Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об инновационных технологиях изучения естествознания в начальной школе, формирование умения применять их. Задания для самостоятельной работы Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Теоретические основы изучения природы родного края.
1. Сущность и особенности изучения природы родного края учащимися младшего школьного возраста.
В настоящее время в педагогической науке и практике большое внимание уделяется изучению природы как важнейшего фактора развития интеллектуальных и нравственных потенциалов ребенка.

Основоположник отечественной российской педагогики К.Д.Ушинский [22] считал природу мощным стимулом психического развития ребенка, становления нравственных ценностей, способностей к учению и творчеству.

Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения науки. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Его последователи и ученики В.П.Вахтеров, В.И.Водовозов
разработали оригинальную систему развития детей на основе изучения
природы родного края. В зарубежной педагогике XVII-XVIII веков большое влияние на понимание роли природы в развитии детей оказали выдающиеся труды Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, в которых раскрываются большие потенциальные возможности умственного и нравственного развития, образования ребенка как природного существа, зависимости реализации возможности его развития от знания закономерностей природы и общества.

Наблюдения детьми сначала простейших, а затем и более сложных природных явлений, проникновение в их сущность В. А. Сухомлинский считал необходимыми шагами на пути формирования научного мировоззрения: «Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание ребенка яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями... чтобы чтение «Книги природы»... было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний»[19,c.30].

Родной край — понятие очень широкое. Через всю жизнь люди проносят любовь к родному краю. С особым чувством они относятся к тем местам, где родились, где протекало их детство и юность, где проходят годы сознательной жизни.

Изучение природы родного края обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию, формирует экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности. По словам академика И. Д. Зверева, нельзя переоценить значение краеведения применительно к реализации задач экологического образования, ибо ближайшее окружение ребенка повседневно дает убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в гармонии[11,c.12].


Близкое знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формируют у детей интересы и склонности к исследовательской работе, расширяют их познавательную активность.

Наконец, природное краеведение — это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания детей, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие. Л. Н. Толстой писал: «Неужели может среди обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой — этим непосредственным выражением красоты и добра»[5,c.73].

Природа края в целом, отдельные ее компоненты и их взаимосвязи изучаются в развитии, т. е. с естественно-исторических позиций. Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий — района, области, республики, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляется местная специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу и экологию данного края, а также уникальные ее объекты и связанные с ними процессы.

Общая географическая характеристика края включает следующие разделы:

1. Географическое положение, площадь территории и границы, история образования области, города.

2. Рельеф, его геологическое строение, причины различия в поверхности.

3. Климат, факторы его формирования, причины климатических различий в разных районах области, города. Особенности сезонов года: весны, лета, осени, зимы.

4. Внутренние воды, характер и режим рек, озер, болот, искусственных водоемов (водохранилищ и прудов); использование поверхностных вод в хозяйстве, их охрана. Грунтовые воды и их хозяйственное значение.

5. Ландшафт местности. Охрана и рациональное использование территории области. Заповедники и территории, требующие охранных мероприятий.

6. Коренные народы и население области.

8. Что дает область стране. Промышленность. Сельское хозяйство и таежные промыслы.

Таким образом, изучение природы родного края на уроках окружающего мира обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который может быть использован в качестве фактора формирования и развития экологически культурной, грамотной личности.


1.2Психолого-педагогические процессы младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст- возраст детей примерно от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы.

В младшем возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявления и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течении длительного времени сохранять повышенное внимание, быть усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

В младшем школьном возрастем закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, обобщение, игра и труд.

Восприятие – у маленького ребенка восприятие, конечно, еще очень несовершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали. Некоторые первоклассники сразу воспринимают существенное в задаче, отношение ее взаимосвязанных величин. Воспринимать учебный материал это значит, как-то его осмыслить и так или иначе к нему отнесись. Учитель стоит перед классом и объясняет. Мальчики и девочки внимательно слушают и воспринимают то, что он рассказывает. Но за этой одинаковой формы проведения, за этими внимательными глазами кроется сугубо индивидуальная мыслительная деятельность. Здесь начинается та область, в которую нельзя вторгаться с одинаковыми мерами. Оказывается, что одно и тоже каждый ребенок воспринимает по-разному.


Отсюда можно сделать несколько выводов. Во-первых, мы видим яркие индивидуальные различия детей в восприятии, осмыслении, запоминании и воспроизведению одного и того же материала. Во-вторых, по характеру запоминании и воспроизведении одного и того же материала можно в какой то степени судить об интересе учащихся к тому или иному учебному предмету, области зрения. В третьих, в этом изобразительном отношении определенная направленность умственной деятельности учащихся. В четвертых, чтобы учитель был уверен, что дети воспримут в учебном материале именно то, что он считает главным, наиболее существенным, необходимо четко направить их сознание на восприятие именно той стороны материала, проверить выборочно разных ребят.

Воображение. На базе восприятия также формируется и воображение. Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника.

Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность.

Основная тенденции развития воображения в младшем школьном возрасте -это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представление ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунками и т.д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности.

У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Память. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени. С особенностями запоминания связанны особенности восприятия и осмысливания детьми различного учебного материала.

Память заключается в запоминание, в сохранение и последующем узнавании и воспроизведений того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети хорошо запоминают стихи и очень слабо – математические формулы, другие – наоборот. Одни быстро вспоминают выученное и дают нужный ответ, другие не могут быстро вспомнить выученное.


Существуют различные типы памяти. Словесно – логическая память – запоминание и воспроизведение словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением.

При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у детей, прежде всего смыслового запоминания, в основе которого лежит установление смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала.

У одних детей происходит смысловое, обобщенное запоминание, у других – запоминание отдельных деталей.

Развить память помогает заинтересованность материалом, положительное отношение к запоминаемому. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а пробуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним. Хуже всего запоминается то, что безразлично.

Мышление и речь. Мышление младшего школьника, особенно первоклассника, наглядно – образное. Оно постоянно опирается на восприятие или представление. Словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях, самым младшим школьникам понять трудно.

В процессе обучения мышление интенсивно развивается. Ученик постепенно учится выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия. Воспринял ученик только отдельные внешние детали и стороны учебного материала или уловил самое существенное, основные внутренние зависимости – все это имеет большое значение для понимания и успешного усвоения, для правильного выполнения задания.

Некоторые младшие школьники сразу улавливают в учебном материале существенные связи между отдельными элементами, выделяют общее в предметах и явлениях. Другие дети затрудняются анализировать материал, рассуждать, обобщать по существенному признаку. Особенно ярко индивидуальные особенности мышления школьника проявляются при работе с математическим материалом.

Усвоение любого учебного предмета во многом зависит от того, как развита у ребенка способность к обобщению материала. Может ли он выделять общее в разном и на этой основе познавать главное, скрытое за разнообразием внешних проявлений и несущественных признаков, может ли выделять существенные общие свойства объектов, т.е. такие свойства, без которых предмет не может существовать как таковой?