Файл: Вопросы организации психиатрической помощи, проведение экспертиз Организация психиатрической помощи детям и подросткам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14. Лечение наркомании и токсикомании.
Лечение наркомании включает в себя несколько этапов: купирование абстинентного синдрома, преодоление синдрома зависимости, формирование психологической устойчивости и, наконец, поддерживающую терапию. При первичном обращении за помощью лечение обязательно должно проводиться в условиях стационара и быть достаточно продолжительным (1,5-2 мес). При повторном обращении и удовлетворительном состоянии лечение может проводиться амбулаторно. По возможности следует избегать помещения в одном отделении нескольких больных наркоманией. Лечение начинается с одномоментного прекращения приема наркотических средств. Применяются успокаивающие средства и адреноблокаторы: клофелин (в достаточно больших дозах), пирроксан, нейролептики (тиапри-дал, неулептил, сонапакс, этаперазин, тизерцин), транквилизаторы (элениум, диазепам, феназепам), тимостабилизато-ры (карбамазепин). Могут быть назначены различные снотворные средства (радедорм, имован, фенобарбитал). Положительный эффект отмечается при применении акупунктуры. Можно использовать и пиротерапию
(пирогенал). При неприятных болезненных ощущениях со стороны внутренних органов применяют анальгетики (анальгин, амидопирин, трамал), антигистамин-ные средства
(димедрол). Общеукрепляющая терапия - витамины, глюкоза, ноотропы, инсулин, эссенциале, нормализация питания, физиолечение. Могут быть назначены безопасные антидепрессанты (гептрал, миансерин, коаксил, пиразидол, пароксетин и флувоксамин), для снятия тревоги и нормализации сна — транквилизаторы и карбамазепин. Второй этап лечения состоит в преодолении психической зависимости.
Главным методом на этом этапе является психотерапия в различных ее видах:

77 индивидуальная (гипноз с внушением отвращения и выработкой отрицательной реакции на наркотическое вещество, формирование установок на активное выздоровление в процессе рациональной психотерапии, аутогенная тренировка) и групповая. В этом периоде назначают - антидепрессанты (коаксил, пароксетин, анафранил, пиразидол, миансерин и пр.), нейролептики (неулептил, сонапакс), ноотропы (пирацетам) и транквилизаторы, физио- и витаминотерапию. Третий этап лечения наркомании - поддерживающая терапия. Она осуществляется в течение продолжительного периода времени в условиях динамического наблюдения нарколога. Проводят повторные сеансы психотерапии, курсы условно-рефлекторной и общеукрепляющей терапии.
При приступах депрессии и раздражительности назначают антидепрессанты и карбамазепин. Основные принципы терапии при токсикоманиях сходны с таковыми при наркоманиях. Лечение токсикомании осуществляется в несколько этапов в стационарных условиях: снятие явлений интоксикации и купирование абстинентных проявлений; восстановление нарушенных соматических функций, нормализация психического состояния, активная целенаправленная терапия с целью подавления симптомов психической зависимости, поддерживающая терапия и реабилитационные мероприятия. Для лечения больных используют различные методы
— медикаментозные, психотерапевтические (групповая и индивидуальная психотерапия, семейная, поведенческая терапия и др.).
15.Фитотерапия седативного и стимулирующего действия.
Эллеотеракок, аралия, жень-шень, лимонник, заманиха – психостимуляторы.
Пустырник, валериана, перечная мята, душица, экстракт плодов боярышника, пион – седативное действие.
16. Психотерапевтические методы лечения, показания.
Все методы психотерапии принято разделять на следующие основные группы: суггестивные, «поведенческие», рациональные (когнитивные) и психоаналитические.
1) Суггестивные методы
в различных видах используют внушение. Наиболее известно внушение в состоянии гипнотического сна. 2) Внушение в состоянии
бодрствования
достигается путем властного, авторитетного, уверенного заявления психотерапевта. 3) Аутогенная тренировка (аутотренинг)
является суггестивным методом, но использует самовнушение, которое достигается путем специально разработанных упражнений. 4) Плацеботерапия
состоит в использовании плацебо- препаратов, которые по виду, запаху, вкусу не отличаются от определенного лекарства
(транквилизатора, снотворного и т.д.), но на самом деле являются совершенно индифферентными веществами.
5)
«Поведенческие»,
бихевиоральные,
условнорефлекторные методы
основываются на выработке условных рефлексов.
