Файл: " Малое предпринимательство как элемент современной рыночной экономики".docx
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 1603
Скачиваний: 68
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, доступ к финансовым потокам для малого бизнеса крайне затруднителен. Также необходимо отметить снижение среднего размера кредита в 2023 году в 1,86 раза по сравнению с аналогичным показателем 2020 года.
Особенно губительно такое положение дел для наукоемких и ресурсоемких отраслей.
Можно говорить о том, что малое предпринимательство в настоящее время переживает серьезный финансовый кризис. Одновременно можно утверждать, что сложившиеся тенденции экономического и политического развития государства вряд ли изменятся в ближайшие годы.
При этом поддержка малого бизнеса по-прежнему осуществляется только на словах и в основном заключается в проведении масштабных популистских кампаний, на которые расходуются огромные денежные средства. Сами кампании в большинстве своем представляют собой тренинги, собрания и конференции.
В то время как для обычного предпринимателя гораздо важнее реальные деньги, которые он смог бы вложить в свое дело. В настоящее время игнорируется тот факт, что малый бизнес и частная предпринимательская инициатива являются основой экономического процветания общества и развития государства.
Малый бизнес имеет важное социальное значение: рабочие места, страховые отчисления, социальная инфраструктура и т.д. Именно финансирование развития частной предпринимательской деятельности позволило Соединенным Штатам Америки преодолеть Великую Депрессию. [11, c. 23] К сожалению, в нашей стране подобный исторический опыт игнорируется.
Таким образом, малому бизнесу для роста необходимы дешевые кредиты и низкие налоги. Причем свободный доступ к финансовым потокам гораздо важнее, чем низкие налоговые ставки. Путей решения проблем малого бизнеса множество, но, к сожалению, современная стратегия экономического развития России совершенно не учитывает интересы малого предпринимательства.
2.2 Малое предпринимательство в условиях пандемии
Одним из наиболее существенных событий, повлиявших на прогресс российского рынка малого и среднего бизнеса с начала XXI века, стали катастрофические экономические потрясения, которые повлекла за собой всемирная эпидемия заболевания COVID-19, вызываемая новым штаммом коронавируса SARS-CoV-2.
Начавшись в Китае в декабре 2019 года и распространившись по всему миру к марту 2020 года.
В результате сложившейся ситуации и в рамках экстренных мер по борьбе с эпидемией федеральными и региональными органами Правительства РФ последовательно был принят ряд мер по внедрению практик социального дистанцирования, снижения риска массового распространения заболевания, подготовки медицинской инфраструктуры к резко возрастающему количеству заболевших и по временному ограничению транспортного сообщения как с зарубежными странами, так и среди крупных городских центров внутри страны.
Одним из первых указов мэра Москвы, задавшим тон отношения правительства Москвы к надвигающемуся кризису, стал Указ от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции», в котором сложившиеся обстоятельства были причислены к обстоятельствам непреодолимой силы, предоставив возможность предпринимателям впоследствии ссылаться на условия форс-мажора при вынужденном невыполнений условий ранее заключенных договоров.
Вскоре после введения ограничительных мер, в конце марта 2020 года, ежедневные потери экономики РФ были оценены в 100 млрд рублей. [24]
Логичным последствием такой превентивной политики по сдерживанию распространения эпидемии стала практически полная остановка работы малого бизнеса. В первую очередь пострадали предприятия общественного питания и услуг, для которых единственной возможностью выжить стал срочный переход на бизнес-модель доставки и дистанционного обслуживания. Предприятия всех сфер, за исключением узкого перечня системообразующих, также были вынуждены искать возможность продолжать работу дистанционно.
