Файл: Конституционноправовые гарантии охраны достоинства личности.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно Конституции РФ, существуют следующие политические права и свободы: – Свобода мысли и слова (ст. 29); – Свобода на информацию (ч.2 ст. 24, ч.4 ст. 29); – Право на объединение (ст. 30); – Право на проведение публичных мероприятий (ст. 31); – Право на участие в управлении делами государства (ст. 32); – Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
В Российской Федерации для обеспечения свободы слова и свободы мысли гарантируется также и свобода средств массовой информации. Их свобода гарантируется Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным Законом «О средствах массовой информации». Свобода слова и свобода мысли хоть и существует, но имеет и ограничения: запрещается посредством каких-либо высказываний разжигать расовую, межнациональную или религиозную вражду. Ни в коем случае не допускается вступление в общественные объединения в принудительном порядке.
Граждане имеют право избирать и быть избранным на государственных выборах либо выборах местного самоуправления, референдумах. Экономические, социальные и культурные права Данные права имеют ряд особенностей: – Единство материального содержания; – Общесоциальная направленность; – Необходимость конкретизации в законодательстве; Для российского законодательства данный вид прав и свобод человека и гражданина в целом является новым поколением прав, так как во многом он связан с переходом Российской Федерации к рыночной экономике, а также к демократизации всего в государстве. Также данный вид прав устанавливает поддержку многих социальных групп, поддержку труда и т. д13.
Согласно Конституции Российской Федерации, к экономическим, социальным и культурным правам и свободам человека и гражданина относятся: – Право на свободу предпринимательской деятельности (ст. 34); – Право частной собственности (ч. 1 ст. 35); – Право свободного владения и пользования природными ресурсами (ст. 36); – Право распоряжаться своими трудовыми способностями (ч. 1 ст. 37); – Право на труд и его вознаграждение (ч. 3 ст. 37); – Право на отдых (ч. 5 ст. 37); – Право на профессиональные союзы (ст. 13, 30); – Право на государственную защиту материнства и детства (ч. 1 ст. 38); – Право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан (ч.2 ст. 7); – Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца (ст. 39); – Право на жилище (ч.1 ст. 40); – Право на получение жилища за плату (ч. 3 ст. 40); – Право на охрану здоровья (ст 41); – Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42); – Право на образование (ст. 43); – Право на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе (ч. 3 ст. 43); – Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44); – Свобода преподавания (ч. 1 ст. 44); – Право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44). Подходы к классификации прав и свобод человека и гражданина всегда были разными. К примеру, в советский период, человек рассматривался как часть социально-экономической системы, а уже потом только как активный участник политической жизни государства.
Основываясь на это, С. А. Авакьян обобщает данную позицию и выделяет следующую классификацию прав и свобод человека и гражданина14: Личные; Публичные политические; Социально-экономические; Права по защите других прав и свобод. Обратим внимание, что существует отдельный вид прав и свобод человека и гражданина по защите человека и гражданина. Данная классификация имеет отличие от других в том, что напрямую говорится о том, что человек имеет право защищать свои права. Однако и другие классификации подразумевают то, что это возможно.
В российском законодательстве также существует классификация прав и свобод человека и гражданина по гражданской принадлежности: Права и свободы российских граждан; Права и свободы иностранных граждан; Права и свободы лиц с двойным гражданством; Права и свободы лиц без гражданства (апатридов). Хотя и российские, и иностранные граждане, а также лица без гражданства имеют равные права и свободы в Российской Федерации, есть ряд различий:
– Граждане иностранного государства и лица без гражданства не допускаются до референдумов 15;
– Иностранные граждане и лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничной территории16;
– Граждане иностранного государства и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, плавающего под государственным флагом, но не имеют право занимать должности капитана, старшего механика и радиоспециалиста17;
– Иностранные граждане и лица без гражданства не допускаются к выдвижению себя на должности президента Российской Федерации, а также избирать президента Российской Федерации18;
– Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации19;
– Иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание
20;
– Земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций21;
– Лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, не имеет право претендовать на приобретение правового статуса частного охранника22;
– Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями общин малочисленных народов23.
Несмотря на ряд отличий, права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией РФ никак не умаляются, независимо от гражданской принадлежности лица.
2.Конституционная система защиты прав личности
2.1.Конституционная система обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
В юридической литературе отсутствует единая позиция относительно понятия и внутренней структуры конституционной системы защиты прав человека.
Так, В.Н. Бутылин понимает конституционную систему защиты прав человека и гражданина в узком смысле, как осуществление деятельности определенных государственных органов, главной функцией которых служит защита прав человека, действия которых направлены на восстановление прав личности24.
Н.В. Витрук рассматривает указанное понятие аналогично в узком смысле, как «принудительный процесс в отношении обязанного лица, используемый лицом, в отношении которого было нарушено право, или компетентными государственными органами в определенном законом порядке в целях восстановления нарушенного права и применения санкций за виновное правонарушение»25.
М.В. Мархгейм под конституционной правовой системой защиты прав человека и гражданина рассматривает единый конституционно обусловленный комплекс взаимодействующих элементов механизма, действие которого направлено на защиту нарушенных прав и свобод человека и гражданина, результатом деятельности которого должно являться состояние реальной защищенности прав и свобод.
Приведенные выше определения конституционной системы защиты прав человека и гражданина в своей сущности указывают только на одну ее составляющую - защиту прав человека, т. е. в случае, когда конкретное право было нарушено, таким образом сводя все к процессу восстановления нарушенного права человека и гражданина.