Например, вырабатывается условный рвотный рефлекс на вид, запах, вкус алкоголя путем сочетания небольшой дозы спиртного напитка и рвотных средств.
Практикуются также другие приемы
«научения».
6)
Рациональные
(когнитивные) методы адресуются к сознанию больного, его рассудку, основываются на логическом переубеждении пациента, разъяснении ему природы расстройств и путей их устранения. Авторитет, престиж и знания психотерапевта важны для директивного подхода (активного убеждения пациента). Для недирективных подходов, когда психотерапевт и пациент выступают как партнеры, совместно оценивая причины расстройств и возможности их преодоления, не менее важной становится способность врача к эмпатии — умению вчувствоваться в переживания пациента, проникнуться его заботами и тревогами.
7)
Патогенетическая
личностно-ориентированная
(реконструктивная)
психотерапия по Мясищеву-Карвасарскому
направлена на то, чтобы на основе изучения личности больного, особенностей его системы отношений выявить


78 психогенные механизмы психических (в основном невротических) расстройств, добиться осознания больным причинно-следственных связей между особенностями его личностных отношений и возникших нарушений. 8) Групповая психотерапия
подразумевает психотерапевтические сеансы одновременно с несколькими или даже множеством пациентов (групповой гипноз, аутотренинг), а также сеансы, на которых происходит активное взаимодействие членов группы. 9) Семейная психотерапия
по сути дела является разновидностью групповой, но группу составляет семья. 10)
Психоаналитические методы
основываются на учении известного австрийского психиатра, психолога и невролога Зигмунда Фрейда. Суть психоанализа состоит в том, чтобы извлечь из сферы подсознательного вытесненные из сознания, подавленные внутренние конфликты и психические травмы. Еще Фрейдом для этого был предложен анализ сновидений и метод свободных ассоциаций.
11)
Другие
психотерапевтические и социотерапевттеские методы
включают музыкотерапию
(путем прослушивания специально подобранной музыки, хорового пения добиваются определенного эмоционального состояния), библиотерапию (чтение специально подобранной художественной литературы с целью изменить настроение или путем сходства описываемых ситуаций и событий в жизни пациента помочь ему найти выход из трудного положения, скорригировать планы и т.д.), игровую терапию у детей, арттерапию (художественное творчество, в процессе которого пациент имеет возможность «отреагировать» свои подавляемые переживания) и др. Трудовая терапия
— система трудовых процессов — от самых несложных, отвлекающих от болезненных переживаний, позволяющих занять время (терапия занятостью), до обучения новым профессиям, если этого требует заболевание. Трудовая терапия является наиболее важным методом социотерапии.
17. Гипнотерапия и показания к ней.
Внушение в состоянии гипнотического сна. Техника гипнотического внушения излагается в специальных руководствах. Пользоваться этим методом может только врач, получивший специальную подготовку по психотерапии.
Слово гипнотизирующего оказывает более сильное действие, так как во время гипноза оно поступает по единственному не погруженному в сон каналу информации извне. Но поддаются гипнозу далеко не все пациенты. Он лучше действует на страдающих истерическим неврозом и алкоголизмом. Загипнотизировать пациента без его согласия и желания невозможно, как и заставить его в состоянии гипноза совершать поступки, в корне противоречащие его личности.
18. Расстройства сна и их лечение.
Расстройства сна являются одной из самых частых жалоб как у душевнобольных, так и в общесоматической практике. Причины и механизмы формирования бессонницы удивительно разнообразны. При назначении лекарства врач учитывает характер основного заболевания, конкретные особенности нарушения сна и фармакологические особенности препарата. Наиболее частыми средствами лечения бессонницы являются транквилизаторы. Они безопасны, мало влияют на структуру ночного сна, обладают быстрым и надежным эффектом. У больных с неврозом причиной бессонницы часто является беспокойство, накопившееся в течение всего дня, причем отмечают, что наибольшую тревогу больные испытывают нередко в утренние часы => рекомендуется прием снотворных средств на ночь сочетать с употреблением активирующих дневных транквилизаторов в первой половине дня. Когда бессонница возникает на фоне депрес- сии, очень важно своевременно назначить один из седативных антидепрессантов
(амитриптилин, миансерин, тразодон, флювоксамин, коаксил). Бессонница у больных с начинающимся острым психозом. Средствами выбора являются мощные седативные нейролептики (аминазин, тизерцин, лепонекс, хпорпротиксен), однако нейролептики


79 могут быть использованы в комплексном лечении бессонницы и у больных с мягкими невротическими расстройствами. Так, мягкие нейролептики (сонапакс, пипольфен, терален, хлорпротиксен, неулелтил, этаперазин) потенцируют действие транквилизаторов, помогают избавиться от навязчивых мыслей, препятствующих засыпанию. Мягкие нейролептики следует предпочесть также в том случае, когда врач опасается возникновения пристрастия к снотворным средствам. Некоторые из ноотропных препаратов (фенибут, оксибутират натрия) могут быть использованы в качестве снотворных при состояниях утомления, истощения, интоксикации. В соматической практике в лечении легкой бессонницы иногда можно ограничиться природными седативными средствами, полученными из растений: валерьяны, пустыр- ника, пассифлоры (новопассит).
