Файл: Детская литература как условие развития воссоздающего воображения дошкольников Курсовая работа.doc
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-15% из 12 испытуемых в своих работах использовали два цвета.
-35% - использовали четыре цвета.
-25% - использовали пять цветов.
-10% - использовали в работе шесть цветов.
-10% - восемь разных цветов.
-5% - использовали 9 разных цветов.
Цвет оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональное восприятие ребенка (20% - рисуют с интересом, увлеченно; 20% - в процессе рисования задумываются на некоторое время; 15% - в ходе рисования улыбаются, проявляют удовольствие).
Анализ поведения и эмоций.
Не все дети сразу приступили к работе. Это выражалось так:
-20 % необходимо подумать, прежде чем приступить к работе. У этих детей образы создаются медленно. Работали дольше, чем остальные дети. 35% детей во время выполняют задания сосредоточенно, старательно.
-15% - эмоции во время работы не проявляли, хотя в рисунках используют яркие цвета.
-35% - после выполнения устало вздохнули, заулыбались, довольные проделанной работой.
Анализируя эмоциональный отклик детей важно отметить, что равнодушного отношения в этой группе детей не наблюдалось. 85% детей проявляли свои эмоции, у 15% такого проявления не наблюдалось.
В процессе рисования дети вели себя по-разному:
-15% испытуемых детей комментировали свои рисунки в процессе рисования. Этим проявляется их эмоциональный интерес к рисованию.
-75% из 12 детей рисуют молча, их увлекает сам процесс рисования лица детей сосредоточенные, серьезные, увлеченные. Погружены в свой мир рисунка. Эгоцентрическая речь подверглась интериоризации, превращаясь во внутреннюю речь и в этой форме сохраняя свою планирующую функцию.
-10% из испытуемых детей в процессе рисования произносили фразы не относящиеся к сказке, такие как:
1. – А у меня скоро день рождения.
2. – У моего дедушки есть собака. Его зовут Рекс.
Вывод:
В результате проведенных анализов удалось установить, что дети справились с предложенным заданием. Каждый по-своему воссоздал образы, проявляя оригинальность. Но выделяется общая закономерность, подтверждающая гипотезу о том, что воссоздающее воображение в речевой деятельности превалирует по отношению к воссоздающему воображению в изобразительной деятельности. Дети выделяли в рисунке образы, произведшие на них большее впечатление и интерес; сюжет каждый воссоздал по-своему, выделив наиболее значимый и запомнившийся объект. А рассказы детей подробно отображали сюжетную линию, композицию, описывали эмоциональные отношения главных героев друг к другу и к ситуации в целом. Что дает более полное воссоздание целостности и приближенности к оригиналу сказки.
2.4. Программа формирующего эксперимента
Методика реализации программы
Данная программа рассчитана на 6 часов и состоит из трех последовательных циклов, каждый из которых преследует определенную цель. Занятия проводятся как в помещении, так и на свежем воздухе и включают самые различные формы работы: упражнения, задания, экскурсии, викторины, тренинги и пр.
Первый цикл занятий рассчитан на развитие воссоздающего воображения. Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.
Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.
Первый цикл программы является подготовительным. Он позволяет получить общее представление о степени развития воображения группы и подготовить соответствующую почву для перехода к более сложным заданиям.
Второй цикл – это проведение психологических тестов, выявляющих уровень развития воображения каждого ребенка из группы, его индивидуальной способности к поиску нетривиальных (творческих) решений. С учетом того, что все тесты второго этапа предполагают индивидуальную работу с каждым ребенком из группы, а время, отведенное для реализации программы, ограничено, можно предложить родителям протестировать детей дома, после чего представить психологу (воспитателю) полученные результаты.
Третий, завершающий цикл представляет собой групповые занятия. Все мероприятия данного этапа предполагают равноценное участие в них группы детей и не носят характера соперничества. Основная задача последнего этапа – коллективные фантазия и творчество.
