Файл: Методические рекомендации по работе над морфемным анализом Заключение.pdf
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
морфем с окончания и постепенно доход до корня [2:73].
Кандидат педагогических наук, доцент Е.И. Литневская говорит о том, что в морфемике решаются два основных вопроса:
1. Как классифицируются морфемы русского языка
2. Как слово членится на морфемы, то есть, каков алгоритм морфемного членения.
И приводит следующее определение:
Морфема – это минимальная двусторонняя единица, имеющая и звучание, и значение. В русском языке Е.И. Литневская выделяет две классификации: корневые и не корневые. Некорневые же в свою очередь делятся на словообразующие и формообразующие.
К словообразующим относится: приставки и суффиксы. Приставка – это словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой.
Словообразовательный суффикс – это словообразовательная морфема, стоящая после корня.
Основная задача морфемного анализа – установление морфемной структуры слова. Технология проведения морфемного анализа основывается на перечне принципов и подразумевает осуществление ряда задач – алгоритмов.
Морфемный анализ слов базируется на таких принципах:
Принцип двойного сопоставления или принцип Г.О.Винокура, для него необходимо: а) чтобы слово состояло в ряде однокоренных: лесник, лесной, лесовик; б) чтобы слово было в ряде слов с одинаковым аффиксом: облысение – лысеть, насаждения – насадить. Представленное правило довольно формально и не исключает возможности неправильного выделения морфем.[10]
Принцип производности: основывается на глубоком словообразовательном анализе цепочки однокоренных слов, поочередно производимых друг из друга.
Понятие морфема определяется как одна из ключевых единиц языка, зачастую характеризуемая как наименьшая часть, то есть такая часть, в которой
15
Кандидат педагогических наук, доцент Е.И. Литневская говорит о том, что в морфемике решаются два основных вопроса:
1. Как классифицируются морфемы русского языка
2. Как слово членится на морфемы, то есть, каков алгоритм морфемного членения.
И приводит следующее определение:
Морфема – это минимальная двусторонняя единица, имеющая и звучание, и значение. В русском языке Е.И. Литневская выделяет две классификации: корневые и не корневые. Некорневые же в свою очередь делятся на словообразующие и формообразующие.
К словообразующим относится: приставки и суффиксы. Приставка – это словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой.
Словообразовательный суффикс – это словообразовательная морфема, стоящая после корня.
Основная задача морфемного анализа – установление морфемной структуры слова. Технология проведения морфемного анализа основывается на перечне принципов и подразумевает осуществление ряда задач – алгоритмов.
Морфемный анализ слов базируется на таких принципах:
Принцип двойного сопоставления или принцип Г.О.Винокура, для него необходимо: а) чтобы слово состояло в ряде однокоренных: лесник, лесной, лесовик; б) чтобы слово было в ряде слов с одинаковым аффиксом: облысение – лысеть, насаждения – насадить. Представленное правило довольно формально и не исключает возможности неправильного выделения морфем.[10]
Принцип производности: основывается на глубоком словообразовательном анализе цепочки однокоренных слов, поочередно производимых друг из друга.
Понятие морфема определяется как одна из ключевых единиц языка, зачастую характеризуемая как наименьшая часть, то есть такая часть, в которой
15
за конкретной фонетической формой закрепилось конкретное содержание
(означаемое) и которая делится на более простые единицы рода.
Осуществить морфемный анализ слова, значит отыскать наименее важные единицысоставляющего в слове, и установить, какое положение занимают анализируемые единицы.[11]
Морфемы, можно разделить на два вида: корневые и аффиксальные, то есть те, что примыкают к корню.
Корень – носитель главного лексического значения слова.
Корни бывают свободными в таком случае они попадаются в языке в виде самостоятельного слова без словообразовательного аффикса, то есть с материально выраженным или нулевым окончанием или без него, если слово не обладает грамматической формой: огонь, огненный, огниво; игра, сыграть, игрушка; там, тамошний; где, где-то; метро.
