Файл: Методические рекомендации по работе над морфемным анализом Заключение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..5 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МОРФЕМНОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ……………………………………………7 1.1 Анализ нормативных документов регламентирующих образовательный процесс в начальной школе……………………………………………………..7 1.2 Понятие «морфемный анализ»…………………………………………….11 1.3 Методические приемы, используемые для обучения морфемному анализу слов……………………………………………………………………………….19 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ
МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
МОРФЕМНОМУ
АНАЛИЗУ
СЛОВ……………………………………………………………………………..23 2.1 Диагностика умений младших школьников осуществлять морфемный анализ слов………………………………………………………………………23 2.2 Анализ методических приемов при обучении морфемному анализу слов…………………………………………………………………………........26 2.3 Методические рекомендации по работе над морфемным анализом…..30
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованных источников………………………………………….40 5

ВВЕДЕНИЕ
Современные образовательные стандарты регулируют современные процессы образования. Изучая предметные и метапредметные результаты
Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального
Общего Образования (далее ФГОС НОО) мы видим, что русский язык является одним из ведущих предметов в начальной школе, как дальнейшей ступени обучения.
Образовательным стандартом начальной школы регулируется метапредметные и предметные результаты русского (родного) языка, задачами которого являются не просто формирование грамотности на письме, но и формирование грамотной устной речи, формирование коммуникативных навыков, умения правильно сформулировать и выстроить свой ответ.
К сожалению, методика русского языка на современном этапе опирается еще на сложившийся опыт и традиции. Придя в школу, учитель получает в большинстве случаев представления об уровне развития методики в той или иной области лишь из школьных учебников, пособий с которыми он работает.
В основе обучения грамоте младших школьников лежит: орфография, графика, фонетика и такая же немаловажная тема – морфемика.
В образовательном стандарте младших школьников нет четкой функции морфемики, морфемного анализа. Его можно увидеть лишь работая с методическими пособиями (М.С. Соловейчик, Т.Г. Рамзаева, П.С. Жедек и др.) и анализируя опыт педагогов начальных классов.
В целом методика обучения морфемному анализу слов – это важный компонент в развитии лингвистических способностей младших школьников, ведь, прежде всего ученик знакомиться со словом при чтении, а после воспроизводим его на письме с помощью значимых частей этого слова.
Цель работы – изучить методические основы в обучении морфемному анализу слов младших школьников.
Объект исследования – морфемный анализ слов
6


Предмет исследования – методические приемы обучения младших школьников морфемному анализу слов.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс младших школьников.
2.
Раскрыть сущность понятия «морфемный анализ слова»
3.
Охарактеризовать методические приемы, используемые при обучении морфемному анализу слов
4.
Выявить более целесообразные методические приемы при обучении морфемному анализу младших школьников.
5.
Разработать методические рекомендации по обучения морфемному анализу младших школьников.
Методологической основой являются работы М.С. Соловейчик, М.Р.
Львова, Т.Г. Рамзаевой, Е.И. Литневской, А.А. Реформатского по методике преподавания морфемного анализа слова у младших школьников.
Направление работы определило следующие методы исследования:
- метод анализа лингвистической, методической и учебной литературы,
Сравнение и обучение
- метод проведения исследования.
Исследование проводилось во время производственной практики на базе
МБОУ СОШ №2 г. Лесосибирска, количество участников – 27 человек.
В работе проанализированы, обобщены, систематизирован теоретический материал, сформулированы методические рекомендации, которые в дальнейшем могут быть использованы педагогами, студентами педагогических институтов в работе над морфемным анализом.
Структура работы состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения и списков использованных источников.
7

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МОРФЕМНОМУ
АНАЛИЗУ СЛОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.
Анализ нормативных документов регламентирующих образовательный процесс в начальной школе
Образование школьников регулирует Федеральный государственный образовательный стандарт, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт содержит следующие требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательнойпрограммы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям.
Следует отметить, что ФГОС применительно к русскому языку призывает к следующим пунктам:
1)совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2)понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
8


3)использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4)расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5)формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6)обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8)формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций[11].
Также стоит отметить, что в соответствии с ФГОС основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной
9
программы.
ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Образовательный стандарт предусматривает не просто передачу знаний, а формирование умения учиться самостоятельно, что непременно повышает эффективность усвоения предметных результатов.
Основная образовательная программа в начальной школе предусматривает организацию всего образовательного процесса, не только со стороны знаний, но и развитие: культуры, духовно-нравственного развития, духовное развитие, интеллектуальное развитие. Т.е. программой предусмотрено около 80% организации образовательного процесса.
Анализируя метапредметные требования к результатам освоения образовательной программы, мы видим, что должны быть сформированы: коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия (далее УУД).
Таким образом, видно, что обучение русскому или родному языку предполагает овладение не только теоретическими знаниями о правилах правописания и грамматическими навыками, но и коммуникативными, творческими и другими.
Обучение морфемному анализу предусмотрено предметными результатами ФГОС НОО:
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач [11];
Морфемика играет важную роль в формировании коммуникативных навыках, развитие речи происходит на занятиях постоянно благодаря изучению теоретических навыков и применению их на практике, потому что именно с
10

