Файл: Лабораторная работа 1 Часть i 13 лабораторная работа n 1 Часть ii 16 лабораторная работа n 1 Часть iii 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Тема 1: Знакомство с основными компонентами группы Standard. Компоненты Delphi визуальные и невизуальные. Свойства и события компонентов. Назначения и основные свойства компонентов группы Standard.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 / Часть I /

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть II /

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 1 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 2 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III /3 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 4 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 5 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 6 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 7 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 8 вариант

Тема 2: Стандартные диалоговые панели – компоненты группы Dialogs.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

Тема 3. Работа с таблицами в Delphi

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть I /

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 1 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 2 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 3 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 4 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 5 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 6 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 7 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 8 вариант

Тема 4. Графические средства Delphi

Тема 4.1 Графические компоненты

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 2

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 3

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 4

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 5

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 6

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 7

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 8

Тема 5. Работа с файлами в Delphi

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5


Лабораторные работы по Delphi 7

Оглавление


Тема 1: Знакомство с основными компонентами группы Standard. Компоненты Delphi визуальные и невизуальные. Свойства и события компонентов. Назначения и основные свойства компонентов группы Standard. 3

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 / Часть I / 13

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть II / 16

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 1 вариант 20

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 2 вариант 21

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III /3 вариант 22

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 4 вариант 23

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 5 вариант 24

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 6 вариант 25

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 7 вариант 26

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 8 вариант 27

Тема 2: Стандартные диалоговые панели – компоненты группы Dialogs. 28

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 31

Тема 3. Работа с таблицами в Delphi 36

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть I / 42

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 1 вариант 44

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 2 вариант 46

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 3 вариант 48

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 4 вариант 50

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 5 вариант 52

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 6 вариант 54

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 7 вариант 56

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 8 вариант 58

Тема 4. Графические средства Delphi 60

Тема 4.1 Графические компоненты 64

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 1 67

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 2 69

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 3 71

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 4 73

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 5 75

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 6 77

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 7 79

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 8 81

Тема 5. Работа с файлами в Delphi 83

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 91



Тема 1: Знакомство с основными компонентами группы Standard. Компоненты Delphi визуальные и невизуальные. Свойства и события компонентов. Назначения и основные свойства компонентов группы Standard.


Хороший справочник для Delphi - Справочник - "Основы Delphi" (delphibasics.ru)

Основные сведения из теории

Система Delphi поставляется с большим количеством готовых к использованию компонентов. Визуальное программирование с применением компонентов – главное достоинство этой среды разработки.

Компоненты представляют собой объекты
, размещаемые на формах и предназначенные для выполнения операций по отображению и преобразованию информации. На программном уровне компоненты объединены в определенные классы. Общий предок всех компонентов – класс TComponent.

Компоненты бывают двух видов – визуальные (отображаемые) и невизуальные (неотображаемые).

Визуальные компоненты обычно называют управляющими элементами: они видны и на этапе проектирования, и на этапе выполнения программы (таких компонентов большинство – это кнопки, редакторы, списки и т.д.).

Невизуальные компоненты на этапе проектирования отображаются в виде небольшой пиктограммы, а на этапе выполнения не видны вовсе (к таким компонентам относятся Timer, Table, MainMenu и т.д.).

Свойства (properties) компонентов

Свойства – это атрибуты класса, которые определяют состояние и поведение объекта.

Свойства задаются в разделе описания класса после зарезервированного слова Property: указывается имя свойства, затем через двоеточие – тип свойства, затем механизм чтения – записи свойства.

Пример:

PropertyVisible: Boolean;
Основные свойства, доступные для большинства компонентов

Свойства

Тип

Описание

Align

Перечисление (список)

Определяет, как управляющий элемент выровнен в области родительского (возможные значения: AlBottom, AlRight, AlNone)

Alignment

Список

Выравнивание текста заголовка внутри компонента (TaCenter, TaLeftJustify, TaRightJustify)

Caption

String

Заголовок управляющего элемента

Color

TColor

Цвет фона или поверхности

Cursor

TCursor (– 32768..32768)

Тип курсора в случае, когда указатель мыши находится над управляющим элементом

DragCursor

TCursor

Тип курсора при буксировке элемента

Enabled

Boolean

Определяет, доступен ли управляющий элемент

Font

TFont

Шрифт текста, отображаемого внутри компонента

Height, Width

Integer

Высота и ширина компонента

Left, Top

Integer

Координаты верхнего левого угла компонента: Left – расстояние от левого края формы, Top – расстояние от верхнего края формы.

