Файл: " Малое предпринимательство как элемент современной рыночной экономики".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 1600

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования “Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации”

(Финансовый университет)

Благовещенский филиал Финуниверситета
Курсовая работа


На тему: “ Малое предпринимательство как элемент современной рыночной экономики”

Студент группы 125 Юрченко Марк Алексеевич

Образовательная программа 38.02.07 “Банковское дело”

Форма обучения: Очная


Руководитель Скнарь Эльвира Виленовна


Благовещенск – 2023

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1. Содержание малого предпринимательства в общей структуре современной рыночной экономики………………………..………………….....5

    1. Сущность, понятие, особенности, функции малого предпринимательства в современной рыночной экономики………………………………..………………………………..…....….5

    2. Роль и проблемы малого предпринимательства в современной рыночной экономики………………………………………………………………….………9

    3. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в современных реалиях…………….…………………..12

2. Анализ малого предпринимательства в россии ……………………………….……………………………………………………15

2.1 Анализ современного состояния малого предпринимательства …………………………………………………………………………………….15

2.2 Анализ и проблемы развития малого предпринимательства ………....22

Список использованных источников……………………………………...……25


ВВЕДЕНИЕ

В развитых странах малое предпринимательство занимает большую роль в экономике, так как непосредственно влияет на экономический рост, на развитие научно-технического процесса, на достаточность товаров на рынке сбыта и создает новые рабочие места в стране. Все это оказывает положительное влияние не только на рынок, но и на саму страну, в которой развивается малое предпринимательство.

В современных реалиях играет важную роль, быстрое развитие субъектов малого предпринимательства, так как в Российской экономике содержание малого предпринимательства в общей доле рынка мал. Развитие малого предпринимательства позволит Российской Федерации укрепить деловую активность страны и для этого важно постоянно поддерживать, развивать и стимулировать данный сектор предпринимательства.


Актуальность данной темы обусловлена тем, что против Российской Федерации введено множество санкций и многие крупные ретейлы ушли с Российского рынка, что освободило большую долю рынка и позволило начать развивать малое предпринимательство, что обеспечит становление конкретной рыночной среды. Становление конкуренции на рынке покажет всем на сколько эффективно работает антимонопольное законодательство и поведет к рыночным преобразованиям.

Целью курсовой работы является разработка мероприятий для развития малого предпринимательства в новых условиях рынка страны.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. исследовать экономическую природу малого предпринимательства, его функций и роль в рынке страны;

  2. проанализировать рост малого предпринимательства в Российской Федерации;

  3. выявить проблемы, которые ограничивают рост малого предпринимательства в Российской Федерации;

  4. изучить методы государственной поддержки малого предпринимательства;

  5. разработать план мероприятий, который поможет в развитии малого предпринимательства.

Объектом исследования является малое предпринимательство в Российской Федерации.

Предметом исследования является развитие малого предпринимательства в современной рыночной экономике.

Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы служат научные труды отечественных авторов, таких.

В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ, классификация, обобщение, сравнение, статический методы.

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

    1. Сущность, понятие, особенности, функции малого предпринимательства в современной рыночной экономики.

Многие современные экономисты все чаще и чаще отождествляют такие понятия, как: предприниматель, малый бизнес, малое предпринимательство, а вот «большой бизнес» рассматривают, как отдельную единицу рыночной экономики, которая базируется на отличных принципах построения бизнеса.

Для того, чтобы понять какие особенности есть у малого предпринимательства для начала нужно понять, что такое «малое предпринимательство». Различные источники дают разную трактовку данного понятия.

Субъектом малого предпринимательства считается хозяйствующий субъект, который обладает определёнными качествами и внесен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.



Кузьмина Е. Е. в своем учебнике «Организация предпринимательской деятельности» дает следующее понятие: малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям.

Нормативное регулирование малого предпринимательство в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 24 июня 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который вступил в силу 01 января 2008 г.

К субъектам малого предпринимательства, относят зарегистрированные в соответствии с законодательством:

  1. хозяйственные субъекты;

  2. хозяйственный товарищества;

  3. хозяйственные партнерства;

  4. производственные кооперативы;

  5. потребительские кооперативы;

  6. крестьянские (фермерские) хозяйства;

  7. индивидуальные предприниматели.

Основные отличительные особенности малого предпринимательства представлены в таблице в таблице 1.1:

Показатель

Критерии

Законодательная база

Среднесписочная численность сотрудников за предыдущий календарный год

16 – 100 человек.

Пункт 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2007 г. № 209 – ФЗ

Доходы за год по правилам налогового учета не превышают

800 млн руб.

Пункт 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2007 г. № 209 – ФЗ; Постановление Правительства РФ от 04 апреля 2016 г. №265.

Общая доля участия в уставном капитале РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и т. д.

