Файл: Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
данного понятия:

1.Компетенция - от латинского compete – «добиваться».

2.Компетенция - круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью (толковый словарь под редакцией Д.И.Ушакова).

3.Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен («Словарь русского языка» С.И. Ожегова).       

4.Компетенция - совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

В педагогическом словаре под редакцией Мижериковой В.А. находим такое определение: «Компетенция – возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией, или способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру, необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации».

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Общим для всех определений является способность личности, обладающей познанием и опытом, справляться с самыми различными задачами, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности.

Конечно, компетентность следует отличать от традиционных знаний, умений и навыков. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение применять знания, разрешать проблемы по аналогии, возникающие в следующих ситуациях:

  • при освоении современной техники и технологии;

  • во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при    оценке собственных поступков;

  • практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи;

  • при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения окружающего мира, поэтому в период обучения педагогу необходимо формировать те или иные компетенции, особенно такие, как языковая, лингвистическая, коммуникативная и социокультурная.

Хочу остановиться на формировании коммуникативной компетенции, так как она является одной из приоритетных, ведь язык – это средство общения, социализации и адаптации, учащихся в современном мире. Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения. Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котором отношения между учащимся и учителем основаны на сотрудничестве.


Существует несколько формулировок определения коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке - это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.

Коммуникативная компетенция объединяет:

1) Лингвистическую компетенцию – оформление речи. При изучении лексики и грамматики у учащихся формируются лексико-грамматические навыки;

2) Социолингвистическую компетенцию – учащиеся учатся применять языковой материал в соответствии с контекстом;

3) Дискурсивную компетенцию – построение текстов. При помощи диалога и монолога ученики овладевают коммуникативной деятельностью;

4) Прагматическую компетенцию – достижение цели. Перед учащимися ставится вопрос (намерение), они учатся находить на него ответ (результат). Происходит передача и восприятие смысла.

5) Социальную компетенцию – дети обучаются умению ставить себя на место другого и способности справиться со сложившейся ситуацией;

6) Социокультурную компетенцию – учащиеся применяют знания истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка.

Таким образом, в основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельность, творческую активность каждого ученика, способствует овладению культурой речевого общения и поведения.
1.2. Актуальность

Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.  Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

  •  снижение уровня читательской культуры;

  •  снижение уровня индивидуального словарного запаса;

  •  низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.


Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации.

Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность играет основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. Выполняя на ОГЭ задания 15.1, 15.2 и 15.3, участвуя в итоговом собеседовании (9 класс), а на ЕГЭ задание части 2, при написании итогового сочинения (11 класс) выпускники применяют те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка владения русским языком, его грамматическим строем. Это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания, поэтому обучение на уроках русского языка и литературы должно строиться с учетом необхо­димости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков.
1.3. Понятие и сущность коммуникативной компетенции

Коммуникативная компетентность представляет собой основанный на синтезе лингвистических, культурологических, психолого-социальных знаний комплекс следующих коммуникативных умений:

  • умение строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

  • владение языком как средством коммуникации, понимание сходства и различия языков науки, искусства, математики, иностранных языков;

  • ориентирование в пространстве, понимание языка схем, карт, планов, понимание и использование многомерности природного, рукотворного и социального пространства, понимание границ пространства и корректировка в связи с ними своих действий и поведения;

  • ориентирование во времени, умение соотнесения фактов и событий прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывание предположения о тенденциях;

  • сохранение и изменение уклада жизни малой группы, класса, школы;

  • умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.


Формирование данных умений осуществляется посредством коммуникативно-деятельностного обучения.

История становления коммуникативно-деятельностного обучения, соотношение традиций и инноваций.

Коммуникативно-деятельностный подход и коммуникативная направленность обучения наметились во второй половине XX века:

  1. В 60-е годы в методике преподавания начали активно разрабатываться вопросы развития речи учащихся (В.В. Голубков, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.).

  2. В новых учебниках (под ред. Т.А. Ладыженской) в 1972 году была теоретически обоснована система развития связной речи учащихся, целью которой явилось развитие и совершенствование коммуникативных умений школьников, умений создавать устные и письменные тексты.

  3. В 80-е годы складывается методика изучения речеведческих понятий как основы сознательного формирования речевых умений и навыков (В.И. Капинос).

  4. В 90-е годы возникло два направления в методике развития речи: коммуникативное и риторическое.

  5. В наши дни задача формирования коммуникативной компетентности как ключевой компетентности личности актуализировала риторическую составляющую развития речи с целью совершенствования навыков говорения, определила приоритет коммуникативно-деятельностного подхода в обучении речи.

Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, обеспечивает базовое владение современным русским литературным языком, на фоне которого целенаправленно формируются специальные знания и умения, составляющие профессиональную компетенцию личности.

Коммуникативная компетенция представляет собой структурное образование, включающее в себя следующие уровни:

  • языковая компетенция – знания об изученном языке по его уровням, умение пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с его нормами;

  • речевая компетенция – знания о способах формирования и формулирования мыслей и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи;

  • дискурсивная компетенция – знание об особенностях протекания речевого события и умение управлять им;

  • культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, знание о взаимосвязи языка и литературы с историей народа; владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения; умение учитывать эти сведения в процессе общения и корректировать свое речевое поведение.


1.4. Условия возникновения и становления опыта

Тема «Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы» выбрана не случайно. Основным средством обучения этих предметов является языковая среда. К сожалению, естественная речевая среда, окружающая ребенка (особенно в условиях сельской школы) – язык радио и телевидения, газет и современных книг, речь взрослых и сверстников – не только не приобщает к культуре, но и отторгает от нее. Большинство детей мало читают, исчезла традиция семейного чтения вслух, общение с книгой вытесняется общением с компьютером, телевизором.

Чтобы противостоять этому, необходимо целенаправленными усилиями создать обучающую, развивающую речевую среду, способную вызвать у школьника потребность постоянного общения с книгой, приобщения к культуре, то есть необходимо развивать коммуникативную культуру школьников как основу формирования УУД обучающихся. Этой средой, несомненно, являются уроки русского языка и литературы.
1.5. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в применении на практике методик развивающего обучения, а также использование различных форм работы, направленных на формирование коммуникативной компетенции обучающихся, которые позволяют сделать процесс обучения творческим, поднять его на более высокий уровень, формировать положительную мотивацию учения, а значит, способствовать повышению эффективности и качества знаний учащихся.

Итак, задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и, в первую очередь, уроков русского языка, а для того, чтобы их успешно формировать, необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении, письме, аудировании. «Обучать общению, общаясь» — без этих условий нет урока. Известно, что практическая направленность каждого урока является важным условием обучения русскому языку. Уроки должны быть организованы так, чтобы помогали раскрывать собственное «я» учащегося.

Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.