Name

String

Уникальное имя компонента (не может содержать не латинские символы)

ShowHint

Boolean

Определяет, используются ли всплывающие подсказки

Visible

Boolean

Определяет, является ли компонент видимым



Свойство «Color»

В Delphi определены специальные константы для определения цвета (около 40) – список этих констант представлен обычно при проектировании в окне Object Inspector; например: константа clMaroon означает темно– бордовый цвет, clBtnFace – текущий цвет поверхности кнопок.

Цвет можно задать также в виде четырехбайтового шестнадцатеричного числа: 3 младших байта передают интенсивность синей, зеленой и красной составляющих (слева на право). Старший байт хранит специальную информацию о типе палитры и прозрачности изображаемых элементов. Например, $000000FF – чистый красный цвет, $00FF0000 – чистый синий цвет.

Для указания цвета удобно использовать функцию RGB, в которой указывается 3 параметра в пределах от 0 до 255, где первый параметр указывает количество красного оттенка, второго – зеленого, третий – синего. Например, RGB (130,130,130) – будет возвращать серый цвет, RGB (0,0,255) – чистый синий цвет и RGB (255,100,140) – розовый цвет.

Свойство «Cursor»

В Delphi определен стандартный набор курсоров, у каждого из них имеется свой числовой идентификатор (отрицательный). В общем случае номер курсора может изменяться от – 32768 до +32768. Курсоры, создаваемые пользователем, получают положительный номер. Курсоры размещаются обычно в файле ресурсов.

Свойство «Font»

FONT – сложное свойство, обладает целым рядом подсвойств, определяющих атрибуты шрифта:

  1. Height – высота шрифта в пикселях;

  2. Name – имя шрифта (ограничено 32 символами);

  3. Color – цвет символов;

  4. Size – высота шрифта в пунктах;

  5. Style – стиль шрифта.

    1. fsBold – полужирный;

    2. fsItalic –курсив;

    3. fsUnderline – подчеркнутый;

    4. fsStrikeOut – перечеркнутый.

События компонентов

Когда пользователь воздействует на компонент при помощи мыши или клавиатуры, компонент генерирует событие. Каждый компонент имеет свой список событий, которые он может обрабатывать. Задача программиста – создать программный код, который будет выполняться при возникновении того или иного события.

Событие – это свойство процедурного типа, при обращении к этому свойству выполняется присвоенная ему подпрограмма– обработчик события.

Для большинства компонентов доступны следующие свойства:

Событие

Пояснение

OnChange

Изменяется объект или содержимое

OnClick

Щелчок левой кнопкой мыши

OnDblClick

Двойной щелчок

OnDragDrop

Операция буксировки завершается над компонентом

OnDragOwer

Пользовать буксирует что– либо над компонентом

OnEnter

Компонент активируется, то есть получает фокус

OnExit

Компонент теряет фокус

OnKeyDown

Пользователь нажимает клавишу на клавиатуре

OnKeyUp

Пользователь отпускает клавишу на клавиатуре

OnKeyPressed

Пользователь нажимает клавишу на клавиатуре

OnMouseDown

Нажимается одна из кнопок мыши

OnMouseUp

Отпускается одна из кнопок мыши

OnMouseMove

Курсор мыши перемещается над компонентом



Пример:

Пусть на форме Form1 размещены следующие компоненты: кнопка Button1 и редактор Memo1. И пусть при перемещении курсора над Memo1 кнопка перемещается над компонентом Memo1, цвет Memo1 становится жёлтым, а курсор становится в виде вертикальной черты.

При нажатии на кнопку Button1 форма должна закрыться.

procedure TForm1.Button1Click(Sender:TObject);

begin

ShowMessage(‘работа завершена’);

Form1.Close; //закрытие главной формы завершает приложение(программу);

end;
procedure TForm1.Memo1MouseMove(Sender:TObject; Shift:TShiftState; X, Y:integer);

begin

Memo1.Color:=clYellow;

Memo1.Cursor:=– 3;

Button1.Top:=Memo1.Top+Memo1.Height+4; //кнопкаперемещаетсяпод Memo

end;

Замечание:

Параметр Sender обычно присутствует во всех обработчиках событий и является указателем на источник события.