Аффиксальные морфемы также, можно разделить на два типа: грамматические или формообразующие, аффиксы и словообразовательные аффиксы.
Формообразующие аффиксы предназначаются для образования формы слова; к ним можно отнести окончания или флексии, а так же формообразующие суффиксы, к примеру, суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий. Формообразующие аффиксы не могут быть введены в основу слова, которая считается «хранительницей» лексического смысла, а также залогом тождества при любом изменении грамматической формы.
Но глагол обладает двумя основами, служащими базой для формирования разнообразных форм слова.[2]
Одна основа – основа настоящего времени – база для формирования всех форм настоящего времени, причастия действительного залога настоящего времени, причастия страдательного залога настоящего времени, деепричастие несовершенного вида, формы повелительного наклонения.
Вторая основа – прошедшего времени –основа для формирования форм прошедшего времени, причастия действительного залога прошедшего времени
16
(означаемое) и которая делится на более простые единицы рода.
Осуществить морфемный анализ слова, значит отыскать наименее важные единицысоставляющего в слове, и установить, какое положение занимают анализируемые единицы.[11]
Морфемы, можно разделить на два вида: корневые и аффиксальные, то есть те, что примыкают к корню.
Корень – носитель главного лексического значения слова.
Корни бывают свободными в таком случае они попадаются в языке в виде самостоятельного слова без словообразовательного аффикса, то есть с материально выраженным или нулевым окончанием или без него, если слово не обладает грамматической формой: огонь, огненный, огниво; игра, сыграть, игрушка; там, тамошний; где, где-то; метро.
Аффиксальные морфемы также, можно разделить на два типа: грамматические или формообразующие, аффиксы и словообразовательные аффиксы.
Формообразующие аффиксы предназначаются для образования формы слова; к ним можно отнести окончания или флексии, а так же формообразующие суффиксы, к примеру, суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий. Формообразующие аффиксы не могут быть введены в основу слова, которая считается «хранительницей» лексического смысла, а также залогом тождества при любом изменении грамматической формы.
Но глагол обладает двумя основами, служащими базой для формирования разнообразных форм слова.[2]
Одна основа – основа настоящего времени – база для формирования всех форм настоящего времени, причастия действительного залога настоящего времени, причастия страдательного залога настоящего времени, деепричастие несовершенного вида, формы повелительного наклонения.
Вторая основа – прошедшего времени –основа для формирования форм прошедшего времени, причастия действительного залога прошедшего времени
16
и причастия страдательного залога прошедшего времени, деепричастие совершенного вида, инфинитива.
В представленной основе, все без исключения аффиксы, примыкающие к той или иной глагольной основе (например, суффикс прошедшего времени – л), рассматриваются только как формообразующие:
Из числа имен существительных и прилагательных, имеется ряд слов, которые именуют неизменяемыми.К примеру: кино, метро, кашпо, кашне, карате; беж, бордо, авиа, люкс и тому подобное.В данном случае невозможно определить форму слова, а так же каким образом они были использованы в предложении. У представленных словах не имеется окончания, в том числе и нулевого.
При противопоставлении одна форма отличается от другой, сообщая о собственном наличии и в то же время о своем значении. Противопоставление одной грамматической формы над другой – значимый момент в современной грамматике.[8] Если нет противопоставления,невозможно получить единую грамматическую форму. Это объясняет, отсутствие у неизменяемых слов окончания.
Суффикс находится за корневой морфемой. Один суффикс находится в самом конце слова, после всех грамматических аффиксов, – это суффикс, формирующий возвратные глаголы -ся/-сь (обучался, прятался, ленился, недоучился, казнись). Его особенное местонахождение – дань былому, памяти о том, что в прошлом он являлся местоимением (безударный, краткий вариант), и в том числе имел возможность занимать любое место в предложении, а не только после глагола.[4]
Число префиксальных и суффиксальных морфем, в русском языке, не только ограниченно, но и не слишком велико, в сопоставлении с числом корневых морфем.