Современная российская экономика до сих пор не сталкивалась с подобными вызовами и не обладает достаточной гибкостью и адаптивностью для того, чтобы в достаточном объеме обеспечить выживание сектора малого и среднего бизнеса. По словам главы Центробанка РФ, только первые 30 календарных дней, проведенные в условиях полного карантина и остановки хозяйственной деятельности, могут привести к падению российского внутреннего валового продукта в 2020 году на 1,5–2%. [24] Ограничительные меры, введенные в различных регионах РФ, являются одновременно как необходимыми для торможения распространения эпидемии среди населения, так и крайне болезненными для экономики, и в первую очередь – для малого и среднего бизнеса. Наибольший урон карантином будет нанесен МСП в секторах ретейла и услуг. В соответствии с заявлением Министерства финансов эпидемиологическая ситуация в стране заставила страну перейти на дефицитный бюджет в 2020 году.
В сложившейся ситуации правительство отдает приоритет сохранению жизни и здоровья граждан перед лицом нового заболевания и готово идти на экономические жертвы ради достижения данной цели.
Национальное Рейтинговое Агенство (НРА) оценивает суммарный ущерб эпидемии COVID-19 российской экономике в течение 2020 года в 18 трлн рублей и сокращение налоговых сборов – на 4,2 трлн, одновременно с этим прогнозируя потенциальную потерю 15,5 млн рабочих мест в экономике. Максимальные потери произошли в сфере гостинично-ресторанного бизнеса (HoReCa). Индекс деловой активности в секторе услуг России, по данным IHS Markit Russia Services, резко упал с 52,0 в феврале до 37,1 в марте и еще ниже, до 12,2, в апреле 2020 года. Показатель индекса деловой активности в марте является самым низким с начала наблюдений Markit Economics в 2001 году. После резкого падения последовал всплеск деловой активности с июня по сентябрь, который был также задавлен пришествием «второй волны» заболеваемости и повторным введением ограничительных мер. По состоянию на конец 2020 года индекс деловой активности был установлен на уровне 48,0, что на 14% ниже среднего уровня индекса, наблюдаемого в декабре.
Эпидемия COVID-19 поставила перед предпринимателями и управляющим персоналом в сфере МСП ряд неожиданных задач, которые тем не менее оказалось необходимо выполнить в целях обеспечения выживания бизнеса в период карантина. Предприниматели столкнулись с необходимостью резко сократить расходы и минимизировать потери, параллельно изыскивая возможность участия в государственных программах поддержки МСП. Одним из основных трансформационных трендов для малого бизнеса стала попытка экстренно перевести свою бизнес-модель в онлайн, что в разной степени реализуемо, в зависимости от сферы деятельности компании. Так, в сфере образования карантин ускорил давно наметившийся тренд укрепления ниши дистанционного обучения и общей цифровизации, в то время как в сфере услуг и общественного питания лишь немногие предприниматели смогли успешно перейти на онлайн-модель работы и обеспечить своим предприятиям минимально необходимый поток заказов.
Также карантин, введенный в конце марта 2020 года, негативно сказался на предприятиях, экспортирующих физические продукты за рубеж из-за резких таможенных изменений и частичного закрытия государственных границ. Предприниматели встретились с рядом административных задач, направленных на реконфигурацию бизнес-модели, резкое сокращение издержек, сохранение ценных кадров и изыскание способов получения поддержки извне.
Новые трудности, с которыми встретились компании, можно в целом классифицировать по ответственным лицам внутри компаний, на чьи плечи возлагается ответственность за их решение: задачи финансового директора, бухгалтера, HR-специалиста, юриста и специалиста по охране труда.
Резкое изменение мнений, моделей поведения и потребления, тренды, возникающие в «карантинном» состоянии социоэкономической среды, напрямую повлияют на модели функционирования подавляющего большинства субъектов малого бизнеса, заставляя их подстраиваться под возникающие модели поведения. Так, одним из наиболее ярких трендов, уже успевших укрепиться в течение борьбы с COVID-19, является стремление ограничить круг личного общения, избегать общественные места, избегать физического контакта и держать дистанцию с окружающими, уделять повышенное внимание собственному здоровью и здоровью старшего поколения, внедрять полезные привычки. Данные тренды, укоренившись в обществе, даже после снятия всех ограничительных мер по борьбе с эпидемией, способны как оказать негативное воздействие на некоторые секторы малого бизнеса, так и открыть новые возможности для тех предпринимателей, которые готовы перестраивать свои предприятия под новые настроения и привычки потребителей.
