Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответственность за проведение инвентаризации несут руководитель и главный бухгалтер организации.
Инвентаризации необходимо проводить в сроки, оговоренные в планах утвержденных руководителем. В обязательном порядке:
- перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября отчетного года;
- при передаче имущества предприятия в аренду;
- при смене МОЛ;
- при установлении фактов хищения или злоупотребления и порчи ТМЦ;
- в случае пожара или стихийных бедствий.
В начале ревизии необходимо проверить наличие всех необходимых документов, подтверждающих ее проведение. (рассказать какие)
Результаты должны быть оформлены инвентаризационными описями, которые составляются по каждому местонахождению материальных ценностей и материально ответственному лицу. Никаких помарок и подчисток в ведомости не допускается. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и МОЛ.
В случае поступления ценностей в ходе инвентаризации они приходуются по отдельной ведомости, аналогичная ведомость составляется при отпуске ценностей.
Для выявления результатов инвентаризации составляются сличительные ведомости, которые подписываются всеми членами комиссии и МОЛ. В сличительную ведомость включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам, потерям и излишкам должны быть получены от МОЛ письменные объяснения. С учетом объяснительных, комиссия устанавливает причины выявленных недостач и определяется порядок регулирования разницы между данными инвентаризации и бухучетом, составляется протокол, который утверждается руководителем.
Если при формировании инвентаризационных материалов выявлены нарушения, проверяющий обязан их изучить и выяснить причины. Эти нарушения могут быть результатом небрежного отношения комиссии к выполнению своих обязанностей или результатом должностного подлога с целью сокрытия установленных фактов недостач и излишков ТМЦ.
В ходе ревизии проверяют правильность составление расчетов по списанию потерь в пределах норм естественной убыли и сверх этих норм. Списание потерь должно производится с разрешения руководителя по утвержденным нормам. При этом списание выявленной недостачи должно быть не выше размеров недостачи по сличительной ведомости.
При выявлении недостач и излишков, допускается зачет недостач излишками, образовавшимися в результате пересортицы по одному и тому же наименованию ТМЦ, у одного того же МОЛ, за один и тот же проверяемый период.
Основными задачами контроля поступления продукции собственного производства являются:
* проверка состояния складского хозяйства, условий хранения и обеспечения сохранности продукции;
* проверка полноты и своевременности ее оприходования;
* проверка своевременности и полноты инвентаризации и принятых по ее результатам мер;
* проверка реальности числящихся остатков готовой продукции на складе;
* выявление фактов растрат, недостач и хищений продукции;
* определение потерь, обусловленных естественными факторами и зависящими от людей условиями хранения продукции и ее транспортировки;
* установление причин и должностных лиц, виновных в допущенных недостачах.
Источниками проверки являются:
- первичные документы: приемо-сдаточные накладные, акты и т.д.
- книги и карточки складского учета, отчетность МОЛ, регистры аналитического и синтетического учета, Главная книга, баланс.
Первоочередное внимание в организации должно уделяться полноте и своевременности приходования продукции собственного производства, при этом следует учитывать, что оприходованию должна подлежать продукция, прошедшая все технологические стадии и соответствующая техническим условиям и стандартам. Первичные документы на ее оприходование сверяют с данными отчетов кладовщиков на их оприходование, а также с данными аналитического учета.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом отчете предприятия.
1.3 Государственное регулирование учета готовой продукции
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2003 г. № 1731 "О порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции организациями промышленности" (Рег.№ в НРПА 5/13642 от 12.01.2004). организациям промышленности с 1 января 2004г. предоставлено право продолжить применение методики учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции по фиксированным ценам и списания отклонений от их стоимости в соответствии с инструкцией о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции организациями промышленности.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.
Глава 2.Организация учета готовой продукции на складах и в местах хранения и бухгалтерии предприятия
2.1 Организация учета готовой продукции на складах и иных местах хранения
Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами. Но чаще всего накладными на передачу готовой продукции в места хранения (приложение 1). Документы, отражающие выпуск и сдачу готовой продукции, имеют общее назначение , в основном одинаковые реквизиты, и выписываются в двух экземплярах под одним номером. В них указывается цех-сдатчик, склад-получатель, наименование и номенклатурный номер изделия, дата сдачи, учетная цена и количество сданной продукции. Один экземпляр документа находится в производственном цехе, а второй на складе. На каждую партию сдаваемой продукции делают запись в обоих экземплярах приемо-сдаточных документов. После окончания сдачи всей продукции в обоих экземплярах приемо-сдаточных документов по каждому наименованию, виду и сорту подсчитывают и записывают количество штук или вес цифрами и прописью. Данные
Накладные подписываются представителями цеха-сдатчика, склада получателя и службы технического контроля.