Не более 25% в уставном капитале ООО или в складочном капитале хозяйственного товарищества или не более 25% голосующих акций акционерного общества.

Пункт 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2007 г. № 209 – ФЗ

Иностранные юридические лица или лица, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, владеют суммарно

Не более 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйствующего товарищества или не более 49% голосующих акций акционерно общества.





Малое предпринимательство наиболее гибкое и может сразу осваивать несколько новых видов продукции и рыночных «ниш». Малое предпринимательство захватывает и развивается в тех отраслях, которые являются экономически неинтересными для крупного бизнеса. В производстве малое предпринимательство использует местные источники сырья, так как это убыстряет процесс производства и реализацию для потребителя, а так же они быстро осваивают инвестиции и имеют высокую оборачиваемость оборотных средств компании. Но самое важное, что в этом секторе
происходит активная инновационная деятельность, что позволяет развивать различные отросли экономики.

Перед малыми предприятиями государство ставит следующие цели:

  1. осуществление перестройки, устоявшихся принципов организации бизнеса в экономике страны;

  2. создание широкой линейки товаров/работ/услуг;

  3. преодоление отраслевого и регионального монополизма;

  4. создание благоприятной конкурентной среды;

  5. организация большого количества рабочих мест, с достойной заработной платой;

  6. укрепление экономики местных органов власти;

  7. возрождение и развитие художественных промыслов.

На данный момент видно, что идет положительная динамика развития малого предпринимательства, но говорить об о том на каком этапе поставленные цели еще рано.

Малые предприятия как и все другие секторы экономики имею различные функции. Озонными функциями малого предпринимательства являются:

  1. общеэкономическая функция. Суть данной функции проявляется через расходование, создание и реализацию разных товаров, работ, услуг потребителям. Все предприниматели действуют в рамках экономических законов и это является основой проявления общеэкономической функции.

  2. инновационная функция. Суть инновационной функции состоит в том, что предприниматели используют максимально эффективно имеющихся в их распоряжении ресурсы.

  3. социальная функция. Данная функция реализуется в том, что любой человек может проявить свои таланты и способности, как создав свое эффективно функционирующее дело, так и в создании новых рабочих мест.

  4. организационная функция. Данная функция дает раскрыться предпринимателю в принятии управленческих решений, которые будут влиять на организацию собственного дела, а так же в создании новых предпринимательских форм.

Каждое государство, которое имеет развитую рыночную экономику всегда делает акцент на развитии малого предпринимательства. Такие страны, как США, Великобритания, Япония осуществляют большое количество мер по развитию малого предпринимательства, помогают ему выйти на рынок, найти финансирование, снизить риски и т.д.

Малый бизнес имеет большое значение в развитии современной рыночной экономики Российской Федерации, так как является неотъемлемой частью социально – экономической системы страны. Малое предпринимательство создает условия для стабильности рыночных отношений, обеспечивает максимальную эффективность производства благодаря глубокой специализации и кооперации производства, а так же происходит рост национальной экономики.


Малое предпринимательство является огромным сектором в современной рыночной экономике, так как является динамичной и гибкой формой деловой жизни.


    1. Роль и проблемы малого предпринимательства в современной рыночной экономики


Субъекты малого предпринимательство чаще существуют и развиваются как самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Такие субъекты для государства имеют важное социально – экономическое значение, так как могут обеспечить социальную и политическую стабильность и быстро адаптируются к меняющимся потребностям рынка. Малые предпринимательства вносят огромный вклад развитие регионов и используют технические, организационные нововведения.

Роль и вклад малого предпринимательства можно оценивать по разным критериям: по влиянию на отрасль, регион или государство. Но не стоит забывать, что нужно роль малого предпринимательства рассматривать с разных точке зрения, например:

  • с экономической точки зрения, то есть создают ли они конкурентную среду, делаю ли налоговые отчисления в бюджеты разных уровне;

  • с точки зрения разработки стратегии развития, так как именно малые предпринимательства связывают крупный бизнес с потребителем и являются основой для развития государственной экономики;

  • с общественной точки зрения, то есть создают ли малые предпринимательства новые рабочие места, способствуют ли экологической обстановке в государстве и мире, удовлетворяют потребности различных социальных групп.

Все таки, малое предпринимательство играет огромную роль в рыночной экономике. Без него рыночная экономика не может в полном объеме функционировать и развиваться. Становление и развитие малого предпринимательства является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малое предпринимательство является сектором, который определяет темпы экономического развития, структуру и размер внутреннего валового продукта и внутреннего национального продукта (в развитых странах на долю малого предпринимательства приходится до 70% ВНП).

Роль малого предпринимательства нельзя оценить по количественным показателям, так как это будет поверхностная оценка. Но для усиления роли малого предпринимательства в Россий Федерации необходимо определить основные проблемы и найти пути решения.