Файл: Конституционноправовые гарантии охраны достоинства личности.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Признание, соблюдение и защита прав человека являются непрерывным процессом, имманентным деятельности всех органов государственной и муниципальной власти. Именно соблюдение прав и свобод человека и гражданина указанными органами власти предотвращает их нарушение и обеспечивает запуск процесса их защиты;
правозащитная деятельность. Ее можно представить как активный процесс конституционной защиты прав человека и гражданина в случае их нарушения. М.В. Мархгейм указывает, что процесс защиты запускается тогда, когда появляются барьеры в реализации прав человека, и выражается в восстановлении нарушенных прав, применении санкций к нарушителям. При этом защитная деятельность может быть реализована как внутри государства, так и за его пределами.
Таким образом, в структуре конституционной системы защиты прав человека и гражданина можно выделить основные компоненты, раскрывающие природу и сущность данного явления: правовые нормы (признание); субъекты, признающие, соблюдающие и защищающие права человека; правозащитная деятельность, включая самозащиту прав.
Необходимо согласиться с М.В. Мархгейм, что осуществление функции по признанию, соблюдению и защите реализуется, как правило, разными субъектами. Исходя из конституционного принципа разделения властей, прерогатива признания прав и свобод человека и гражданина принадлежит законодательным органам государства. В обеспечение обязанности соблюдения, наряду с названными субъектами, включаются органы исполнительной власти, местного самоуправления и их должностные лица. Обязанность по защите обеспечивается еще более широким кругом субъектов: к вышеназванным присоединяются судебные органы, прокуратура, уполномоченные по правам человека.
Необходимо подчеркнуть, что рассмотренные внутренние составляющие конституционной системы защиты прав человека обеспечивают основу рассматриваемой системы, что не исключает возможности добавления в нее дополнительных компонентов.
К примеру, в числе элементов конституционной системы защиты прав человека можно выделить гарантии прав человека, которые в своей сущности призваны обеспечивать реализацию прав человека. Среди основных гарантий конституционной системы защиты прав человека можно выделить юридические, политические, социальные (уровень правосознания и правовой культуры), экономические, организационные и др. К специальным гарантиям можно отнести конкретные меры, направленные на восстановление нарушенного права человека и гражданина.
Таким образом, только комплексное изучение и применение всех основных элементов конституционной системы защиты прав человека является залогом углубленного научного понимания рассматриваемого явления, его закономерностей и тенденций развития, а в практическом плане ведет к торжеству прав человека и гражданина.
2.2.Система норм защиты прав и свобод личности в международном праве
Действующая сегодня универсальная система защиты прав и свобод человека на международном уровне была создана после Второй мировой войны. В этом немаловажную роль сыграла Организация Объединенных Наций (далее - ООН). Определенные механизмы защиты прав и свобод человека применялись еще в начале двадцатого века. В качестве примера можно привести Конвенцию о рабстве 1926 года, согласно которой разногласия, существующие между государствами-сторонами соглашения в вопросе претворения в жизнь ее содержания, в некоторых случаях подлежат рассмотрению Постоянной палатой международного правосудия. Сей факт указывает на то, что Палата обладала определенными полномочиями в области защиты прав и свобод28.
Конвенция о принудительном труде 1930 года вводит для своих участников обязанность по представлению каждый год докладов, содержащих данные о том, что делается для обеспечения ее соблюдения и исполнения имеющихся в ней предписании. Во времена Лиги Наций действовала система защиты национальных меньшинств. Всеобъемлющей и целостной системы защиты прав и свобод человека на международном уровне тогда не было. У государств не было обязанности соблюдению и защите прав человека, установленной международным правом. Если поступали сообщения о нарушениях прав и свобод человека в той или иной стране, это могло быть расценено как препятствие осуществлению суверенных прав и вмешательство во внутренние дела государства.
