Файл: Древнейшей из известных ныне рукописей греческого Евхология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
смешанные браки признаны возможными, Святейший Синод разрешил венчать один раз в православном храме второй в костеле или в протестанской кирхе
Требуется воспитывать детей в смешенном браке в православной вере
123. Канонические препятствия к Браку.
1. вступать в брак более, чем три раза, что допускается гражданским законодательством.
2. в близких степенях родства.
3. один из брачующихся объявляют атеист.
4. Если хотя бы один из супругов не крещен.
5. фактически состоит в браке с другим лицом.
6. Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства
7. кто дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
8.нет канонических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца. Однако благочестивый обычай запрещает такие браки, поэтому во избежание соблазна следует испросить специальных указаний от правящего архиерея.
9. Безусловно не венчается брак, если хотя бы один из супругов не исповедует христианскую религию
10. Отсутствие родительского благословения не является препятствием к венчанию, хотя является и весьма прискорбным фактором, конечно, при условии совершеннолетия жениха и невесты. Кроме того, часто родители-атеисты препятствуют церковному венчанию своих детей. В таком случае благословение на это таинство дает священник.
11. Что же касается совершеннолетия жених и невесты, их психического и физического здоровья, добровольного и свободного согласия, то поскольку без выполнения этих условий не может быть предварительно зарегистрирован гражданский брак, Церковь при наличии свидетельства о браке освобождается от выяснения этих обстоятельств.

124. Как совершается обручение и в чем его смысл?
По окончании Литургии жених и невеста стоят в притворе храма лицом к алтарю; жених — справа, невеста – слева. Во время обручения священник дает брачующимся зажженные свечи – символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, затем невесте и трижды меняет их, говоря:
«Обручается раб Божий (имя) рабе Божьей (имя)». После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает, свободно ли их желание вступить в брак. «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя), которую здесь пред собою видишь?» Жених отвечает: «Имею, честный отче». То же самое спрашивается у невесты. Священник спрашивает: «Не связан ли ты обещанием другой невесте?», на что жених должен ответить: «Нет, не связан». Тот же вопрос задается и невесте.
Итак, жених и невеста подтвердили пред богом и Церковью нерушимость и непоколебимость своего желания вступить в брак. Этим заканчивается чин обручения и начинается непосредственно Венчание.
Священник возглашает: «Благословенно Царство…» И после краткой ектении произносит три молитвы, в которых испрашивается благословение Божье на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Завета.
Теперь наступает главный момент таинства. Выносятся из алтаря венцы (короны) и священник, взяв венец, знаменует крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. При этом говорит:
«Венчается раб Божий (имя) рабе Божьей (имя)». Благословив таким же образом

невесту, дав ей приложиться к образу Богородицы, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божья (имя) рабу Божьему (имя)».
Потом священнослужитель, воздев руки к Богу, трижды торжественно произносит:
«Господи, Боже наш! Славою и честью венчаю их!» После этого читается отрывок из апостольского послания и Евангелия.
Затем приносится чаша с вином, священник читает над ней молитву, трижды благословляет и дает испить попеременно то жениху, то невесте. Это символически – как общая чаша, так и общая судьба у супругов с общими радостями и скорбями.
После этого священник соединяет руки новобрачных, укрывает их эпитрахилью и трижды обводит вокруг аналоя. Это означает их вечное шествие рука об руку по жизни.
По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами: «Возвеличешися, женише, яко же Авраам, и благословися, яко же Исаак, и умножишися, яко же Иаков, ходяй в мире и делай правде заповеди
Божия». «И ты, невеста, возвеличися, яко же Сара, и веселися, яко же Ревека, и умножися, яко же Рахиль, веселящийся о своем муже, хранящий пределы закона, зане тако благоволи Бог».
Далее, согласно обычаю, молодые подходят к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – Большой Богородицы, здесь же священник дает им
Крест для целования. Хор поет: «Многая лета» — трижды. Священник произносит поздравительные слова. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.

125. В каком веке в русских требниках обнаруживаются вопросы к жениху и невесте и почему?
В требники Русской Православной Церкви эти вопросы входят лишь в XVII веке в результате влияния католической традиции (связано это с тем, что в Католической
Церкви совершителями Таинства Брака являются сами супруги, а не священник - соответственно, их ответ на вопросы и является "совершительными словами").

