Файл: Методические рекомендации по работе над морфемным анализом Заключение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-
Даны группы слов, в каждой группе слов есть слово не соответствующее модели разбора.
С помощью данной самостоятельной работы мы увидели, что осталось не понятным для младших школьников, что усвоено не правильно, а где-то это оказалось просто невнимательность учащихся.
Таким образом, каждый метод и форма контроля усвоения полученных знаний имеет свою значимость, но наиболее полную картину отражает лишь письменная форма, которая показывает, что именно осталось не понятным для учащихся. Используя нетрадиционные методы диагностики, учащиеся не только показывают уровень усвоения морфемного анализа слова, но и восполняют проблемы в знаниях друг друга, что является немаловажным в рамках образовательного стандарта начальной школы и концепции развивающего обучения.
Придя в школу, нашей главной задачей было оценить уровень усвоения ранее пройденных тем по морфемному разбору слова.
Свою опытно-экспериментальную работу мы проводили на базе МБОУ
СОШ №2 г. Лесосибирска. Так как на тот момент материал был уже изученным, то трудностей не должно было возникуть.
Для диагностики мы использовали несколько вариантов упражнений по нарастающей сложности:
1.
Разберите слова по составу. Найдите лишнее слово:
Водичка, водица, водяной, водитель, водокачка.
2.
Подберите слова, которые соответствуют схеме:
- приставка, корень, окончание;
- корень, суффикс
- приставка, корень, суффикс
- приставка, окончание.


3. С какими приставками нужно употребить данные слова, чтобы показать, что действие закончилось?
Читал, смотрел, строил, писал, шил.
26

4.Укажите части слова, в которых частью корня является за-:
- затрубить
- забота
- задний
- загадка.
При выполнении данных заданий возникли трудности у 35% учащихся, около
20% допустили ошибки из-за невнимательности, а остальные 15% так и усвоили навыки морфемного разбора слова и функции морфем.
Анализируя работы младших школьников мы увидели, что основные ошибки допускались в заданиях №2 и №4, где учащиеся должны были поработать с предложенными схемами, где трудности возникали тогда, когда нужно было подобрать слова, соответствующие моделям разбора слова.
Так же многие учащиеся впоследствии допускали ошибки, выделяя однокоренные слова, они опирались лишь на внешний признак, то есть слова, у которых зрительно один корень.
2.2 Анализ методических приемов при обучении морфемному анализу слова
При работе с младшими школьниками над морфемным анализом я использовала активные и интерактивные методы обучения. Старалась организовать работу так, чтобы дети работали не только с учителем, но и между собой. Использование пассивных, традиционных методов обучения не дало бы никаких результатов, так как учащиеся сразу потеряли бы интерес к учебному процессу.
Работа над составом слова была разделена на несколько уроков с учетом требований ФГОС НОО и ранее проведенной диагностикой.
Начинали уроки мы с повторения теоретического материала:
-
Понятие «корень», «основа», «приставка», «суффикс».
27

-
Алгоритм морфемного разбора.
-
Что такое родственные (однокоренные слова) и т.д.
Для того чтобы заинтересовать учащегося я старалась использовать комплекс традиционных и нетрадиционных методов обучения.
Приотработки практических навыков, во время выполнения заданий я старалась как можно чаще обращать учащихся к словарям, выясняя лексическое значение не только данных слов (к примеру, во время подбора родственных слов), но и заодно узнавать для себя новые слова, обогащать свой словарный запас.
Работа со словарями в начальной школе имеет огромную роль для младших школьников, особенно когда эта работа проводится систематически с
1-
4 классы. Так, начиная уже с раннего возраста обогащается словарный запас учащихся, более того работая со словарем они узнают не только значение слова, но как правильно оно пишется. Методист М.Р. Львов приводил следующие направления при работе со словарем:
- обогащение словаря
- уточнения словаря
- активизация словаря
- устранение нелитературных произношений
Таким образом, работа со словарем дает огромную возможность при работе над морфемным разбором слова, помогает ребенку произвести анализ над разбором родственных слов, увидеть происхождение слова. Этот исследовательский метод помогает учащимся в решении не только поставленной задачи, но и в дальнейшем развитии личности школьника.
При выполнении различных заданий с более сложными словами было целесообразно использование метод постановки проблемного вопроса, так как часто допускались ошибки, тогда учащийся вспоминал пошагово алгоритм разбора слова по составу и сам находил ту или иную часть слова, в которой допустил ошибку.
28