Занятие 1. Развитие воссоздающего воображения.
Цель занятия: развитие у детей умения создавать образы по словесному описанию.
1 часть. Игра «Правда — выдумка» (30 мин.).
Кратко описывается какая-нибудь ситуация. Ребенок должен описать ее подробнее и так, чтобы было ясно, правда это или выдумка. Например, ситуацию «Машина мигала фарами» ребенок может описать как реальность, рассказав о машине, ее внешнем виде, технических характеристиках и т.п., а может — как фантазию: «Машина мигала фарами. Так она рассказывала другим машинам в гараже о том, что она сегодня видела».
2 часть. Детям зачитывается описание внешности какого-либо героя. Предлагается нарисовать этого героя (30 мин.).
Литература: Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.— М., 1997. – 220 с.
Материалы: листы писчей бумаги формата А4, простые карандаши.
Занятие 2. Развитие воссоздающего воображения.
Цель занятия: развитие умения у детей создавать образ целого по его части, детали.
1 часть. Игра «Угадай откуда» (20 мин.).
Для игры необходимо подготовить несколько картинок в двух экземплярах. Одна картинка из каждой пары остается целой, а другая разрезается на части (в зависимости от возраста детей количество частей может варьироваться — от 4 до 32). При этом разрезать надо так, чтобы по отдельному фрагменту было достаточно трудно представить, что именно изображено.
Во время игры перед ребенком выкладываются целые картинки и разрезанные кусочки. Ему предлагают угадать, от какой картинки тот или иной кусочек.
2 часть. «Составь фигуру из элементов» (40 мин.).
Это упражнение можно использовать как в индивидуальной работе с ребенком, так и в работе с группой детей. Ребенку предлагается картинка, на которой нарисованы треугольник, круг, прямоугольник, трапеция. Предлагается составить из этих фигур лицо, клоуна, домик, кошку, дождь. Каждую фигуру можно использовать любое число раз, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. При работе с группой эти фигуры рисуются на доске. Материал задания представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Графический материал к заданию «Составь фигуру из элементов»
Для младших детей фигуры можно вырезать и составлять из них картинки. Можно предложить детям поменять фигуры, добавить собственные, придумать целую картину, а потом составить по ней рассказ.
Литература: Никольская И. М., Бардиер Г. Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. — СПб.; Рига, 1996.
Материалы: набор одинаковых картинок в 2-х экземплярах каждая (могут быть распечатаны на принтере) – в зависимости от количества детей, пластиковая доска и фломастер (для работы с группой) или набор картонных фигур для раздачи детям.
Занятие 3. Развитие воссоздающего воображения.
Цель занятия: развитие умения у детей воссоздавать образ, пользуясь схемой, картой, другими видами символического изображения
1 часть. Игра «Путешествие по географической карте» (40 мин.).
Каждому ребенку дается карта — туристская маршрутная схема с изображением какой-либо реки. По берегам реки нанесены схематические изображения городов, деревень, железной дороги, мостов и пр. Детям говорят: «Видишь, по реке плывет теплоход. Представь себе, что ты стоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всем, что ты видишь и чувствуешь, расскажи, пожалуйста, мне».
Эту методику можно использовать и для того, чтобы определить, как у ребенка развито воображение и умение вербализовать, описывать словесно возникающие образы.
2 часть. «Конструктор» (20 мин.).
Материалом для упражнения может служить любой конструктор — строительный, механический и т.п. Детям даются детали и схема изделия, по которой они должны собрать определенную конструкцию (для маленьких детей это могут быть знакомые предметы — дом, качели, машинка).
Литература: Никольская И. М., Бардиер Г. Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. — СПб.; Рига, 1996.
Материалы: набор маршрутных карт, можно использовать карты России, ХМАО, для одновременного патриотического воспитания, набор конструкторов. Наилучшим выбором может стать использование строительных пластин «LEGO», так как они наиболее универсальны с точки зрения конструирования.