Медицинская психология
1. Психическая индивидуальность. Уровни индивидуальности: темперамент,
характер, личность.
Психологическое многообразие людей очень велико, их индивидуальные качества очень различны. Индивидуальность проявляется множеством признаков. Выделено 4 типа индивидуальности и обозначены они понятием темперамент (Гиппократ). Психическая индивидуальность проявляется уже на 1 г.ж. реб-ка. Темперамент – врожденные, более стабильные индивидуальные способности динамики психических процессов. Темперамент определяется типом психического реагирования на внешние и внутренние воздействия в соответствии с особенностями основных нейрофизиологических процессов. 4 типа ВНД
(Павлов), составляющие основу индивидуального реагирования чел-ка: три сильных - 1) сангвинистический – хар-но уравновешенность и подвижность, активен, энергичен, богатая мимика, общителен; 2) холерический – безудержный, неуравновешенный, инициативный, нетерпеливый, преобладают процессы возбуждения; 3) флегматический – инертный, малоподвижный, спокойный, уравновешенный, рассудительный, медлительный; и один слабый: меланхолический - эмоциональный, легко ранимый, не уверенный в себе, робкий, мнительный. Характер – это более высокий ур-нь индивидуальности. В клинической психологии хар-ер – совокупность более существенных и устойчивых психологических качеств. Характер более чем темперамент зависит от влияния среды, но более полно помогает чел-ку ориентироваться к действительности.
Характер может изменяться на протяжении всей жизни. Окончательное формирование характера – к совершеннолетию. Личность – высший ур-нь индивидуальности, который хар-ся неповторимым типом взаимоотношений с индивидуальной действительностью и высокой степенью самосознания своей общественной принадлежности. Подструктуры личности: темперамент, характер, способности, направленность. В зависимости от отношений личности и общества, успешности адаптации, различают личности социализированные-адаптированные к условиям социального бытия.
2. Понятие акцентуированной личности. Положительные стороны и недостатки
акцентуации.
Акцентуация личности – пограничное состояние между нормальной (гармоничной) личностью и патологической личностью (психопатической). Нормальной личности свойственно единство содержания и форма выражения (поведения). Психопатии – аномалии хар-ра, которым свойственны следующие признаки: тотальность, стабильность патологических черт и нарушение социальной адаптации. При акцентуациях признаки, характерные для психопатий отстают или м.б. отдельные из них. Акцентуация не приводит к явному нарушению социальной адаптации. 2 степени
акцентуации: 1) явная – крайний вариант личностной нормы; 2) скрытая – обычный


80 вариант нормы со слабо выраженной заостренностью черт хар-ра. Типы акцентуации:
1) гипертивный (неугомонный, подвижный); 2) лабильный (крайняя неустойчивость настроения); 3) циклоидный (подъемы настроений; тяжело переносят мелкие неприятности, м.б. суицидальные мысли); 4) лабильный циклоид (настроение не меняется по незначительным причинам); 5) психастенический (повышенная склонность к самоанализу и самобичеванию); 6) шизоидный («раздвоенность» в чувствах и поступках); 7) эпилептоидный (злобный, гневливый, жестокий, бережливый); 8) сенситивный (впечатлительный, робкий, застенчивый); 9) астеноневротический
(капризный, раздражительный); 10) неустойчивый (безвольный, безинициативный); 11) конформный («растворение» личности в окружающих); 12) истероидный
(эгоцентричный, любит похвалу, не терпит претензий); 13) паранойяльная акцентуация
(чрезмерно подозрительны, напряженны, недоверчивы).
