Файл: Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Использование текста как речеведческого понятия в качестве ключевого необходимо не только на уроках развития связной речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса, что позволяет создавать условия для интеграции курса русского языка и литературы, для усиления работы по воспитанию, духовно-нравственному развитию учащихся, для повышения их творческой активности.

При этом грамматический материал на каждом этапе изучается, обобщается и используется в речевом аспекте. Учащиеся в процессе работы над текстом анализируют лексические средства связи, проводят наблюдения над значением словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций. Анализируют смысловую и стилистическую роль порядка слов, текстообразующую и стилистическую функцию разных типов простых предложений, синонимию синтаксических конструкций, работают над лексическими и синтаксическими средствами, литературной нормой языка.

Текстоцентрический подход позволяет осуществлять развитие языковой личности учащегося через интеграцию лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. При становлении лингвистической компетенции текст используется как контекст для наблюдения, осмысления и анализа языковых единиц, их функционирования и развития в системе языка. В процессе формирования языковой компетенции текст является необходимым источником обогащения словаря и грамматического строя речи учащихся, наблюдения за целесообразностью стилистических, грамматических, интонационных, пунктуационных и других норм и приобщения к ним.

А при развитии коммуникативной компетенции ведущую роль выполняют задания, направленные на анализ свойств и структуры текста, его типа и стиля, на «создание» сочинений и изложений. Для становления культуроведческой компетенции важно осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа. Организуя работу с текстом, учитель имеет возможность развивать и совершенствовать одновременно все компетенции учащихся.

Значит, обращаться к текстам необходимо на любом уроке. Так на основе текстов можно проводить самодиктанты. Ребята должны запоминать образцовые тексты, уметь легко их воспроизводить (чаще всего такие тексты, обучающиеся заучивают дома). Образцовые тексты – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли». Часто самодиктанты используются в учебнике 5 - 6 класса под редакцией М. М. Разумовской (я работаю по этому учебнику).


В своей педагогической деятельности практикую диктанты с продолжением с 5 класса до 9 класса. (Приложение 5) Их методика была разработана Т.А. Ладыженской. Одним из достоинств такой работы, на мой взгляд, является возможность работы с образцовыми текстами разных стилей, обращения к их эстетике и стилистике при сохранении значимости задач развития речи и орфографической, пунктуационной грамотности учащихся. Творческие задания могут быть такими:

1. Написание учащимися текста, продолжающего основное содержание диктанта;

2. Создание самостоятельного текста-рассуждения, размышления по вопросу, поставленному в исходном тексте или формулируемому по его содержанию.

Если создание текста в первом случае можно расценивать как работу в авторском ключе, то написание текста-рассуждения предоставляет большой простор для выражения своего отношения к теме, для поиска аргументов, построения своих суждений, определения личностной позиции. Второе творческое задание даёт больше самостоятельности в выборе жанра высказывания (миниатюра, зарисовка, эссе, письмо), стиля, языковых средств. Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.

Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся. Особенно эффективны при развитии творческих способностей, учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов к любому тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. (Приложение 6)

В старших классах работа с текстом усложняется, становится комплексной. На уроках лучше использовать художественные и публицистические тексты, в которых раскрывается мир человеческих взаимоотношений, ставится проблема нравственного выбора. Кроме того, эти тексты должны быть образцовыми с точки зрения языка и реализации авторского замысла. Иногда можно вводить и разговорные, и официально-деловые, и научные тексты, потому что полноценное развитие указанных выше компетенций вне этих текстов и речевых ситуаций их использования невозможно.



После общего знакомства с текстом, его проблематикой, обсуждения актуальных вопросов по содержанию предлагаем учащимся задания по разным блокам (не меньше 3-4 заданий необходимо выполнить из разных блоков). Уместно использовать, например, задания из блока «Лексика» для самостоятельного исследования.

Сначала коротко обсуждаем действия, необходимые для решения конкретной задачи, то есть осуществляем планирование. Для работы в классе должны быть подготовлены разные словари, справочники, дополнительная литература, а также различные газетные и журнальные публикации.

Предлагаю фрагменты комплексной работы с текстом Д.С. Лихачева «Как говорить», которые я использую в своей педагогической деятельности. (Приложение 7)

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки учащегося в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи.

Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка писателя.

Развитию речевой деятельности, осуществлению личностного подхода к учащимся способствуют нестандартные виды уроков. Уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.
2.2. Интегрированные уроки как возможность для самореализации обучающегося, его коммуникативных и творческих способностей

Мощным стимулятором мыслительной деятельности ребёнка являются
интегрированные уроки. (Приложение 8) Они преследуют цель развития образного мышления ученика.

Наверное, опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 45 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику. В чём же преимущества интегрированного урока? Как он выглядит сегодня? Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.

Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность.

Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.

Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.

Русский язык в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи со всеми остальными учебными предметами. Сами школьники без специального обучения обычно не используют на уроках русского языка межпредметный материал из других школьных предметов. Необходимо специально развивать у учащихся потребность использования на уроках русского языка и литературы знаний по другим предметам.

На уроках межпредметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений.

Наиболее распространенной является интеграция русского языка с литературой, с биологией, историей, изобразительным искусством, музыкой, МХК. А также эти связи могут переплетаться еще теснее, где интегрируются не два предмета, а три и даже больше. Такие уроки способствуют глубокому «проникновению учащихся в слово», помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Кроме того, интегрированные уроки формируют убеждение учащихся, что они могут изучать, осмысливая, анализируя, более сложные вещи в сравнении с предлагаемыми в учебнике. Они расширяют кругозор, помогают более глубокому осознанию и усвоению программного материала, приобщают школьников к научно-исследовательской деятельности.


Я в своей педагогической деятельности использую практически постоянно интеграцию таких предметов, как русский язык, литература, история, искусство, математика (реже). Считаю, что эти уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, а, самое главное, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.  Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, напряжение учащихся за счет
переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают
познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников, способствует раскрытию его способностей.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, о многообразии мира материальной и художественной культуры.

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в
различных предметах, часто на таких уроках использую такой метод, как дискуссия.