Файл: 1. Понятие и сущность коррупции Цель рассмотреть основные концептуальные подходы к сущности коррупции, определить основания типологии коррупционных отношений и последствия коррупционных трансакций.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
косвенные потери оценить гораздо сложнее, соответственно и подбор необходимых для их предотвращения правовых и политических средств будет трудным и затяжным;
б) по сравнению с западными странами, в России чрезвычайно распространена «низовая коррупция», или «бытовая коррупция», когда граждане сталкиваются с теми или иными видами коррупции при решении обычных проблем (общение с полицией, ДПС, поступление в некоторые вузы, призыв в армию);
в) для России типичен не «захват государственной власти» со стороны представителей крупного бизнеса (что можно наблюдать в странах Запада), а совершенно обратное – чиновники разных уровней стремятся установить коррупционный контроль над бизнесом, что во многом связано с недостаточным уровнем правовой защищенности института частной собственности.
Цель антикоррупционной политики заключается в активном и постоянном противодействии коррупции, в повышение уровня правовой и гражданской культуры, в утверждении режима законности и правопорядка в государстве. Антикоррупционная политика должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны, а при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества. Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения [1].
Противодействие коррупции не может рассматриваться как самоцель, упрощенное представление может привести к диаметрально противоположному результату. Коррупцию не возможно полностью искоренить, но ее можно минимизировать. Прямолинейный подход к искоренению коррупции может также отрицательно сказаться на принципах свободы личности и основных правах человека. Поэтому цель противодействия коррупции заключается скорее, в значительном повышении эффективности и действенности системы управления в государственном и негосударственном секторах.
В. Римский отмечает, что коррупционные проявления полностью невозможно исключить никогда, но это не может быть оправданием неэффективности противодействия ей. Ситуация может быть описана как во многом аналогичная борьбе с преступностью: полностью её изжить невозможно, но есть общества, где её уровень настолько низок, что преступность не воспринимается как проблема, не создаёт существенных препятствий для развития общества, экономики, государства.
Реальной целью противодействия коррупции может стать снижение её уровня до такого, который не будет препятствием для развития страны, нашего общества, экономики, политики, государственного управления.
В самом общем виде можно утверждать, что уровень коррупций прямо пропорционален степени закрытости общества. Чем более общество интегрировано в международные процессы и мирохозяйственные связи, тем слабее почва для коррупции. Наоборот, любые виды протекционизма и патернализма повышают вероятность коррупционных действий [2]. Следует признать, что коррупция, распространяясь в обществе, затрагивает множество различных сторон его жизнеорганизации и, поэтому, имеет множество социальных последствий. В этой связи важным представляется осознание коррупции, ее социальных детерминант, определение видов и форм, выделение наиболее потенциально коррупциогенных зон. Прежде всего, необходимо выяснить, как общество воспринимает и оценивает степень коррупционной пораженности и сами коррупционные проявления, а также определить основные источники ее возникновения. Осознание коррупции позволяет формировать адекватные антикоррупционные меры.
Создание самостоятельной системы мониторинга коррупции необходимо в силу масштабности задачи по противодействию коррупции. Мониторинг коррупции позволит определять приоритетные направления антикоррупционных мероприятий, оценивать их эффективность и своевременно корректировать антикоррупционные программы. Задача мониторинга коррупции включает в себя:
исследование общепринятых коррупционных практик;
отслеживание механизмов коррупционных сделок;
измерение уровня коррупции;
измерение структуры коррупции (по уровням и институтам государственной власти, отраслям экономики и т.п., поиск «слабых мест»);
анализ факторов, способствующих коррупции;
мониторинг (в том числе негосударственный) эффективности антикоррупционных мероприятий.
Многочисленные эксперты и различные международные организации определяют пять основных сфер, реформы в которых способствуют воплощению в жизнь всеобъемлющей антикоррупционной стратегии:
Социальные программы;
Система управления общими органами государственной (муниципальной) власти, в том числе:
Подсистема управления правоохранительными органами;
Общественное мнение;
Социальные институты по предупреждению коррупции.
Реализация антикоррупционной политики требует согласованных, системных усилий по противодействию коррупции, которые в самом общем виде укладываются в рамки 3-х основных направлений: осознания, предупреждения, пресечения. Перечисленные направления отличаются методами и инструментами противодействия, объемом необходимых общественных ресурсов, скоростью внедрения и длительностью воздействия.
