Файл: " Малое предпринимательство как элемент современной рыночной экономики".docx
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 1604
Скачиваний: 68
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящее время малому предпринимательству для выхода на высокие темпы развития необходим переход в качественно новое состояние и поиск новых точек роста. Существует ряд предпосылок, которые позитивно влияют на развитие малого предпринимательства в таких сферах, как производственная, то есть предприятия, которые в первую очередь занимаются производством российских товаров для населения, а так же оказанием услуги и выполнением работ.
Общероссийская общественная организация «Опора России» выявила основные три проблемы для предпринимателей на текущем развитии экономики и экономической политики страны: ослабленное состояние рубля и инфляция, спад спроса на продукцию и дефицит финансовых ресурсов. Второстепенными проблемами «Опора России» считает: высокий уровень налоговой нагрузки, административные барьеры, устаревшее оборудование и коррупция.
Рассмотрим более подробно основные проблемы:
-
Ослабление рубля и инфляция. Хоть в феврале 2022 г. курс рубля и врос, но введенные санкции, закрытие платежных систем, кризисы делают рубль не стабильной валютой, которая может в любой момент снова упасть в цене и в из-за этого уровень инфляции может вырасти. Основным фактором инфляции является снижение цен на нефть марки Urals, ограничение доступа на мировой рынок, отток капитала. -
Спад спроса на продукцию. С каждым годом происходит снижение уровня доходов у населения, что повлияло негативно на спрос на продукцию. Значительное снижение спроса произошло весной 2022 г. и этому способствовало начало специальной операции, уход с рынка огромных ритейлов.
Для поддержания спроса на продукция малое предпринимательство может использовать:
-
обеспечить доступ малых предпринимательств к государственному и муниципальному заказу; -
распространить на закупки государственных корпораций и естественных монополий требования законодательства о государственном заказе , включая квоты для малого предпринимательства; -
использовать потенциал развития электронных аукционов.
-
Высокий уровень налоговой нагрузки. В последнее время было введено новых видов налогообложения таких, как :
-
торговый сбор; -
налог на недвижимое имущество; -
пересчет взносов в государственные страховые фонды; -
увеличение ставки налога на добавленную стоимость; -
акциз на топливо.
Все эти выплаты ложатся на стоимость продукции и ведет к снижению покупательской способности потребителя.
-
Сокращение доступа к банковским услугам. Субъекты малого предпринимательства часто для пополнения оборотных средств обращаются банки за банковскими услугами. Но главным препятствием для получения кредита являются высокие ставки и требование залога.
Существует еще множество различных препятствий, которые мешают быстрыми темпами развивать малое предпринимательство. Для увеличения роли и снижения количества препятствий необходимо вводить новые государственные поддержки и снижать требования для пользование банковскими услугами, а так же сделать ресурс с высококвалифицированными кадрами, в которых нуждаются малые предпринимательства.
-
Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в современных реалиях
Многие предприниматели или будущие предприниматели считают, что сейчас очень сложно развивать свое дело, так как не верят в государственную поддержку. На самом же деле государственная поддержка существует и она очень большая и ощутимая.
Государственная политика поддержки малого предпринимательства состоит из:
-
финансовой, имущественной, информационной поддержки; -
поддержки внешнеэкономической деятельности и межрегиональной сотрудничества; -
мер по защите прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) за их деятельностью; -
создания механизмов участия малого предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд; -
создания и развития инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях; -
создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого предпринимательства.
В 2022 г. в Российской Федерации запустили цифровую платформу МСП и благодаря этой платформе можно быстро отрыть юридической лицо, а так же контролировать всю деятельность, получить консультацию от специалистов онлайн.
Помимо этого государство оказывает финансовую помощь в виде:
-
льготного кредитования и поручительства. Благодаря этому можно получить до 10 000 000 руб. и снизить ставку по кредиту на 1 – 2 %. В свою очередь поручительство обеспечивает до 50% суммы займа. -
небанковских финансирований. Финансирование предоставляют не только банки, но и фонды, лизинговые и факторинговые компании. Бизнес-инкубаторы содействуют в привлечении инвестиций, предоставляют помещения, консультируют, помогают в запуске рекламных проектов; -
субсидий. Данная финансовая помощь оказывается не всем и только на определенные цели, например: развитие технопарков, кластеров, инжиниринг; обучение сотрудников; онлайн продвижение; возмещение затрат на платежи по некоторым договорам; -
грантов. Гранты выдаются на конкурсной основе. Приоритет в получении грантов у предприятий в агропромышленной отрасли, сфере развития экотуризма; -
налогообложения. Государство предоставляет различные формы налогообложения, при которых новое малое предпринимательство может экономить на оплате налогов (УСН, патенты и т.д.).
Государство постоянно ведет разработку новых законодательных и нормативно – правовых актов, которые дают упрощенный порядок регистрации, лицензирования, новые системы налогообложения и бухгалтерского учёта, защиту от посягательств на безопасность. Так же, постоянно происходит формирование региональных центров поддержки предпринимательство для обеспечения широкого спектра услуг, таких как: услуги в сфере безопасности, финансов, информации, консалтинга и другие. В Российской Федерации постоянно создаются новые информационные сети для предпринимателей, которые помогают сформировать в одном месте информацию юридического и делового характера.
Существует огромное разнообразие для всех сфер малого предпринимательства формы государственной поддержки, как на начальном этапе развития, так и если малое предпринимательство существует не первый год.