Рис. 2. Пример конструктора («LEGO») для упражнения «Конструктор»
Занятие 4. Индивидуальная диагностика уровня воображения.
Цель занятия: выявление уровня развития способности к преобразованию исходной целостности путем разрешения противоречия (умение видеть целое раньше частей), оценка способности к переносу специфических свойств знакомого предмета в новую (сказочную) ситуацию.
1 часть. «Странная картинка» (20 мин.).
Инструкция к проведению. Ребенку предъявляется картинка с изображением человечка, над головой которого одновременно сияет солнце и светит луна со звездами (солнце и луна со звездами отделены друг от друга некоторым расстоянием). Психолог говорит ребенку: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи: что здесь нарисовано?» После того как ребенок ответил, ему задается другой вопрос: «Как ты думаешь, правильно ли нарисована эта картинка, или же художник что-то напутал? Так может быть?» Если ребенок считает картинку «неправильной», то психолог предлагает ему объяснить и показать, как сделать ее «правильной». (Использование карандаша не является обязательным, если сам ребенок не обращается к нему.)
Обработка данных. В ходе обследования фиксируются особенности подхода ребенка к содержащемуся в задании противоречию. Решения оцениваются по четырехбалльной системе:
* Ребенок считает картинку правильной, игнорируя имеющееся в ней противоречие, — 0 баллов.
* Ребенок видит противоречие, но не знает, как его устранить и тем самым исправить картинку, — 1 балл.
* Ребенок замечает противоречие и пытается его избежать путем разрушения целостного изображения, разделения одной картинки на две. При этом он предлагает разделить линией человечка и «небесные тела» или разбить изображение на два сектора, в одном из которых окажется человечек и солнце, а в другом — луна со звездами (и наоборот). Возможен более простой вариант ответа: стереть (зачеркнуть) либо солнце, либо луну со звездами — 2 балла.
* Ребенок предлагает переделать рисунок так, чтобы одни элементы изображения остались прежними, а другие были превращены в нечто принципиально иное, например: из звезд сделать птичек, из луны — мячик; солнце — оставить; луну — оставить, а из солнца сделать фонарь — 3 балла.
* Ребенок творчески преобразует целостное изображение. Он предлагает вписать «небесные тела» в рамки или овалы, «тогда это будут картинки, которые могут висеть на стене комнаты, где живет человечек». Таким же способом, по мнению ребенка, можно превратить солнце в «картинку на стене», а луну со звездами — в «вид из окна». То есть ребенком создается целостный контекст ситуации — «комната». Возможен и другой вариант: дорисовать шарик, на котором будет изображена луна со звездами, а человечек будет с ним гулять под солнцем — 4 балла.
Примечание. Некоторые дети могут считать картинку «правильной», ссылаясь на то, что они видели, как солнце и луна одновременно находятся на небосклоне. В этом случае следует обратить внимание ребенка на то, что расстояние между ними на картинке слишком маленькое (т.е. оно не эквивалентно наблюдаемому в действительности).
2 часть. «Сказка про чернильницу» (40 мин.).
Инструкция к проведению. Психолог рассказывает ребенку сказку: «В одной деревне жил старенький доктор. Все его очень любили, так как он был добрый и хорошо лечил больных. Как-то летом крестьяне ушли работать в поле. Вдруг прибегает человек из соседней деревни и зовет доктора к маленькому мальчику, который сильно заболел. Доктор быстро собрался в дорогу, но не знал, как ему поступить со своим домиком: дверь у него не запиралась, в деревне никого не оставалось, а у него не было даже собаки, которая могла бы посторожить дом. Тогда доктор попросил посторожить дом большую чернильницу, что жила у него на столе. Удивилась чернильница. Говорит: «Не мое это дело — дом сторожить». Но ничего ей не оставалось, как подчиниться хозяину.