Файл: Древнейшей из известных ныне рукописей греческого Евхология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
о
Чтение заамвонной молитвы
Схема чина хиротонии во епископа о Наречение кандидата во епископа «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст
Указ об избрании. Речь избранного. Многолетие о Испытание веры новоизбранного. Благословение патриарха. Чтение Сим- вола веры. о Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых Апостолов, семи Вселенских соборов, девяти поместных и правил святых отец
Передача текста обещания Святейшему Патриарху
Благословение ставленника
Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому
Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого»
Преклонение ставленником колен пред святым престолом. Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев. Тайносовершительная молитва.
«Кирие, элеисон» (Господи, помилуй). Чтение Патриархом двух молитв.
Чтение первым и вторым митрополитами ектении. Облачение в архиерей-ские одежды. Приветствие и целование архипастырей о Участие в Божественной литургии. «Мир всем» перед Апостолом и после
Евангелия. Осенение народа свечами
Принятие святой Чаши от протопресвитера на Великом входе. Причаще-ние пресвитеров и диаконов в конце Литургии. Благословение архиерей-ской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов
Вручение архипастырского жезла. Слово предстоятеля к новопоставлен-ному архиерею. Вручение жезла. Архипастырское благословение народа
140. Можно ли совершать хиротонию на Литургии Преждеосвященных Даров?
На литургии преждеосвященных даров можно рукополагать только диаконов.
Священников рукополагают во время литургии Василия Великого или Иоанна
Златоуста.
141. Назовите канонические препятствия к принятию священного сана. смертные грехи после крещения: убийство, блуд, отречение, и т.д. репутация вора, пьяницы и вообще порочного человека второй брак неумение управлять домом и семьей
142. Назовите предметы облачения епископа. трикирий, крест, рипиды палка с ангелом, поручи, архиерейская мантия, мит-ра шапка, саккос с большим омофором, орлец, панагия, жезл - посох, малый омфор, ди-кирий, палица висит на ноге , малый омофор верхний халат.
143. В каких местах Нового Завета прямо указывается на особенное призвание епископов и священников?
Иисус Христос установил в Церкви пастырство для того, чтобы пас-тыри были про- возвестниками и исполнителями Его Божественной во-ли. Воля же Божия состоит в том, чтобы Его учение - Евангелие бы-ло проповедано всей твари (Мк. 16; 15), чтобы плодами Его Голгофской жертвы были усвоены моми людьми и чтобы во всем мире все веру-ющие в Него постепенно достигали совершенства (Ин.
17:20-21)
144. Что символизирует троекратное обхождение ставленником престола?
Троекратное обхождение вокруг престола совершается в честь Пресвятой Троицы и знаменует готовность ставленника навсегда посвятить себя служению у престола
Божия.
Чтение заамвонной молитвы
Схема чина хиротонии во епископа о Наречение кандидата во епископа «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст
Указ об избрании. Речь избранного. Многолетие о Испытание веры новоизбранного. Благословение патриарха. Чтение Сим- вола веры. о Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых Апостолов, семи Вселенских соборов, девяти поместных и правил святых отец
Передача текста обещания Святейшему Патриарху
Благословение ставленника
Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому
Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого»
Преклонение ставленником колен пред святым престолом. Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев. Тайносовершительная молитва.
«Кирие, элеисон» (Господи, помилуй). Чтение Патриархом двух молитв.
Чтение первым и вторым митрополитами ектении. Облачение в архиерей-ские одежды. Приветствие и целование архипастырей о Участие в Божественной литургии. «Мир всем» перед Апостолом и после
Евангелия. Осенение народа свечами
Принятие святой Чаши от протопресвитера на Великом входе. Причаще-ние пресвитеров и диаконов в конце Литургии. Благословение архиерей-ской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов
Вручение архипастырского жезла. Слово предстоятеля к новопоставлен-ному архиерею. Вручение жезла. Архипастырское благословение народа
140. Можно ли совершать хиротонию на Литургии Преждеосвященных Даров?
На литургии преждеосвященных даров можно рукополагать только диаконов.
