Файл: Методические рекомендации по работе над морфемным анализом Заключение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тайные,
Все заливы пен…ые,
Лун…ые,
Бледные,
Только в утр…юю пору
Ночь опять уходит в гору.
/Э.Мошковская/
3.Усвоение орфографического правила «Согласные буквы в суффиксах –
ЧИК-ЩИК» будет проходить намного эффективнее, если проводить на уроках следующую систему упражнений.
Задание. Восстанови пропущенную морфему, обозначая графически условия выбора написания согласной в ней./очень важна сама запись слов- морфема под морфемой/;
Развед… смаз… разнос… пулемет… перебеж…
Объезд… воз… перепис… газет… передерж…
Проход… рез… подпис… налет… обтяж…
Доклад… груз… донос… ответ…
Бетон…
Камен…
Прицеп…
Обой….
-
Задания подобного типа способствуют формированию морфемной зоркости, а значит, и формированию прочных орфографических навыков по данной теме.
Задание. Произведи морфемный анализ слов, объясни правописание суффиксов/разбор слова по составу в сочетании с орфографическим разбором/.
Алмазчик, барабанщик, бунтовщик, гранильщик, закройщик, учётчик, погрузчик, подрядчик, сборщик, указчик, наладчик, перевозчик, лещик, плащик, лучик, ключик.
ПРИМЕЧАНИЕ. В списке даются слова, насыщенные нужными
35
орфограммами /в данном случае орфограммой «Согласные буквы в суффиксах –
ЧИК, -ЩИК/, но среди слов с суффиксами –ЧИК/ЩИК присутствуют слова, оканчивающиеся на –ЧИК/ЩИК, но с другими суффиксами. Разбор слова по составу как раз и ориентирует учеников на правильное восприятие изучаемых суффиксов.
Задание. Запишите поморфемно слова в столбик, графически выделяя части слов:
Арматурщик-арматур-щик кладовщик – клад-ов-щик
Атомщик атом-щик конторщик - контор-щик
Вкладчик – в-клад-чик переводчик – пере-вод-чик
Газетчик - газет-чик рассказчик - рас-сказ-чик
Докладчик – доклад-чик разносчик – раз-нос-чик
Извозчик – из-воз-чик смазчик –с – маз- чик
Каменщик – камен-щик погонщик – по-гон-щик
Поморфемно произнесите записанные слова, объясняя написание согласных в суффиксах.
Задание. В «Орфографическом словаре» Д.Н.Ушакова и С.Е.Крючкова найти слова, в состав которых входит суффикс –ЧИК/-ЩИК-.
Определите лексическое значение до найденных слов, проведите морфемный анализ слов, объясняя написание суффиксов.
О роли словаря в процессе обучения русскому языку еще в начале XX века писал А.Д.Алферов: «Полезная сторона применения таких словарей заключается в следующем. Обычный источник орфографической слабости учащихся – недостаточно воспитанная зоркость /в редких случаях органическая неспособность/ к форме слова. Когда ученик, ища слово, правописание которого ему нужно, пробегает глазами столбцы орфографического словаря, он невольно обращает внимание только на формы слов, сравнивая их друг с другом; чем чаще пользуется он таким пособием, тем более приобретает навыка быстро замечать форму слова и таким образом развивает в себе орфографическую наблюдательность. Независимо от этого, вследствие
36

постоянного внимания к формам слов, он невольно их запоминает; некоторые столбцы словаря становятся ему совершенно знакомы, и он невольно начинает писать их правильнее»[2:13].
Задание. Напишите сочинение-миниатюру, используя в нем слова с суффиксами –ЧИК/ЩИК, на одну из следующих тем: «Случай, рассказанный ветераном », «Все профессии хороши, все профессии нужны», «Хорошо быть…», «Плохо быть…».
Итак, задания типа «вставить пропущенную морфему» удачно могут совмещаться с упражнениями в школьных учебниках, но позволяют лучше усваивать словообразовательное значение морфемы, её написание. Также помогают учащимся включать слова, в состав которых входит изучаемая морфема, в самостоятельно созданный текст, что важно при изучении родного языка.
Можно, также предложить учащимся в качестве обобщающего орфографического материала тесты. Обучающий характер тестов заложен, во- первых, в принципе их составления: учащимся необходимо выбрать только один из 3-х вариантов ответа. Во-вторых, задания подбираются и составляются так, что в процессе их выполнения отрабатываются приемы применения правила, совершенствуются навыки анализа, языковой ситуации.
Применение почти всех изучаемых в школе орфографических правил предполагает знание состава слова. Способность безошибочно определять морфемное строении слова помогает правильно установить грамматические свойства слова, точнее осознать его лексическое значение, орфографические признаки, например, определяя морфемную структуру слова смазчик, в ходе анализа, используя семантическое значение морфемы, выделяем интересующий нас суффикс –ЧИК-. Только после определения суффикса, мы подбираем нужное орфографическое правило с целью – установить правописание согласной в суффиксе, затем, применив алгоритм решения данной орфографической задачи, находим верный вариант написания.
1   2   3

