ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Система управления образования помогает педагогам посредством организации курсов, мастер-классов, конференций овладеть углублённым пониманием профессиональных и педагогических проблем. Управление образования дает возможность повышать свою квалификацию, это система как эффективный фактор развития личностного и профессионального роста каждого педагога города.
Управление образования проводит мониторинг, анализ программ, законодательных документов, давая рекомендации для коллектива и индивидуального стиля воспитателя или педагога.
Образ и стиль педагога должны быть направлены, в первую очередь, на систематизацию, обобщение знаний, полученных в вузе. Однако для систематического осуществления работы следует включать постоянно дополнительный материал для самообразования, поэтому так важно придерживаться документов, поступающих из управления образования.
Актуальность системы управления подтверждается запросами общества и профессии педагога, новыми стандартами образования. Сегодня анализ социально-педагогической ситуации в стране говорит о то, что учащиеся и учителя живут в различных регионах страны, есть разный уровень развития школ, СПО и вузов, различные программы и учебники, пространство страны огромное, поэтом стандартизация образования позволяет ученикам из дальних регионов проявить себя посредством ЕГЭ и олимпиад, спортивных соревнований. Учитель сегодня в образовании решает множество задач, в помощь ему создаются ФГОС, которые дают возможность сосредоточиться в процессе обучения и воспитания. Поэтому система управления образованием призвана правильно интерпретировать стандарты образования страны и региона.
Основной целью управления образования является выявить индивидуальную успешную конструктивную траекторию развития стиля педагога в качестве руководителя, учителя, воспитателя, классного руководителя. Этого возможно добиться только посредством личностного профессионального роста специалиста в своем деле, посредством координации, наставничества со стороны системы образования города.
На наш взгляд, основными критериями оптимальности развития ОУ с учетом регламента системы управления образования являются:
Мажорная тональность отношений в коллективе, его сплочённость.
Удовлетворенность участников педагогического процесса собственной деятельностью.
Единство администрации и коллектива в понимании задач, стоящих перед образовательным учреждением, и способы их решения.
Достижения каждого человека замечаются и своевременно стимулируются.
Наличие совместно выработанной программы развития образовательного учреждения, готовность коллектива к её выполнению.
Создание администрацией образовательного учреждения условий для успеха каждого члена коллектива.
Дозирование нагрузки педагогов, осуществление психологической поддержки со стороны администрации.
Считаем важным создание схемы педагогического процесса с точки зрения ФГОС и системы управления образования:
-
приоритетное развитие общекультурных компонентов, -
системно-деятельностный подход, -
личностно-ориентированные методы, -
ориентация на освоение социального опыта, универсальных учебных действий, -
обеспечение полноценного, гармоничного развития каждого ребенка, -
мобильность и конструктивность процессов воспитания и образования, -
принцип разностороннего воспитания и обучения.
Новые стандарты образования, новая редакция закона об образовании дает ориентиры для построения занятия в образовательном учреждении.
Управление образования учит видеть не просто образовательные задачи, а строить их эффективно и лаконично с точки зрения индивидуального и дифференцированного подходов к коллективу педагогов.
Сегодня проблема конкурентоспособности государственных организаций актуальна, как некогда, так как современные стандарты образования целью ставят активность личности воспитанника, системно-деятельностный подход является ведущим в образовании, а само общество постоянно требует мобильности, информационной обогащенности и креативности деятельности и от воспитанников, и от педагогов – во всем этом помогает система управления образования.
Управление образование призвано развивать инфраструктуру содействия и помощи родителям и педагогам: психологические центры, центры одаренности, экологические центры, центры детского творчества.
Управление образование помогает согласовать действия в отношении воспитания и образования каждого ребенка города. Для организации и полноценного функционирования учебно-воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Возможности совершенствования целостного педагогического процесса начинаются с ценностных ориентиров, которые задаются системой управления образования, в петровскую эпоху данной системы не было, не было осознания важности системы ценностей и системы управления образованием.
