Файл: Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения.
Работая в 5 классе, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно общаться друг с другом. Ребята затрудняются в создании самостоятельных устных и письменных высказываний.
В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
Содержание опыта работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы» помогает преодолеть вышеназванное противоречие.
Глава 2.
Технологии, методы и приемы, формы обучения,
применяемые на уроках русского языка с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся
2.1. Работа с текстом как наиболее эффективная форма, способствующая развитию коммуникативных компетенций
Деятельность ребёнка при изучении родной речи должна выстраиваться как деятельность по преобразованию собственного языка, так и деятельность, направленная на собственное языковое развитие.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. К этому процессу я подхожу обдуманно, строя каждый урок на взаимопонимании, сопереживании, сотрудничестве, даю положительную оценку знаний, поощряю действия учащихся, их самостоятельность, неординарные мысли и высказывания, предлагаю дифференцированную помощь, предоставляю право выбора задания, право на ошибку. При подготовке к уроку тщательно отбираю материал – фактический, теоретический, практический.
Формулировка темы урока – самый сложный момент, так как должен мотивировать учеников, вызвать желание работать. Иду на урок не просто с темой, а обозначаю в ней проблему. Стараюсь придумывать яркое и броское название урока, которое предполагает, что речь пойдет о той или иной теме, проблеме, ценности. Например, урок - повторение пройденной темы в 5 классе «Всем нам при общении поможет обращение», уроки развития речи в 8 классе «Будем добры и милосердны», в 6 классе «Лиричный пейзаж», урок подготовки к сочинению-рассуждению в 10 классе «Родительская любовь - единственное бескорыстное чувство на свете», урок в 11 классе «Современные фильмы: герои, символика, смысл».
На уроках русского языка и литературы большое внимание уделяю работе с текстом. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
-
коммуникативные и игровые ситуации. -
различные виды диктантов; -
самодиктанты»; -
работа с текстами-миниатюрами; -
составление синквейнов к тексту, произведениям искусства; -
комплексная работа с текстом; -
лингвостилистический анализ текста; -
сочинение-рассуждение; -
редактирование текста.
Овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Одной из них признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует их самостоятельно, а также использует те задания, которые предлагаются в учебниках по русскому языку. Приведу пример: «Вы экскурсоводы, ведете экскурсию. Стараетесь описать картину ярко, образно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Для создания устного текста отводится 20 минут. Затем проводится конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Далее записывают получившийся текст.
Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовят к эффективному речевому общению.
Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения, например, задания, которое использую для учащихся 9, 10 классов:
-
Прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них характеризуют язык и речь с эстетической стороны? (перед тем, как задать вопрос необходимо поработать со словами эстетика, эстетический)
1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.
2. Красную речь хорошо и слушать.
3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.
4. Красное дерево редко, красное слово метко.
-
Прочитайте высказывания о русском языке. Какие свойства русского языка определяются русскими писателями, поэтами, критиками как эстетические? Перечислите их в предложении: Эстетические свойства русского языка - живописность, …, …
Развитию речевых способностей содействуют дидактические игры, например:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. Тексты используются самые разные: от миниатюрных до больших (в зависимости от возраста).
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замени иноязычные слова, встречающиеся в тексте, русскими.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
-
Для учащихся 5-6 классовважно вводить такие речевые ситуации: предлагается разыграть по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале). Все вместе сначала выясняем, какую форму общения им придется использовать, какие местоимения понадобятся, какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить) и благодарности (спасибо, благодарю) можно будет применить. Затем две-три пары учеников представляют в ролях коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует полученные диалоги, обращая внимание на средства речевого воздействия. Использование ролевых игр позволяет сформировать стойкую мотивацию, направленную на овладение языковыми универсальными учебными действиями. -
В 7-8 классах продолжаю развивать диалогическую речь. Например, приведу такой пример. Чтение диалогов (они распечатаны на компьютерных листах). Найдите в них речевые обороты, которые способствуют бесконфликтному завершению первого диалога. Только ли употреблённые языковые средства помогли разрешить ситуацию? Как поступили бы вы в данной ситуации? (Приложение 1)
-
В 9-11 классах можно предложить такой вид работы с диалогами.
Подготовьтесь к диалогу. Обменяйтесь мнениями на тему «Влияние внешнего вида на успех в общении». Включите в реплики языковые средства, способствующие бесконфликтному течению диалога: «Интересное мнение...», «Возможно, ты и прав, но мое мнение не совпадает с твоим...», «Я, пожалуй, соглашусь с тобой, но знаешь ли ты существует ещё и такое мнение...». Темы для диалогов могут быть разными. Учащиеся старших классов могут предложить свои темы, например, «Красота человека внешняя и внутренняя».
В современной учебной деятельности главную роль приобретает общение ученика и учителя, речевая активность самих обучающихся на каждом уроке. В контакте с учениками учитель сообщает новую информацию. Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды, способствующей раскрытию творческих способностей. Поэтому часто практикую уроки – творческие мастерские. (Приложение 2)
Для того, чтобы возникли предпосылки успешного развития речевых возможностей детей, постоянно придерживаюсь следующего принципа: от простого – к сложному. Постепенное нарастание сложности коммуникативных задач – необходимое условие успешности уроков развития речи. Можно предложить различные виды заданий для написания сочинений. (Приложение 3)
Чтобы сформировать у школьников представление о совершенстве русского языка и достигнуть при этом успеха, необходимо сочетать такие формы работы, которые будут способствовать выработке собственной аргументированной позиции учащихся. Несомненно, в этом поможет анализ содержания текстов мировоззренческого характера и создание учащимися на их основе собственных высказываний об эстетике русского языка.
В размышлениях учащихся над образцовым текстом, в умении выразить свое отношение к проблемам языка и эстетики, в стремлении к языковому эстетическому идеалу реализуется не только эмоционально-ценностный, но и – что чрезвычайно важно для развития личности – интеллектуальный аспект уроков русского языка. Настроить на размышления могут содержание текстов или строки из них, авторитетные высказывания, которые становятся темой сочинений-рассуждений:
«Дивишься драгоценности нашего языка что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг». (Гоголь);
«Язык, великолепный наш язык, степное и речное в нем раздолье» (Бальмонт);
«В русском языке есть все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись» (Маршак);
«Родные россыпи жемчужин…» (Вс. Рождественский)
Следует учитывать, что воспитание ценностного отношения к русскому языку будет успешным, если на уроке созданы необычная ситуация, эмоциональный и интеллектуальный фон, при которых ученик почувствует потребность сказать то, что он чувствует, как он понимает красоту родной речи.
Приведу в качестве примера урок развития речи – написание сочинения-миниатюры на лингвистическую тему «Самое прекрасное слово в русском языке». Такой урок учитель может провести в 6 или 7 классе (в зависимости от лингвистической подготовки учащихся). (приложение 4)
Для совершенствования развития речи и мышления учащихся, для формирования интеллектуально и творчески развитой личности, обладающей коммуникативными навыками, наиболее эффективной формой считаю работу с текстом, так как это одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Работа с текстом практически всегда играет ведущую роль в процессе обучения русскому языку. Текст – это основа создания развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через него реализуются все цели обучения в их комплексе
Бесспорно, текст — основная дидактическая единица. Поэтому один из ведущих принципов — насыщенность урока текстами, художественными, научно-популярными, учебными. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях создания произведений искусства слова. Кроме того, на уроках мало знакомить ученика с текстами, учить понимать их, видеть и «слышать» смысл. Учащиеся должны запоминать образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, а затем использовать слова, фразы из них в своей речи как образцы. Организованная работа с текстом должна вести к непроизвольному запоминанию этих текстов.