Всем этим определяется важность изучения в школьном курсе русского
37
языка раздела «Морфемика» и формирование морфемной зоркости – умения быстро и безошибочно ориентироваться в морфемном составе слова.
Действующие программы и учебники по русскому языку способствуют выработке определенных орфографических навыков через совмещенную работу по организации морфемного и орфографического анализов. Но не всегда данного в учебниках теоретического и практического материала оказывается в достаточном количестве. Поэтому, каждый учитель-словесник всегда должен уметь заранее прогнозировать сложившуюся ситуацию, четко и грамотно, с помощью дополнительных заданий, восполнять образовавшиеся пробелы.
Таким образом, при проведение диагностики мы смогли обозначить основные методические рекомендации необходимые при работе с морфемным анализом в начальной школе.
38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В выпускной квалификационной работе нами были рассмотрены методы работы над морфемным анализом слова в начальных классах.
Проанализировав методические разработки М.С. Соловейчик, Т.Г.
Рамзаевой, М.Р. Львова мы пришли к выводу, что морфемика и морфемный разбор слова – одна из важных составляющих в программе обучения младших школьников и тесно сочетается со словообразовательным анализом, орфографией, лингвистикой. Что таким образом отражает не только значимость в грамматике, но и в речи самих учащихся. Разные понятия «морфема», мы пришли к выводу, что наиболее подходящим является определение, данное М.С.
Соловейчик, оно наиболее точно отражает сущность понятия, функции.
Таким образом, проанализировав понятия предложенные методистами и учитывая, что морфемика является одним из самых молодых разделов лингвистики, она была выделена в самостоятельный раздел 40 лет назад, это и объясняет разрозненность в терминах ученых.
Проанализировав методы обучения в начальной школе, проведя исследование в рамках производственной практики на базе МБОУ СОШ №2 мы выявили, что самые целесообразные методы при обучении морфемного анализу слова являются – это сочетание всех методов – как традиционных, так и нетрадиционных. Лишь используя эти методы в комплексе, можно достичь более высоких результатов в интеллектуальном, личностном развитии младшего школьника.
Исходя из результатов исследования, мы можем выделить некоторые методические рекомендации, которые можно учитывать для более успешного усвоения темы при изучении темы морфемного анализа слова. Слова по своему морфемного составу бывают разной степени сложности и при изучении темы учащиеся начальной школы не сразу знакомятся со всеми частями речи, а лишь постепенно вводятся с принципом постепенного усложнения структуры слова.
39


Только лишь в конце начальной школы учащиеся углубляются в тематике морфемного состава, когда учащиеся знакомятся со словообразованием имен существительных, имен прилагательных, глаголов.
К сожалению, современные образовательные стандарты не дают четко сформулированных знаний, умений и навыков при изучении какой-либо темы, но определяет уровень владения языком, который в свою очередь определяется не только какими – то теоретическими знаниями о родном языке, но коммуникативными, практическими навыками.
Начальная школа – это основа дальнейшего обучения ребенка, и именно формирование грамотной речи, которая отображается не только на письме является одной из задач методики русского языка и в том числе морфемного анализа слова.
40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Александровская,
Э.М.,
Кокуркина,
Н.И.,
Куренкова,
Н.В.
Психологическое сопровождение школьников. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012.
2.
Абрамова, Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург : «Деловая книга», 2012. - 368 с.
3.
Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - Москва :
Вербум, 2014.
4.
Атощенкова, Т.А. Использование субъектного опыта ученика при работе над словом на уроках русского языка. – Москва : Начальная школа, 2014. -
№12. - С. 35-39.
5.
Аниденкова, М.М. Особенности адаптации детей к условиям школьной среды. – Москва : Гуманитарные научные исследования, 2013, № 7. -
С.25-34.
6.
Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А., Карабанова, О.А.,
Салмина, Н.Г., Молчанов, С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – Москва :
Просвещение, 2013. - 151 с.
7.
Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. – Москва:
Совершенство, 2013. - 352 с.
8.
Вороничев, О.Е. Как связано значение со словорассечением. Москва,
2014. – 41-
50 с.
9.
Вороничев, О.Е. О логическом соотношении понятия «корень» -
«непроизводная основа» и «членимость» - «производность» -
«мотивированность». - Москва, 2015. - №8. – 37-40 с.
10.
Дунаева, В. П. Элементы этимологического анализа на уроках русского языка. - Москва : Начальная школа, 2011. – № 7. – С. 28.
41