После Второй мировой войны стало ясно, что права и свободы человека необходимо защищать как на национальном, так и на международном уровне. В преамбуле Устава ООН (далее - Устав) указывается на то, что народы полны решимости в борьбе с нарушением прав и свобод человека, верят в основные права и свободы человека, осознают ценность и с уважением относятся к достоинству человеческой личности, согласны с тем, что мужчины и женщины обладают равными правами и что все нации равны. Преамбула Всеобщей декларации прав человека содержит информацию о том, что именно отсутствие уважительного отношения к правам человека и их несоблюдение стали одной из основных причин событий Второй мировой войны. Права, о которых говорится в преамбулах, должны находиться под охраной законодательства. Среди главных задач ООН, перечисленных в третьем пункте первой статьи Устава, заслуживает внимания та из них, которая предписывает осуществлять сотрудничество на международном уровне, с уважением
относиться к правам и свободам человека, при этом не учитывая половые, расовые или национальные признаки29
Устав ООН отличался от многих документов прошлого тем, что он не только устанавливал и перечислял задачи, принципы и цели в области защиты прав и свобод человека, но и предоставлял большой объем полномочий органам ООН и их подразделениям, давал им возможности для осуществления деятельности по защите прав и свобод человека.
Эволюция механизмов защиты прав и свобод человека протекала в условиях проектирования и утверждения, введения в действие актов международного характера, содержащих перечень обязанностей государств в области защиты прав и свобод человека. Во всем этом активно принимала участие ООН.
Как указывается в статье 63 Устава ООН, один из главных органов ООН, Экономический и социальный совет (далее - ЭКОСОС), имеет возможность заключения соглашений с любым учреждением со своей специализацией, созданным в рамках соглашения между правительствами государств и способным нести ответственность за свои действия. При наличии такого соглашения учреждение сможет взаимодействовать с ООН. Еще в 1946 году ЭКОСОС создал Комиссию по правам человека (далее - КПЧ), ставшую органом Совета, помогающим ему осуществлять свои функции, и поручил ей создать проект Международного билля о правах человека.
В 1956 году был введен механизм рассмотрения докладов государств, касающихся уровня, степени обеспечения соблюдения прав и свобод человека. Государства, входящие в ООН, приняли обязанность представлять доклады в ЭКОСОС раз в три года. В 1965 году механизм был немного изменен. Доклады представлялись и рассматривались согласно установленному трехлетнему циклу. В первый год внимание уделялось докладам в области обеспечения соблюдения политических и гражданских прав. Второй год был посвящен социальным, культурным и экономическим правам. В третьем году превалировало право на свободу информации. Рассматривались доклады Подкомиссией ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и Комиссией ООН по положению женщин (далее - КПЖ). Их замечания и рекомендации направлялись в КПЧ. Она же докладывала обо всем, давала рекомендации ЭКОСОС. Поскольку в 1976 году появились Международные пакты о правах человека, обязывающие государства вести регулярную отчетность, механизм, действующий с 1965 года, прекратил свое действие в 1980 году.
Помимо механизмов ООН появлялись и тоже эволюционировали другие механизмы. В рамках международных договоров в области защиты прав и свобод человека учреждались договорные органы. Начало этому положило введение появление Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, предопределяющей образование нового органа - Комитета ликвидации расовой дискриминации. Этот орган должен был включать в себя независимых экспертов30. После этого стали создаваться и применяться механизмы рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушение прав и свобод человека, действующие на международном уровне.
Механизмы защиты прав человека вышли на новый этап развития в конце прошлого столетия. В Венской декларации и программе действий (далее -Декларация), итоговом документе Всемирной конференции по правам человека 1993 года, было отмечено, что защита прав и свобод человека, деятельность в этом направлении имеют большое значение для государств и народов мира, поэтому они контролируют все, что с этим связано. Декларация указывала на необходимость повышения продуктивности деятельности ООН в области защиты прав и свобод человека, содержала в себе ряд рекомендаций. Именно с учетом этих рекомендаций был введен пост Верховного комиссара ООН по правам человека и было создано Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (далее - УВКПЧ). Им предоставлялись полномочия в области защиты прав и свобод человека, в области оказания поддержки государствам при осуществлении ими деятельности по защите прав и свобод человека и в их борьбе с нарушением прав человека.
Важным событием, оказавшим серьезное влияние на последующее развитие системы защиты прав и свобод человека на международном уровне, стало реформирование деятельности ООН в области защиты прав и свобод человека. После осуществленных реформ появился Совет ООН по правам человека и образовался новый механизм контроля, Универсальный периодический обзор31.
Со временем система защиты прав и свобод человека стала весьма широкой и сложной. Сейчас ее образуют такие механизмы и органы: Генеральная Ассамблея ООН и Совет ООН по правам человека и их подразделения, механизмы, Совет Безопасности ООН и его механизмы с индивидуальной специализацией, Экономический и социальный совет ООН и Комиссия по положению женщин, Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов, Международный Суд ООН, Секретариат ООН и некоторые его подразделения, договорные органы в области защиты прав и свобод человека, определенные учреждения ООН со своей специализацией (Международная организация труда, Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры) и т. д.