Но не все суффиксы идентично активны, в нынешнем русском языке. Из более активных суффиксов, можно привести, к примеру, следующие:
17
В представленной основе, все без исключения аффиксы, примыкающие к той или иной глагольной основе (например, суффикс прошедшего времени – л), рассматриваются только как формообразующие:
Из числа имен существительных и прилагательных, имеется ряд слов, которые именуют неизменяемыми.К примеру: кино, метро, кашпо, кашне, карате; беж, бордо, авиа, люкс и тому подобное.В данном случае невозможно определить форму слова, а так же каким образом они были использованы в предложении. У представленных словах не имеется окончания, в том числе и нулевого.
При противопоставлении одна форма отличается от другой, сообщая о собственном наличии и в то же время о своем значении. Противопоставление одной грамматической формы над другой – значимый момент в современной грамматике.[8] Если нет противопоставления,невозможно получить единую грамматическую форму. Это объясняет, отсутствие у неизменяемых слов окончания.
Суффикс находится за корневой морфемой. Один суффикс находится в самом конце слова, после всех грамматических аффиксов, – это суффикс, формирующий возвратные глаголы -ся/-сь (обучался, прятался, ленился, недоучился, казнись). Его особенное местонахождение – дань былому, памяти о том, что в прошлом он являлся местоимением (безударный, краткий вариант), и в том числе имел возможность занимать любое место в предложении, а не только после глагола.[4]
Число префиксальных и суффиксальных морфем, в русском языке, не только ограниченно, но и не слишком велико, в сопоставлении с числом корневых морфем.
Но не все суффиксы идентично активны, в нынешнем русском языке. Из более активных суффиксов, можно привести, к примеру, следующие:
17
Процесс определения суффикса в слове затрудняется тем, что в русском языке не выходит «механически прикладывать» одну морфему к иной. На стыке морфем совершаются движения, связанные с фонологическими ограничениями сочетания тех или других звуков.
В таком случае, что оформлено в круглых скобках, различные эксперты зовут по-разному. Одни называют термином «субморф»; другие порекомендовали слово «интерфикс» (находящийся между морфемами; лат. inter– между).
Определенные языковеды считают, что в структуре суффикса содержится дополнительный фонетический элемент, по этой причине выходит ряд конкретных суффиксов, к примеру, -шник- (пэтэу-шник) и -ник- (работ-ник).
Однако, носителем главной значимости, название лица, есть частица -ник-, то есть. тот, который имеется в абсолютно всех словах с данным словообразовательным смыслом. Рекомендуется именовать, потерявший значимость (десемантизированный, асемантический) компонент,«субморфом» и отмечать его скобками, чтобы точнее выделить главный, значимый суффикс.
Иногда возникает проблема в интерпретации понятий «субморф» и
«гласная», последнее широко распространено в обучении школьников, к примеру, в словах: мор-е-продукты, овц-е-бык, дом-о-строй и т.д. Для экспертов, анализирующих цепочку морфем, соединенных в слово, немаловажно отметить смыслообразующие компоненты и выделить
«прокладочные», маловажные составные, и без разницы: между двумя корнями они стоят или между корнем и суффиксом: древн-е-русский, там-о-(ш)-ний.
Школьник, который изучил, все основные компоненты слова, в том числе
«субморфы» и «интерфиксы», не представляется сложным различать данные компоненты.
В отдельных словах соединительную гласную отыскать сложно, ведь она совпадает, объединяется с составляющей слова для благозвучия: метромост, достопримечательность. В некоторых случаях интерфикс сложно отыскать потому, то что «потерялась» целая часть слова – зачастую слог. Подобное
18
проявление в лингвистике называется гаплология (от греч. haploos– простой, logos– слово, учение) – выпадение одного или двух, прямо вытекающих друг за другом слогов: знаменоносец > знаменосец; лермонтововед>лермонтовед; трагикокомедия> трагикомедия; розоват> розоватый.
В случае если первая часть сложного слова числительное, то окончание выполняет и роль интерфикса:
Временами эксперты обозначают еще одну морфемную частицу –
конфикс.
