Файл: Личность Петра 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эта проблема была решена путем создания мед. школ при крупных, так наз. генеральных военных госпиталях.

Первая Госпитальная школа была основана по инициативе Петра I в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале. Организатором и руководителем ее был доктор Г. Бидлоо, воспитанник Лейденского ун-та, ученик Г. Бурхаве, приглашенный в Россию Петром I.

В 1733 г. были открыты еще три Госпитальные школы: в Петербурге при сухопутном и адмиралтейском госпиталях и в Кронштадте при адмиралтейском госпитале. В 1758 г. штаб-лекарем Н. Г. Ножевщиковым по поручению Медицинской канцелярии создается Г. ш. при Колывано-Воскресенском горно-заводском госпитале в Барнауле; в 1788 г. Г.А. Потемкиным для обеспечения врачами действующей армии (в войне с Турцией), а также Черноморского флота была образована Г. ш. при Елизаветградском военном госпитале. Она находилась в подчинении доктора Херсонской дивизии, входившей в группу войск А. В. Суворова. Среди первого набора учащихся находился Е. О. Мухин.

Петербургские и Кронштадтская Г. ш. вначале укомплектовывались учениками преимущественно из числа проживавших там немцев, но затем Медицинской канцелярией были приняты меры по набору в Г. ш. коренных уроженцев России, гл. обр. из детей низшего духовенства, украинских казаков, солдат, придворных служителей низшего ранга и др.

От поступавших в Г. ш. требовалось знание латинского языка, на к-ром велось вначале преподавание, поэтому большая часть учеников Г. ш. набиралась из лиц, получивших предварительное образование в Московской славяно-греко-латинской академии или духовных семинариях.

Система обучения в Госпитальных школах постепенно совершенствовалась. «Генеральным регламентом о госпиталях» (1735) было определено ведение преподавания в школах всеми чинами госпиталя: доктор читал лекции по внутренним болезням, проводил обходы больных и врачебные конференции, а также осуществлял общее руководство обучением; главный лекарь преподавал «хирургические и наружные болезни», проводил в присутствии учеников операции и перевязки; лекари руководили клин, практикой учеников; оператор вел занятия по анатомии и оперативной хирургии на трупах; кроме того, в Г. ш. преподавалось рисование «для лучшего утверждения в анатомии» и латинский язык. С 1753 г. в Г. ш. были введены палаты на 6 коек, в которые помещались больные, специально отобранные для целей обучения.

В 1754 г. П. 3. Кондоиди был разработан и утвержден новый учебный план, по к-рому на 1-м и 2-м годах обучения в Г. ш. изучались анатомия (с элементами гистологии), фармация и рисование; на 3-м году к этим предметам прибавлялась физиология; на 4-м изучались физиология и патология (включая патологическую анатомию); на 5-м и 6-м - физиология, патология, оперативная хирургия и проводилась медикохирургическая практика. На 7-м учащиеся проходили клин, практику в госпитале и изучали в аптеке приготовление лекарств. Ученики в Г. ш. изучали также судебную медицину, а с 1763 г. акушерство, женские и детские болезни.


Учащиеся Госпитальных школ вели записи наблюдений у постели больных. При каждой школе имелся анатомический театр с музеем, аптекарский огород (см.) для изучения лекарственных растений, учебная аптека и библиотека. Для проверки знаний учащихся проводились экзамены как в течение курса, так и при выпуске из школы. Требовалось показать не только достаточную теоретическую подготовку, но и усвоение практических навыков (демонстрация анатомических препаратов и хирургических инструментов, накладывание повязок на фантомах и больных, производство операций на трупах, прописывание рецептов, приготовление лекарств). После 2-3 лет обучения ученикам, успешно выдержавшим экзамены, присваивалось звание подлекаря, а по окончании курса обучения - лекаря.

В 1786 г. Г. ш. были отделены от госпиталей и преобразованы в медико-хирургические училища (см.).

На подготовку врачей в Г. ш. оказали влияние высокий уровень естественнонаучных знаний в России того времени, организация Академии наук (1725), деятельность М. В. Ломоносова и ряда выдающихся ученых, группировавшихся около него.

За время своего существования Госпитальные школы подготовили более 1000 врачей, многие из которых стали впоследствии видными деятелями отечественной науки.

Сроки обучения, учебные планы и программы в русских госпитальных школах не однократно претерпевали изменения. Реформы, осуществленные. Сроки обучения колебались от 5-10 лет. Единый срок обучения для всех школ был введен 1754 году.

Как правило хорошо успевающему ученику через 2-3 года присваивалось звание подлекаря, а через 1-2 года после этого звание полекаря. Таким образом фактически срок обучения составлял 4-5 лет. В программу преподавания в госпитальных школах были включены все теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Преподавались теоретические дисциплины: анатомия человека с физиологией, элементами гистологии и судебной медицины, патологическая анатомия, «материя медика», включающая фармакогнозию, минералогию, ботанику, фармацию и фармакологию. Позднее были введены химия, математика и физика.

Архиерейские школы

Верным соратником Петра I по преобразованию церкви, превращению ее в надежное орудие государства стал Феофан Прокопович, один из самых видных деятелей церковного просвещения, горячий приверженец новых общественных реформ. Ф. Прокопович составил «Духовный регламент». Утвержденный царем 25 января 1721 г., этот документ коренным образом изменил положение православной церкви в государстве и по-новому определил ее роль в общественной жизни вообще, в деле просвещения в частности. Церковь ставилась полностью в зависимость от государства, от императора. Управление ею поручалось Духовной коллегии, переименованной вскоре в Синод. Она была отстранена от руководства государственными светскими школами.



Еще в 1701 г. по указанию Петра I провел реорганизацию Московской Славяно-греко-латинской академии. Были восстановлены «учения латинские», вызваны известные латинисты из Киева (латинский язык в то время был международным языком науки). Академия превращена в крупное высшее учебное заведение. В 1717 г. в ней значилось 290 учеников, а в 1725 г. -- 629. Петр I неоднократно брал воспитанников этой академии для комплектования светских школ и для работы в государственных учреждениях. Другим высшим духовным учебным заведением оставалась Киевская академия.

В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духовных школ. Они открывались вначале по инициативе отдельных епископов, поддерживавших правительственные преобразования. Эти начальные духовные школы получили название архиерейских (устраивались под надзором архиереев, часто при их домах). По примеру Московской Славяно-греко-латинской академии в некоторых из этих школ вводилось изучение латинского и греческого языков.

В «меньших школах» ученики заучивали сначала букварь Ф. Прокоповича, а затем учили часослов и псалтырь. Обучение грамоте шло по-обычному для того времени буквослагательному методу. В Каргопольской школе сверх того обучали славянской грамматике, в Новоторжской - греческому языку, а в Великолукской - риторике.

По «Духовному регламенту» епископам вменялось в обязанность открывать архиерейские школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. На каждую школу полагался один учитель, «который бы детей учил не только чисто, ясно и точно в книгах честь... но учил бы честь и разуметь. На содержание учителей и учащихся епископам разрешалось в своей епархии проводить особый хлебный сбор с монастырских земель. В архиерейских школах предлагалось обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, а также арифметике и части геометрии.

В Нижегородской школе было устроено три «школы» (класса): букварная, славяно-российская и эллино-греческая. В том же 1721 г. Феофан Прокопович открыл школу в Петербурге, в своем доме, для детей «всякого звания». Это была лучшая для своего времени школа как по оборудованию, так и по организации обучения. В ней преподавали славянский, русский, латинский и греческий языки, а также риторику, логику, «римские древности», арифметику, геометрию, географию, историю, рисование и музыку. Учащиеся устраивали концерты и сценические представления. Учебная работа проводилась по инструкции, специально составленной Ф. Прокоповичем, в которой был определен порядок учебных занятий и отдыха, устанавливались правила надзора за школьниками, давались наставления о поведении их в школе, общежитии, церкви, о соблюдении правил гигиены.


В 1721-1725 гг. было открыто 13 архиерейских школ, а всего к началу второй четверти XVIII в. их имелось около 45 с 3 тысячами учащихся. В большинстве этих школ обучали славяно-российской грамоте и церковной службе, нередко арифметике и геометрии. Многие из этих школ сначала помещались вместе с цифирными и как бы дополняли друг друга. После издания «Духовного регламента» в архиерейские школы перешла значительная часть учащихся из цифирных (главным образом дети духовенства).

В 20-х гг. некоторые архиерейские школы стали превращаться в средние духовные учебные заведения -- семинарии, в которых кроме духовных дисциплин изучались логика, география, история и другие общеобразовательные предметы. Духовные семинарии возникали в большинстве епархий, из них выходило не только подготовленное новое духовенство, но и ряд светских деятелей.

Вывод

Список литературы