Антикоррупционная политика меняется в зависимости от характера и уровня коррупции, но, как минимум, должна:
опираться на политическую волю и местные инициативы
носить комплексный и сбалансированный характер
ориентироваться на существующие потребности, быть адресной и последовательной
опираться на имеющиеся ресурсы и потенциал
поддаваться измерению
быть прозрачной, нетенденциозной и учитывать все возможные конфликты интересов
Стратегической целью антикоррупционной политики является не искоренение коррупции (что невозможно), а достижение ситуации, когда коррупционная практика станет не просто рискованным и малоприбыльным делом, а социально неприемлемым.
Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать. Таким образом, актуализируется потребность разработки механизмов, как позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном плане, так и о выработке и проведении антикоррупционной политики как постоянно действующей органичной функции. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества. Для успешной реализации антикоррупционной политики важно осмысление социальной сущности коррупции, состоящей в том, что оно является одновременно и следствием и причиной утраты обществом каких-то базовых факторов продуктивной социальной самоорганизации и заполнения образовавшегося вакуума суррогатными регуляторами. Поиск таких факторов необходимо начать с исследования нравственности как высшего регулятора в системе социального развития общества. Для этого нужны последовательная политика и объединенные усилия не только всех органов власти, но и самого общества.
Особое место в контексте реализации антикоррупционной политики заключается в создании антикоррупционных механизмов в сферах деятельности с повышенным риском коррупции. К сферам повышенном коррупциогенности в международной практике как правило относят налоговые и таможенные органы, управление государственным имуществом, государственные закупки, правоохранительную деятельность. В международной практике используются различные наборы антикоррупционных инструментов. Один из таких наборов инструментов – инструментарий ООН – представлен в хрестоматии.
Международный опыт свидетельствует о целесообразности применения в сферах с повышенным риском коррупции дополнительных механизмов, ограничивающих возможности коррупции, таких как максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, например через механизмы «одного окна» и через системы электронного обмена информацией; детальная регламентация процедур взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями государственных и муниципальных услуг), в том числе в необходимых случаях ограничения на любые контакты должностного лица с указанными категориями лиц за пределами специально отведенных служебных помещений, а также установление систем видеонаблюдения и прослушивания разговоров в местах, специально отведенных для контактов должностных лиц и граждан; разбиение административных процедур на дополнительные стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля; выведение подразделений внутренней безопасности соответствующих органов из подчинения руководству органа; применения регулярной ротации должностных лиц.
Еще одна составляющая стратегии противодействия коррупции – активное участие в их реализации заинтересованных представителей гражданского общества, которые по совместительству являются клиентами государственных органов. Их заинтересованность не гарантирована. Ее нужно пробудить, продемонстрировав на конкретных значимых ситуациях полезность административной реформы для граждан и организаций, налогоплательщиков, клиентов государства, для людей. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность властных отношений и решений. Максимальная объективная информированность граждан о происходящем и максимальная информационная открытость властных структур – это, как известно, наименее коррумпированная среда и тот рубеж, к которому нужно стремиться. Среди важнейших элементов антикоррупционного механизма выделяют:
- разработку и реализацию государственной стратегии борьбы с коррупцией, включающую вопросы взаимодействия государственных органов и неправительственных организаций;
- создание общественных антикоррупционных институтов (коалиций, ассоциаций и рабочих групп);
- формирование антикоррупционного сознания (неприятия коррупции).
Противодействовать развитию коррупционных отношений – это значит утверждать новое качество жизни, порядок и социальную справедливость, формировать зрелое гражданское общество.
Уровень коррупции – это, прежде всего, показатель доверия к государству в существующем его виде и государственным органам власти. Несмотря на то, что коррупция является непременным атрибутом любого государства и общества, ее масштабы и угрозы интересам национальной безопасности существенно отличаются в различных странах, что свидетельствует о существовании различных социальных практик и, следовательно, многообразие трендов разных стран в пространстве коррупционных координат.
Рижская декларация «Прозрачность в органах местного самоуправления стран Восточной Европы», принятая в ноябре 1999 года, перечисляет восемь предлагаемых компонентов борьбы с коррупцией:
наличие политической воли;
участие гражданского общества;
активная деятельность деловых ассоциаций;
активность средств массовой информации;
реформирование государственной службы;
существование эффективной правоохранительной системы;
прозрачность финансовых операций;
законодательное обеспечение антикоррупционной деятельности.
Серьезные и согласованные реформы, связанные с реализацией антикоррупционной политики, должны включать в себя следующие моменты: политическая воля в противодействии коррупции, четкое определение стратегии и системы мер; акцент на предотвращение, профилактику коррупции и стремление изменить саму систему; установление наиболее сбалансированных и взаиморегулируемых отношений между государством, местным самоуправлением, общественными организациями, частным сектором, отдельными гражданами.