Малое предпринимательство – это достаточно сложное и неоднородный сектор современной рыночной экономики, который имеет проблемы и нуждается в государственной поддержке. В тоже время государственная политика в отношении малого предпринимательства строится на основе самых общих и формальных представлений, так как с одной стороны государство видит, чтобы получить высокое экономическое развитие нужно развивать малое предпринимательство, а с другой стороны – малое предпринимательство это часть податного сословия, которое должно нести доход в бюджет.
Взаимодействие между малым и крупным предпринимательством зависит от ряда факторов и является специфичной, так как обусловлена ходом экономических реформ и состоящем из экономического симбиоза предприятий, так как огромная первоначальная нагрузка ложилась на малое предпринимательство, которое обеспечивало выживаемость крупного бизнеса.
Роль малого предпринимательства неуклонно возрастает и необходимо поддерживать данный рост. Устранять и смягчаться те проблемы, которые возникают малого предпринимательства на всех этапах развития и жизни, а так же проводить обучение среди населения как они могут открыть свое малый бизнес и к чему это может привести.
2. АНАЛИЗ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1 Анализ современного состояния малого предпринимательства
На современном этапе Россия находится на пути развития рыночной экономики. Процесс развития рыночных отношений обусловил образование новых форм хозяйствования, а именно сектора малого предпринимательства.
Статистические данные свидетельствуют о том, что малое предпринимательство стало заметным явлением в экономике России. В целом за 2016-2023 гг. число малых предприятий в России выросло в 1,69 раза, на 1126 тыс. предприятий.
К сожалению, на основании статистики проследить динамику малых предприятий в настоящее время практически невозможно.
Это обусловлено тем, что в 2019 г. изменились критерии отнесения организации к средним, малым и микропредприятиям: значительная часть малого бизнеса была отнесена к микробизнесу, а часть предприятий среднего бизнеса попала в разряд малого.
За последние 7 лет (2016 -2023 гг.) среднее количество занятых на микро- и малых предприятиях оставалось практически стабильным. Количество занятых в секторе малого бизнеса на 2023 г. составляет 14 % от общей занятости в экономике.
Численность занятых в экономике по состоянию на 2023 г. составляла 73,1 млн чел., средняя численность работников списочного состава без внешних совместителей на микро- и малых предприятиях составляла 10055,9 тыс. чел.
Для сравнения: в экономически развитых странах в секторе малого бизнеса заняты две трети трудоспособного населения.
Оборот микро- и малых предприятий в течение 7 лет стабильно рос и составил в 2023 г. 38877,0 млрд руб., что на 105 % выше, чем в 2016 г. - 18933,8 млрд руб.
В Российской Федерации в 2023 г. доля валовой добавленной стоимости малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 21 %, в то время как в зарубежных развитых странах только на сектор малого бизнеса приходится более половины ВВП.
Данный разрыв можно объяснить историческими факторами: в России процесс формирования малого бизнеса начался в конце 80-х гг. XX в., тогда как в Европе малый бизнес в современном виде сформировался в первой половине прошлого столетия.
Данный факт можно рассмотреть и с позитивной стороны, поскольку российский малый бизнес может и должен использовать практический опыт развитых стран.
Несмотря на рост числа малых предприятий, качественный состав в различных отраслях экономики практически не изменился за предшествующее десятилетие.
Структурный состав оборота малых предприятий, включая микропредприятия, по видам экономической деятельности в 2023 г.
Согласно статистическим данным доля малых предприятий, занятых в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования по итогам 2023 г. занимает лидирующее положение - 37 % общего числа малых предприятий.
Значимый удельный вес имеют малые предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 22 %, а также предприятия, занимающиеся строительством - 12 %.
К сожалению, доля отраслей, представляющих собой объекты современных приоритетных государственных программ, таких как разработка и внедрение нано-технологий, очень мала.
Наряду с отсутствием изменений качественного состава в различных отраслях экономики, малый бизнес имеет и другие недостатки, среди которых, на наш взгляд, наиболее значимым является низкий уровень первоначального капитала и нехватка финансирования. В свою очередь это трансформируется в проблему, связанную с высокими процентными ставками на услуги кредитования малого бизнеса по сравнению с крупным или средним бизнесом.
Для решения указанных вопросов необходима государственная поддержка малого предпринимательства.
Опираясь на опыт экономически развитых стран, можно сделать вывод, что успешное развитие малого предпринимательства может происходить только в условиях стабильной, всесторонней государственной поддержки, осуществляемой в разных формах: организация материально-технического снабжения, создание научно-технических и информационно-консультативных центров, развитие системы страхования, увеличений государственных гарантий, предоставление различного рода льгот, дотаций, субсидий, принятие соответствующих нормативных актов и реализация комплексных программ, наличие доступных и понятных информационных систем.
Малое предпринимательство играет значительную роль в экономическом развитии государства.
Официально в малом предпринимательстве занято более 17 млн. чел., из которых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности занято 5,4 млн. чел. (30,6 %), на предприятиях занято 12,4 млн. чел. (69,4). Доля МСБ в ВВП составляет 20.
Для того, чтобы начать свой бизнес и не прогореть в первые месяцы, нужны деньги.
Кредиты для малого бизнеса в России выдаются под 15 – 20 % годовых.
Сравним этот показатель с аналогичными данными в некоторых других государствах.
Если в 2020 году индивидуальным предпринимателям было выдано кредитов на 30197 млн. рублей, то в 2023 году эта цифра составляет всего 17020 млн. рублей.
Простые арифметические вычисления показывают, что количество выданных кредитов за три года сократилось почти вдвое.
При этом размеры задолженности и просроченной задолженности индивидуальных предпринимателей выросли с 415 959 до 621 886 и 27 199 до 56 317 млн. рублей соответственно, то есть просроченная задолженность за три года увеличилась более чем в два раза.