Таким образом, изучая тему разбора слова по составу (морфемный разбор слова) я использовала на уроках активные и интерактивные методы, при которых учащиеся сами ставили себе проблему и находили в ней пути решения.
Младшие школьники самостоятельно получали информацию, работая со словарями, учебниками, интерактивной доской, учились самостоятельно анализировать и систематизировать знания, что способствовало более успешному усвоению информации, отработки навыков, обогащению речи, умению четко и грамотно выстроить свой ответ.
2.3 Методические рекомендации по работе над морфемным анализом
В начальной школе многое остается на усмотрение учителя. Так самые ранние этапы изучения морфемного анализа слов начинаются еще со второго класса, и разбор проводится лишь частично, и даже тут мнение методистов расходится в том с чего начинать разбор основы – с корня начинать или с корня закончить. Но в одном мнения сходятся точно – прежде чем приступить к разбору слова по составу необходимо выяснить лексическое значение слова.
Это помогает при разборе однокоренных слов.
Вводя поэтапно материал по теме разбора слова по составу, учащиеся лучше его усваивали и даже сами формулировали понятие и их функцию. Так же для лучшего усвоения материала и отработки его на практике мы постепенно усложняли задания, тем самым детям приходилось не просто думать о том, как выполнить задание, но и быть внимательным при их выполнении.
Учась во втором классе, учащиеся изучали понятие «родственные слова», для того чтобы оно сформировалось правильно, здесь учитель показывает своим ученикам, что родственные слова могут быть самыми разнообразными.
Так же работая с детьми, мы ни в коем случае не нужно самим исправлять ученика, не только потому, что этого требует развивающее обучение, но и
29
потому что когда школьник находит и исправляет свою ошибку – он проводит самоанализ, повторяя лишний раз теоретический материал, и в следующий раз он постарается быть более внимательным, будет уже знать свои проблемы при выполнении заданий.
Каждый урок необходимо завершать моделированием разбора слова, здесь существует целый ряд упражнений, которые можно использовать для закрепления материала, все будет зависеть от особенностей класса и педагога.
А вот самым сложным, с чем мы столкнулись при проведении исследования – это выделение орфограмм в морфемах. Неумение соотнести морфемы в проверяемом слове или проверочном – является одной из самых распространенных ошибок. При соотнесении необходимо убедиться, что орфограмма находится в той части слова, в которой находиться и звук в сильной позиции – это одна и та же морфема. Самой частой ошибкой было, когда ученик, проверяя орфограмму, к примеру, в суффиксе выделял сильную позицию в окончании или в других частях слова.
Таким образом, проанализировав методическую литературу М.С.
Соловейчик, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др., опыт педагогов начальных классов можно сделать вывод, что проводя морфемный анализ слов, можно легко допустить ошибки в самых разнообразных аспектах изучения темы
«Разбор слова по составу» (или «Морфемный анализ слова»), начиная от лексического значения слова и заканчивая орфограммами в морфемах.
Для того чтобы этого не случилось можно выделить следующие методические рекомендации:
-
Комплексное использование пассивных, активных и интерактивных методов обучения. Данная методическая рекомендация касается не только работы над морфемным анализом, но и образовательного процесса в целом.
-
Использование словарей, причем самых разнообразных. Это способствует не только работе над морфемным анализом, но и обогащению речи младшего школьника.
30


-
Постоянный самоанализ своей деятельности, учащиеся должны проводить не просто рефлексию, а именно анализировать свои действия, учиться находить ошибки, тогда усвоение материала будет проходить лучше.
-
Использование заданий с упражнением на моделирование, такие упражнения помогает отработки практических навыков, расширению словарного запаса школьника, повышению внимательности в работе.
Словообразовательная работа открывает большие возможности для речевого развития младших школьников. Для полного освещения вопроса о развитии речи на конкретных примерах докажите, что работа над морфемным составом слова способствует: а) развитию речи учащихся; б) обогащению, словаря детей за счет подбора однокоренных слов, наблюдения над образованием слов по моделям, подбора слов, имеющих один и тот же аффикс и т.д.; в) уточнение словаря детей за счет выявления семантики аффиксов и лексического слова; г) активизации словаря за счет включения как можно более широкого круга слов в речь каждого ученика, введения слов в предложения, усвоения детьми сочетаемости слов с другими словами, в частности слов-паронимов, предупреждение речевых ошибок и недочетов и т.д.
При раскрытии условий, обеспечивающих эффективную работу над составом слова особо обратите внимание на:
1) реализацию принципа взаимосвязанного изучения разных сторон языка: словообразовательной, грамматической /морфология и синтаксис/, лексической, орфографической, фонетической;
2) целенаправленную работу по осознания учащимися взаимосвязей между:
— морфемным составом слова и способом его образования;
— морфемным составом слова и его принадлежностью к той или иной части речи;
31

