Файл: Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3. Дискуссия
Дискуссию следует отнести к активным эвристическим путям получения знаний. Ее ценность заключается в выработке обучающимися своей точки зрения на предмет обсуждения и в формировании умения аргументированно отстаивать заявленную позицию. Дискуссионный диалог обычно предполагает альтернативу мнений, а значит, наличие выбора в суждении. Дискуссия, по определению Д.Х.Вагапова, – это способ обсуждения и поиска истины в процессе исследования научных или житейских проблем. Главное - достижение взаимопонимания между сторонниками противоположных точек зрения на проблему и пути её решения, поиск компромисса между ними с тем, чтобы совместными усилиями и с разных позиций добиться её решения. Её применение помогает развитию критического мышления, приобщению граждан к культуре демократического общества. Чрезвычайно важен результат учебной дискуссии – формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.
Оживленная дискуссия будоражит мысль, запоминается надолго, оставляет след в сознании. Проведение дискуссий требует от ее участников культуры дискуссионного общения: от ведущих – умения вести дискуссию, от выступающих – умения обосновывать свое суждение. Соблюдение собеседниками культуры дискуссии – непременное условие общественного спора.
Обучающая цель уроков-дискуссий – развитие речи обучающихся, обучение публичной речи как жанру; воспитательная цель – выработка взгляда на язык, осознание своей причастности к судьбе родного языка, ответственности за сохранение его богатства и славы, за его дальнейшее развитие.
Удобней идти к обсуждению дискуссионной проблемы от готового текста, содержащего дискуссионный вопрос. При этом специфика использования текстов лингвистического содержания связана с трудностями их подбора, поскольку ученые ставят проблему научно, а обучающиеся не располагают достаточным количеством языковых фактов для аргументации интуитивно принимаемого или отвергаемого тезиса. Чтобы текст не был чужероден, его следует адаптировать с учетом возможностей обучающихся.
Дискуссия должна помочь обучающимся усвоить целостный взгляд на язык: владею языком – познаю себя, окружающий мир, развиваюсь умственно и нравственно
; бережен и внимателен в речи – сохраню наследие предков, передам его дальше; люблю свой язык и горжусь им – значит, не оторван от корней, от истоков культуры. При подготовке выпускников к зимнему, итоговому сочинению использую публикации из газет, журналов, просмотр советских, современных фильмов (рекомендую их сама). Чтение, беседа по ним, их анализ порождают дискуссии.
-
Что больше всего волнует человеческое общество? (разные мнения: нравственные или материальные ценности) -
Есть ль в нашем современном мире место подвигу? Всегда ли подвиги совершают люди-герои? -
Какие фильмы вы предпочитаете: советские или современные? Почему? В чём их смысл? Образы-символы современного кино.
2.4. Применение кейс-технологии на уроках русского языка и литературы
Важно научить детей умению грамотно представить и защитить своё мнение. По этой причине я применяю в своей работе и кейс-технологии, в которые входят такие, хорошо зарекомендовавшие себя методы, как:
-
Метод глубокого ситуативного анализа -
Исследовательский метод -
Метод ролевой игры
Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека. Большинство произведений русских прозаиков буквально созданы для того, чтобы быть изученными с помощью кейс - технологий. (Приложение 9)
В процессе изучения курса литературы, в зависимости от тем, я использую кейсы различной сложности. Кейс – это ситуативная задача. При этом решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.
Разработка урока с применением элементов кейс-технологий. (Приложение 10)
Таким образом, освоение коммуникативной компетенции обучающимися требует от педагога мастерства в построении уроков, на которых усвоенный материал будет являться основой создания системы практических умений и навыков владения всеми видами речевой деятельности, обеспечивает хорошее владение современным русским литературным языком.
Заключение
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.
Именно коммуникативные компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия для этого.
По моему мнению, именно их применение на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативных компетенций не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, комплексным анализом у обучающихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у обучающихся, проявляются при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Применение подобных заданий на уроках русского языка и литературы помогают развивать коммуникативные способности обучающихся. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся в процессе обучения русскому языку продиктовано стратегической ролью языка, которую он играет в жизни каждого человека и общества, являясь важнейшим средством общения, воспитания и познания окружающего мира. Поэтому главным направлением в обучении школьников должна стать не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.
Как видим, коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции - одна из важных задач изучения всего школьного курса русского языка и литературы.
Литература
1. Интернет-ресурсы.
2. И.Г. Добротина. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общ. организаций- М.: Просвещение, 2014
3. Журнал «Русский язык в школе». - М.: ООО «Наш язык»
4. А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011
5. С.И.Заир- Бек Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2011