Файл: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.docx
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В общем же виде для определения эффективности логистической системы берут следующие показатели:
1) Совокупные логистические издержки.
2) Уровень качества логистического сервиса.
3) Общая производительность бизнес-системы.
4) Общая продолжительность логистических процессов в системе.
5) Качество логистических операций и процессов (уровень логистического сервиса).
Именно эти показатели являются основными при сравнительной оценке. Для ИП Козлов на основе данных показателей получилась следующая оценка.
-
Совокупные логистические издержки.
Данный показатель является трудноопределимым, т.к. сложно выделить собственно логистические затраты в общей бухгалтерской системе.
Основную долю расходов в логистической системе предприятия составляют издержки, связанные с логистикой снабжения. Сюда относятся затраты на закупки, транспортировку, хранение, а также административно-управленческие функции. Основную долю составляют закупки – это расходы на приобретение сырья и материалов, оформление заказов, транспортные расходы и т.д.
С этой точки зрения данную часть логистической цепи нельзя назвать эффективной. Да, она выполняет поставленные перед ней функции. Логистика складирования функционирует на достаточно уровне, издержки, связанные с хранением, недостачей или переизбытком товара сведены к минимуму.
При этом работа с поставщиками построена таким образом, что заказы делаются не систематично, а по мере необходимости, маленькими партиями, что ведёт к удорожанию. Кроме того, даже поверхностный анализ поставщиков показал, что на рынке существуют аналогичные предложения, но по более низкой стоимости, что потенциально могло бы снизить издержки, но не делается.
-
Уровень качества логистического сервиса.
Критерием служит сравнение ожидаемых клиентом параметров с фактическими. ИП Козлов привлекает услуги дополнительных перевозчиков, осуществляющих доставку день в день, а также использует силы штатного курьера.
Так как речь идёт о доставке документов и программных продуктов, сроки являются ключевым критерием, особенно для тендерных контрактов. С этой стороны система показывает себя работающей с эффективностью на уровне 98%, что достигается за счёт одновременного использования сил транспортных компаний и своего курьера.
100% программных продуктов доставляются вовремя, так как соблюдение сроков является договорным обязательством. Документы же действительно могут приходить с опозданием, что связано с тем, что по некоторым тендерным заказам клиенты работают в других областях – периодически возникают задержки на терминалах транспортной компании.
По остальным критерием, таким как общая производительность бизнес-системы, общая продолжительность логистических процессов в системе, на данный момент невозможно дать оценку эффективности предприятия.
Под ними понимают показатель объёма логистических услуг и общее время выполнения заказа. Система ИП Козлов не содержит всех звеньев логистики, она имеет лишь косвенное отношение к производству, что затрудняет данную оценку.
Таким образом, можно сказать, что основным критерием эффективности логистической цепи на предприятии являются транспортные издержки.
Несмотря на обеспечение компании необходимыми материальными ресурсами и невысокие складские расходы, многое нуждается в доработке и несёт за собой лишние расходы, и это не позволяет назвать систему оптимизированной.
-
Процессы координации и контроля логистических операций
На предприятие по ходу движения материального потока с ним осуществляются различные логистические операции, которые в совокупности представляют сложный процесс превращения сырья, материалов, и других предметов труда в готовую продукцию.
Основу деятельности предприятия ОАО «Тюменский Бройлер» составляет производственный процесс, который представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, направленных на изготовление определенных видов продукции.
Организация производственного процесса состоит в объединении людей, орудий и предметов труда в единый процесс производства материальных благ, а также в обеспечении рационального сочетания в пространстве и во времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов.
Производственные процессы на предприятиях детализируются по содержанию (процесс, стадия, операция, элемент) и месту осуществления (предприятие, передел, цех, отделение, участок, агрегат).
Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы торгового предприятия связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Поэтому на каждом торговом предприятии должна проводиться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками. Сюда входят экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.
С поставщиками товаров в ИП Козлов налажены рациональные хозяйственные связи, прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяют закупать товары у поставщиков-изготовителей на стабильной договорной основе. В системе хозяйственных взаимоотношений с поставщиками могут также использоваться заявки и заказы покупателей, при эпизодических поставках товаров или разовых закупках единовременных партий товаров закупки могут осуществляться путем выдвижения оферты, ее акцепта и оформления товарно-транспортных документов без составления единого письменного договора поставки. ИП Козлов устанавливает связи в основном с местными поставщиками и снабженческо-сбытовыми посредниками.
- 1 2 3 4
Отклонение от плановых показателей в логистической системе
Выбор поставщиков осуществляется по следующей технологии.
1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:
-
изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.; -
посещение выставок и ярмарок; -
переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков также проводится лично директором предприятия, так как ассортимент товаров большой, но однотипный (цифровая и копировальная товары).
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции. К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
-
удаленность поставщика от потребителя; -
сроки выполнения текущих и экстренных заказов; -
наличие резервных мощностей; -
организация управления качеством у поставщика; -
психологический климат у поставщика (возможности забастовок); -
способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока -
службы поставляемого оборудования; -
финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.
Недостатком в системе закупочной логистики ИП Козлов является то, что не проводится третий этап - оценка результатов работы с поставщиками. Непосредственно формирование заявок у поставщиков осуществляется следующим образом. Каждый заведующий магазином в зависимости от потребности каждого магазина высылает определенному поставщику по e-mail или факсу заказ, в котором перечисляется интересующие товары, количество, условия, сроки поставки или резервирования, а так же каталожные коды фирм-производителей.
На основании полученного заказа поставщик выставляет подтверждение с указанием номенклатуры, цен, количества, условий и сроков поставки заказанного оборудования. После подтверждения менеджера, заказ считается размещенным и товар поступает в отдел закупок.
Первой технологической операцией закупочной логистики на ИП Козлов является приемка товаров поступивших на предприятия.
Поступающие в магазин товары принимают материально ответственные лица – заведующие магазинами. При приемке товаров по количеству проверяется соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов.
Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованием стандартов и технических условий. При поступлении в розничную сеть все изделия должны иметь сертификат соответствия. Маркировка на изделия должна соответствовать сертификату качества.
После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями.
Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади складских площадей.
Следующей операцией торгового и технологического процесса является подготовка товаров к продаже. Подготовкой товаров к продаже занимаются работники склада, который ставят розничную цену, с учетом необходимой наценки, пишут ценники, где указывают наименование товара и его данные.
Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. Товары доставляют в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи.
Рассмотрим динамику закупок и продаж в течение исследуемого периода.
Равномерность продаж рассмотрим в таблице 1.
Таблица 1 – Равномерность объема продаж ИП Козлов по кварталам 2020-2022 гг.
Кварталы | 2020 год, в тыс.руб. | % | 2021 год, в тыс.руб. | % | 2022 год, в тыс.руб. | % |
I кв. | 12460 | 17,43 | 16603 | 16,47 | 13840 | 17,7 |
II кв. | 14941 | 20,9 | 25333 | 25,13 | 17468 | 22,34 |
III кв. | 19366 | 27,09 | 24335 | 24,14 | 20791 | 26,59 |
IV кв. | 24720 | 34,58 | 34536 | 34,26 | 26092 | 33,37 |
Всего за год | 71487 | 100 | 100807 | 100 | 78190 | 100 |