11.
Козлова, М.М. Элементарный словообразовательный анализ на уроках русского языка как основа обучения морфемике учащихся начальной и средней школы. – Москва : Инновации в науке. – 2014. - №14-2. – 17-19 с.
12.
Лемов А.В. Школьный словарь лингвистических терминов / А.В.Лемов. –
Москва: Русский язык, 2015. –255 с.
13.
Литневская, Е.И. Изучение морфемного состава слова в углубленном курсе русского языка. – Москва : Русская словесность. – 2011– №1. –
С.68–74.
14.
Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р.
Львов, В.А. Горецкий. - Москва : Просвещение, 2013. – 514 с.
15.
Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. /
Рамзаева Т.Г., СветловскаяН.Н. - Москва : Просвещение, 2014. – 239 с.
16.
Львов, М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - Москва, 2013.
17.
Методика преподавания русского / Под ред. Баранова. – Москва, 2012.
18.
Милютина, М.А. Связная речь / М.А. Милютина // Начальная школа. –
2013. –
№11. – С. 34-39.
19.
Мухина, В.С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. – 4-е изд., стереотип.

Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 456 с.
20.
21.
Николина, Н. А. Словообразование современного русского языка : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Николина, Е. А.
Фролова, М. М. Литвинова. – М. : 2005. – С. 56–62.
22.
Нечаева, Н. Органазация и содержание периода адаптации к школе первоклассников / Н. Нечаева // Начальная школа. – 2013. – №33. – С. 13-
14.
23.
Организация работы по развитию речи. [Электронный ресурс] :
Социальная сеть взаимопомощи учителей. – Режим доступа: https://infourok.ru/organizaciya-raboti-po-razvitiyu-rechi-423046.html
42


24.
Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста в школе / Под ред.
И.Д. Зверева, А.М. Пышкало – М.: Педагогика, 2012. – 216 с.
25.
Практическая психология образования / Под редакцией И.В. Дубровиной.

СПб.: Питер, 2014. – 592 с.
26.
Полякова, А. В. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач. шк. / А.В. Полякова. –
3- е изд. – Москва : Просвещение, 2003. – 222 с.
27.
Соколов, А.Н. Внутренняя речь и мышление / А.Н. Соколов. – Москва :
Просвещение. – 2011. – 248 с.
28.
Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – Москва: Просвещение, 2013. – 170 с.
29.
Рамзаева, Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней общеобразовательной школы в 2 ч. 4.1.– Москва : Дрофа. - 2012. – 158 с.
30.
Рахимова, М. А. Изучение морфемного состава слова в начальных классах // Молодой ученый// – 2014. – №20. – 736-738 с.
31.
Реформатский, А.А.. О членимости слова. - Москва: Развитие современного русского словообразования, 2012.
32.
Тумина, Л.Е. Монолог / Л.Е. Тумилина// Педагогическое речеведение.
Словарь справочник. Москва, 2011.
33.
Тумина, Л.Е. Полилог / Л.Е. Тумилина // Педагогическое речеведение.
Словарь справочник. Москва, 2012.
34.
ФГОС НОО Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Общие положения. – Москва : в ред. Приказов Минобрнауки России, 2014. – 28 с.
35.
Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителей / С.Н. Цейтлин. - Москва : Просвещение. - 2012. - 143 с.
43

36.
Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.
Психологические игры, упражнения, сказки / О. В. Хухлаева. – Москва :
2013. –
214 с.
37.
Чудаева, Н.Л. Формирование языковой и речевой компетенции студентов педагогического колледжа при изучении морфемике (из опыта работы)
[Электронный ресурс].
-
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-yazykovoy-i-rechevoy- kompetentsiy-studentov-pedagogicheskogo-kolledzha-pri-izuchenii- morfemiki-iz-opyta-raboty
38.
Ширяев, Е.Н. Культура русской речи: Энциклопедический словарь – справочник. Москва, 2013. – 484с.
39.
Шумарин, С. И. Трудности морфемного анализа / С. И. Шумарин //
Актуальные вопросы русского языка и методики его преподавания : сб. науч.-метод. ст. – Балашов : 2011. – 90–95 с.
40.
Ямбург, Е. А. Школа для всех: адаптивная модель
(теоретические основы и практическая реализация) / Е. А. Ямбург. – Москва : Новая школа, 2014.

352 с.
44