С другoй cтoрoны, нa oфициaльнoм caйтe Сoвeтa Европы имеется разъяснение eврoпeйcкoй cиcтeмы зaщиты прaв чeлoвeкa, прeдcтaвляющeй coбoй совокупность инкорпорированных национальными зaкoнoдaтeльcтвaми eврoпeйcких cтрaн прaвoвых нoрм o зaщитe прав человека, а тaкжe инфoрмaция o цeлeвoй дeятeльнocти Сoвeтa Еврoпы по их реализации. B дaннoм oпрeдeлeнии o нaднaциoнaльнoй cиcтeмe зaщиты прав человека структурировано выдeляютcя нoрмы прaвa (признaниe) и дeятeльнocть мeждунaрoднoгo органа по их рeaлизaции (coблюдeниe), нo ничeгo нe гoвoритcя o защите как особой прoцeдурe вoccтaнoвлeния нaрушeннoгo прaвa. При этoм нeoбхoдимo учитывать, что защита прaв чeлoвeкa и грaждaнинa имeeт cущecтвeнныe oтличия от реализации прав.
Представляется, что перечисленные определения не отражают всей сущности рассматриваемого понятия. Так, во внутренней структуре конституционной системы защиты прав человека и гражданина институты и правоотношения по защите (восстановлению) нарушенного права не являются единственными составляющими такой системы. Защита прав, конечно, имеет свои особенности, но исключительно в рамках общей системы конституционной защиты прав человека и гражданина.
Вместе с тем отдельное выделение в конституционной системе защиты прав человека и гражданина только таких форм, как признание (нормы права) и соблюдение, также не раскрывает правовой природы исследуемого явления.
Таким образом, можно заключить, что конституционной системе защиты прав человека и гражданина имманентен процесс реализации конституционных прав комплексно в трех направлениях: признание, соблюдение и защита. Более того, такое понимание следует из содержания ст. 2 Конституции Российской Федерации, где определено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют конституционную обязанность государства. Данная конституционная норма ориентирует на триединое восприятие сущности конституционной системы защиты прав человека и гражданина, и исключение из нее какого-либо элемента делает ее неполноценной и фрагментарной. Таким образом, конституционную систему защиты прав человека необходимо понимать комплексно в глубокой внутренней взаимосвязи ее трех элементов - признания, соблюдения и защиты.
С другой стороны, элементы конституционной системы защиты прав человека имеют свою специфику в формах и методах реализации. Например, признание - это, как правило, законодательный процесс, не требующий повторных действий, соблюдение - непрерывный процесс, условием которого выступает правомерное поведение субъектов, участвующих в конституционно-правовых отношениях (как правило, государственных и муниципальных властных органов), а защита включается только при нарушении прав человека.
Приведенные содержательные отличия элементов системы конституционной защиты прав человека не свидетельствуют, по мнению автора, в пользу самостоятельного или преимущественного выделения какого-либо из них, так как это единый процесс, выраженный в поэтапных стадиях, причем стадия защиты не является обязательной (проявляется только при нарушении права), а признание и соблюдение - обязательные стадии. Таким образом, конституционная система защиты прав человека является интегративным феноменом, содержащим в себе признание, соблюдение и защиту.
Таким образом, конституционную систему защиты прав и свобод можно определить как внутренне взаимосвязанную совокупность элементов, выраженных в признании, соблюдении и защите прав человека, с помощью которых государство обеспечивает реализацию прав и свобод.
Познать юридическую природу любого правового явления невозможно без изучения его внутренней структуры. О структуре конституционной системы защиты прав человека и гражданина, как и в случае с определением, нет единого мнения среди исследователей.
Как считает В.А. Лебедев, конституционная правовая система защиты прав человека и гражданина содержит определенную совокупность элементов: формы (самозащита, государственная и общественная защита); способы (различные юридические формы защиты) и средства (в зависимости от правомочий субъектов различных форм) защиты прав и свобод человека и гражданина26. М.В. Мархгейм в число необходимых элементов включает правозащитные юридические нормы, правовые принципы, субъекты, объекты и гарантии27.
А.В. Стремоухов считает необходимым включать в качестве ключевых составных частей конституционной системы защиты прав человека: 1) право на защиту в случае нарушения прав и свобод; 2) конкретные юридические формы защиты; 3) принудительные средства защиты (меры юридической ответственности).
Кaк виднo, причинoй выдeлeния укaзaнных кoмпoнeнтoв являeтcя узкое понимание конституционной cиcтeмы зaщиты прaв чeлoвeкa и грaждaнинa тoлькo как защиты нарушенного прaвa. Тaкoe «узкoe» выдeлeниe cocтaвных чacтeй нe отражает юридической природы рaccмaтривaeмoгo прaвoвoгo фeнoмeнa и дaлeкo нe иcчeрпывaeт всех его составляющих.
Исходя из oпрeдeлeния кoнcтитуциoннoй cиcтeмы зaщиты прaв чeлoвeкa и гражданина как взaимocвязaнных элeмeнтoв признaния, coблюдeния и зaщиты, мoжнo выделить следующие составляющие: нормы прaвa. Зaкрeплeниe прaвoвых нoрм и принципoв, т. е. признание государством прaв чeлoвeкa и грaждaнинa - пeрвaя и необходимая стадия их кoнcтитуциoннoй зaщиты. Нa этoй cтaдии ocущecтвляeтcя oбязaннocть государства в конституционном и зaкoнoдaтeльнoм зaкрeплeнии прaв чeлoвeкa и грaждaнинa.
Субъекты, признающие, соблюдающие и защищающие права человека и гражданина (публичные органы власти). Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина определяют смысл