правозащитная деятельность. Ее можно представить как активный процесс конституционной защиты прав человека и гражданина в случае их нарушения. М.В. Мархгейм указывает, что процесс защиты запускается тогда, когда появляются барьеры в реализации прав человека, и выражается в восстановлении нарушенных прав, применении санкций к нарушителям. При этом защитная деятельность может быть реализована как внутри государства, так и за его пределами.
Таким образом, в структуре конституционной системы защиты прав человека и гражданина можно выделить основные компоненты, раскрывающие природу и сущность данного явления: правовые нормы (признание); субъекты, признающие, соблюдающие и защищающие права человека; правозащитная деятельность, включая самозащиту прав.
Необходимо согласиться с М.В. Мархгейм, что осуществление функции по признанию, соблюдению и защите реализуется, как правило, разными субъектами. Исходя из конституционного принципа разделения властей, прерогатива признания прав и свобод человека и гражданина принадлежит законодательным органам государства. В обеспечение обязанности соблюдения, наряду с названными субъектами, включаются органы исполнительной власти, местного самоуправления и их должностные лица. Обязанность по защите обеспечивается еще более широким кругом субъектов: к вышеназванным присоединяются судебные органы, прокуратура, уполномоченные по правам человека.
Необходимо подчеркнуть, что рассмотренные внутренние составляющие конституционной системы защиты прав человека обеспечивают основу рассматриваемой системы, что не исключает возможности добавления в нее дополнительных компонентов.
К примеру, в числе элементов конституционной системы защиты прав человека можно выделить гарантии прав человека, которые в своей сущности призваны обеспечивать реализацию прав человека. Среди основных гарантий конституционной системы защиты прав человека можно выделить юридические, политические, социальные (уровень правосознания и правовой культуры), экономические, организационные и др. К специальным гарантиям можно отнести конкретные меры, направленные на восстановление нарушенного права человека и гражданина.
Таким образом, только комплексное изучение и применение всех основных элементов конституционной системы защиты прав человека является залогом углубленного научного понимания рассматриваемого явления, его закономерностей и тенденций развития, а в практическом плане ведет к торжеству прав человека и гражданина.
2.2.Система норм защиты прав и свобод личности в международном праве
Действующая сегодня универсальная система защиты прав и свобод человека на международном уровне была создана после Второй мировой войны. В этом немаловажную роль сыграла Организация Объединенных Наций (далее - ООН). Определенные механизмы защиты прав и свобод человека применялись еще в начале двадцатого века. В качестве примера можно привести Конвенцию о рабстве 1926 года, согласно которой разногласия, существующие между государствами-сторонами соглашения в вопросе претворения в жизнь ее содержания, в некоторых случаях подлежат рассмотрению Постоянной палатой международного правосудия. Сей факт указывает на то, что Палата обладала определенными полномочиями в области защиты прав и свобод28.
Конвенция о принудительном труде 1930 года вводит для своих участников обязанность по представлению каждый год докладов, содержащих данные о том, что делается для обеспечения ее соблюдения и исполнения имеющихся в ней предписании. Во времена Лиги Наций действовала система защиты национальных меньшинств. Всеобъемлющей и целостной системы защиты прав и свобод человека на международном уровне тогда не было. У государств не было обязанности соблюдению и защите прав человека, установленной международным правом. Если поступали сообщения о нарушениях прав и свобод человека в той или иной стране, это могло быть расценено как препятствие осуществлению суверенных прав и вмешательство во внутренние дела государства.
После Второй мировой войны стало ясно, что права и свободы человека необходимо защищать как на национальном, так и на международном уровне. В преамбуле Устава ООН (далее - Устав) указывается на то, что народы полны решимости в борьбе с нарушением прав и свобод человека, верят в основные права и свободы человека, осознают ценность и с уважением относятся к достоинству человеческой личности, согласны с тем, что мужчины и женщины обладают равными правами и что все нации равны. Преамбула Всеобщей декларации прав человека содержит информацию о том, что именно отсутствие уважительного отношения к правам человека и их несоблюдение стали одной из основных причин событий Второй мировой войны. Права, о которых говорится в преамбулах, должны находиться под охраной законодательства. Среди главных задач ООН, перечисленных в третьем пункте первой статьи Устава, заслуживает внимания та из них, которая предписывает осуществлять сотрудничество на международном уровне, с уважением
относиться к правам и свободам человека, при этом не учитывая половые, расовые или национальные признаки29
Устав ООН отличался от многих документов прошлого тем, что он не только устанавливал и перечислял задачи, принципы и цели в области защиты прав и свобод человека, но и предоставлял большой объем полномочий органам ООН и их подразделениям, давал им возможности для осуществления деятельности по защите прав и свобод человека.