Священников рукополагают во время литургии Василия Великого или Иоанна
Златоуста.
141. Назовите канонические препятствия к принятию священного сана. смертные грехи после крещения: убийство, блуд, отречение, и т.д. репутация вора, пьяницы и вообще порочного человека второй брак неумение управлять домом и семьей
142. Назовите предметы облачения епископа. трикирий, крест, рипиды палка с ангелом, поручи, архиерейская мантия, мит-ра шапка, саккос с большим омофором, орлец, панагия, жезл - посох, малый омфор, ди-кирий, палица висит на ноге , малый омофор верхний халат.
143. В каких местах Нового Завета прямо указывается на особенное призвание епископов и священников?
Иисус Христос установил в Церкви пастырство для того, чтобы пас-тыри были про- возвестниками и исполнителями Его Божественной во-ли. Воля же Божия состоит в том, чтобы Его учение - Евангелие бы-ло проповедано всей твари (Мк. 16; 15), чтобы плодами Его Голгофской жертвы были усвоены моми людьми и чтобы во всем мире все веру-ющие в Него постепенно достигали совершенства (Ин.
17:20-21)
144. Что символизирует троекратное обхождение ставленником престола?
Троекратное обхождение вокруг престола совершается в честь Пресвятой Троицы и знаменует готовность ставленника навсегда посвятить себя служению у престола
Божия.
145. Что символизирует вручение епископом новопоставленному священнику частицы Х&С после благословения Святых Даров?
После преложения Святых Даров архиерей, взяв Святое Тело в руки и отломив верхнюю часть с надписью «ХС» (Христос), кладет ее на особый дискос и дает
новопоставленному, говоря при этом: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязан быти во второе и страшное Пришествие Великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа».. То есть говорит о том, что – вот, тебе даётся Тело Христово (и Церковь также есть тело Христово), и ты должен будешь отвечать на Страшном суде за то, как ты служил Церкви Христовой, как ты служил этому Телу Христову. При этом соблюдается следующий порядок: архиерей полагает на особый дискос антиминсную губу и на нее часть святого Агнца «Иисус» и даёт дискос новопосвящённому. Священник, взяв, целует руку архиерея и, отойдя, стоит позади престола и читает 50-й псалом. Перед возгласом «Святая святым» он возвращает святой хлеб архиерею. Этот залог служения является удивительно глубоким и важным символом этого чина. Здесь говорится об ответственности за Церковь перед Богом, говорится о том, какое страшное служение возлагается на новопоставленного священника. Рукоположенный первым из священников приступает к Приобщению, ибо в нем совершилось обновление благодати
Божественного Духа. После он читает заамвонную молитву, являя людям свое вступление в чин священства.
МОНАШЕСТВО
146. Что означают слова «монах», «анахорет», «исихия», «киновия»?
Монх (греч. vaxós - одиночный, единичный) - член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь
«исихия» изначально подразумевало под собой спокойствие и безмолвие. В раннехристианские времена исихастами называли отшельников,
Киновия —христианская мо- нашеская коммуна, монастырь общежитского устава, одна из двух (наряду с отшель-ничеством) форм организации монашества на начальном историческом этапе. Монахи киновии все необходимое, еду, одежду, обувь и прочее, получают от монастыря. Труд монахов киновии безвозмезден, результаты труда полностью принадлежат монасты-рю.
Анахорет—Удалившийся от мира, отшельник, пустынник. Так называется человек, который уединённо живёт в пустынной местности, по возможности чуждается всякого общения с другими людьми и ведёт аскетичный образ жизни
147. Приведите примеры анахоретов в Ветхом завете. в предании первым анахоретом является преподобный авел Фирейский кумер ок.
341г.), подвизавшийся 91 год в отшельничестве. Отцом анахоретства считается препо-лобный Антоний Великий
148. Почему по мнению апостолов и святых отцов Православной Церкви путь монашеского жития превосходнее брака?
Есть нечто существенно общее между браком и монашеством. Это не два противоположные пути, но два пути, которые во многом близки один другому.