Сложная экономическая ситуация, сложившаяся к концу марта – началу апреля 2020 года с введением во многих крупных населенных пунктах РФ, начиная с Москвы, мер жесткого карантина, социального дистанцирования, запрета общественных мероприятий, а впоследствии и пропускной системы пользования личным и общественным транспортом, обусловила необходимость срочных и существенных мер поддержки малого бизнеса со стороны федеральных и муниципальных властей. Перечень мер государственной поддержки малого бизнеса на период эпидемии был озвучен в несколько этапов, в конце марта и в течение апреля 2020 года. Некоторые дополнительные меры были озвучены также в 3 квартале 2020 года, с повторным резким ростом заболеваемости, ознаменовавшим пришествие второй волны эпидемии.
В отношении малого и среднего бизнеса мерами поддержки стали обеспечение отсрочки уплаты налогов на шесть месяцев и снижение страховых взносов с зарплат, превышающих минимальный размер оплаты труда, до 15%. Однако реализация этих мер была существенно ограничена сложностью сбора и подачи документов со стороны МСП в течение действующего карантина, а также процедуры доказательства тяжелой финансовой ситуации и причастности к определенному в распоряжении правительства кругу предприятий, на которые была нацелена эта поддержка, – в первую очередь это сферы общественного питания, услуг, розничной торговли, туризма и транспорта, а также организаторы культурно-массовых мероприятий. Также кабинет министров РФ в марте 2020 года подготовил закон о праве представителей малого и среднего бизнеса на полугодовую отсрочку по уплате процентов по кредитам, в случае если субъект МСП сможет доказать существенный ущерб, причиненный ему обстоятельствами, связанными с эпидемией COVID-19.
На более локальном уровне московской мэрией также были запущены программы субсидирования процентных ставок для субъектов малого предпринимательства – до 6% по ранее взятым кредитам и до 8% по кредитам на финансирование текущей деятельности и поддержание функционирования предприятия. На эти цели, по словам Мэрии Москвы, было выделено от 20 до 30 млрд рублей, в зависимости от активности предпринимателей и объема заявок на получение поддержки.
С 16 апреля 2020 года были введены более прямолинейные и радикальные меры поддержки населения и предприятий, оставшихся без доходов на время всеобщего карантина. Был расширен официальный перечень отраслей, в наибольшей степени пострадавших от эпидемии, а некоторым сегментам рынка МСП была предоставлена возможность получить по 12,1 тысяч рублей на сотрудника, которые могут быть направлены на компенсацию снижения зарплат из-за резкого падения оборота компании. Основной целью данной инициативы было сохранение рабочих мест – компенсации будут предоставлены только компаниям, сохранившим после введения карантинных мер 90% или более своего штата.
Реакция предпринимателей, экономистов и профессионалов в сфере МСП на принятые правительством меры были неоднозначна. Основной целью мер поддержки было не допустить единовременного банкротства существенной доли предприятий из наиболее пострадавших отраслей, что, в свою очередь, повлекло бы за собой всплеск безработицы. Однако меры поддержки, принятые на федеральном и региональном уровнях, по большей части не облегчают ношу малого бизнеса, а лишь дают небольшую отсрочку на обязательства, и после отмены карантинных мер компаниям, скорее всего, не будет предоставлено достаточно времени для восстановления платежеспособности.