Школа математических и навигацких наук
одно из первых в России государственных учебных заведений, положивших начало системе инженерного.-технического и военного образования. Предназначалась для подготовки специалистов военно-морского флота, судостроителей, геодезистов, инженеров и др. Основана 14(25).01.1701 в Москве по указу Петра I. Заведовать ею царь поручил Ф. А. Головину, непосредственно руководителем школы стал Я. В. Брюс. В школу принимали "добровольно хотящих", а также набирали принудительно мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 17 - 20 лет из дворян и "разных чинов": приказных, посадских, церковнослужителей и др. Неимущим выдавали деньги на "корм" в зависимости от изучаемого предмета и успехов в его усвоении. Контингент учащихся сначала был определен в 200 человек, но впоследствии вырос до 500 и более. Так, в 1712 г. в школе училось 538 человек. В школе были установлены строгие порядки, за нарушение которых школьников наказывали штрафами и розгами. Для преподавания специальных математических и навигационных наук в Москву из Англии были приглашены профессор А.Д. Фарварсон, ставший директором этой школы, и специалисты по морским наукам С. Гвин и Р. Грейс. Фарварсон, крупный знаток своего дела, оказал известное влияние на постановку математического и морского образования в России. Душой школы был один из образованнейших людей своего времени, выдающийся русский математик Леонтий Филиппович Магницкий, который с большим успехом вел преподавание математических предметов. Он же ведал и всей учебно-воспитательной работой школы. В Школе математических и навигацких наук занятия начинались с изучения российской грамоты и счета в подготовительных классах, поучивших название "русской школы". Затем в математических классах («цифирной школе») учащиеся овладевали знаниями по арифметике, геметрии, тригонометрии плоской и сферической. В старших, навигаторских классах обучали навигации, морской астрономии, географии (главным образом математической), геодезии, фехтованию. Большинство учащихся, главным образом недворянского происхождения, ограничивалось прохождением русской и цифирной школ и поступлением на службу. Как правило, только дворянские дети продолжали обучаться навигаторской науке в высших классах. В школе была принята классно - предметная группировка учащихся: учебные предметы изучались последовательно, по мере выучки учеников переводили "из одной науки в другую", а из школы выпускали по мере готовности к делу или по требованию различных ведомств. На вакантные места сразу же принимались новые ученики. Определенных сроков приема и выпуска учащихся тогда еще не было. Учебники и учебные пособия выдавались ученикам для постоянного пользования. В обучении применялись наглядные пособия: глобус, географические карты, таблицы, приборы и инструменты. Для занятий по астрономии была оборудована обсерватория, где имелся лучший для того времени телескоп. Здесь под руководством Л.Ф. Магницкого и А.Д. Фарварсона велись астрономические наблюдения. Большое внимание обращалось на практическую подготовку учащихся к мореплаванию и геодезическим работам. Навигаторы проходили практику на морских кораблях ежегодно от февраля до октября. Для повышения общей культуры будущих навигаторов при школе был устроен театр. Группа актеров, выписанная из Данцига, вместе с учениками устраивала спектакли. Окончивших школу определяли во флот, направляли в артиллерию, гвардию, назначали инженерами, топографами, учителями, а также посылали учиться за границу. Важное государственное значение Школы математических и навигацких наук было особо подчеркнуто в указе Петра I 1710 г., в котором говорилось: "Школа оная не только потребна к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству.".
Учиться было трудно потому, что преподаватели не знали русского языка, учебники, хотя и были переведены на русский язык, были написаны так непонятно, что их невозможно было пересказать своими словами, приходилось учить наизусть. Но, несмотря на все трудности, число офицеров, выпущенных русскими школами, год от года росло и уже к 20-тым годам ХVIII в. Россия перестала приглашать иностранцев служить во флоте, ибо «своих русских офицеров довольно есть». Окончивших школу определяли во флот, направляли в артиллерию, гвардию, назначали инженерами, топографами, учителями, а также посылали учиться за границу. Важное государственное значение Школы математических и навигацких наук было особо подчеркнуто в указе Петра I 1710 г., в котором говорилось: «Школа оная не только потребна к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству...».