Помимо этого, имеются морфемы, которые никак не повторяются в языке, но есть таковыми, потому что считаются морфемами остальные части слова: стекл-ярус, мел-юзг-а, почт-амт, мальч-уган. Такие морфемы именуют – унификсами .
Верное формирование пределов, среди морфем, обуславливается рассмотрением слова в рядах гетерогенных, по содержанию, формирований
(однокоренных и одноаффиксных).
Цельное морфемное исследование подразумевает, то, что можно определить конфигурацию и роль любого компонента. В явных вариантах с морфемным рассмотрением управится каждый ученик, однако, имеются эпизоды, сложные, в том числе и для специалистов, и школьнику остается, в таком случае, только один путь – пользоваться ссылочной литературой и сослаться на авторитетность изданий.
Морфемам отводят такие функции в языковой структуре:
1.Номинативная – сопряжена с возможностью отражать какой-либо период реальности. Номинативную функцию выполняют большинство, но не все русские морфемы.
2.Экспрессивная –отображает отношение сообщающего к объекту уведомления, к обстоятельствам коммуникации и так далее.
3.Стилистическая – морфема являться орудием формирования слов и форм слов, закрепленных за вполне определенным функционально- стилистическим разнообразием русской речи.
19
В случае если первая часть сложного слова числительное, то окончание выполняет и роль интерфикса:
Временами эксперты обозначают еще одну морфемную частицу –
конфикс.
Помимо этого, имеются морфемы, которые никак не повторяются в языке, но есть таковыми, потому что считаются морфемами остальные части слова: стекл-ярус, мел-юзг-а, почт-амт, мальч-уган. Такие морфемы именуют – унификсами .
Верное формирование пределов, среди морфем, обуславливается рассмотрением слова в рядах гетерогенных, по содержанию, формирований
(однокоренных и одноаффиксных).
Цельное морфемное исследование подразумевает, то, что можно определить конфигурацию и роль любого компонента. В явных вариантах с морфемным рассмотрением управится каждый ученик, однако, имеются эпизоды, сложные, в том числе и для специалистов, и школьнику остается, в таком случае, только один путь – пользоваться ссылочной литературой и сослаться на авторитетность изданий.
Морфемам отводят такие функции в языковой структуре:
1.Номинативная – сопряжена с возможностью отражать какой-либо период реальности. Номинативную функцию выполняют большинство, но не все русские морфемы.
2.Экспрессивная –отображает отношение сообщающего к объекту уведомления, к обстоятельствам коммуникации и так далее.
3.Стилистическая – морфема являться орудием формирования слов и форм слов, закрепленных за вполне определенным функционально- стилистическим разнообразием русской речи.
19
4.
Реляционная (соединительная) – морфема считается «мостом» между остальными морфемами слова.
Реляционную функцию реализовывают также окончания, объединяющую между собой слова, в словосочетании и предложении. Морфемы, не исполняющие номинативную или экспрессивную функцию, осуществляют стилистическую либо реляционную, поэтому они так важны.
1.3 Методические приемы, используемые для обучения морфемному анализу слов
Современный образовательный стандарт в концепции развивающего обученияпредусматривает использование различных методов и методических приемов в процессе обучения младших школьников.
Среди методов обучения выделяются:
- пассивные методы обучения, при которых главную роль играет деятельность учителя.
- активные методы обучения – это методы, при которых происходит равное взаимодействие учителя и ученика.
- интерактивные методы обучения – это методы, где учащиеся взаимодействуют не только с учителем, но и между собой.
Именно в концепции развивающего обучения наиболее действенны: активные и интерактивные методы. Т.е. такие методы как:
- постановка проблемного вопроса, при котором задается проблемная ситуация и осуществляется поиск решения этой проблем путем анализа подобных ситуаций.
- исследовательский метод во многом похож с методом постановки проблемного вопроса, но здесь уже учитель сам задает задачу, а учащиеся должны организовать исследовательскую работу для её решения.