Предприятия МСП с относительно низкой маржинальностью, к примеру компании из сфер туризма, мелкой розничной торговли и общественного питания, как правило, не имеют существенной финансовой подушки безопасности, которая помогла бы им обеспечить оплату финансовых обязательств, отсроченных на 6 месяцев. Вкупе с мораторием на банкротства организаций отсрочка обязательств по уплате процентов по кредита
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями и дополнениями) -
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31.07.1998 N 146 – ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 N 117 – ФЗ) (с изменениями и дополнениями) -
Гражданский кодекс Российской̆ Федерации (часть первая от 30.11.1994 № 51 – ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 № 14 – ФЗ, часть третья от 26.11.2001 № 146 – ФЗ и часть четвертая от 18.12.2006 № 230 – ФЗ) (с изменениями и дополнениями) -
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. N 402 (с изменениями и дополнениями) -
Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (с изменениями и дополнениями) -
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями) -
Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: Учебное пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля. - Москва : Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 349 с. ISBN 978-5-9558-0137-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/429542 -
Грачёва К.М., Петер Е.В. Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Российской Федерации / Научный альманах. 2018. № 7-1 (21). -
Демцура, С.С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2019. № 9. С. 223-225. -
Малое предпринимательство. Организация, развитие и управление малым предприятием : учебник / под науч. ред. Г.Л. Багиева, В.Ю. Бурова. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 582 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-016113-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1082299 -
Гулин, К. А. Малое предпринимательство в экономике территорий [Электронный ресурс] : монография / К.А. Гулин и др.; под. науч. рук. К.А. Гулина. - Вологда : ФГБУН ВолНЦ РАН, 2017. - 128 с. - ISBN 978-5-93299-379-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1019457 -
Яковлев, Г. А. Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие / Г.А. Яковлев. — 2-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 313 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-015386-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1093094 -
Экономика предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 663 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-02371-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1028649 -
Голубева, Т. М. Основы предпринимательской деятельности : учебное пособие / Т.М. Голубева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 256 с. — (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-91134-857-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1780132 -
Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 608 с. - ISBN 978-5-238-00517-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1028884 -
Синяева, И. М. Маркетинг в предпринимательской деятельности : учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев ; под ред. проф. Л. П. Дашкова. — 6-е изд., стер. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. — 266 с. - ISBN 978-5-394-03160-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1093517 -
Предпринимательское право : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»/ Н. Д. Эриашвили [и др.] ; под ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили, П. В. Алексия. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2017.— 535 с. — (Dura lex, sed lex). - ISBN 978-5-238-02289-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1027181 -
Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах) : учебное пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников, Н.Б. Акуленко, А.И. Кучеренко ; под ред. проф. В.К. Скляренко, В.М. Прудникова. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 256 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/833. - ISBN 978-5-16-003753-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1864234 -
Грибов, В. Д. Экономика предприятия : учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. - 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : КУРС : ИНФРА-М, 2018. — 448 с. - ISBN 978-5-906923-73-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/930124 -
Проблемы формирования и реализации социально-экономического потенциала развития территорий [Электронный ресурс] : монография / кол. авт.; под науч. рук. В.А. Ильина и др.. - Вологда : ФГБУН ВолНЦ РАН, 2018. - 386 с. - ISBN 978-5-93299-393-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1019439 -
Трансформация национальной социально-экономической системы России : материалы I Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л. Н. Косова. - Москва : РГУП, 2019. - 608 с. - ISBN 978-5-93916-791-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1196284 -
Бухгалтерский учет и отчетность : учебник / Н.Н. Хахонова, И.В. Алексеева, А.В. Бахтеев [и др.] ; под ред. проф. Н.Н. Хахоновой. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2022. — 554 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: http://new.znanium.com]. — (Высшее образование). — DOI: https://doi.org/10.12737/1702-9. - ISBN 978-5-369-01702-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1863103 -
Скляренко, В. К. Экономика предприятия : учебник / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. — 2-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 346 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — 978-5-16-100210-0. - ISBN 978-5-16-009163-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/795749 -
Волков, О. И. Экономика предприятия : учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. — 2-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 264 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-006306-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1901312 -
Косов, М. Е. Государство и бизнес: основы взаимодействия : учебник / М.Е. Косов, А.В. Сигарев, О.Н. Долина [и др.]. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 295 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/textbook_5c4056215e0cd4.26619075. - ISBN 978-5-16-017132-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1815580