Файл: Конституционноправовые гарантии охраны достоинства личности.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Механизмы защиты прав и свобод человека можно классифицировать по ряду оснований: по характеру деятельности, по правовой природе, по составу, по объекту деятельности, по сроку деятельности, по объему полномочий32.
По характеру деятельности механизмы подразделяются на судебные, несудебные и квазисудебные.
Примером судебного механизма является Международный Суд ООН. Решения этого органа принимаются в судебном порядке и должны исполняться государствами - сторонами дела, признающими действительность решений Суда. Суд может осуществлять контрольную функцию, например, он оценивает полноту соблюдения государствами взятых на себя обязательств международного характера и принимает то или иное решение, в том случае, если эти государства признают, что Суд вправе выносить оценку и принимать решения.
Квазисудебными механизмами считаются договорные органы в области защиты прав и свобод человека. В рамках установленных процедур они оценивают полноту соблюдения государствами взятых на себя обязательств, выявляют имеющиеся недостатки и нарушения, осуществляют деятельность по предоставлению рекомендаций, помогающих в полной мере соблюдать и защищать права и свободы человека. Рекомендации договорных органов не несут обязательный характер, поэтому их учет и исполнение производятся по усмотрению государств. Договорные органы не могут принуждать к чему бы то ни было. Квазисудебные механизмы также включают в себя Универсальный периодический обзор, осуществляемый Советом ООН по правам человека.
Несудебными механизмами защиты прав и свобод человека могут быть особые процедуры Совета ООН по правам человека, миссии по выяснению определенных обстоятельств, того, что произошло, деятельность Совета Безопасности, Генерального секретаря ООН, Управления Верховного комиссара ООН по правам человека в области защиты прав и свобод человека.
Классификация по критерию правовой природы делит механизмы защиты прав и свобод человека на экстраконвенционные и конвенционные.
Конвенционные механизмы создаются и уполномочены на те или действия международными договорами. К ним относятся органы, созданные в соответствии с договорами в области защиты прав и свобод человека. Существует несколько таких органов. Ими, к примеру, являются: Комитет по правам человека, Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по правам ребенка, Комитет по
ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
То, на что уполномочены органы ООН, осуществляющие деятельность по защите прав и свобод человека, можно найти в Уставе ООН. Их не причисляют к механизмам защиты прав и свобод. Причиной этому является то, что в Уставе перечислены принципы защиты прав и свобод человека и в нем описываются полномочия органов ООН, но он не перечисляет те права и свободы, которые необходимо защищать. Поэтому сам Устав ООН не может обязать государства защищать и соблюдать прав и свободы человека. Подобное возможно только в рамках международных договоров.
Экстраконвенционные механизмы обычно вводятся в действие решением международного органа, обладающего необходимыми полномочиями. В качестве примера таких механизмов можно привести процедуры, проводимые Советом ООН по правам человека (далее - СПЧ).
По критерию состава механизмы защиты прав и свобод человека на международном уровне можно разделить на коллективные и индивидуальные. Такая классификация, по сути, является правильной, но не совсем актуальной. Определенными полномочиями могут наделяться лица или группа лиц, они могут действовать в соответствии с ними вместе или по отдельности. Это не имеет большого значения для деятельности правозащитного механизма. Важно то, действуют ли уполномоченные лица от своего имени или являются чьими-либо представителями. Именно это будет играть большую роль при приятии решений и осуществлении деятельности тем или иным органом. Поэтому имеет смысл выделять не индивидуальные и групповые механизмы, а межправительственных, смешанные и экспертные.
К межправительственным механизмам защиты прав и свобод человека относятся все основные органы ООН, помимо Международного Суда и Секретариата, а также созданные ими органы и механизмы. К примеру, Совет ООН по правам человека является органом, помогающим Генеральной Ассамблее в осуществлении деятельности, образованным ею в 2006 году, включающим в себя 47 государств. Универсальный периодической обзор также можно отнести к межправительственным механизмам.
В число экспертных механизмов входит Консультативный комитет Совета ООН по правам человека, договорные органы в области защиты прав и свобод человека и определенные процедуры СПЧ.
Есть механизмы смешанного состава. В их случае представители государств обычно обладают таким же статусом, что и другие, негосударственные представители или конкретные лица. Так, в рамках конфиденциальной процедуры жалоб в Совете ООН по правам человека, дело на разных этапах рассматривается независимыми экспертами и на межгосударственном уровне. Также можно упомянуть трехсторонние механизмы Международной организации труда, когда государства принимают участие вместе с представителями профсоюзов и объединений работодателей.
