Файл: Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новокулындинская средняя общеобразовательная школа»
Чистоозерного района Новосибирской области
Обобщение передового педагогического опыта по теме
«Развитие коммуникативных
компетенций на уроках
русского языка и литературы»
Автор опыта: учитель
русского языка и литературы
Павлюк Инга Александровна
2018 г.
Информация об опыте
Тема: «Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы»
1) Сведения об авторе опыта
ФИО: Павлюк Инга Александровна
Год рождения: 1977
Образование: высшее, Новосибирский государственный педагогический институт 1999 г. Специальность Филология
Квалификационная категория и год присвоения: первая, ноябрь 2012 г.
Общий стаж работы: 14 лет
Адрес: Новосибирская область, Чистоозерный район, с. Новая Кулында, ул. Молодёжная д.30, кв.2
Контактный телефон: 8(913)469-09-26
2) Сведения о том, какими материалами представлен опыт, их точное местонахождение
Материал представлен в форме текстового описания с приложениями в бумажном и электронном видах.
3) Формы внедрения и пропаганды передового педагогического опыта
Выступление на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла в рамках обобщения опыта работы по теме «Метапредметный подход в преподавании русского языка и литературы»
Рецензия
на обобщение передового педагогического опыта
учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Новокулындинская средняя общеобразовательная школа»
Чистоозерного района Новосибирской области
Павлюк Инги Александровны
по теме «Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы».
Цель обобщения опыта: повышение уровня мастерства педагога, стимулирование к творчеству и профессиональному росту в условиях модернизации образования.
Учителем подготовлены методические материалы, которые отражают:
-
информацию об опыте; -
условия возникновения, становления опыта; -
актуальность опыта; -
ведущую педагогическую идею опыта; -
диапазон опыта; -
теоретическую базу опыта; -
новизну опыта; -
результативность; -
приложения.
Центральное место в работе занимает деятельностный подход и коммуникативная направленность обучения – цель, которых создание условий на уроках русского языка и литературы для воспитания интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве, готовой к самореализации в обществе.
Тема актуальна с точки зрения современного подхода к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в школе. Актуальность выбора темы работы диктуется потребностью современного общества во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи; способной к порождению множества разнообразных высказываний, осознанному и ответственному выбору в различных ситуациях; стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в воспитании у школьников коммуникативной компетенции, которая создает положительную мотивацию учения, а значит, способствует повышению эффективности и качеству знаний учащихся.
Работа по обобщению опыта достаточно полно, научно, содержательно раскрывает данную тему. Теоретические положения подкреплены примерами из практической деятельности учителя.
Инга Александровна показала себя учителем, владеющим теорией и методикой преподавания русского языка и литературы. Систематическая работа по данной теме способствует формированию умений и навыков речевого общения во всех его видах – чтении, говорении, письме, аудировании. Учитель осуществляет обучение и воспитание с учетом специфики предмета, способствует формированию общей культуры учащихся. Развивает творческие способности учащихся, осуществляет внутрипредметные и межпредметные связи, кропотливо подбирает материал, способный заинтересовать детей.
В представленной работе приводятся и анализируются виды работ, образцы заданий, которые дают возможность учащимся развивать коммуникативные способности. Описываются различные формы работы с учащимися, позволяющие использовать коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы. Все виды компетенции, сформированные у обучающихся в результате работы, проявляются при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Целостное описание опыта соответствует критериям передового педагогического опыта, основополагающим положениям педагогики и психологии. К опыту представлены материалы приложений, которые в полной мере отражают специфику проводимой работы, помогают оценить практическую значимость опыта. Представленная работа окажется полезным пособием для учителей русского языка и литературы.
Зам. директора по УВР МКОУ Новокулындинская СОШ Е.А. Малышок
Аннотация
Язык, литература - важнейшие национальные ценности России, поэтому «Русский язык» и «Литература» как ведущие гуманитарные предметы в российской школе содействуют формированию разносторонне развитой, гармоничной личности. Они в большей степени способствуют воспитанию высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Одной из приоритетных задач для реализации этой цели является обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и формирование универсальных учебных действий. Среди них особенно важны коммуникативные, так как владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются главными характеристиками личности, которые во многом определяют высокие достижения практически во всех областях.
Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении и формировании уровня речевой культуры обучающихся, которая способствует формированию личности, способной грамотно строить взаимоотношения с государством, обществом, другими людьми.
Содержание
Введение ………………………..……………………………………………...……7
Глава 1. Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы ………………………………………………………..….….…8
-
Теоретическая база опыта…………………………………………………...…8
1.2. Актуальность проекта ………………………………………….......................11
1.3. Понятие и сущность коммуникативной компетенции …………………..….12
1.4. Условия возникновения и становления опыта …………………………..….15
1.5. Новизна опыта…………………………………………………………..…….15
Глава 2. Технологии, методы и приемы, формы обучения, применяемые на уроках русского языка с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся…………………………………………………………………………….172.1. Работа с текстом как наиболее эффективная форма, способствующая развитию коммуникативных компетенций…………………………………..…..17
2.2. Интегрированные уроки как возможность для самореализации обучающегося, его коммуникативных и творческих способностей……...……..26
2.3. Дискуссия………………………………………………………………..……..28
2.4Применение кейс-технологии на уроках русского языка и литературы….…30
Заключение ……………………...………...………………………………………32
Литература…………………………………………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» подчёркивается: «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». В соответствии с этим определена основная цель – обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.
Изменения, происходящие в стране, в обществе затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и ученики, родители и, конечно, мы, педагоги. Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – помочь учащимся овладеть набором ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной и прочих сферах.
Одним из приоритетных направлений является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию. Поэтому тему систематизации опыта считаю актуальной.
Проблема – недостаточное умение учащимися использовать языковой материал в соответствии с контекстом, организовывать речь, слушать собеседника, поддерживать беседу мешает формированию коммуникативных компетенций.
Цель: создание условий на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативных компетенций и активного развития творческой личности, способной к самореализации в обществе.
Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:
отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;
обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
учить интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.
Глава 1.
Формирование коммуникативных компетенций на уроках
русского языка и литературы
-
Теоретическая база опыта.
Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Происходящие в нашей стране изменения в области целей образования ставят перед учителем задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретающих необходимые знания, применяющих их на практике для решения разнообразных проблем. Выпускник должен самостоятельно и критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; творчески мыслить; грамотно работать с информацией. Он должен быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Соответственно на современном этапе развития образования преподавание русского языка и литературы требует новых подходов к определению целей обучения. Всё шире входит в лексикон понятие «компетенция».
Прежде чем подробно говорить о ней, необходимо дать определение данному понятию.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Что же такое компетенция? Существует несколько трактовок