- проектный метод, данный метод предполагает самостоятельное решение
20
проблемы и анализ заданной ситуации. Данный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы, предусмотренные стандартами ФГОС.
- нетрадиционные методы обучения, которые дают не просто возможность увлечь учащегося, но и развить творческие способности учеников.
Применение таких методов не может быть постоянным в процессе обучения, так как тогда такие методы становиться уже обычными для учеников.
Так же существует другая классификация методов, предложенная
Е.И. Голант, С.Г. Шаповаленко:
-
Словесные методы;
-
Наглядные методы;
-
Практические методы;
И.Я. Лернер, Л.Я. Скаткин выделяют другую классификацию:
-
Репродуктивный метод, данный метод связан непосредственно с усвоением уже готовых знаний.
-
Проблемный метод, здесь наибольшая активность отводится ученикам, они занимаются решением проблемы, которую поставил перед ними учитель.
-
Исследовательский метод, здесь учащиеся сами решают проблему, учитель выступает только в роли организатора.
-
Частично-поисковый метод, более простой метод, нежели предыдущий, ученики получают знания, умения и навыки лишь на отдельный этапах учебного процесса.
Современного школьника становится все труднее заинтересовывать, особенно в изучении русского языка и потому существует целые методики русского языка.
М.С. Соловейчик говорит о том, что методика обучения русскому языку – это наука, предмет которой – процесс обучения языку, его практическому использованию; её специфические задачи: обоснованно определять цели, содержание и способы обучения русскому языку с учетом, во–первых, специфики языка как средства общения, во-вторых, психолого-педагогических
21
- нетрадиционные методы обучения, которые дают не просто возможность увлечь учащегося, но и развить творческие способности учеников.
Применение таких методов не может быть постоянным в процессе обучения, так как тогда такие методы становиться уже обычными для учеников.
Так же существует другая классификация методов, предложенная
Е.И. Голант, С.Г. Шаповаленко:
-
Словесные методы;
-
Наглядные методы;
-
Практические методы;
И.Я. Лернер, Л.Я. Скаткин выделяют другую классификацию:
-
Репродуктивный метод, данный метод связан непосредственно с усвоением уже готовых знаний.
-
Проблемный метод, здесь наибольшая активность отводится ученикам, они занимаются решением проблемы, которую поставил перед ними учитель.
-
Исследовательский метод, здесь учащиеся сами решают проблему, учитель выступает только в роли организатора.
-
Частично-поисковый метод, более простой метод, нежели предыдущий, ученики получают знания, умения и навыки лишь на отдельный этапах учебного процесса.
Современного школьника становится все труднее заинтересовывать, особенно в изучении русского языка и потому существует целые методики русского языка.
М.С. Соловейчик говорит о том, что методика обучения русскому языку – это наука, предмет которой – процесс обучения языку, его практическому использованию; её специфические задачи: обоснованно определять цели, содержание и способы обучения русскому языку с учетом, во–первых, специфики языка как средства общения, во-вторых, психолого-педагогических
21
закономерностей процесса обучения, в-третьих, социальных потребностей общества.
Порядок морфемного разбора слова описывается не только в методических пособиях, но и в школьных учебниках начальной школы.
Во втором классе морфемный разбор делается лишь частично и начинается он с выделения корня, позже морфемный разбор начинается с выделения окончания, а после происходит разбор основы.
В учебнике по русскому языку для 3 класса Рамзаевой Т.Г. предлагается следующий план морфемного разбора:
1.
Найди в слове окончание: а) измени его так, как это свойственно словам данной части речи; б) сравни изменения слова; в) отдели изменяющуюся часть. Это окончание. Обведи его рамочкой.
2.
Найди корень: а) подбери слова, которые можно объяснить с помощью одного слова; б) сравни родственные слова, чтобы найти общий отрезок. Это и есть корень. Обозначь его дужкой.
3.
Найди приставку: а) отдели часть слова перед корнем; б) образуй другие слова с этой частью; в) проверь, действительно ли этот отрезок – одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку: часть слова, стоящую перед корнем. Это и есть приставка (или приставки). Обозначь приставку уловным значком.
