Файл: Лабораторная работа 1 Часть i 13 лабораторная работа n 1 Часть ii 16 лабораторная работа n 1 Часть iii 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Тема 1: Знакомство с основными компонентами группы Standard. Компоненты Delphi визуальные и невизуальные. Свойства и события компонентов. Назначения и основные свойства компонентов группы Standard.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 / Часть I /

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть II /

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 1 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 2 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III /3 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 4 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 5 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 6 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 7 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть III / 8 вариант

Тема 2: Стандартные диалоговые панели – компоненты группы Dialogs.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

Тема 3. Работа с таблицами в Delphi

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть I /

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 1 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 2 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 3 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 4 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 5 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 6 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 7 вариант

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 / Часть II / 8 вариант

Тема 4. Графические средства Delphi

Тема 4.1 Графические компоненты

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 2

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 3

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 4

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 5

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 6

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 7

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 / Вариант 8

Тема 5. Работа с файлами в Delphi

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5



Columns:byte – число колонок, в которые выводят элементы списка;

Canvas:Tcanvas – предоставляет возможность изображать графические элементы внутри списка (рисовать).

  1. ComboBox (класс TComboBox) – комбинированный (свернутый) список, сочетает в себе строку ввода и список. Доступны все свойства списка ListBox и строки ввода Edit. Дополнительно свойство Style определяет вид списка:

Style=csDropDown – список свернут;

Style=csDropDownList – список свернут, но пользователь не может вводить в него новые значения;

Style=csSimple – список не свернут (как ListBox).

Свойство DropDownCount: integer – определяет, сколько элементов списка будет видно одновременно в открывшемся окне списка.

Пример 1: Чтобы добавить в список набранное в строке ввода ComboBox1 значение после нажатия клавиши Enter, необходимо запрограммировать событие OnKeyPress:

procedure TForm1.ComboBox1KeyPress(Sender: TObject; var Key:Char);

begin

if key=#13 then begin

ComboBox1.Items.Append(ComboBox1.Text);

ComboBox1.Text:=’’; //очищение строки ввода

key:=#0;

end;end;

Пример 2: Чтобы добавить ограничение ввода в Edi1, например, только целых положительных чисел, необходимо запрограммировать событие OnKeyPress;

procedure TForm1.Edi11KeyPress(Sender: TObject; var Key:Char);

begin

if not (key in [‘0’..’9’, #8]) then key:=#0;

end;

  1. CheckBox (класс TCheckBox) – кнопка с независимой фиксацией (выключатель). Главное свойство Checked:Boolean – кнопка включена или выключена.

Пример: if CheckBox1.Checked:=true

then Label1.Visible:=true

elseLabel1.Visible:=false; // метка становится невидимой

  1. RadioGroup (класс TRadioGroup) – панель группы кнопок – переключателей (активной в данный момент может быть только одна из кнопок).

Название группы хранится в свойстве Caption.

Название радиокнопок – в массиве Items:string.

Номер активной кнопки – в свойстве ItemIndex:integer.

Если вместо RadioGroup вы решили использовать компоненты RadioButton, то в этом случае используете свойство Checked:Boolean, как и для CheckBox.

Пример: Указать в заголовке формы, отображающей данные, тип сортировки.

Form2.Caption:=’данныеупорядочены ’ + RadioGroup1.Items [RadioGroup1 .ItemIndex];

  1. MainMenu (класс TMainMenu) – строчное (главное) меню – невизуальный компонент; на этапе проектирования двойной щелчок на пиктограмме компонента вызывает построителя меню Menu Designer, который в свою очередь позволяет формировать пункты меню. Для каждого пункта меню доступны следующие свойства:

Caption – название каждого пункта меню, если в названии присутствуют буквы не латинского алфавита, то свойство Name будет отличаться от Caption.


ShortCut – клавиш эквивалент этого пункта меню, доступный из любого места в программе – выбирается из предложенного списка, например: Shift– F10.

У каждого конечного пункта меню имеется только одно событие – OnClick.

Замечания:

    1. Чтобы пункт меню выглядел как разделительная черта и был недоступен, следует в свойстве Caption набрать символ «– ».

    2. Если перед каким– либо символом в названии пункта меню поставить символ «&», то этот символ будет подчеркнут и будет работать как горячая клавиша для этого пункта меню, если нажать ее вместе с клавишей «Alt».