3. Психическое развитие. Роль возрастных кризов. Психический дизонтогенез.
Психический онтогенез – имеет свои особенности соответствующие возрастным периодам. Существуют критические периоды, характеризующиеся повышенной чувствительностью к воздействию неблагоприятных факторов, понижение биологической и психической сопротивляемости. Биологические возрастные кризы обусловлены внутренними закономерностями развития орг-ма. Во время возрастных кризов чаще возникают психические расстройства, появившиеся в это время заб-я протекают тяжелее. В детском возрасте, во время биологического криза, в большей степени страдает та психофизиологическая ф-ция, которая находится на этапе интенсивного развития. Возрастные кризы: 2-4 года (период упрямства, негативизма) – многие родители подавляют, ограничивают самостоятельность и инициативу реб-ка, ущемляя его свободу; 6-7 лет - начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности реб-ка; сглаживание детской непосредственности; капризность; формирование самооценки личности; типичны симптом ухода и бродяжничества. Психосоматические расстройства: различные алгии (головные, абдоминальные). Пубертатный период (12-17 лет) – перестройка деятельности эндокринной системы; психические проявления – повышенный ур-нь тревожности, эмоциональное напряжение, раздражительность, конфликтность, юношеский негативизм, завышенные притязания. В этот период начинают более отчетливо проявляться психопатоподобные расстройства, обусловленные патологией, приобретенной в перинатальном периоде или раннем детстве. В этом возрасте часто дебютируют эндогенные и психические заб-я (шизофрения, эпилепсия). Зрелый возраст – осознание своего места среди других людей. Кризис среднего возраста (30-35 лет) – переоценка жизненного пути (выбора профессии, ур-ня материального благополучия, отношений с близкими). Климактерический криз
(45-55 лет) – повышенная раздражительность, конфликтность. Предпенсионный криз (55-60 лет) – хар-но тревожно-депрессивная окраска эмоционального фона, общая инертность психических процессов, ослабление памяти, ворчливость, мелочность.
4.
Психосоматические
и
соматопсихические
взаимоотношения.
Психосоматические заболевания.
5. Понятие «психологической защиты», ее позитивное и негативное значение.
Психологическая защита – используемые личности неосознаемые психические процессы, направленные на избавление от фрустрации. Фрустрация – это чувство психического дискомфорта, связанное с неудовлетворительностью потребностей или конфликтами.
Форма и мех-мы психологической защиты: 1) вытеснение (подавление); 2) проекция


81
(приписывание другим людям неосознаваемых собственных чувств, желаний, побуждений); 3) идентификация (одно лицо, субъект приписывает себе качества других лиц); 4) рационализация (процедура с помощью которой субъект стремится дать логически связанное объяснение, установки, поступка, идеи, чувства; предупреждает возникновение тревоги); 5) интеллектуализация (излишне «умственный», лишенный эмоционального переживания); 6) регрессия (возврат от уже достигнутого ур-ня поведения); 7) сублимация (перевод напряжения в другое русло); 8) перенос (мех-м, с помощью которого эмоциональное напряжение, связанное с одной ситуацией переносится на другую ситуацию); 9) бегство (уход, отказ от достижения цели; неосознанное избегание ситуации); 10) компенсация и гиперкомпенсация (мех-мы защиты от тревоги);
11) разрушительность или агрессия (активная атака на объект психической травматизации). Варианты психологической защиты ограждают чел-ка от чрезмерного психического напряжения, тревоги, но некоторые формы, в случае их недостаточности, могут приводить к срыву психической устойчивости и создавать дополнительные проблемы. Полезное действие «психологической защиты» - снятие тревоги и душевного дискомфорта, устранение или сведение до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, связанных с болезнью. Вредное д-е – благодаря
«психической защите» достигается лишь относительное душевное равновесие и личностное благополучие, но при этом не решаются проблемы, связанные с состоянием здоровья, которые могут приобретать хр. хар-ер.
6. Внутренняя картина болезни (ВКБ), факторы, ее определяющие, значение
лечебно-диагностическом процессе. Особенности у детей и подростков.
ВКБ – субъективное отношение б-го к своему заб-ю, складывающееся из болезненных ощущений и внешних проявлений б-ни, оценки мех-змов их возникновения, тяжести и значения для будущего, а также типы реагирования на б-нь. Для правильной оценки ВКБ и оказания помощи б-му нужно знать основные факторы, опред-е ВКБ:
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19