4.
Найди суффикс: а) выясни, есть ли в слове отрезок между корнем и окончанием; б) подбери слова, имеющие отрезок с тем же значением и звуковым составом; в) проверь, действительно ли это один суффикс (можно ли образовать слова с этим суффиксом или суффиксами). Отметь суффикс условным значком.
Прежде чем приступить к морфемному анализу слова, учитель дает задачу младшим школьникам выяснить лексическое значение слова, это делается с тем умыслом, чтобы легко можно было выяснить общую мотивацию однокоренных слов.
Многие методисты дают рекомендации не исправлять учителям ошибки
22
Порядок морфемного разбора слова описывается не только в методических пособиях, но и в школьных учебниках начальной школы.
Во втором классе морфемный разбор делается лишь частично и начинается он с выделения корня, позже морфемный разбор начинается с выделения окончания, а после происходит разбор основы.
В учебнике по русскому языку для 3 класса Рамзаевой Т.Г. предлагается следующий план морфемного разбора:
1.
Найди в слове окончание: а) измени его так, как это свойственно словам данной части речи; б) сравни изменения слова; в) отдели изменяющуюся часть. Это окончание. Обведи его рамочкой.
2.
Найди корень: а) подбери слова, которые можно объяснить с помощью одного слова; б) сравни родственные слова, чтобы найти общий отрезок. Это и есть корень. Обозначь его дужкой.
3.
Найди приставку: а) отдели часть слова перед корнем; б) образуй другие слова с этой частью; в) проверь, действительно ли этот отрезок – одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку: часть слова, стоящую перед корнем. Это и есть приставка (или приставки). Обозначь приставку уловным значком.
4.
Найди суффикс: а) выясни, есть ли в слове отрезок между корнем и окончанием; б) подбери слова, имеющие отрезок с тем же значением и звуковым составом; в) проверь, действительно ли это один суффикс (можно ли образовать слова с этим суффиксом или суффиксами). Отметь суффикс условным значком.
Прежде чем приступить к морфемному анализу слова, учитель дает задачу младшим школьникам выяснить лексическое значение слова, это делается с тем умыслом, чтобы легко можно было выяснить общую мотивацию однокоренных слов.
Многие методисты дают рекомендации не исправлять учителям ошибки
22
учащихся при морфемном разборе, а задать вопрос – каким образом он нашел в этом слове данную морфему?
Таким образом, изучив методические рекомендации, мы видим, что самый подходящий метод при изучении морфемного анализа являются исследовательский метод и метод постановки проблемного вопроса. Так, учащиеся лучше усваивает теоретический материал, исправляет проблемы в полученных знаниях, приобретает дополнительные навыки на уроках русского языка.
23
Таким образом, изучив методические рекомендации, мы видим, что самый подходящий метод при изучении морфемного анализа являются исследовательский метод и метод постановки проблемного вопроса. Так, учащиеся лучше усваивает теоретический материал, исправляет проблемы в полученных знаниях, приобретает дополнительные навыки на уроках русского языка.
23
Глава 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОРФЕМНОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ
2.1Диагностика умений младших школьников осуществлять морфемный анализ слов
ФГОС НОО предусматривает итоговую оценку знаний обучающимися предметными и метапредметными результатами. Поскольку образовательный процесс должен обеспечить преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, так и при изучении русского языка этот принцип должен соблюдаться.
Именно контроль усвоения учебного материала способствует развитию памяти, мышления и речи учащихся, также способствует устранению недочетов в полученных знаниях.
Так выделяются следующие формы контроля полученных знаний:
-
Индивидуальный контроль. При котором каждый учащийся получает индивидуальное задание и выполняет его без посторонней помощи. Данная форма контроля отображает индивидуальные способности и возможности отдельных учащихся.
-
Групповая форма контроля. При данной форме контроля класс делится на несколько групп, которые в свою очередь получают индивидуальные или одинаковые задания. Групповая форма применяется при повторении с целью систематизации знаний, при анализе более рациональных путей решения поставленных задач.