Человек как индивидуум - существо не вполне полноценное, он реализуется как личность лишь в общении с другим. И в браке восполнение недостающего происходит через обретение второй половины, второго «я», через обретение другого. В монашестве этим «другим» является Сам Бог.
монашество, строго говоря, это род брака - брак духов-и ный. Монах должен уневеститься Христу. Душа монаха через постриг делается невестой Христовой, как бы вступает в мистический брачный союз с Господом.
149. Назовите важные для учения о монашестве слова Спасителя.
««Ввангельским основанием" для установления монашества можно считать слова
Христа о тех, которые «сделали себя сами скопцами для Царствия Небесного» (Мф.
19:12). и в дословном исполнении требования Господа «отвергнуться себя, взять свои крест» и следовать за Ним (Лк. 9:23)» Конечно, монах должен по заповеди любить ближнего своего. Но жизнь отдать должен только Христу. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Кто отдает свою жизнь любимому, являет полноту любви. Супруги отдают свою жизнь друг другу и семье
Отдать себя только Богу - это есть суть монашества.
150. Когда и в связи с чем возникает монашество, как институция?
Мо нашество как учреждение появилось в IV веке, когда после легализации Церкви раз-мылись её внешние границы. Созданное с сознательной целью и имеющее приспособленную к этой цели организацию, христианское развивало свои идеи с первых времён христианства.
151. Назовите первых христианских пустынножителей.
Первые пустынножители Павел и Антоний. Во время гонения Диоклетианова множество христиан, слишком робких, чтобы идти на мучение и мученичество, но слишком твердых в вере, чтобы отречься своих убеждений, удалились в пустыни, где тираны не могли их преследовать. Бог внушил им такое переселение, чтобы они могли послужить учреждению жизни отшельнической.
152. Когда и кем был издан Миланский эдикт? Чем он важен?
Миланский эдикт был издан в 313 году нашей эры. В., которым был положен конец. преследованию христиан в предыдущие века. Его авторами были Константин и
Лициний.
В соответствии с этим эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, тра-лиционное римское язычество теряло роль официальной религии.
Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственно-стью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.
153. Назовите первых монахов, принявших священный сан.
Первым монахом, принявшим священный сан, был преподобный Савва, святой V века, подвизавшийся в Иудейской пустыне.
154. Какие уставы послужили основой православного богослужения?
Книга, в которой устав записан, называется «Типикон» (греч. Толком от тос -- образец, устав).
Разновипности уставоВ
• Студийский устав составлен преподобным Феодором Студитом, настоятелем
Студийского монастыря в Константинополе. Был введён на Руси препо-добным
Феодосием Печерским и оставался в употреблении Русской церкви вплоть до XIV века, когда был заменён Иерусалимским, получившим к тому времени распространение на Востоке. • Иерусалимский устав
) Иерусалимский устав - принят в 524 году в лавре преподобного Саввы у нае
Освященного, близ Иерусалима. Был введён в общежительных обителях всей
Палестины, откуда распространился по всему Православному Востоку. На Руси появился в широком употреблении со времени митрополита Киевского Киприана.
Иерусалимский устав не связан напрямую с древним иерусалим-ским
149. Назовите важные для учения о монашестве слова Спасителя.
««Ввангельским основанием" для установления монашества можно считать слова
Христа о тех, которые «сделали себя сами скопцами для Царствия Небесного» (Мф.
19:12). и в дословном исполнении требования Господа «отвергнуться себя, взять свои крест» и следовать за Ним (Лк. 9:23)» Конечно, монах должен по заповеди любить ближнего своего. Но жизнь отдать должен только Христу. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Кто отдает свою жизнь любимому, являет полноту любви. Супруги отдают свою жизнь друг другу и семье
Отдать себя только Богу - это есть суть монашества.
150. Когда и в связи с чем возникает монашество, как институция?
Мо нашество как учреждение появилось в IV веке, когда после легализации Церкви раз-мылись её внешние границы. Созданное с сознательной целью и имеющее приспособленную к этой цели организацию, христианское развивало свои идеи с первых времён христианства.
