экономической нестабильностью | Вызовы и угрозы, связанные с цифровизацией |
Санкционные ограничения для российских производителей, в результате которых сужается сектор кредитования корпоративного бизнеса | Растущая популярность проектных подходов (Agile) не всегда оправдана, сложно применять в крупных банковских холдингах |
Ужесточение нормативных требований со стороны регулятора осложняет работу комплаенс-контроля | Недостаток квалифицированных специалистов |
Волатильность национальной валюты, высокие инфляционные ожидания населения, повышение/понижение ставки ЦБ РФ | Вытеснение рабочей силы искусственным интеллектом |
Отток валютных вкладов из банковской системы | Тенденция к интеграции и объединению банков и создание единой платформы по предоставлению услуг ведет к потере стоимости бизнеса |
Продолжение таблицы 1.1
Вызовы и угрозы, связанные с экономической нестабильностью | Вызовы и угрозы, связанные с цифровизацией |
Медленное развитие других секторов финансовой сферы | Повторная генерация банками данных о потенциальных заемщиках увеличивает издержки, которые мог бы понести регулятор предоставляя данные по запросу банка |
Отсутствие долгосрочных стратегий управления новыми бизнес - моделями повышает риск снижения рентабельности бизнеса | |
Киберугрозы | |
Попытки снизить уровень мошенничества с банковскими картами осложняют операции клиентов по переводам и снятию денег | |
Устаревшие IT –системы |
В рамках исследования более подробного рассмотрения требуют проблемы, связанные с цифровизацией банковского сектора. Изначально намеченный курс на диджитализацию с целью получения прибыли и увеличения клиентской базы на сегодняшний день не дает должных результатов. Рост рентабельности на 2% незначителен на фоне докризисных темпов [49].
Перестройке сектора сегодня препятствуют проблемы самой банковской системы, не решенные ранее или возникшие ввиду политической нестабильности. Это подтверждается исследованием консалтинговой компании BCG, в ходе которого был выявлен целый ряд организационных структур, технологических рамок и моделей финансирования, которые поддерживают цифровизацию.
Скорость предоставления услуг ниже, чем первоначально ожидалось, цифровые решения трудно масштабировать, а общий результат от цифровизации, в конечном счете, является недостаточным [50].
Иная проблема, стоящая перед банками, была связана с нехваткой высококвалифицированных кадров в смежных с IT областях. Во многом это объясняется тем, что, по мнению потенциальных кандидатов на должности, банки не дальновидны, у них отсутствует четкая концепция видения будущего.
Представленные в таблице факторы, безусловно, могут иметь негативное влияние на банковскую систему, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Помимо них на сегодняшний день существуют и иные масштабные проблемы, которые могут привести к остановке бизнеса.
В сентябре прошлого года два крупных банка ПАО «МКБ» и АО КБ
«Ситибанк» временно приостановили функционал интернета и мобильного банка
[44].
Проблемы с провайдерами IT-услуг негативно сказались на ожиданиях клиентов, зародились опасения среди клиентов по поводу дальнейшей санации. Иная проблема, связанная с онлайн-платежами и интернет- переводами затронула деятельность Сбербанка. Массовый безналичный и наличный вывод денежных средств на фоне опасений о заморозке валютных вкладов снизил объем денежных средств на 10% (1,2 млрд. долларов).
Сложившаяся ситуация в секторе подчеркивает противоречивость вводимых технологий и слабую развитость формирующейся экосистемы, в рамках которой банки взаимодействуют с технологическими компаниями. Представляется необходимым для банков в дальнейшем выработать и реализовать стратегии развития бизнеса с учетом новых операционных рисков.
На наш взгляд, основными направлениями выработки стратегических решений могут стать:
-
Создание новой культуры труда, основанной на принципах
сотрудничества и равных условий для всех, и развитие более интегрированного подхода к опыту работы на всех этапах трудовой деятельности, от приема на работу до выхода на пенсию, с учетом удовлетворенности клиентов, в обеспечении которой участвуют работники банка.
-
Обеспечение совместимости новых технологических решений, приобретаемых у разных внешних поставщиков. Это, в свою очередь, может потребовать дальнейшего увеличения ИТ-бюджетов в банках. -
Интеграция целей системы обеспечения соблюдения нормативных требований (комплаенс) с точки зрения контроля и подотчетности со стратегическими целями банка, включая обеспечение развития, упрощение операционной деятельности, управление рисками и оптимизацию затрат. Внедрение RegTech при подготовке отчетности, управлении рисками, а также для
предотвращения мошенничества, проверки соответствия регуляторным требованиям, проведения стресс-тестов и т.д. Технологические решения позволят автоматизировать процессы, снизить издержки и повысить эффективность рабочих процессов.
