Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об инновационных технологиях изучения естествознания в начальной школе, формирование умения применять их. Задания для самостоятельной работы Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задача школы – сформировать такое важное для мышления свойство, как способность к обобщению у всех детей на материале всех учебных предметов и на самом высоком уровне.

В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. Дело не только в том, что увеличивается словарный запас школьников, но и в том, что уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении, развивается связная речь. У школьников совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека, не прерывая его и не отвлекаясь. Важно отметить, что наглядность и образность мышления младшего школьника сказывается и в следующее: первоклассник не всегда отдает себе отчет в том, что учитель, обращаясь к классу в целом, обращается и к нему лично, и на первых порах учителю приходится конкретизировать свои слова, обращая их к тому или другому ученику.

Речь младших школьников порой имеет недостатки, отражающие особенности ближайшей языковой среды: неправильные выражения, жаргонные словечки и так далее. Если отдельные дети имеют дефекты, надо тактично, но настойчиво исправлять их, не допуская насмешек школьников.

Внимание. Возрастная особенность внимания младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Обучение в школе - сильнейший стимул развития внимания. Внимание одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. В школе внимание ученика подчиняется распорядку учебной работы, от ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что менее интересно, но обязательно для него как ученика. На этой основе происходит постепенный переход от преобладающего на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного внимания.

Учителю необходимо учитывать возрастные особенности внимания школьников. Им, например, бывает трудно долго и сосредоточенно работать, поэтому однообразная деятельность быстро утомляет их, и они отвлекаются от работы. Для создания сосредоточенности внимания необходимо вызывать у ребенка интерес к работе, давать возможность активно участвовать и на эмоциональные моменты в обучении. Распределить внимание, особенно в 1-2 классах, ребенку трудно. Если он увлекся учебной работой, то одновременно контролировать свое поведение часто не в состоянии и поэтому разговаривает вслух, вскакивает с места, отвечает без вызова учителя, принимает неправильные и некрасивые позы.


Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно значимых мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех учебной деятельности.

В этом возрасте у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности – переход от игры к направленному учению (у Д.Б. Эльконина "кризис 7 лет"). Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому. Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что перед учителем стоит важная задача, заключающаяся не только в обучении детей, но и в закреплении и развитии основных познавательных процессов, а именно: восприятия, воображения, памяти, мышления и речи, внимания. От их правильного развития будет зависеть обучение детей при изучении природы родного края, способность анализировать, усваивать, обобщать, выделять наиболее важное и запоминать, воспроизводить и рассуждать, правильно мыслить и формулировать мысли.

1.3 Особенности изучения природы родного края на уроках окружающего мира
В начальной школе изучение природы родного края начинается на уроках окружающего мира с учебных текстов, т.е. с книг, и продолжается в течение всех лет школьной жизни. Связь учебных текстов и сопровождающего их наглядно-иллюстративного материала с представлениями детей обеспечивает усвоение окружающего мира. Поэтому первым педагогическим условием изучения природы школьниками является развитие у них научных представлений об окружающем мире на основе учебных текстов.

Обобщение и развитие научных представлений о природе родного края у ученика начинается со знакомства с элементарной целостной научной картиной мира, которая отражена в учебных текстах и иллюстративном материале. Чтобы связывать текст с имеющимися знаниями ученика, необходима систематизация представлений из его опыта. Это достигается тем, что дети, прочитав текст с пояснением основных явлений окружающего мира и элементарных законов природы, учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий, решения проблемных творческих задач.



В содержание включены не только научно-популярные статьи на конкретные темы, но и художественные (поэтические, прозаические); разнообразие вопросов и заданий, дополнительные рубрики («и так бывает», «это интересно», «отгадай, что это»,...), красочный иллюстративный материал. В учебнике реализуются принципы научности, доступности, последовательности изложения материала; в понятийной системе выделяются наиболее важные положения.

Метод изучения природы родного края в начальной школе основан на наблюдениях, эксперименте, вопросах и ответах, обобщении чувственных образов, что способствует подготовке детей к экологическому образованию.

В этом отношении курс Окружающего мира как учебный предмет занимает одно из центральных мест в начальном образовании.

Ознакомление детей с окружающим миром помогает реализовать задачи умственного воспитания, формирование творческих способностей и дарований, экологического, нравственного, трудового, эстетического образования и физического развития.

Изучение родной природы на уроках окружающего мира способствует накоплению у учащихся запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для по­следующего их осознания, обобщения, приведения в систему, рас­крытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Без кон­кретных представлений о предметах и явлениях учащиеся не смо­гут овладеть теми знаниями, которые они должны получить в школе, осознать простейшие связи между отдельными явлениями природы. В ходе изучения животного мира уча­щиеся получают и определенные практические умения и навыки, например, умения наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, пользоваться некоторыми приборами и лабораторными оборудованием.

Наблюдая предметы природы, проводя с ними опыты, дети изучают природу, познают ее. В связи с этим у них складывается убеждение в том, что окружающий нас мир познаваем. И, нако­нец, в ходе наблюдений и опытом младшие школьники не только узнают новое, но и проверяют на практике ранее полученные зна­ния.

Рабочие программы построены на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования курса это А.А.Плешакова, « Школа России» , Н.Ф.Виноградовой « Окружающий мир» и др. можно заметить, что авторы большое внимание уделяют методике изучения природы родного края в начальной школе.

Система учебный курс « Школа Росси»- это система учебников ( учебно методический комплекс) для 1-4
классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижения требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Цель курса – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Основные идеи курса: многообразия мира, экологическая целостность мира. Познание окружающего мира организовано как совместный проект, реализуемый через взаимодействие взрослого и ребенка в семье (совместные наблюдения за растениями, животными, звездами; совместная уборка двора, посадка деревьев; совместны прогулки, экскурсии, поездки). В курсе реализован проблемно-поисковый подход к обучению (создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений; поиск доказательств; формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном).


Задание 4. Виды наблюдений, используемых в начальном естествозна­нии, разнообразны. Их классифицируют по различным принципам. Объясните цель каждого вида наблюдений.

В последние годы в начальной школе наметилась тенденция к интеллектуализации природоведческого образования. Акцент на увеличение объема все более абстрактных, теоретических знаний без опоры на развитие эмоциональной и познавательной сферы приводит к равнодушию детей к объектам окружающего мира Природы. Давно известно, что для познания окружающего мира нужна культура восприятия. Эта задача решается в процессе систематических наблюдений. В литературе по методике естествознания можно найти разные определения наблюдения. Вот только некоторые из них:

Наблюдение - преднамеренное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира [1, 201].

Наблюдение- это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определения, выводы, обобщения [4, 137].

Наблюдение - целенаправленное, более или менее длительное восприятие, дающее возможность всесторонне рассматривать объект окружающего мира, увидеть происходящие в нем изменения, определить их причины и условия протекания [3, 142].

Наблюдение как один из основополагающих методов обучения природоведению известен давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобретает все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным.

В процессе наблюдения у детей формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Наблюдение в процессе естественнонаучной подготовки младших школьников это важнейший метод познания природы, с помощью которого учащиеся готовятся к наиболее сложным научным исследованиям - постановке и проведению опытов.