В зависимости от объекта деятельности механизмы защиты прав и свобод человека делятся на механизмы рассмотрения жалоб и механизмы защиты прав и свобод в рамках существующей системы. Иногда международный орган выполняет несколько функций, различных по своей правовой природе. Так, Комитет по правам человека принимает к рассмотрению доклады государств - участников Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года о том, что они сделали для того, чтобы защитить и обеспечить соблюдение прав и свобод, перечисленных в Пакте. Понятно, что эти полномочия могут быть причислены к системной защите прав человека. При этом Комитет по правам человека получает сообщения от государств - участников Пакта о том, что отдельный участник или несколько участников Пакта не исполняют обязанности, предписанные Пактом. Помимо этого Комитет принимает сообщения о нарушении прав и свобод от конкретных лиц, ставших жертвами государства - участника, если такое государство признает Комитет в качестве компетентного органа.
Механизмы рассмотрения жалоб включают в себя конфиденциальную процедуру жалоб, проводящуюся Советом ООН по правам человека, по содержанию схожую с механизмами МОТ, Комиссии ООН по положению женщин и ЮНЕСКО. Частные жалобы на нарушения прав и свобод человека рассматриваются в рамках процедур СПЧ.
Полномочиями в области защиты прав и свобод человека в рамках действующей системы обладают все механизмы. Они помогают в повышении эффективности деятельности государства в области защиты прав и свобод человека.
Определенные механизмы защиты прав и свобод человека созданы для решения только вопросов, касающихся действующей системы. Так, в рамках Универсального периодического обзора принятие сообщений о нарушениях прав и свобод человека не предусмотрено. Также этого не делает Комитет по правам ребенка, Комитет по защите прав всех трудящихся иммигрантов и членов их семей и Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.
По признаку срока деятельности механизмы защиты прав и свобод человека делятся на бессрочные и временные.
Временные механизмы функционируют в течения определенного периода времени или до момента выполнения той или иной задачи. Например, мандаты некоторых процедур Совета ООН по правам человека имеют срок в три года. Временные ограничения могут быть и у ряда правозащитных механизмов, к примеру, у миссий по расследованию и установлению фактов. Также стоит учесть в этой группе и надзорные механизмы Генеральной Ассамблеи ООН, создающиеся порой на тот или иной срок.
Подавляющее число механизмов защиты прав и свобод человека не обладает ограничениями по времени и являются бессрочными. Иногда определенные договорные органы могут прекратить свое существование при расторжении договоров государствами, также как и процедуры и органы ООН при их упразднении.
В зависимости от объема полномочий все органы, осуществляющие деятельность в области защиты прав и свобод человека, делятся на органы с большим, распространяющимся кругом полномочий и органы с ограниченными полномочиями. Полномочия ограничиваются по предмету и по географическому охвату.
Нет ни одного органа или механизма, наделенного неограниченными ничем и никем полномочиями в области защиты прав и свобод человека. Причиной этому является то, что гарантами защиты прав и свобод человека выступают государства. Международные межправительственные организации и механизмы при этом осуществляют деятельность вспомогательного характера. Однако, Генеральная Ассамблея или Совет ООН по правам человека, теоретически, могут рассмотреть любой вопрос, касающийся защиты прав и свобод, направленный им. Универсальный периодический обзор может применяться ко всем государствам - членам ООН и, с учетом своего предмета, может быть причислен к механизмам с большим кругом полномочий.
Деятельность определенных механизмов защиты прав и свобод человека имеет свои географические границы. Наглядным примером этому являются специальные процедуры, проводимые Советом ООН по правам человека, или договорные органы по правам человека, распространяющие свое действие только на государства, признавшие их компетенцию, что выражается в факте ратификации международного договора по правам человека или факультативного протокола к нему.
Некоторые механизмы ограничены в предмете своей деятельности. Они осуществляют свои функции только в определенной области. К примеру, большее количество специальных процедур СПЧ сопровождаются лишь контролем соблюдения прав и свобод тех или иных лиц. Договорные органы также только контролируют исполнение государствами взятых на себя обязательств по договору.
Итак, в итоге можно заявить, что универсальная система защиты прав и свобод человека является достаточно разносторонней и обширной, включает в себя разные по составу, охвату и сроку действия механизмы.
Заключение
В своей работе я поставила цель исследовать и узнать о конституционной защите прав и свобод человека. В ходе этого процесса я пришла к определенным выводам, которые изложу ниже. Современная Конституция Российской Федерации 1993г представляет собой конституцию правового демократического государства. Она довольно ясно и четко разграничивает права и свободы граждан и уделяет им большое внимание. Не менее важно, что все нормы относительно прав и свобод, прописанных в Конституции, соответствуют нормам международного права. Большинство прав и свобод человек имеет с рождения. Все эти права государство регулирует, контролирует и защищает, обеспечивая индивиду возможность самореализации в обществе. Права и свободы имеют широкую классификацию. Но, тем не менее, каждый вид этих прав регулирует важную сферу общества. Конституционный статус личности в России - одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое государство.
Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Однако в целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучным. Конституции РФ признает соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства, его компетентных органов, а их гарантом является Президент РФ как глава государства. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека, несомненно, отражает переходный характер современного этапа развития российского общества. Но "списывать" слабости и недостатки только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: все еще непреодоленное неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства, страдающего от декларативности, а также от слабости соответствующих государственных структур.