151. Назовите первых христианских пустынножителей.
Первые пустынножители Павел и Антоний. Во время гонения Диоклетианова множество христиан, слишком робких, чтобы идти на мучение и мученичество, но слишком твердых в вере, чтобы отречься своих убеждений, удалились в пустыни, где тираны не могли их преследовать. Бог внушил им такое переселение, чтобы они могли послужить учреждению жизни отшельнической.
152. Когда и кем был издан Миланский эдикт? Чем он важен?
Миланский эдикт был издан в 313 году нашей эры. В., которым был положен конец. преследованию христиан в предыдущие века. Его авторами были Константин и
Лициний.
В соответствии с этим эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, тра-лиционное римское язычество теряло роль официальной религии.
Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственно-стью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.
153. Назовите первых монахов, принявших священный сан.
Первым монахом, принявшим священный сан, был преподобный Савва, святой V века, подвизавшийся в Иудейской пустыне.
154. Какие уставы послужили основой православного богослужения?
Книга, в которой устав записан, называется «Типикон» (греч. Толком от тос -- образец, устав).
Разновипности уставоВ
• Студийский устав составлен преподобным Феодором Студитом, настоятелем
Студийского монастыря в Константинополе. Был введён на Руси препо-добным
Феодосием Печерским и оставался в употреблении Русской церкви вплоть до XIV века, когда был заменён Иерусалимским, получившим к тому времени распространение на Востоке. • Иерусалимский устав
) Иерусалимский устав - принят в 524 году в лавре преподобного Саввы у нае
Освященного, близ Иерусалима. Был введён в общежительных обителях всей
Палестины, откуда распространился по всему Православному Востоку. На Руси появился в широком употреблении со времени митрополита Киевского Киприана.
Иерусалимский устав не связан напрямую с древним иерусалим-ским
богослужением, но есть сделанная в Палестине переработка первона-чальной и малоазийской редакции Студийского синаксаря. в Пеци
Другие уставы Широкое распространение получили также новая редакция
Устава Великой церкви (Византийского), осуществлённая в XIX веке и прел-
Болгарии еской традиции и в Болгарской церкви). назначенная для приходского богослужения (распространена в церквях гре-
155. Какое направление получило западное монашество, благодаря прп. Бенедикту
Нурсийскому?
156. Что означают слова «конгрегация», «монашеский орден»?
Конгрегация - (от латинского глагола congregare - собирать, соединять в западном каноническом праве подразумеваются вообще союзы, образованные с целью выполнения какой-либо духовной миссии или церковного служения. Общины
Монашеский орден в католичестве, а также у некоторых протестантов - сообщество монашествующих, члены которого соблюдают общий устав монастыря и приносят торжественные обеты [1]. В зависимости от специфики различаются:
Ордены бенедиктинского устава
Нищенствующие ордены
157. Возникновение и особенности ордена иезуитов.
Иезуиты
Мужской духовный орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году
Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты принадлежат к числу регулярных клириков. строгая централизация, жесткая дисциплина и беспрекословное повиновение генералу ордена ("черному папе"), избираемому пожизненно. Для более успешного достижения своих целей иезуиты не носят монашеской одежды и часто скрывают свою принадлежность к ордену. Кроме обычных 3 монашеских обетов (нестяжания, целомудрия и послушания), иезуиты дают четвертый - обет повиновения папе.
158. Назовите величайших старцев в Русской Православной Церкви XX века.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006) - Пеково-Печерский монастырь
Старец Зосима (в схиме Захария) (1850-1936) - Троице-Сергиева лавра
Преподобный Силуан Афонский (1866-1938) - Святая Гора Афон
159. Назовите предметы монашеского облачения. власяница или хитон. параман. Это небольшой четырехугольный плат с изображением креста и других орудий страдания Спасителя, на спине завязывается подрясник (черное платье), крест
Пояс,
Подрясник
Клобук в чине пострига именуется шлемом спасения
Четки
160. Какие этапы монастырской жизни предшествует монашескому постригу?
