Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об инновационных технологиях изучения естествознания в начальной школе, формирование умения применять их. Задания для самостоятельной работы Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В процессе наблюдения за объектами и процессами природы необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий. Школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения, за работой приборов и объяснять принципы их действия.
В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность. Нужно научиться пользоваться органами чувств, научиться осязать, видеть, слышать и т. д. Наблюдению можно и нужно учиться. Так же, как говорят о культуре речи, можно говорить и о культуре восприятия, наблюдения. В этой связи уместно вспомнить слова известного голландского астронома М. Минарта: “От вас самих зависит прозрение - вам стоит лишь дотронуться до своих глаз магическим жезлом под названием “знай, на что смотреть” [5, 45]. Действительно, успех в наблюдениях в значительной степени определяется четкой постановкой задачи. Наблюдателю нужен “компас”, указывающий направление наблюдения. Таким “компасом” и является задача, стоящая перед наблюдателем, план наблюдения.
Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Эти закономерности наблюдения и должен учитывать учитель, организуя деятельность учащихся.
В ходе наблюдений у младших школьников начинает формироваться целостный материалистический взгляд на окружающую природную среду:
1) окружающий мир реально существует и познается человеком;
2) предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;
3) окружающий мир не является чем - то статичным, он постоянно изменяется.
Умения наблюдать, как интеллектуальные умения, можно оценить с помощью критериев [2, 46]:
Критерии оценки становления научного мировоззрения так же применимы для оценки становления у младших школьников наблюдательности [2, 46]:
Наблюдения способствуют накоплению у младших школьников запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего его осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают и специальные практические умения и навыки. К.Д. Ушинский обращался к учителям: “Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли. И эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми, пытливыми, любознательными людьми” [6, 89].
Наблюдение при изучении курса естествознания применяется широко, потому что способствует наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы. Наблюдение как метод естествознания тесно связано со словесными и наглядными методами и применяется тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной деятельности, что позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения. Наблюдения за предметами и явлениями сопровождают проведение лабораторных опытов, практических работ в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.
В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о живой и неживой природе. Поскольку основным методом является непосредственное наблюдение ее различных компонентов, то предъявляются следующие требования к наблюдениям [2, 67]:
Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть урока, который проводится в классе. Используются они и эпизодически, как наглядный метод обучения. На основе обзора методической литературы [1, 3, 4 и др.] можно выделить несколько видов наблюдений.
По дидактической направленности:
По технической “оснащенности” восприятия:
По способу организации познавательной деятельности в процессе наблюдений:
Выводы и сообщения.
По длительности:
Задание 5. В настоящее время в методических пособиях для учителя и в статьях широко используется термин «моделирование».
Приведите примеры моделирования, которые можно использовать на уроках естествознания в начальной школе, по следующим направлениям:
а) достраивание схемы;
б) видоизменение схемы, ее переконструирование.
Раскройте методику работы со схемами.
Задание 6. Приведите примеры проблемных вопросов и задач из учебников естествознания для начальной школы. Результаты работы оформите в виде таблицы:
В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность. Нужно научиться пользоваться органами чувств, научиться осязать, видеть, слышать и т. д. Наблюдению можно и нужно учиться. Так же, как говорят о культуре речи, можно говорить и о культуре восприятия, наблюдения. В этой связи уместно вспомнить слова известного голландского астронома М. Минарта: “От вас самих зависит прозрение - вам стоит лишь дотронуться до своих глаз магическим жезлом под названием “знай, на что смотреть” [5, 45]. Действительно, успех в наблюдениях в значительной степени определяется четкой постановкой задачи. Наблюдателю нужен “компас”, указывающий направление наблюдения. Таким “компасом” и является задача, стоящая перед наблюдателем, план наблюдения.
Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Эти закономерности наблюдения и должен учитывать учитель, организуя деятельность учащихся.
В ходе наблюдений у младших школьников начинает формироваться целостный материалистический взгляд на окружающую природную среду:
1) окружающий мир реально существует и познается человеком;
2) предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;
3) окружающий мир не является чем - то статичным, он постоянно изменяется.
Умения наблюдать, как интеллектуальные умения, можно оценить с помощью критериев [2, 46]:
-
умение выделять главное, существенное; -
умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, человеком и окружающей средой; -
умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Критерии оценки становления научного мировоззрения так же применимы для оценки становления у младших школьников наблюдательности [2, 46]:
-
наличие доказательств, что окружающий мир познаваем; -
наличие доказательств об изменяемости мира; -
наличие доказательств о целостности и неразрывности окружающего мира; -
отношение человека к окружающему миру и роли в нем.
Наблюдения способствуют накоплению у младших школьников запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего его осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают и специальные практические умения и навыки. К.Д. Ушинский обращался к учителям: “Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли. И эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми, пытливыми, любознательными людьми” [6, 89].
Наблюдение при изучении курса естествознания применяется широко, потому что способствует наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы. Наблюдение как метод естествознания тесно связано со словесными и наглядными методами и применяется тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной деятельности, что позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения. Наблюдения за предметами и явлениями сопровождают проведение лабораторных опытов, практических работ в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.
В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о живой и неживой природе. Поскольку основным методом является непосредственное наблюдение ее различных компонентов, то предъявляются следующие требования к наблюдениям [2, 67]:
-
содержание наблюдений должно быть систематизировано; -
все наблюдения должны быть доступны и тесно связаны с курсом природоведения по годам обучения; -
наблюдения от класса к классу должны усложняться, углубляться, не теряя вместе с тем характера целостности; -
объекты для наблюдения отбираются учителем в зависимости от природных условий, особенностей изменений в природе в текущем году, степени физической доступности объекта природы.
Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть урока, который проводится в классе. Используются они и эпизодически, как наглядный метод обучения. На основе обзора методической литературы [1, 3, 4 и др.] можно выделить несколько видов наблюдений.
По дидактической направленности:
-
наблюдения предваряющие изучение нового материала. -
наблюдения проходящие в процессе изучения нового материала. -
наблюдения завершающие процесс изучения нового материала.
По технической “оснащенности” восприятия:
-
качественные наблюдения. -
количественные наблюдения.
По способу организации познавательной деятельности в процессе наблюдений:
-
самостоятельные наблюдения. -
коллективные наблюдения.
Выводы и сообщения.
По длительности:
-
кратковременные наблюдения. -
длительные наблюдения. -
фенологические наблюдения.
Задание 5. В настоящее время в методических пособиях для учителя и в статьях широко используется термин «моделирование».
Приведите примеры моделирования, которые можно использовать на уроках естествознания в начальной школе, по следующим направлениям:
а) достраивание схемы;
б) видоизменение схемы, ее переконструирование.
Раскройте методику работы со схемами.
Задание 6. Приведите примеры проблемных вопросов и задач из учебников естествознания для начальной школы. Результаты работы оформите в виде таблицы:
Класс | Примеры проблемных вопросов | Примеры проблемных задач |
1 класс | | |
2 класс | | |
3 класс | | |
4 класс | | |