Обзор компонентов страницы Standard

  1. Label (класс TLabel) – предназначен для вывода текста, который не может быть отредактирован пользователем. Основное свойство Caption: string, в котором и содержится выводимый текст. Если установить свойство WordWrap=true, то текст может быть расположен в нескольких строках.

Пример: Label1.Caption:=’Список студентов’;

  1. Edit (класс TEdit) – предназначен для отображения и ввода одной строки текста, который запоминается в свойстве Text:string. Свойство Modified:boolean определяет, изменялся ли текст компонента. Для ограничения длины строки нужно присвоить свойству MaxLength:integer требуемое значение. Компонент Edit можно использовать для ввода пароля, если свойству PasswordChar присвоить значение символа, который будет отображаться при вводе пароля (например «*»).

Пример: var Year : integer;

Edit1.MaxLength:=4;

Year:=StrToInt(Edit1.Text);

  1. Memo (класс TMemo) – редактор текста.

Основные свойства: Text: string – содержит весь текст редактора;

Lines: string – массив, каждый элемент которого содержит строку редактора;

Count: integer – количество строк текста в редакторе;

Пример: Вывести в файл, связанный с файловой переменной F, все строки компонента Memo

Fori:=0 toMemo1.Lines.Count– 1 do //нумерация строк в Memo начинается с нуля

Writeln(Memo1.Lines[1]); //F– файловая переменная


Каждый элемент массива Lines относится к классу Tstrings.

Методы_класса'>Методы класса Tstrings

Function Add(S: string):integer; – добавляет строку в конец редактора, возвращает номер строки.

Procedure Append(S: string); – добавляет строку в конец редактора.

Procedure Delete(I: integer); – удаляет строку с номером I.

Procedure Insert(I: integer, S: string); – добавляет строку S перед строкой с номером I.

Procedure LoadFromFile(Fname: string); – загружает текст из внешнего файла с именем Fname.

Procedure SaveToFile(Fname: string); – сохраняет текст из редактора во внешний файл с именем Fname.

Примеры:

Memo добавляется строка, взятая из строки Edit1}

Memo1.Lines.Append(‘Студент’+Edit1.Text);

Memo1.Lines.SaveToFile(‘c:\spisok.txt’); \\ всестроки Memo сохраняютсявфайле

Методыкласса TMemo

Procedure CutToClipBoard; – записывает в буфер обмена ClipBoard выделенный текст.

Procedure CopyToClipBoard; – копирует в буфер обмена выделенный текст.

Procedure PasteFromClipBoard; – вставляет текст из буфера обмена.

Procedure Clear; – очищает содержимое редактора.

Пример:

Memo1.Clear; //очищается все содержимое редактора

  1. Button (класс TButton) – стандартная кнопка. Название кнопки указывается в свойстве Caption. Главное событие для кнопки – OnClick.

  2. ScrollBar (класс TScrollBar) – полоса прокрутки, может использоваться для управления непрерывно изменяемой величины. Основные свойства:

Position: integer – текущее положение бегунка на полосе прокрутки;

Kind: (sbHorizontal, sbVertical) – положение компонента: горизонтальное или вертикальное;

Min,max: integer – диапазон полосы прокрутки, то есть в каких пределах может изменяться свойство Position.

Пример:

Memo1.Width:=ScrollBar1.Position; //ширина компонента Memo меняется при движении бегунка ScrollBar1

  1. ListBox (класс TListBox) – развернутый список элементов.

Основные свойства:

Items: string – массив, в каждом элементе которого хранится элемент списка. Пусть Items – потомок класса Tstrings, то ему доступны все методы этого класса.

Пример:

ListBox1.Items.Insert(3,Edit1.Text); // после третьей строки списка будет вставлен текст из строки Edit1

ItemIndex:integer – номер выбранного элемента в списке;

Count:integer – количество элементов списка;

MultiSelect:Boolean – возможность одновременного выбора нескольких элементов;