126. Что символизируют вино и почему использовались водоносы в евангельском повествовании о чуде в Кане Галилейской?
Богословы считают, что своим присутствием на брачном пиру и совершением во время него своего первого чуда Иисус Христос установил и освятил таинство брака[2].
В толковании Кирилла Александрийского превращение воды в вино является символом смены Ветхого Завета Новым[3]. По мнению современных библеистов, чудо символизирует смену эпохи еврейских ритуальных омовений веком Мессии с его изобилием вина и веселья водоносы в Иудее - это такие большие каменные сосуды для сохранения воды
(каждый сосуд вмещал в себя до 10 ведер воды). Иудеи держали водоносы для того, чтобы совершать ритуальные омовения дома, а не бегать для этого каждый раз на реку (акведуков в Палестине не построили, хотя Понтий Пилат безуспешно пытался приобщить иудеев к цивилизации).
, Иисус, повелевая налить воду в водоносы, заботился о восприятии чуда, как подлинного события, служителями. Он велел налить воду для того, «чтобы сами черпавшие воду были свидетелями чуда, и чтобы оно нисколько не казалось призраком»
127. Что означает традиция пить из одной
Во время Таинства венчания супруги пьют из общей чаши. Чаша подается три раза сначала мужу, а потом жене. Чаша символизирует то, что в браке все радости и испытания супруги должны делить пополам, поровну. Существует благочестивая

традиция для молодоженов — исповедаться и причаститься на литургии в день венчания.

128. Что в наше время изображает обхождение брачующимися аналоя с пением богородичного песнопения и мученических тропарей?
Троекратное обхождение вокруг аналоя совершается во славу Пресвятой
Живоначальной Троицы. Движение по кругу символизирует вечность союза.
Хождение по кругу с пением тропарей выражает также ту истинную радость, которая ожидает супругов, проведших свою жизнь в спасительных трудах, благочестии и чистоте. Истинная радость свидетельствует о полноте земной жизни и о причастности к небесному счастью.
РУКОПОЛОЖЕНИЕ
129. Почему священником в полном смысле слова является только Сам Господь

Иисус Христос?
Христос является и жрецом и жертвой, «приносящим и приносимкм». Только он мог стать искупительной Жертвой, очищающей и освящающей всех людей, которые захотят стать новым народом Божиим, новым Израилем - Церковью.

130. Чем отличается учение о священстве в Православии от других христианских конфессий?
У католиков: священство неотьемлемо, можно только запретить в служении. Это противоречит правилу вселенского собора, предписывающему извергать священника или епископа из сана за серьезные проступки.
У протестантов: нет таинства священства, нет иерархии. Вместо священников у них наставники

131. Какой благодатный дар получает христианин в таинстве Священства для священнического служения?
Неоднократно говорит о благодати священства, как даре Святого Ду-ха, св. Иоанн
Златоуст. Священническое служение св. Иоанн Златоуст называет «благодатным» ; священник получает «ве-ликую благодать Божию» (тол... trv тара tOU 0еоб xáp), которая является основою священнослужения и его действующею си- лою.

132. Что предшествует рукоположению ставленника?
Совершению Таинства предшествует ставленническая исповедь у ду-ховника епар хии или какого-то другого духовника, благословенного архиереем. Ставленник должен исповедоваться за всю жизнь, а духов-ник должен подтвердить, что у него нет ка-нонических препятствий к рукоположению. Для рукоположения необходимо согласие супруги, т.к. ей предстоит так же очень тяжелый подвиг, на который принуждать нельзя. После рукоположения жениться уже нельзя, но можно принять монашеский подвиг. Духовник дает свое письменное заключение епи-скопу.
Кандидат перед принятием диаконского или священнического сана (ставленник) должен подписать став-ленническую присягу. Он пе-ред Богом и Церковью обещается всегда быть верным православию, Церкви не совершать грехов, несовместимых с его священным саном, не нарушать церковных канонов, быть послушным епископу, быть гото-вым всегда служить людям, исполняя свой священнический долг. Он обязан по первому зову идти к умирающему, чтобы причастить его.
133.
Назовите последовательно степени церковной иерарх чтецы (псаломщики);
Иподьякон пономари; алтарник, колокола певцы (канонархи) церковного хора.
Свяшеннослужители:
Дьякон. Может стать:


Иеродьякон
Схиеродьякон протодьяконом (первым дьяконом), если он несет должность старшего льякона в белом (женатом) духовенстве: архидьяконом (старшим дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в монашестве.
• Священник. Может стать: о иеромонахом, если он состоит в монашеском чине; схииеромонахом, если иеромонах принял схиму; о протоиереем или протопресвитером (первым иереем, первым пресвите- жен ром), если он является старшим из пресвитеров белого духовенства; о игуменом называется первый среди монашествующих о архимандритом, если он является настоятелем монашеской обители о схиигуменом или схиархимандритом называют игумена или архимандри- та, принявшего схиму
Епископ. Может стать:
Архиепископом
Митрополитом
Экзархом - главой самостоятельной церкви или отдельной церковной об- ласти.
Патриархом
134. Что означают слова «диакон», «иерей», «пресвитер», «епископ»? Назовите первых епископов.
Диакон (с греч. «Служитель») - низшая степень священства
Иерей (греч. «Жрец, священник») - то же, что и пресвитер (греч. «Глава общины»)
- рукоположенный священник. Вторая степень священства.
Епископ (греч. «Надзирающий») - высшая степень священства.
Пресвитер - вторая степень священства.
Первыми епископами были ближайшие ученики апостолов: Игнатий Богоносец, еп.
Антиохийский; Поликарп, еп. Смирнский - ученики ап. Иоанна; Тимофей, еп. Эфес- ский, ученик ап. Павла; Лазарь, воскрешенный Христом

135. Как образовалась трёхстепенная иерархия? В чем различие трех степеней священства?
Сначала между епископами и пресвитерами не было четкого различия, но вскоре все апостолы приняли мученическую кончину. Их преемниками, имеющими всю полноту священнической власти стали епископы, а пресвитеры стали чаще называться иереями. Диаконы сначала совершали только социальное служение, но потом стали помогать совершать таинства. Так сформировалась трехстепенная иерархия.

1   2   3   4   5

136. Что означают слова «хиротония», «хиротесия», «ставленник», «целибат»?
Хиротония (др.-греч. чего-то -
«голосование поднятием рук»
«придавать силу», рукоположение) - в экклезиологии исторических церквей - посвящение человека в сан диакона, пресвитера или еписко-па, наделяющее его благодатными дарами Святого Духа, дающими власть
(право) совершать таинства и обряды.
Хиротесия (греч. херобєсіа, от от хер [хейр, позднегреч. хир] - рука и тіпи [ти теми] - полагать, класть) - возложение рук с молитвой для посвящения в чин низше-го клира, в церковнослужители; также именуется посвящение священнослужителей в правительственные степени Хиротесия отличается от хиротонии, в которой сообщается благодать священства и осуществляется
посвящение в священнослужители. Хиро-тесия (руковозложение), в отличие от хиротонии (рукоположения), совершается вне алтаря, в храме.
Ставленник- Тот, кто готовится к посвящению в духовный сан.
Целибат (от лат. calibatus безбрачие мужчины) - безбрачие (обязательный обет безбрачия для священнослужителей,

137. В какие моменты Литургии совершаются хиротонии во диакона, во священника и во епископа?
Дьякона рукополагают после Евхаристического канона, священника после херу- вимской песни и великого входа, епископа во время литургии оглашенных, после входа с евангелием.

138. Сколько хиротоний может совершить епископ за одну Литургию?
Одну хиротонию над одним ставленником или несколько разных хиротоний над разными ставленниками
139. Сходства и различия чинопоследований архиерейской, священнической и диаконской хиротонии.
Схема чинопоследования хиротонии во диакона о Возглашение: «Повели..., повелите..., повели, преосвященнейший Влады-
KO»
Архиерейское благословение
Троекратное шествие вокруг престола
Пение тропарей
Преклонение правого колена пред святым престолом
Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
Возложение руки архиерея на главу посвящаемого о Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать...» о «Кирие элеисон» о Две молитвы о Мирная ектения о Разрешение препоясания о Возгласы: «Аксиос» о Возложение ораря и надевание поручей
Вручение рипиды
Целование с диаконами о Причащение Святых Таин
Ектения: «Прости, приимше.
Потребление Святых Даров
Схема чинопоследования хиротонии во пресвитера (священника) о Полагание воздуха на главу посвящаемого на Херувимской песни о Передача воздуха диакону
Возглашение: «Повели..., повелите..., повели, преосвященнейший Влады-
KO» о Троекратное хождение ставленника вокруг престола при пении тропарей
Преклонение колен пред святым престолом о Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
Архиерейское благословение
Возложение руки архиерея на главу посвящаемого о Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать...» о «Кирие, элеисон» («Господи, помилуй», греч) о Две молитвы о Мирная ектения
Облачение в епитрахиль, пояс, фелонь, вручение креста и служебника с возгласом:
«Аксиос» оПриветствие сослужителей целованием
Преподание новопоставленному иерею части Святого Агнца после прело-жения
Святых Даров
Чтение 50-го псалма о Возвращение части святого Агнца архиерею о Причащение Святых Таин