Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об инновационных технологиях изучения естествознания в начальной школе, формирование умения применять их. Задания для самостоятельной работы Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
не авторами программ, цели и задачи могут не соответствовать описанным в параграфе 2.1. требованиям. И тогда необходима соответствующая корректировка.
При определении целей, задач урока:
Цель урока (за основу берется одно, два положения из раздела «выпускник научится» «Планируемых результатов», скорректированные с темой урока).
Планируемые достижения:
В данном случае студенту приходится ориентироваться не только на рекомендации разработок, взятых за основу, но и на средства, имеющиеся в наличии. В ряде случаев некоторые средства (образцы почв, материалы для опытов) приходится подготавливать заранее. Некоторые наглядные пособия могут быть подготовлены школьниками. Например, перед изучением темы «Термометр» школьники могут на уроках технологии изготовить модели термометров.
Так, по теме «Жизнь зверей осенью» перечень оборудования может включать: картину «Поздняя осень»; картинки с изображением зверей; карточки для составления схемы взаимосвязи неживой и живой природы; записи произведений П. И. Чайковского «Времена года»; «Ритмическая гимнастика»; «Песни-загадки о животных»; справочный материал по темам «Дикие животные», «Красная книга»; альбом «Московский зоопарк». В некоторых разработках этот перечень дифференцируется. Например, на уроке по теме «Россия — наша Родина» (I класс, «Перспектива») перечисляется оборудование «у учителя» (Государственная символика России, запись государственного гимна, магнитофон; карта России с отмеченными на прежних занятиях городами, глобус) и «у учащихся» (ножницы, клей).
В этой же части конспекта может быть отражено и оформление доски, которое предполагается сделать до начала урока.
6. Определите содержание урока и его структуру.
Содержание урока выводится из цели урока, планируемых достижений. При этом содержание учебника, методической разработки в некоторых случаях придется трансформировать (дополнить) элементами, направленными на достижение целей, задач урока. Необходимыми элементами каждого деятельностного урока следует считать: доведение целей урока до школьников, планирование и работу по плану, практическую работу с усвоенным материалом, элементы оценки (самооценки) . Кроме предметных знаний, умений и названных регулятивных УУД в содержание по возможности вводятся и другие УУД: моделирование, классификация, выявление причинно-следственных связей и др.
Продумайте возможность введения в содержание урока элементов, направленных:
В тех случаях, когда в авторских методиках уже заложена структура урока, отражающая деятельностный метод, этой структуре следует придерживаться и при составлении конспекта урока. В других случаях составителю проекта предстоит определить «свою» структуру, отражающую деятельностный метод. За основу может быть взята названная выше структура, включающая следующие этапы:
Задание 3. Проведите анализ содержания темы «Природа края» и определите, какие инновационные методы и приемы можно использовать при ее изучении.
Введение
Интерес к родному краю – неотъемная часть человеческого сознания, а в некоторые исторические периоды единственная для него возможность понять окружающий мир и место человека в нем.
Изучение родного края в младшем школьном возрасте привлекало внимание выдающихся ученых очень давно, и в современной методике преподавания не утратило своей актуальности, а наоборот, приобретает всё новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе изучения природы родного края, у учащихся формируется умения наблюдательности (умение видеть, объяснять, явления природы). От того на сколько младшие школьники овладевают основами естественных наук, зависят, их успехи в дальнейшем. Основами биологии, географии, физики, химии.
Исследование установило что младшему школьнику доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы ( А.Я. Герд, Б.Е. Райков, К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин) доказано, что знания о природе должны даваться при изучении природы родного края , на занятиях краеведческого кружка, на экскурсиях, путем наблюдений и опытов на уроках окружающего мира. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, при самостоятельности и активизации мыслительной деятельности учащего.
Современная методика преподавания природы родного края, учитывая достижения естественных наук, а также совместной педагогике и психологии (А.Я. Герд, Л.Н. Трояновский, В.П. Гаркунов, Р.Е. Ковалева, А.И. Ливщиц, Л.С. Меднис, И.А. Рыков, Д.И. Трайклак, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и др.), для изучения природы младшим школьникам выдвигает, как основной, но неединственный метод непосредственного наблюдения окружающих. В.П. Вахтёров, опирался на достижения психологии и естественных наук, убедительно доказывал что, настоящие знания о своем крае лишь те , которые приобретены личными наблюдениями, опытами и собственными размышлениями.
В утверждении, что природа является источниками знаний, сыграли большую роль советские педагоги В.Ю. Ульянинский, С.А. Павлович, К.П. Ягодовский, П.А. Завитаев, Е.А. Валерьянова и др.
К.П. Ягодовский призывал с первых дней пребывания детей в школе вырабатывать у них правильные навыки познания окружающей природы. К.П. Ягодовский убедительно показывал, что лишение учащихся младших классов возможности непосредственно изучать природу, отрицательно сказывается не только формирование знаний по естествознанию, но и по другим учебным предметам.