помощью морфем, которых в русском языке насчитывается огромное множество, происходит образование новых слов и совершенствование уже образованных. Потому младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития и совершенствования коммуникативных компетенций.
В соответствии с ФГОС НОО к коммуникативным учебным действиям относятся:
- умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, правильно определять цели, функции участников и способы их взаимодействия;
- умение разрешать конфликты, т.е. выявлять, осуществлять поиск проблемы, а также поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта; умение принимать решения и реализовывать его;
- умение правильно задавать вопросы, т.е. оказывать инициативу в сотрудничестве по поиску и сбору информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли исходя из задач и условий коммуникации; умение владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- умение управлять поведением партнера, а именно, контролировать, корректировать, оценивать его действия;
Само слово выполняет в речи коммуникативную функцию и восприятии ребенка представляет собой целостную смысловую единицу [15].
Так при изучении такой морфемы как корень ребенок знакомится с понятием родственные слова (или однокоренные), что помогает им их использовать как средство связи предложений. Или при изучении окончаний использовать словоформы с учетом синтаксических связей. Все это непременно способствует развитию речевых навыков.
Таким образом, проанализировав нормативные документы ФГОС НОО мы видим, что именно на уроках русского языка происходит формирование речевых навыков, благодаря которым учащийся может правильно грамматически, содержательно и даже интонационно высказывать свое мнение,
11
как в устной форме, так и в письменной. А морфемика играет одну из ключевых ролей в формировании коммуникативной компетенции, помогая учащимся разнообразить свою речь, ведь именно морфема является
«строительным материалом» для формирования новых слов и уже образованных. Так же, мы можем сделать вывод о том, что ФГОС обеспечивает формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
2.
Понятие «морфемный анализ слова
Изучение русского языка в начальной школе предполагает не только развитие устной и письменной речи учащихся, обучение грамоте, изучение литературных норм, но и изучение теоретического материала по грамматике, фонетике, морфемике.
Определяя структуру слова необходимо разграничивать два вида разбора: морфемный и словообразовательный. Каждый из них имеет свои цели. Цель морфемного анализа – это установление морфем, из которых состоит данное слово, т.е. определение их состава и структуры. Он широко используется в школе и называется разбором слова по составу.
Под морфемной структурой слова понимается взаимосвязь слова
(определенной словоформы), последовательность в расположении морфем в слове (словоформы).
Подлинный морфемный анализ, по утверждению В.В. Лопатина - анализ отдельного слова, группы сходных по структуре или по какому-либо грамматическому признаку слов, наконец, морфемный анализ языка в целом –
12

начинается тогда, когда уже установлена (путем последовательного примененного словообразовательного анализа), словообразовательная структура слова, выяснено значение каждой морфемы и структурная функция каждой вычленяемой в слове морфемы.
Методисты дают разное определения понятие «морфема». Так в учебном пособии для студентов «Методика обучения русскому языку в начальных классах» Рамзаевой Т.Г., Львова М.Р. говорится о том, что свойственно семантико-словообразовательное и грамматическое значение. А лексическое значение слова создается путем взаимодействия и слияния в единое целое значение, присущих отдельным морфемам. Они выделяют 4 этапы системы работы над морфемами:
-
Первый этап - пропедевтический (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения.
-
Второй этап - знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении.
-
Третий этап - изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок.
-
Четвертый этап - углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени существительного, имени прилагательного и глагола; формирование навыков правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глагола [4:239].
А филолог, специалист в области методики преподавания русского языка
А.В. Текучев говорит о том, что морфема – это минимальная значимая часть слова, которая является единицей воспроизводимой в речи. А для большего понимания необходимо сравнить её с другими единицами языка [7:48].
Кандидат педагогических наук, профессор, автор учебно-методических пособий по русскому языку М.С. Соловейчик так же называет морфему минимальной значимой частью слова, которая имеет две неразрывно связанные
13
между собой стороны: внешнюю (звуковой состав) и внутреннюю (значение)
[9:170].
В речи младшего школьника слово представляет собой целостную единицу, которая помогает ребенку в общении. Они не задумываются, о том, что морфема приобретает свое значение лишь в составе слова. И поэтому, приступая к изучению морфем необходимо учитывать лексическое значение слова и принадлежность к определенной части речи и правописание от производного слова.
Анализируя публикации современных научных и методических изданий, таких как: «Начальная школа», «Русская словесность», многие методисты подчеркивают, что изучение морфемного анализа связан со словообразовательным анализом, то есть из каких морфем состоит слово и из каких морфем образовано слово.
Александр Александрович Реформатский, русский лингвист и один из выдающихся советский ученых-языковедов работая над особенностью словообразовательной системы, писал о том, что обучение морфемному анализу слова имеет три этапа:
- первоначальное знакомство с составом слова;
- ознакомление с его словообразовательной структурой, местом и ролью корневых и аффиксальных морфем в словообразовании;
- полный морфемный анализ, при котором каждая морфема выступает как словообразовательный элемент в структуре лексических единиц языка [12:11];
Но на начальном этапе выполнения анализа и морфемный, и словообразовательный анализ раскрывают понятие морфемной структуры слова.
Именно начальная школа создает базу для дальнейшего речевого и языкового развития младших школьников, во 2-4 классах основные упражнения направлены на деление слова на морфемы. Но основной проблемой так и остается вопрос о соблюдении последовательности выделения морфем. Способ, предложенный отечественным языковедом З.А. Потиха – это способ выделения
14