-
Ведение упреждающего контроля за киберрисками в своей деятельности на постоянной основе.
-
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО СБЕРБАНК В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
2.1 Общая характеристика деятельности ПАО «Сбербанк России»
История становления современного ПАО Сбербанк начинается со времен Российской Империи. В 1841 году по указу императора Николая I были учреждены сберегательные кассы, располагавшиеся в при Московской и Петербургской сохранных казнах. Это были лишь два маленьких учреждения с двадцатью сотрудниками. Кассы получили государственный статус и впоследствии разрослись по всей стране, аккумулируя средства для реализации крупных государственных проектов. Данные учреждения в трудные времена помогли удержать устойчивое положение российской экономики. Далее, в советское время, они были преобразованы в систему Государственных трудовых сберегательных касс, что активно популяризировалось среди населения. В послевоенное время, размещая займы восстановления и развития народного хозяйства, Сберкассы играли важную роль в восстановлении страны. А в новейшее время превратились в современный универсальный банк, крупную международную группу, чей бренд известен более чем в двадцати странах мира [54].
Зарегистрирован Сбербанк России в Центральном Банке Российской Федерации 20 июня 1991 года. Регистрационный номер- 1481. Деятельность Банка производится согласно генеральной лицензии Центрального Банка РФ на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015 г.
Центральный банк Российской Федерации считается акционером и учредителем Сбербанка России, в его распоряжении находятся 50 % уставного капитала и дополнительно одна голосующая акция. Остальная часть акций принадлежит российским и международным инвесторам [29].
По организационно-правовой форме ПАО Сбербанк является публичным акционерным обществом. Исчерпывающее понятие публичного акционерного общества в законодательстве не содержится. Однако признаки, предусмотренные ст. 96 ГК и ст. 7 закона «Об АО», послужат основой для его определения. Начиная с 1.09.2014 г. все ОАО, которые соответствовали определению публичности, автоматически превратились в ПАО. И впоследствии к ним применяется положение обновленного ГК РФ (ФЗ № 99 от 05.05.2014 г.) [2].
Организационная структура Банка выглядит следующим образом: Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет, Президент - Председатель
Правления Банка и Правление Банка, а также подотчетные им подразделения (рис.
2.1).
Рисунок 2.1- Организационная структура ПАО Сбербанк
Высшим руководящим органом ПАО Сбербанк является Общее собрание акционеров. Мероприятие проводится каждый год, на котором рассматриваются вопросы по основным направлениям деятельности банка. К ним относятся:
-
внесение изменений и дополнений в Устав Банка или утверждение Устава Банка в новой редакции; -
реорганизация Банка; -
назначение аудиторской организации Банка; -
принятие решения об участии в ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций; -
определение порядка ведения Общего собрания акционеров; -
дробление и консолидация акций, размещение эмиссионных ценных бумаг путем конвертации; -
увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной
стоимости акций;
-
уменьшение уставного капитала Банка путем уменьшения номинальной стоимости акций, приобретения Банком части акций в целях сокращения их общего количества, а также погашения приобретенных или выкупленных Банком акций и т.д.
Вопросы, отнесенные к компетенции Общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительным органам Банка или Наблюдательному совету банка, если иное не предусмотрено федеральным законом [53].
Ревизионная комиссия избирается Общим собранием акционеров и полностью подотчетна ему. Работа комиссии утверждается общим собранием собственников банка и регулируется внутренними документами. Члены Совета банка и Правления банка не могут входить состав ревизионной комиссии. Все необходимые материалы для проведения ревизии предоставляются Правлением банка [61].
В состав Наблюдательного совета Банка входят 17 директоров. К ним относятся: 2 представителя ПАО Сбербанк, 6 представителей Банка России, 1 внешний и 8 независимых директоров. Вопросы, относящиеся к компетенциям Наблюдательного совета, прописаны в Уставе. Укажем некоторые из них: формулировка основных направлений деятельности Банка, формирование Правления банка- коллегиального исполнительного органа, организация созыва Общего собрания акционеров, предложения по выплате дивидендов (размеры, и порядок выплаты), периодическое заслушивание отчетов о финансовых результатах деятельности Банка со стороны Президента -Председателя Правления Банка.