Файл: Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Дискуссия

Дискуссию следует отнести к активным эвристическим путям получения знаний. Ее ценность заключается в выработке обучающимися своей точки зрения на предмет обсуждения и в формировании умения аргументированно отстаивать заявленную позицию. Дискуссионный диалог обычно предполагает альтернативу мнений, а значит, наличие выбора в суждении. Дискуссия, по определению Д.Х.Вагапова, – это способ обсуждения и поиска истины в процессе исследования научных или житейских проблем. Главное - достижение взаимопонимания между сторонниками противоположных точек зрения на проблему и пути её решения, поиск компромисса между ними с тем, чтобы совместными усилиями и с разных позиций добиться её решения. Её применение помогает развитию критического мышления, приобщению граждан к культуре демократического общества. Чрезвычайно важен результат учебной дискуссии – формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.

Оживленная дискуссия будоражит мысль, запоминается надолго, оставляет след в сознании. Проведение дискуссий требует от ее участников культуры дискуссионного общения: от ведущих – умения вести дискуссию, от выступающих – умения обосновывать свое суждение. Соблюдение собеседниками культуры дискуссии – непременное условие общественного спора.

Обучающая цель уроков-дискуссий – развитие речи обучающихся, обучение публичной речи как жанру; воспитательная цель – выработка взгляда на язык, осознание своей причастности к судьбе родного языка, ответственности за сохранение его богатства и славы, за его дальнейшее развитие.

Удобней идти к обсуждению дискуссионной проблемы от готового текста, содержащего дискуссионный вопрос. При этом специфика использования текстов лингвистического содержания связана с трудностями их подбора, поскольку ученые ставят проблему научно, а обучающиеся не располагают достаточным количеством языковых фактов для аргументации интуитивно принимаемого или отвергаемого тезиса. Чтобы текст не был чужероден, его следует адаптировать с учетом возможностей обучающихся.

Дискуссия должна помочь обучающимся усвоить целостный взгляд на язык: владею языком – познаю себя, окружающий мир, развиваюсь умственно и нравственно
; бережен и внимателен в речи – сохраню наследие предков, передам его дальше; люблю свой язык и горжусь им – значит, не оторван от корней, от истоков культуры. При подготовке выпускников к зимнему, итоговому сочинению использую публикации из газет, журналов, просмотр советских, современных фильмов (рекомендую их сама). Чтение, беседа по ним, их анализ порождают дискуссии.

  • Что больше всего волнует человеческое общество? (разные мнения: нравственные или материальные ценности)

  • Есть ль в нашем современном мире место подвигу? Всегда ли подвиги совершают люди-герои?

  • Какие фильмы вы предпочитаете: советские или современные? Почему? В чём их смысл? Образы-символы современного кино.


2.4. Применение кейс-технологии на уроках русского языка и литературы

Важно научить детей умению грамотно представить и защитить своё мнение. По этой причине я применяю в своей работе и кейс-технологии, в которые входят такие, хорошо зарекомендовавшие себя методы, как:

  • Метод глубокого ситуативного анализа

  • Исследовательский метод

  • Метод ролевой игры

Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека. Большинство произведений русских прозаиков буквально созданы для того, чтобы быть изученными с помощью кейс - технологий. (Приложение 9)

В процессе изучения курса литературы, в зависимости от тем, я использую кейсы различной сложности. Кейс – это ситуативная задача. При этом решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

Разработка урока с применением элементов кейс-технологий. (Приложение 10)

Таким образом, освоение коммуникативной компетенции обучающимися требует от педагога мастерства в построении уроков, на которых усвоенный материал будет являться основой создания системы практических умений и навыков владения всеми видами речевой деятельности, обеспечивает хорошее владение современным русским литературным языком.



Заключение

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.

Именно коммуникативные компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия для этого.

По моему мнению, именно их применение на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативных компетенций не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, комплексным анализом у обучающихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у обучающихся, проявляются при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Применение подобных заданий на уроках русского языка и литературы помогают развивать коммуникативные способности обучающихся. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся в процессе обучения русскому языку продиктовано стратегической ролью языка, которую он играет в жизни каждого человека и общества, являясь важнейшим средством общения, воспитания и познания окружающего мира. Поэтому главным направлением в обучении школьников должна стать не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.

Как видим, коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции - одна из важных задач изучения всего школьного курса русского языка и литературы. 

Литература
1. Интернет-ресурсы.

2. И.Г. Добротина. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общ. организаций- М.: Просвещение, 2014

3. Журнал «Русский язык в школе». - М.: ООО «Наш язык»


4. А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011

5. С.И.Заир- Бек Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2011