Морская академия
В 1715 г. старшие классы навигацкой школы были переведены в Петербург, и на их базе была создана Морская академия. Она функционировала на основе строгой дисциплины, как военно-учебное заведение. Петр приказал «для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат, а быть им по человеку в каждой камере для учения, и иметь хлыст в руках, а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным бить, не смотря, какой бы он фамилии не был».
Морская академия создавалась по образцу французских морских училищ - как привилегированное военное учебное заведение. Принимать в нее полагалось исключительно "молодых шляхтичей" (дворянских детей), но при Петре I в академии обучались дети и других сословий. Учащиеся считались призванными на военную службу и составляли, "морскую гвардию", разделенную на шесть бригад по 50 человек. Во главе бригад стояли офицеры, называемые "командирами морской гвардии". Воспитанники имели ружья, обучались строю и несли караульную службу. Вся жизнь академии была организована на основе составленной для нее инструкции, которая требовала соблюдения твердого режима и строгой военной дисциплины. Учащихся за проступки подвергали телесным наказаниям. При отпусках с них брали подписку, что в случае неявки в срок виновный будет отправлен на каторжные работы, а за побег подвергнется смертной казни. По инициативе А.Л. Нарышкина в Морской академии было введено практическое изучение корабельной архитектуры, для чего учащиеся построили модель корабля. Для практического изучения морского дела учащиеся принимали участие в морских походах. Академия подготовила в XVIII в.
много крупных специалистов флота, при ней проходили практику морские гвардейцы и геодезисты. Из воспитанников академии отбирались учителя для цифирных, адмиралтейских и гарнизонных школ. По инициативе А.Л. Нарышкина в Морской академии было введено практическое изучение корабельной архитектуры, для чего учащиеся построили модель корабля. Для практического изучения морского дела учащиеся принимали участие в морских походах.
Академия подготовила в XVIII в. много крупных специалистов флота, при ней проходили практику морские гвардейцы и геодезисты. Из воспитанников академии отбирались учителя для цифирных, адмиралтейских и гарнизонных школ.
При участии Морской академии снаряжались первые географические и гидрографические экспедиции.
Цифирные и гарнизонные школы
В 1714 г. специальным указом в губернских городах были учреждены так называемые "цифирные" школы (цифирью в то время называлось то, что мы сейчас считаем элементарной математикой) при архиерейских домах и крупных монастырях. В соответствии с этим указом "наука цифирная" объявляется обязательной. Итак, 1714 г. можно считать годом, начиная с которого математическое образование получило статус обязательного.
Состав учащихся этих школ определялся также указом и предполагался достаточно разнородным: "во всех губерниях, дворянских и приказного чина, дьячих и подьяческих детей, от 10 до 15 лет, опричь однодворцев, учить цифири и некоторую часть геометрии". Учреждаемым школам велено было отвести помещения в архиерейских домах и монастырях в том числе и для выполнения неких контрольных функций: "Учение полагалось бесплатным, но, по окончании учения, при выдаче свидетельств, учитель имел право брать по рублю за каждого ученика. Без такого свидетельства нельзя было жениться".
Преподавательский состав. Математико-навигацкая школа в определенном плане играла роль учительской семинарии, поскольку ее ученики посылались в качестве учителей в матросские портовые школы. Но более всего математико-навигацкая школа прославилась в истории отечественного школьного математического образования тем, что подготовила первых учителей для цифирных школ. В год перевода ее из Москвы в Петербург царь Петр распорядился разослать в губернии по 2 ученика навигацкой школы, выучивших геометрию и географию, "для науки молодых ребяток из всяких чинов людей".
Заметим, что именно с созданием цифирных школ связана первая фуркация отечественного образования - разделение массового образования в России на 2 типа: духовное образование, история которого началась значительно ранее и которой мы не касаемся, и светское. "Низшая светская школа давала предварительные математические сведения, низшая духовная - познания словесные". Таким образом, начальное духовное образование было во многом гуманитарным, начальное светское образование имело ярко выраженный математический характер, что отразилось даже в названии школ - "цифирные".