Знакомство с природой родного края, процесс относительно длинный +и планомерный, это восприятие предметов и явлений окружающей действительности: метод познания действительности на основе непосредственного восприятия. В процессе правильно организованных работ формируется очень важное качество личности – наблюдательность.
Природа обогащает, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.
Таким образом, актуальность проблемы изучение природы родного края заключается в ее связи с решением таких важнейших проблем педагогики, как проблема формирования личности, всех ее нравственных сторон, и в том числе отношении к природе.
В условиях модернизации образования, ориентированного на учет федерального регионального и национального компонентов его содержания, в связи с актуальностью данной темы нами выбрана тема исследования: «Изучение природы родного края на уроках окружающего мира»
Объект исследования: процесс изучения природы родного края.
Предмет исследования: процесс изучение природы родного края на уроках окружающего мира.
Цель: выявить и обосновать психолого-педагогические условия, при которых процесс изучение природы родного края на уроках окружающего мира будет протекать более эффективно.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы и практики позволяет предположить, что процесс изучение природы родного края на уроках окружающего мира будет наиболее эффективным:
- при учете имеющегося уровня знаний о природе родного края.
- при использовании разнообразии методов и приемов краеведческого материала при изучении природы родного края на уроках окружающего мира в начальной школе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы, моделирование опытно-практическая работа; тестирование, анкетирование, количественные методы.
Базой для проведения и обоснования выдвинутых условий опытно-экспериментальной работы по данной теме явилась общеобразовательная школа №2 им. С.С. Орлова г. Белозерска. В исследовании принимали участие 15 человек.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке гипотезы. Практическая значимость заключается в разработке и практическом обосновании заданий, направленных на изучение природы родного кора на уроках окружающего мира.
Содержание работы может быть использовано педагогами на уроках окружающего мира при изучении природы родного края.
При определении целей, задач урока:
-
— проанализируйте содержание урока на предмет возможностей формирования тех или иных предметных и метапредметных умений. Составите их перечень; -
— соотнесите выделенные умения с планируемыми результатами освоения курса «Окружающий мир» (см. «Планируемые результаты начального общего образования»); -
— сформулируйте цель урока и планируемые достижения по схеме.
Цель урока (за основу берется одно, два положения из раздела «выпускник научится» «Планируемых результатов», скорректированные с темой урока).
Планируемые достижения:
-
— предметные (перечисляются формируемые умения, но могут быть и знания, и отношения, относящиеся к тому или иному разделу программы «Окружающего мира»); -
— метапредметные (УУД, реализуемые на уроке). -
5. Определите материальные средства (оборудование), которые будут использоваться на уроке.
В данном случае студенту приходится ориентироваться не только на рекомендации разработок, взятых за основу, но и на средства, имеющиеся в наличии. В ряде случаев некоторые средства (образцы почв, материалы для опытов) приходится подготавливать заранее. Некоторые наглядные пособия могут быть подготовлены школьниками. Например, перед изучением темы «Термометр» школьники могут на уроках технологии изготовить модели термометров.
Так, по теме «Жизнь зверей осенью» перечень оборудования может включать: картину «Поздняя осень»; картинки с изображением зверей; карточки для составления схемы взаимосвязи неживой и живой природы; записи произведений П. И. Чайковского «Времена года»; «Ритмическая гимнастика»; «Песни-загадки о животных»; справочный материал по темам «Дикие животные», «Красная книга»; альбом «Московский зоопарк». В некоторых разработках этот перечень дифференцируется. Например, на уроке по теме «Россия — наша Родина» (I класс, «Перспектива») перечисляется оборудование «у учителя» (Государственная символика России, запись государственного гимна, магнитофон; карта России с отмеченными на прежних занятиях городами, глобус) и «у учащихся» (ножницы, клей).
В этой же части конспекта может быть отражено и оформление доски, которое предполагается сделать до начала урока.
6. Определите содержание урока и его структуру.
Содержание урока выводится из цели урока, планируемых достижений. При этом содержание учебника, методической разработки в некоторых случаях придется трансформировать (дополнить) элементами, направленными на достижение целей, задач урока. Необходимыми элементами каждого деятельностного урока следует считать: доведение целей урока до школьников, планирование и работу по плану, практическую работу с усвоенным материалом, элементы оценки (самооценки) . Кроме предметных знаний, умений и названных регулятивных УУД в содержание по возможности вводятся и другие УУД: моделирование, классификация, выявление причинно-следственных связей и др.
Продумайте возможность введения в содержание урока элементов, направленных:
-
— на установление межпредметных связей; -
— на стимулирование познавательного интереса (постановка проблемных вопросов, постановка опытов, связи с жизнью и т. п.);
-
— на развитие информационных умений (задания на самостоятельный поиск информации); -
— на развитие коммуникативных умений (работа в парах, группах и др.).