  1. PopupMenu (класс TPopupMenu) – организует контекстное меню, которое выводится при нажатии правой кнопки мыши. Невизуальный компонент, для построения пунктов меню также следует вызвать Menu Designerдвойным щелчком по пиктограмме компонента. Для компонента, к которому относится данное контекстное меню, следует указать в свойстве PopUpcomponent имя контекстного меню.

  2. Panel и GroupBox – группирующие элементы, служат для объединения нескольких компонентов в единую группу. Название группы хранится в свойстве Caption. Список компонентов, размещаемых в группе, хранится в свойстве Controls, а число компонентов – в свойстве ControlCount.

Форма и ее свойства

Форма – это окно в стиле Windows. С точки зрения Delphi окно – это объект класса TForm. Все окна регистрируются в ОС Windows, каждому окну отновится уникальный номер (дескриптор) и память для размещения, поэтому слишком большое число окон истощает системные ресурсы – делает программу громоздкой и медленно работающей.

Размеры доступной для пользователя области формы называются клиентской областью (туда не входит заголовок, линии скроллинга, главное меню) и определяются свойствами ClientHeight, ClientWidth.

Вид формы определяется в основном двумя свойствами: FormStyle и BorderStyle.

FormStyle = (

fsNormal,

fsStayOnTop,

fsMdiForm,

fsMdiChild




Обычная

Расположена поверх других

Старшая форма MDI

Младшая форма MDI

BoderStyle = (

bsNone,

bsSingle,

bsSizeble

bsDialog, ……




Без рамок, заголовка и кнопок

Рамка в виде тонкой одинарной линии

Рамка в виде толстой одинарной линии

Диалоговое окно (нельзя изменить размер)



Стандартные виды окна определяются свойством WindowState:

WindowState = (

wsNormal,

wsMaximied,

wsMinimized




Без рамок, заголовка и кнопок

Рамка в виде тонкой одинарной линии

Рамка в виде толстой одинарной линии


Пример:

Form3.WindowState:=wsMaximized;

Form2.BorderStyle:=bsNone;

Для форм доступны все стандартные события, примененимые для большинства компонентов, но дополнительно доступны следующие события:

OnActivate – форма становится активной (получает фокус);

OnCreate – форма строится (создается);

OnClose – форма закрывается и удаляется из памяти;

OnHide – форма становится невидима, но не удаляется из памяти;

OnResize – форма изменяет размеры;

OnShow – форма показывается (становится видимой и активной).

Основные методы класса TForm

Procedure Print; – печатает форму;

Procedure Show; – показывает форму;

Procedure SetFocus; – активизирует форму;

Procedure Close; – закрывает форму и удаляет из памяти;

Procedure Hide; – скрывает форму, но не удаляет из памяти.

Диалоговое (модальное) окно – это особая разновидность формы

Модальное окно можно перемещать по экрану, но нельзя изменять его размеры. Форма будет выглядеть как диалоговое окно, если установить ее свойство BorderStyle = bsDialog. Вызывается модальное окно при помощи функции ShowModal:integer.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 / Часть I /


ТЕМА: Знакомство с основными компонентами группы STANDARD

Задание:

  1. Создайте на диске Z: папку Lab_Delphi. В ней создайте папку Lab_1а, куда будете сохранять файлы создаваемого приложения.

  2. Создайте простейшее приложение Delphi, которое будет состоять из одной формы, на которой разместите одну кнопку, щелчок на которой будет выводить сообщение: "Работа завершена" и закрывать форму.

(Поскольку форма одна, она является главной, а закрытие главной формы завершает работу программы).

Порядок выполнения задания:

  1. Изменяйте внешний вид формы, размещенной на экране, выбирая и изменяя свойства (Properties) в окне Object Inspector:

  • цвет формы (свойство Color);

  • размер формы (свойства Height, Width);

  • расположение формы на экране (свойства Left, Тор);

  • заголовок формы (свойство Caption – измените Form1 на "Лабораторная работа 1").

Установите на форму компонент "Button" (из группы Standard).

Измените свойство Caption кнопки на "Выход".