Согласно современному Уставу РПШ постригу монашескому предше-ствует период испытания («искуса»), во время которого кандидат в монашество пребывает в монастыре в чине трудника, затем послушника (при этом он может стать рясофором, при посвящении в которого также совершается обряд пострижения волос), и только после этого он может принять постриг монашеский в малую схиму
(собственно монаше-ство).
161. Назовите три пострига, совершаемые в монастырях Русской Православной
Церкви
Существует три степени монашества - рясофор, мантия (малая схима) и схима (ве- ликая схима).Послушник =рясофор
Другие уставы Широкое распространение получили также новая редакция
Устава Великой церкви (Византийского), осуществлённая в XIX веке и прел-
Болгарии еской традиции и в Болгарской церкви). назначенная для приходского богослужения (распространена в церквях гре-
155. Какое направление получило западное монашество, благодаря прп. Бенедикту
Нурсийскому?
156. Что означают слова «конгрегация», «монашеский орден»?
Конгрегация - (от латинского глагола congregare - собирать, соединять в западном каноническом праве подразумеваются вообще союзы, образованные с целью выполнения какой-либо духовной миссии или церковного служения. Общины
Монашеский орден в католичестве, а также у некоторых протестантов - сообщество монашествующих, члены которого соблюдают общий устав монастыря и приносят торжественные обеты [1]. В зависимости от специфики различаются:
Ордены бенедиктинского устава
Нищенствующие ордены
157. Возникновение и особенности ордена иезуитов.
Иезуиты
Мужской духовный орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году
Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты принадлежат к числу регулярных клириков. строгая централизация, жесткая дисциплина и беспрекословное повиновение генералу ордена ("черному папе"), избираемому пожизненно. Для более успешного достижения своих целей иезуиты не носят монашеской одежды и часто скрывают свою принадлежность к ордену. Кроме обычных 3 монашеских обетов (нестяжания, целомудрия и послушания), иезуиты дают четвертый - обет повиновения папе.
158. Назовите величайших старцев в Русской Православной Церкви XX века.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006) - Пеково-Печерский монастырь
Старец Зосима (в схиме Захария) (1850-1936) - Троице-Сергиева лавра
Преподобный Силуан Афонский (1866-1938) - Святая Гора Афон
159. Назовите предметы монашеского облачения. власяница или хитон. параман. Это небольшой четырехугольный плат с изображением креста и других орудий страдания Спасителя, на спине завязывается подрясник (черное платье), крест
Пояс,
Подрясник
Клобук в чине пострига именуется шлемом спасения
Четки
160. Какие этапы монастырской жизни предшествует монашескому постригу?
Согласно современному Уставу РПШ постригу монашескому предше-ствует период испытания («искуса»), во время которого кандидат в монашество пребывает в монастыре в чине трудника, затем послушника (при этом он может стать рясофором, при посвящении в которого также совершается обряд пострижения волос), и только после этого он может принять постриг монашеский в малую схиму
(собственно монаше-ство).
161. Назовите три пострига, совершаемые в монастырях Русской Православной
Церкви
Существует три степени монашества - рясофор, мантия (малая схима) и схима (ве- ликая схима).Послушник =рясофор
162. Назовите главные монашеские обеты.
Девство
Послушание
( ничего своего) Нестяжание
163. Что символизирует троекратное поднятие ножниц при постриге?
Так вот, подняв троекратно ножницы и подав их игумену, послушница демонстрирует твердое и добровольное решение удалиться от мира и принять схиму.
164. Что символизирует пострижение волос? Почему момент пострижения волос настолько важен, что само чинопоследование часто называется монашеским постригом?
Это действие символизирует добровольную жертву Богу. При пострижении в монашество у человека чаще всего меняется имя. Монах дает обеты безбрачия, послушания и нестяжания.
Итак, монашеский постриг — это, прежде всего, повторение крещальных обетов.
Но не только это. Монашеский постриг я теперь назову браком. Душа монаха или монахини вступает в брак со Христом, и ангелы присутствуют в этот момент и свидетельствуют о священности и нерасторжимости этого союза