В тех случаях, когда в авторских методиках уже заложена структура урока, отражающая деятельностный метод, этой структуре следует придерживаться и при составлении конспекта урока. В других случаях составителю проекта предстоит определить «свою» структуру, отражающую деятельностный метод. За основу может быть взята названная выше структура, включающая следующие этапы:
-
— подведение учеников к цели урока; -
— освоение нового материала; -
— применение освоенного в практической деятельности; -
— оценивание планируемых достижений. -
7. Введите, если посчитаете это целесообразным, и другие структурные элементы, напрямую не связанные с реализацией деятельностного метода: актуализацию опорных знаний, подведение итогов систематических наблюдений в природе, физкультминутку, домашнее задание и др. -
8. Оцените выполненный проект. (Вариант оценки проекта урока приводится в Практикуме.)
Задание 3. Проведите анализ содержания темы «Природа края» и определите, какие инновационные методы и приемы можно использовать при ее изучении.
Введение
Интерес к родному краю – неотъемная часть человеческого сознания, а в некоторые исторические периоды единственная для него возможность понять окружающий мир и место человека в нем.
Изучение родного края в младшем школьном возрасте привлекало внимание выдающихся ученых очень давно, и в современной методике преподавания не утратило своей актуальности, а наоборот, приобретает всё новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе изучения природы родного края, у учащихся формируется умения наблюдательности (умение видеть, объяснять, явления природы). От того на сколько младшие школьники овладевают основами естественных наук, зависят, их успехи в дальнейшем. Основами биологии, географии, физики, химии.
Исследование установило что младшему школьнику доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы ( А.Я. Герд, Б.Е. Райков, К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин) доказано, что знания о природе должны даваться при изучении природы родного края , на занятиях краеведческого кружка, на экскурсиях, путем наблюдений и опытов на уроках окружающего мира. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, при самостоятельности и активизации мыслительной деятельности учащего.
Современная методика преподавания природы родного края, учитывая достижения естественных наук, а также совместной педагогике и психологии (А.Я. Герд, Л.Н. Трояновский, В.П. Гаркунов, Р.Е. Ковалева, А.И. Ливщиц, Л.С. Меднис, И.А. Рыков, Д.И. Трайклак, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и др.), для изучения природы младшим школьникам выдвигает, как основной, но неединственный метод непосредственного наблюдения окружающих. В.П. Вахтёров, опирался на достижения психологии и естественных наук, убедительно доказывал что, настоящие знания о своем крае лишь те , которые приобретены личными наблюдениями, опытами и собственными размышлениями.
В утверждении, что природа является источниками знаний, сыграли большую роль советские педагоги В.Ю. Ульянинский, С.А. Павлович, К.П. Ягодовский, П.А. Завитаев, Е.А. Валерьянова и др.
К.П. Ягодовский призывал с первых дней пребывания детей в школе вырабатывать у них правильные навыки познания окружающей природы. К.П. Ягодовский убедительно показывал, что лишение учащихся младших классов возможности непосредственно изучать природу, отрицательно сказывается не только формирование знаний по естествознанию, но и по другим учебным предметам.
Знакомство с природой родного края, процесс относительно длинный +и планомерный, это восприятие предметов и явлений окружающей действительности: метод познания действительности на основе непосредственного восприятия. В процессе правильно организованных работ формируется очень важное качество личности – наблюдательность.
Природа обогащает, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.
Таким образом, актуальность проблемы изучение природы родного края заключается в ее связи с решением таких важнейших проблем педагогики, как проблема формирования личности, всех ее нравственных сторон, и в том числе отношении к природе.
В условиях модернизации образования, ориентированного на учет федерального регионального и национального компонентов его содержания, в связи с актуальностью данной темы нами выбрана тема исследования: «Изучение природы родного края на уроках окружающего мира»
Объект исследования: процесс изучения природы родного края.
Предмет исследования: процесс изучение природы родного края на уроках окружающего мира.
Цель: выявить и обосновать психолого-педагогические условия, при которых процесс изучение природы родного края на уроках окружающего мира будет протекать более эффективно.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
-
Изучить и проанализировать учебно-методическую, психолого - педагогическую литературу по проблеме: раскрыть сущность основных понятий: природа, родной край, приемы и методы изучение природы родного края. -
Выявить у детей исходный уровень знаний о природе родного края. -
Провести практическую работу по повышению уровня знаний у учащихся о природе родного края.
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы и практики позволяет предположить, что процесс изучение природы родного края на уроках окружающего мира будет наиболее эффективным:
- при учете имеющегося уровня знаний о природе родного края.
- при использовании разнообразии методов и приемов краеведческого материала при изучении природы родного края на уроках окружающего мира в начальной школе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы, моделирование опытно-практическая работа; тестирование, анкетирование, количественные методы.
Базой для проведения и обоснования выдвинутых условий опытно-экспериментальной работы по данной теме явилась общеобразовательная школа №2 им. С.С. Орлова г. Белозерска. В исследовании принимали участие 15 человек.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке гипотезы. Практическая значимость заключается в разработке и практическом обосновании заданий, направленных на изучение природы родного кора на уроках окружающего мира.
Содержание работы может быть использовано педагогами на уроках окружающего мира при изучении природы родного края.