Эволюция механизмов защиты прав и свобод человека протекала в условиях проектирования и утверждения, введения в действие актов международного характера, содержащих перечень обязанностей государств в области защиты прав и свобод человека. Во всем этом активно принимала участие ООН.
Как указывается в статье 63 Устава ООН, один из главных органов ООН, Экономический и социальный совет (далее - ЭКОСОС), имеет возможность заключения соглашений с любым учреждением со своей специализацией, созданным в рамках соглашения между правительствами государств и способным нести ответственность за свои действия. При наличии такого соглашения учреждение сможет взаимодействовать с ООН. Еще в 1946 году ЭКОСОС создал Комиссию по правам человека (далее - КПЧ), ставшую органом Совета, помогающим ему осуществлять свои функции, и поручил ей создать проект Международного билля о правах человека.
В 1956 году был введен механизм рассмотрения докладов государств, касающихся уровня, степени обеспечения соблюдения прав и свобод человека. Государства, входящие в ООН, приняли обязанность представлять доклады в ЭКОСОС раз в три года. В 1965 году механизм был немного изменен. Доклады представлялись и рассматривались согласно установленному трехлетнему циклу. В первый год внимание уделялось докладам в области обеспечения соблюдения политических и гражданских прав. Второй год был посвящен социальным, культурным и экономическим правам. В третьем году превалировало право на свободу информации. Рассматривались доклады Подкомиссией ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и Комиссией ООН по положению женщин (далее - КПЖ). Их замечания и рекомендации направлялись в КПЧ. Она же докладывала обо всем, давала рекомендации ЭКОСОС. Поскольку в 1976 году появились Международные пакты о правах человека, обязывающие государства вести регулярную отчетность, механизм, действующий с 1965 года, прекратил свое действие в 1980 году.
Помимо механизмов ООН появлялись и тоже эволюционировали другие механизмы. В рамках международных договоров в области защиты прав и свобод человека учреждались договорные органы. Начало этому положило введение появление Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, предопределяющей образование нового органа - Комитета ликвидации расовой дискриминации. Этот орган должен был включать в себя независимых экспертов30. После этого стали создаваться и применяться механизмы рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушение прав и свобод человека, действующие на международном уровне.
Механизмы защиты прав человека вышли на новый этап развития в конце прошлого столетия. В Венской декларации и программе действий (далее -Декларация), итоговом документе Всемирной конференции по правам человека 1993 года, было отмечено, что защита прав и свобод человека, деятельность в этом направлении имеют большое значение для государств и народов мира, поэтому они контролируют все, что с этим связано. Декларация указывала на необходимость повышения продуктивности деятельности ООН в области защиты прав и свобод человека, содержала в себе ряд рекомендаций. Именно с учетом этих рекомендаций был введен пост Верховного комиссара ООН по правам человека и было создано Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (далее - УВКПЧ). Им предоставлялись полномочия в области защиты прав и свобод человека, в области оказания поддержки государствам при осуществлении ими деятельности по защите прав и свобод человека и в их борьбе с нарушением прав человека.
Важным событием, оказавшим серьезное влияние на последующее развитие системы защиты прав и свобод человека на международном уровне, стало реформирование деятельности ООН в области защиты прав и свобод человека. После осуществленных реформ появился Совет ООН по правам человека и образовался новый механизм контроля, Универсальный периодический обзор31.
Со временем система защиты прав и свобод человека стала весьма широкой и сложной. Сейчас ее образуют такие механизмы и органы: Генеральная Ассамблея ООН и Совет ООН по правам человека и их подразделения, механизмы, Совет Безопасности ООН и его механизмы с индивидуальной специализацией, Экономический и социальный совет ООН и Комиссия по положению женщин, Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов, Международный Суд ООН, Секретариат ООН и некоторые его подразделения, договорные органы в области защиты прав и свобод человека, определенные учреждения ООН со своей специализацией (Международная организация труда, Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры) и т. д.