б) по сравнению с западными странами, в России чрезвычайно распространена «низовая коррупция», или «бытовая коррупция», когда граждане сталкиваются с теми или иными видами коррупции при решении обычных проблем (общение с полицией, ДПС, поступление в некоторые вузы, призыв в армию);
в) для России типичен не «захват государственной власти» со стороны представителей крупного бизнеса (что можно наблюдать в странах Запада), а совершенно обратное – чиновники разных уровней стремятся установить коррупционный контроль над бизнесом, что во многом связано с недостаточным уровнем правовой защищенности института частной собственности.
Цель антикоррупционной политики заключается в активном и постоянном противодействии коррупции, в повышение уровня правовой и гражданской культуры, в утверждении режима законности и правопорядка в государстве. Антикоррупционная политика должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны, а при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества. Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения [1].
Противодействие коррупции не может рассматриваться как самоцель, упрощенное представление может привести к диаметрально противоположному результату. Коррупцию не возможно полностью искоренить, но ее можно минимизировать. Прямолинейный подход к искоренению коррупции может также отрицательно сказаться на принципах свободы личности и основных правах человека. Поэтому цель противодействия коррупции заключается скорее, в значительном повышении эффективности и действенности системы управления в государственном и негосударственном секторах.
В. Римский отмечает, что коррупционные проявления полностью невозможно исключить никогда, но это не может быть оправданием неэффективности противодействия ей. Ситуация может быть описана как во многом аналогичная борьбе с преступностью: полностью её изжить невозможно, но есть общества, где её уровень настолько низок, что преступность не воспринимается как проблема, не создаёт существенных препятствий для развития общества, экономики, государства.
Реальной целью противодействия коррупции может стать снижение её уровня до такого, который не будет препятствием для развития страны, нашего общества, экономики, политики, государственного управления.
В самом общем виде можно утверждать, что уровень коррупций прямо пропорционален степени закрытости общества. Чем более общество интегрировано в международные процессы и мирохозяйственные связи, тем слабее почва для коррупции. Наоборот, любые виды протекционизма и патернализма повышают вероятность коррупционных действий [2]. Следует признать, что коррупция, распространяясь в обществе, затрагивает множество различных сторон его жизнеорганизации и, поэтому, имеет множество социальных последствий. В этой связи важным представляется осознание коррупции, ее социальных детерминант, определение видов и форм, выделение наиболее потенциально коррупциогенных зон. Прежде всего, необходимо выяснить, как общество воспринимает и оценивает степень коррупционной пораженности и сами коррупционные проявления, а также определить основные источники ее возникновения. Осознание коррупции позволяет формировать адекватные антикоррупционные меры.
Создание самостоятельной системы мониторинга коррупции необходимо в силу масштабности задачи по противодействию коррупции. Мониторинг коррупции позволит определять приоритетные направления антикоррупционных мероприятий, оценивать их эффективность и своевременно корректировать антикоррупционные программы. Задача мониторинга коррупции включает в себя:
исследование общепринятых коррупционных практик;
отслеживание механизмов коррупционных сделок;
измерение уровня коррупции;
измерение структуры коррупции (по уровням и институтам государственной власти, отраслям экономики и т.п., поиск «слабых мест»);
анализ факторов, способствующих коррупции;
мониторинг (в том числе негосударственный) эффективности антикоррупционных мероприятий.
Многочисленные эксперты и различные международные организации определяют пять основных сфер, реформы в которых способствуют воплощению в жизнь всеобъемлющей антикоррупционной стратегии:
Социальные программы;
Система управления общими органами государственной (муниципальной) власти, в том числе:
Подсистема управления правоохранительными органами;
Общественное мнение;
Социальные институты по предупреждению коррупции.
Реализация антикоррупционной политики требует согласованных, системных усилий по противодействию коррупции, которые в самом общем виде укладываются в рамки 3-х основных направлений: осознания, предупреждения, пресечения. Перечисленные направления отличаются методами и инструментами противодействия, объемом необходимых общественных ресурсов, скоростью внедрения и длительностью воздействия.
Антикоррупционная политика меняется в зависимости от характера и уровня коррупции, но, как минимум, должна:
опираться на политическую волю и местные инициативы
носить комплексный и сбалансированный характер
ориентироваться на существующие потребности, быть адресной и последовательной
опираться на имеющиеся ресурсы и потенциал
поддаваться измерению
быть прозрачной, нетенденциозной и учитывать все возможные конфликты интересов
Стратегической целью антикоррупционной политики является не искоренение коррупции (что невозможно), а достижение ситуации, когда коррупционная практика станет не просто рискованным и малоприбыльным делом, а социально неприемлемым.
Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать. Таким образом, актуализируется потребность разработки механизмов, как позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном плане, так и о выработке и проведении антикоррупционной политики как постоянно действующей органичной функции. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества. Для успешной реализации антикоррупционной политики важно осмысление социальной сущности коррупции, состоящей в том, что оно является одновременно и следствием и причиной утраты обществом каких-то базовых факторов продуктивной социальной самоорганизации и заполнения образовавшегося вакуума суррогатными регуляторами. Поиск таких факторов необходимо начать с исследования нравственности как высшего регулятора в системе социального развития общества. Для этого нужны последовательная политика и объединенные усилия не только всех органов власти, но и самого общества.
Особое место в контексте реализации антикоррупционной политики заключается в создании антикоррупционных механизмов в сферах деятельности с повышенным риском коррупции. К сферам повышенном коррупциогенности в международной практике как правило относят налоговые и таможенные органы, управление государственным имуществом, государственные закупки, правоохранительную деятельность. В международной практике используются различные наборы антикоррупционных инструментов. Один из таких наборов инструментов – инструментарий ООН – представлен в хрестоматии.
Международный опыт свидетельствует о целесообразности применения в сферах с повышенным риском коррупции дополнительных механизмов, ограничивающих возможности коррупции, таких как максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, например через механизмы «одного окна» и через системы электронного обмена информацией; детальная регламентация процедур взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями государственных и муниципальных услуг), в том числе в необходимых случаях ограничения на любые контакты должностного лица с указанными категориями лиц за пределами специально отведенных служебных помещений, а также установление систем видеонаблюдения и прослушивания разговоров в местах, специально отведенных для контактов должностных лиц и граждан; разбиение административных процедур на дополнительные стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля; выведение подразделений внутренней безопасности соответствующих органов из подчинения руководству органа; применения регулярной ротации должностных лиц.
Еще одна составляющая стратегии противодействия коррупции – активное участие в их реализации заинтересованных представителей гражданского общества, которые по совместительству являются клиентами государственных органов. Их заинтересованность не гарантирована. Ее нужно пробудить, продемонстрировав на конкретных значимых ситуациях полезность административной реформы для граждан и организаций, налогоплательщиков, клиентов государства, для людей. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность властных отношений и решений. Максимальная объективная информированность граждан о происходящем и максимальная информационная открытость властных структур – это, как известно, наименее коррумпированная среда и тот рубеж, к которому нужно стремиться. Среди важнейших элементов антикоррупционного механизма выделяют:
- разработку и реализацию государственной стратегии борьбы с коррупцией, включающую вопросы взаимодействия государственных органов и неправительственных организаций;
- создание общественных антикоррупционных институтов (коалиций, ассоциаций и рабочих групп);
- формирование антикоррупционного сознания (неприятия коррупции).
Противодействовать развитию коррупционных отношений – это значит утверждать новое качество жизни, порядок и социальную справедливость, формировать зрелое гражданское общество.
Уровень коррупции – это, прежде всего, показатель доверия к государству в существующем его виде и государственным органам власти. Несмотря на то, что коррупция является непременным атрибутом любого государства и общества, ее масштабы и угрозы интересам национальной безопасности существенно отличаются в различных странах, что свидетельствует о существовании различных социальных практик и, следовательно, многообразие трендов разных стран в пространстве коррупционных координат.
Рижская декларация «Прозрачность в органах местного самоуправления стран Восточной Европы», принятая в ноябре 1999 года, перечисляет восемь предлагаемых компонентов борьбы с коррупцией:
наличие политической воли;
участие гражданского общества;
активная деятельность деловых ассоциаций;
активность средств массовой информации;
реформирование государственной службы;
существование эффективной правоохранительной системы;
прозрачность финансовых операций;
законодательное обеспечение антикоррупционной деятельности.
Серьезные и согласованные реформы, связанные с реализацией антикоррупционной политики, должны включать в себя следующие моменты: политическая воля в противодействии коррупции, четкое определение стратегии и системы мер; акцент на предотвращение, профилактику коррупции и стремление изменить саму систему; установление наиболее сбалансированных и взаиморегулируемых отношений между государством, местным самоуправлением, общественными организациями, частным сектором, отдельными гражданами.