-
Фронтальная форма контроля. Данная форма работы предлагается всему классу. Фронтальная форма отображает насколько правильно воспринят учебный материал, степень словесного оформления и закрепления.
Среди методов контроля можно выделить следующие:
-
Устный опрос служить для выяснения степени готовности всего класса к изучению нового материала; отображает уровень сформированности понятий;
24
так же с помощью устного опроса можно проверить выполнение домашнего задания.
-
Письменный контроль включает в себя: самостоятельные, контрольные, практические работы, тестирование.
Образовательным стандартом так же предусмотрены нетрадиционные методы контроля: викторины, блиц-опросы, кроссворды.
Работая над морфемным разбором слова, учащиеся изучают не только понятия: окончание, основа, корень и т.д., но и родственные слова
(
однокоренные), орфограммы чередование согласных в корне слова и т.д.
Припроверки уровня усвоения материала «Состав слова» (морфемный разбор) я использовала разнообразные формы и методы контроля, устный опрос учащихся позволял мне проверить лишь небольшой уровень усвоения, теоретический, насколько дети знают, к примеру, алгоритм выполнения морфемного анализа слов. А вот для проверки уже умений применять на практике полученных знаний на первом этапе я старалась использовать нетрадиционные методы. Так я делила учащихся на разные группы, для участия в викторине, которая соединяла в себе отработку практики и теории. В ходе некоторой соревновательной деятельности учащиеся лучше запоминали, а также корректировали и восполняли пробелы знаний друг друга.
Изучая каждую подтему мы отрабатывали полученные знания на практике для закрепления их в каждом случае, увеличивая уровень сложности.
Переходя к изучению другой морфемы, в начале урока мы повторяли ранее изученный материал. Здесь у учащихся не возникало сложностей, так как в качестве закрепления полученных знаний они выполняли домашнее задание, тем самым вспоминая, то, что они усвоили на уроках.
При подведении общих итогов темы мы выполняли самостоятельную работу со следующими заданиями:
-
Выделить значимые части в словах;
-
Найти ошибку, исправить и объяснить уже в разобранных словах;
-
Подобрать слова к предложенным моделям морфемного разбора;
25
-
Письменный контроль включает в себя: самостоятельные, контрольные, практические работы, тестирование.
Образовательным стандартом так же предусмотрены нетрадиционные методы контроля: викторины, блиц-опросы, кроссворды.
Работая над морфемным разбором слова, учащиеся изучают не только понятия: окончание, основа, корень и т.д., но и родственные слова
(
однокоренные), орфограммы чередование согласных в корне слова и т.д.
Припроверки уровня усвоения материала «Состав слова» (морфемный разбор) я использовала разнообразные формы и методы контроля, устный опрос учащихся позволял мне проверить лишь небольшой уровень усвоения, теоретический, насколько дети знают, к примеру, алгоритм выполнения морфемного анализа слов. А вот для проверки уже умений применять на практике полученных знаний на первом этапе я старалась использовать нетрадиционные методы. Так я делила учащихся на разные группы, для участия в викторине, которая соединяла в себе отработку практики и теории. В ходе некоторой соревновательной деятельности учащиеся лучше запоминали, а также корректировали и восполняли пробелы знаний друг друга.
Изучая каждую подтему мы отрабатывали полученные знания на практике для закрепления их в каждом случае, увеличивая уровень сложности.
Переходя к изучению другой морфемы, в начале урока мы повторяли ранее изученный материал. Здесь у учащихся не возникало сложностей, так как в качестве закрепления полученных знаний они выполняли домашнее задание, тем самым вспоминая, то, что они усвоили на уроках.
При подведении общих итогов темы мы выполняли самостоятельную работу со следующими заданиями:
-
Выделить значимые части в словах;
-
Найти ошибку, исправить и объяснить уже в разобранных словах;
-
Подобрать слова к предложенным моделям морфемного разбора;
25