— морфемным составом слова и его лексическим значением;
3) изучение морфемного состава слова на синтаксической основе (в составе словосочетания, предложений и текста);
4) параллельное изучение состава слова и способа его образования, более раннее ознакомление младших школьников с элементами словообразования.
Другие условия следует выделить в процессе изучения основной и дополнительной литературы;
5) проанализируете учебники «Русский язык» для четырехлетней начальной школы по такому плану:
1
. Направленность учебников на осознанное усвоение учащимися сущности и специфики каждой морфемы.
2. Характер и типы словообразовательных упражнений.
3. Содержание корнесловной работы.
4. Объем и характер словообразовательных моделей, включенных в упражнения для разбора слов по составу, наблюдения над образованием слов, подбора слов с определенным составом и т.д.
5. Работа над составом слова в процессе изучения частей речи.
6. Выявить уровень осознанного проведения учащимися Вашего класса морфемного анализа.
В действующих учебниках по русскому языку есть задания, которые, несомненно, способствуют формированию морфемной зоркости. Эти упражнения, при выполнении которых учащиеся должны образовать или выписать из текста слова, соответствующие заданным словообразовательным модулям и схемам; образовать или выписать из текста слова с заданным значением суффиксов, приставок; сравнить лексическое значение однокоренных слов, имеющих разные словообразовательные аффиксы; определить значения словообразующих аффиксов и т. д.
«Вчитываться» в структуру слова, сосредотачивать внимание школьников на значение морфемы заставляет задание «вставить пропущенную морфему»/приставку, суффикс или окончание/. Однако, такие задания
32

встречаются в учебниках редко. Между тем, задание «вставить пропущенную морфему» методически целесообразно при изучении целого ряда грамматических и /что очень важно / орфографических правил, например:
«Буквы з и с на конце приставок», «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных», « Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных» и т. д.
Покажем, как может быть построена работа на основе заданий такого типа. Вот несколько фрагментов разных уроков.
1.Усвоение орфографического правила «Буквы З и С на конце приставок»
Задание. На месте пропусков поставить недостающую приставку. В качестве дидактического материала учащимся предлагаются сначала отдельные слова, а затем текст.
…срочный …сонный …дуть
…земельный …злобный …пугать
…застенчивый …сильный …дать
Вставляя не букву, а морфему, ученик воспринимает её как значимый элемент слова: например, прилагательные с приставкой БЕЗ-(БЕС-) обозначают
«отсутствие или противоположность признака»; глаголы с приставкой РАЗ-
(РАС-) могут иметь значение «направить в разные стороны, разъединить с помощью действия, названного производящим глаголом». Записывая слова в столбик, слово под словом, а значит- и присоединенную приставку под приставкой, учащийся воспринимает и её написание: перед буквой, обозначающей звонкий согласный корня, он пишет –РАЗ-, перед буквой, обозначающей глухой согласный корня, он пишет –РАС-.
Кроме того, восстановив пропущенную приставку, ученик видит, почему в этих словах пишется два С/или два З/; на С/З оканчивается приставка, с этой же буквы начинается корень.
2. Усвоение орфографического правила «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
Задание. Восстановить пропущенную морфему.
1.отрывок из стихотворения Ольги Фокиной помогает проиллюстрировать
33
две части орфографического правила:1)две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ОНН-, - ЕНН-
;2)одна буква Н пишется в суффиксах –АН-/-ЯН-/ прилагательных, образованных от существительных:
Несу по огороду
На утр…ей заре
Серебр…ую воду
В серебр…ом ведре. восстановив пропущенные суффиксы в прилагательных, учащиеся записывают их поморфемно:
УТР-ЕНН-ЕЙ; СЕРЕБР-ЯН-УЮ; СЕРЕБР-ЯН-ОМ.
Затем стихотворные строчки по памяти записываются в тетрадь.
2. Одной из причин неверного написания слов является морфемная слепота- неумение учащегося видеть значимые элементы слова. Если ученик не видит корень, суффикс, приставку, то он не может реализовать информацию о том, что на стыке двух морфем/приставки и корня или корня и суффикса/ пишутся удвоенные согласные.
В приведенном ниже стихотворении много прилагательных, в которых пишется два Н на стыке корня и суффикса. Предлагаем учащимся списать стихотворение, вставляя и графически обозначая пропущенные морфемы:
Ночь выходит из горы,
Ночь обходит все дворы,
Все сады лимон…ые,
Темные,
Сон…ые,
Рощи апельсин…ые,
Сон…ые,
Синие,
Все долины чайные,
Черные,
34