Важным условием правильной организации аналитического учета является прежде всего хорошее состояние складского хозяйства. Складские помещения должны отвечать требованиям сохранности продукции, быть изолированными, оборудованы охранной и пожарной сигнализацией, иметь весовые измерительные приборы. Продукция должна располагаться в заранее установленных местах, к которым прикрепляются ярлыки с указанием на них наименования продукции, единиц измерения, норм запаса, фактического наличия и т.д.
На предприятии с материально ответственными лицами (заведующими складами, кладовщиками) заключаются договоры о материальной ответственности, при этом на предприятии должны быть созданы все условия для полной сохранности материальных ценностей на складе.
При организации складского учета готовой продукции большую роль играет порядок ее комплектования, затаривания , передачи из производства, хранения и отгрузки.
На многих предприятиях готовую продукцию комплектуют и упаковывают в производственных цехах, На склад она поступает в ящиках , имеющих определенную маркировку с указанием наименования готовой продукции и ее количества. По этой же маркировке, не вскрывая ящики (коробки), готовую продукцию передают покупателям. При этом кладовщики не проверяют содержимое ящиков (коробок) и по существу отвечают не за количество принятой продукции, а за количество принятых ящиков (коробок) с продукцией определенной номенклатуры. На таких предприятиях учет движения готовой продукции на складе необходимо вести не только не
только в натуральном и стоимостном выражении, но и по количеству мест (ящиков) определенной маркировки. Поступившая на склад продукция на большинстве предприятий хранится по партиям (штабелям). К каждой партии прикрепляется ярлык для контроля за сроками хранения, очередностью отпуска продукции.
Складской учет ведется материально ответственными лицами на карточках складского учета продукции. Форма № М-12 (приложение 2).
В них отражаются наличие и движение готовой продукции в натуральных единицах измерения (штуках, метрах, килограммах и др.). Карточки открываются на каждое наименование (номенклатурный номер) продукции в бухгалтерии и под расписку в журнале их регистрации передаются на склад. В карточках указываются наименование, номенклатурный номер, сорт, размер и другие признаки продукции, учетная цена, место хранения, норма запаса. Для удобства работы карточки на складе размещаются в специальном ящике - картотеке, где располагаются по группам продукции, а внутри групп - по номенклатурным номерам по их возрастанию. Карточки одной группы отделяются от другой разделителями, на которых указываются номера и наименования групп продукции.
Записи в карточках производятся материально ответственными лицами на основании документов о поступлении на склад и выбытии со склада готовых изделий по мере совершения операций. По окончании рабочего дня в карточках, где было отмечено движение продукции, выводится конечный остаток. В конце отчетного периода во всех карточках (независимо от того, было или не было движения готовой продукции по тому или иному наименованию продукции) проставляется конечный остаток.
Карточки могут заполняться с помощью технических средств, установленных на складе. Данные о приходе и расходе заносятся в карточки складского учета одновременно с выпиской первичных документов. Кроме этого, на складе ведется книга поступления и выбытия продукции. Записи в карточки производятся на основании оформленных в установленном порядке первичных документов по приходу и расходу материальных ценностей в день совершения операций. После каждой записи выводится новый остаток.
Работники бухгалтерии систематически непосредственно на складах в присутствии кладовщика проверяют правильность и своевременность разноски сведений из первичных документов в карточки складского учёта и подтверждают это своей подписью.
Все первичные документы по приходу и расходу продукции со склада передаются в бухгалтерию. Как правило, такая передача осуществляется непосредственно на складе. Работник бухгалтерии ежедневно или раз в неделю (декаду) приходит на склад и проверяет правильность оформления первичных документов, записей в карточках или книге учета готовой продукции по ее приходу и расходу и исчисления остатков. Обнаруженные ошибки тут же исправляются. Достоверность исчисленных остатков подтверждается в карточках или книге учета подписью работника бухгалтерии.