  1. Активизируйте страницу Events (события) окна Object Inspector, просмотрите события, доступные для кнопки. Выберите событие "OnClick", т.е. щелкните в поле справа от названия события 2 раза указателем мыши – откроется окно Unit1 с заголовком процедуры – обработчика события onClick:

procedure Tform1.Button1Click(Sender:Tobject);

begin

end;

Впишите между строчками Begin …. end; данной процедуры 2 строчки:

procedure Tform1.Button1Click(Sender:Tobject);

begin

ShowMessage('Работазавершена');

Form1.Close ;

end;

  1. Каждой форме в Delphi соответствует свой модуль Unit, по умолчанию форме Form1 соответствует модуль Unit1.

  • Просмотрите модуль Unit1 вашей программы – обратите внимание, как описан класс Tform1: в его состав уже автоматически включены и компонент Button1 и процедура Button1Click.

  • Сохраните модуль Unit1: выберите пункт меню File /Save Аs – и сохраните модуль без изменения его имени в папке Lab_1а (к имени модуля автоматически добавляется расширение .раs).

  • Выберите пункт меню Project/View Source – просмотрите текст главного файла вашего проекта (по умолчанию файл– проекта называется Project1.dpr). Сохраните файл проекта Project1 так же в папке Lab_1а через пункт меню File /Save Аs.

  1. Выполните сборку проекта выберите п. меню Project/Compile Project1– в результате компиляции проекта будет создан выполнимый файл Project1.exe.


Запустите программу на выполнение выбором пункт меню Run /Run.

  1. Продемонстрируйте программу преподавателю.

  2. Сверните Delphi таким образом, чтобы были видны пиктограммы рабочего стола Windows. Просмотрите содержимое папки Lab_1а; обратите внимание, какие файлы созданы дополнительно:

Unit1.dfm – файл формы,

Project1.res – файл ресурсов,

Unit1.dcu – файл модуля после компиляции,

Project1.dof – файл опций проекта.

Запустите на выполнение файл Project1.ехе прямо из окна папки Lab_1а.

Удалите из папки Lab_1а все файлы, кроме файла Project1.ехе и снова запустите программу – убедитесь, что ехе – файл работает автономно и прочие рабочие файлы ему не нужны.

  1. Создайте на диске Z: в папке Lab_Delphi папку Lab_1b, куда будете сохранять файлы нового приложения.

  2. Откройте новый проект, выбрав в главном окне Delphi пункт меню File/New/Application – откроется пустая форма Form1 и соответствующий ей модуль Unit1 и выполните «Часть II Лабораторной работы 1».

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 / Часть II /


Задание:

Создать приложение, состоящее из двух форм, позволяющее продемонстрировать изменение цвета формы Form2 с помощью функции RGB.

Замечание: Любой цвет можно получить смешиванием трех основных цветов: синего, зеленого, красного. Для установки цвета в Delphi можно использовать функцию RGB, в которой указываются 3 параметра в пределах от 0 до 255, где первый параметр задает количество красного оттенка, второй – количество зеленого, третий – синего.

Например, RGB (0,0,255) возвращает чистый синий цвет;

RGB (255,100,140) – возвращает розовый цвет

Для изменения цвета формы удобно связать каждый параметр функции RGB с компонентом SCROLLBAR.

Порядок выполнения задания:

  1. Убедитесь, что на диске Z: в папке Lab_Delphi создана папка Lab_1b, куда будете сохранять файлы создаваемого приложения.

  2. На форме FORM1 снизу расположите 2 стандартные кнопки (Button) и назовите их соответственно: "Цвета" и "Выход" (свойство Сарtion). Напишите программный код для события OnClick т.о., чтобы при нажатии на кнопку "Цвета" вызывалась другая форма FORM2 (можно использовать метод Form2.Show), а при нажатии на кнопку "Выход" выдавалось сообщение "Задача завершена" и форма закрывалась (используйте ShowMessage и Сlose).

  3. Установите на форму FORM1 компонент Label. Измените его размер таким образом, чтобы он занимал всю область формы, кроме пространства, занятого под кнопки.

  4. Установите свойство WordWrap компонента Label в значение Тruе (это даст возможность размещать надпись в несколько строк). Напишите в свойстве Caption примерно такой текст: 'Демонстрация цветовой палитры '.

  5. В свойстве Fоnt выберите по своему усмотрению шрифт, цвет и установите размер символов таким образом, чтобы надпись занимала все пространство компонента и располагалась в несколько строк.

  6. Просмотрите и сохраните модуль Unit1 и главный файл проекта Рroject1 в папке Lab_1b.

  7. Выберите пункт меню File/New/Form – откроется новая форма FОRМ2. Установите свойства формы2 следующим образом: