Файл: Личность Петра 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Образование в этих школах должно было быть по тем временам достаточно основательным. Это видно, в частности, из инструкции, данной учителю такой школы:

"Ехать тебе в Переяславль Рязанский и по указу Его Императорского Величества 714 и 716 годов учить тебе дьячих, подьяческих, поповых и прочего церковного чину, архиерейского дому и монастырских слуг детей их, по высылке от воеводы, от 10 до 15, а посадских и прочих чинов детей же, которые сами похотят, ... арифметике, а именно, нумерации, аддиции, субстракции, мультипликации, дивизии, тройных правил и тройных детрательных, как без долей, так и с долями и десятичного счету и деления, радиксу квадрата и радиксу куба, а который ученик вышеозначенную науку обучит, тех учить геометрии, а именно: прежде истолкованию геометрии и циркульных приемов, потом тригонометрии плоской, планиметрии и штирометрии".

Эффективность обучения. В 1716 г. было открыто в разных городах России 12 цифирных школ; к ним в 1720-1722 гг. присоединились еще 30. По сведениям, собранным в 1727 г., набрано было в эти школы учеников, охотой и силой, несколько более 2000 чел. Так что о массовости цифирных школ можно говорить с очень большой натяжкой. По сословному составу ученики этих школ распределялись на следующие группы (по данным словаря Брокгауза и Ефрона):

1. Из духовного звания .............................. 931, или 45%.

2. Солдатских детей .................................. 402, или 20%.

3. Приказных .............................................. 374, или 18%.

4. Посадских................................................. 93, или 4,5%.

5. Дворян и детей боярских......................... 53, или 2,5%.

В обществе образовательные реформы встречали прямое противодействие. "Не вели, государь, для означенной науки, во учиненные в Москве школы детей наших брать", - писали жители 3 губернских городов. Необходимости в образовании не испытывало практически ни одно сословие. В 1716 г. от обязательного посещения этих школ были освобождены дети дворян.

В 1720 г. поступила к царю челобитная от посадских людей - каргопольцев, устюжан, вологжан и калужан. Они жаловались, что у них "насильно берут детей, везут в города и держат в тюрьмах за караулом". Дети ничему не учатся и только теряют время. "А дети у нас дома смолоду приучаются сидеть за прилавком и посылаются со старшими по купеческим делам. Если у нас будут забирать детей, то промыслы упадут и в казенных поборах будет остановка". Правительство удовлетворило требования горожан и освободило детей "посадских людей" от обязательного обучения.

Синод потребовал, чтобы дети духовного сословия были возвращены в епархиальные школы, после чего в 14 из 42 действующих цифирных школ учеников совсем не осталось, и их пришлось закрыть. Преподаватели из провинции вернулись в математико-навигацкую школу. В уцелевших школах учились почти исключительно дети приказных.


Таким образом, из более чем 2000 первоначально набранных в цифирные школы учеников в 1727 г. осталось только 500. Приведем данные, которые во многом характеризуют низкую эффективность цифирных школ:

1. Выбыли посадские и духовные ............................... 572 (37%).

2. Бежали, отпущены в дома и не явились.................. 322 (20,8%).

3. Выучено и отпущено................................................. 302 (19,9%).

4. Безграмотных, неспособных и идиотов................... 233 (15%).

5. Взяты в разные должности ......................................... 93 (6%).

Т.е., только 395 чел., или около 20% учащихся, окончили цифирные школы; из них лишь 93 чел. (менее 0,5% всех взятых в обучение) нашли прямое применение полученных знаний - "взяты в разные должности".

Таким образом, эффективность обучения в первых относительно массовых школах России была крайне невысока, уровень математического образования определялся арифметикой и элементами геометрии.

Однако история сохранила примеры и иного рода. Организатором одной их цифирных школ был выдающийся сподвижник Петра I Василий Никитич Татищев, известный в истории отечественного образования как автор знаменитого "Разговора о пользе наук и училищ". В нем он ратует за развитие типографского дела, открытие библиотек, специально выделяет "полезные науки", к которым относит письмо, красноречие, иностранные языки, арифметику, геометрию, землемерие, механику, физику, химию. Татищев становится начальником всех уральских и сибирских заводов, основывает Екатеринбург, в котором в 1720 г. создает цифирную школу (сохранившуюся до наших дней в виде индустриального техникума). В арифметическом отделении этой школы преподавались арифметика, геометрия, логарифмические вычисления, тригонометрия, и "знаменование" (черчение и техническое рисование).

Математическое образование в цифирных школах. Как уже говорилось, в цифирных школах изучались арифметика и геометрия. Сведения о создании для цифирных школ специальных учебников не сохранились. Вполне вероятно, что их просто не было, и единственным источником математических знаний, по всей видимости, служил учитель.

Разделения на классы во многих школах также не было, и нередко один учитель одновременно вел занятия с группой в 20-30 учеников, изучавших совершенно разные предметы. Идеальным в классе считалось такое положение, когда каждый зубрил свою часть предмета вслух, согласованного хора при этом, естественно, не было. Учитель, уверенный, что все заняты делом, мог спокойно отдаться собственным занятиям.



Сохранились сведения об обучении математике в цифирной школе в Переяславле Рязанском в 1727 г. Из 32 учеников 11 проходили нумерацию, 5 - сложение, 1 - вычитание, 3 - умножение, 5 - деление, 3 - тройные правила, 2 - десятичные дроби, 1 - геометрию, 1 - плоскую тригонометрию. Отсутствовали не только доказательства, но и внятные объяснения: учитель лишь формулировал основные определения и правила и разбирал решения типовых задач. Речь о развитии вообще не шла. Ученик должен был знать на память ряд правил и решать задачи, попадающие в сферу их действия. По словам известного историка математики А.П. Юшкевича, «нет нужды критиковать очевидные недостатки таких педагогических приемов».

Следует отметить, что такие же приемы обучения в это время широко практиковались в учебной математической литературе и школе подавляющего большинства развитых европейских стран. Более того, общеобразовательные средние школы Западной Европы, являясь преемниками латинских школ, имели по преимуществу классическое направление и находились под прямым влиянием духовенства, поэтому математика там была не в почете. Так, в знаменитом Итонском колледже (Англия) обязательный курс математики был введен лишь в 1851 г. Известно высказывание проф. Бриля, который утверждает, что в конце XVIII века "... математика в немецких гимназиях была чуждым элементом", ее терпели только в форме числового счета.

Учебные пособия по математике. Как уже говорилось, в историко-математической и историко-педагогической литературе отсутствуют сведения о математических учебных книгах, которые бы использовались в цифирных школах. Так как учителями математики в них были выпускники математико-навигацкой школы, естественно предположить, что они пользовались теми же учебниками, по которым обучались сами, то есть «Арифметикой» Магницкого, «Приемами циркуля и линейки» Брюса, отбирая из них доступный для начального обучения математике материал.

Сохранились и описаны конспекты по математике той эпохи. По их содержанию можно судить о математических знаниях, фактически сообщавшихся ученикам. Ряд таких конспектов, наиболее ранние из которых относятся к 1703 г., изучил В.В. Бобынин. Все они довольно сходны. А.П. Юшкевич описал один из них, относящийся, по-видимому, к третьему десятилетию XVIII в. Описанный экземпляр представляет собой толстую тетрадь, переплетенную в солидный переплет и снабженную тщательно выполненными чертежами, часть из которых дана на вкладных листах. Математике в ней отведено 145 двойных страниц. В арифметической части, явно составленной по Магницкому, конспект доходит до тройных правил включительно.


Раздел геометрии открывается рассуждениями о практической и теоретической геометрии из "Приемов циркуля и линейки", за которыми следуют определения. Далее приводятся решения важнейших задач на построение и измерение фигур.

Сохранились сведения о рукописных конспектах самого начала «Арифметики» Магницкого, составленных учениками навигацкой школы. Об этом пишет А.П. Юшкевич: «Арифметику» Л.Ф. Магницкого «изучали много и прилежно, о чем свидетельствуют многочисленные сохранившиеся списки книги» [5, С.5]. Такие конспекты охватывали обычно не более четырех действий арифметики и вполне могли использоваться в цифирных школах.

Трудности обучения. Как видно из приведенных выше данных, около 15% учащихся бежали из цифирных школ, несмотря на то, что за неявку в школу нередко сажали в тюрьму, на цепь. Причины этого весьма разнообразны и связаны прежде всего с новизной дела школьного образования. Назовем основные из них.

Первая группа причин связана с противодействием общества образовательным реформам. Население, как уже говорилось, неохотно отпускало своих детей в школы, так как это резко меняло старинный жизненный уклад, обычаи, привычки. Школьный режим был чрезвычайно жесток: за плохие успехи и нерадивость следовали телесные наказания. Сохранилось даже такое популярное в школе того времени двустишие:

«Розга ум вострит, память возбуждает

И волю злую к благу прилагает»

Дворяне весьма неохотно обучали своих детей в школе: «русского барича», избалованного с малых лет приставленными к нему крепостными слугами, презиравшего всякий "холопский" труд, имевшего отвращение ко всякой "иноземщине", к числу которой причислялись прежде всего науки, отпугивала и сама школа, и перспектива государственной службы.

Вторая группа причин обусловлена тем, что система обучения в школах только складывалась. Недоставало учебников и других книг, таблиц, инструментов. Учителя, естественно, не имели специальной подготовки для работы в школе. Методика преподавания математики отсутствовала как на теоретическом, так и на практическом уровне. Мало разработана была русская научная, в том числе математическая, терминология, с живой речью еще не слившаяся.

И все же полное или неполное образование в государственных школах петровского времени получили первые сотни и даже тысячи русских людей.

Роль цифирных школ в отечественном математическом образовании. Профессиональная направленность школ в начале XVIII в. обусловила особое внимание к изучению в них математики. Тем более, что все
прикладные науки считались, в сущности, ответвлениями прикладной математики, для овладения которой следовало предварительно изучить теоретическую математику. Поэтому первым типом русской школы и были цифирные школы.

Несмотря на их невысокую эффективность, совершенно несомненна роль цифирных школ в распространении математического просвещения в России. Более того, вследствие той конкуренции, которая возникла между цифирными и епархиальными школами, математическое образование проникло и в них: Синод решил ввести преподавание в семинариях «как арифметики, так и нужнейшей части геометрии, дабы они обеих вышеозначенных и церкви и гражданству потребных наук были искусны и тем оба определения, то есть и прежде состоявшееся о арифметическом и геометрическом учении Его Императорского Величества указы и изложенное потом о свойственной науке синодальное установление исполнили бы».

Таким образом, благодаря цифирным школам математика стала основным предметом во всех типах школ первой четверти XVIII в.
Пушкарская школа.

В 1701 г. в Москве на новом пушечном дворе учреждается артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». Руководителем этой школы был Я.В. Брюс. В 1701 -1704 гг. в школе обучалось от 250 до 300 юношей, принадлежавших к разным сословиям и находившихся на государственном содержании.

Инженерная школа.

В 1703 г. открылась Московская инженерная школа. В 1712 г. контингент ее учащихся был определен в 100-150 человек. Учащиеся сначала изучали арифметику и геометрию, для чего их нередко посылали в Школу математических и навигацких наук, а затем фортификацию.

Медицинское образование.

Высшие медицинские учебные заведения России в 18 веке, готовившие врачей гл. обр. для армии и флота.

Первая попытка подготовки отечественных врачей относится к 17 веке, когда в 1654 г. при Аптекарском приказе была организована лекарская школа, просуществовавшая недолго и подготовившая лишь несколько десятков лекарей.

Экономическое и политическое развитие России в 18 веке, создание регулярной армии и военно-морского флота потребовали создания организованной медицинской службы и увеличения числа врачей.