Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2817

Скачиваний: 116

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М. А. Шоло­хова «Они сражались за Родину» и А. А. Фадеева «Молодая гвардия».

В годы войны возрос интерес к исторической литературе: «Багратион» С. Я. Горбатова, «Порт-Артур» А. Я. Степанова, «Емельян Пугачев» В. Я. Шиш­кова. Важное значение приобрела поэзия. Большой успех имели лирические стихи К. М. Симонова, С. А. Щипачева, М. И. Алигер, А. А. Ахматовой и др.

Послевоенные годы отмечены началом кампании по борьбе с искажения­ми линии партии в области культуры. Партийные директивы дали сигнал к широкомасштабной травле многих выдающихся писателей: А. А. Ахмато­вой, М. М. Зощенко, Э. Г. Казакевича, Ю. П. Германа.

Живопись и скульптура. Наибольшую известность в 30-е гг. получили ху­дожники и скульпторы, продолжающие традиции русской школы живописи:

526

Дейнека, М. Нестеров, М. Греков, П. Кончаловский, Ю. Пименов, В. Андреев, И. Шадр и др. На международной выставке в Париже в 1937 г. Скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» получила всеобщее признание.

В военные годы основной темой живописи стал героизм советского наро­да, его страдания и мужество. Патриотическим содержанием наполнена ис­торическая живопись М. Н. Авилова, Н. П. Ульянова, П. Д. Корина, пейзажи Ю. И. Пименова, Н. М. Ромадина, Я. Д. Ромаса, портреты И. А. Серебрянного, В. Н. Яковлева в живописи и Г. С. Верейского в графике. Выдающийся мемо­риальный ансамбль создал в Берлине Е. В. Вучетич с соавторами. Над памят­никами и скульптурными портретами героев войны работали Н. В. Томский, Л. Е. Кербель и др.

Тема труда и мирной жизни советских людей оказывается ведущей в пос­левоенные годы. К ней обращаются А. А. Пластов, глубокий знаток русской деревни, С. А. Чуйков, отразивший красоту человека и пейзажа, Ф. П. Решет­ников, мастер увлекательных жанровых картин, и др.

Архитектура. В 30-е гг. началась реконструкция Москвы и Ленинграда, которая привела к сносу многих архитектурных памятников, особенно рели­гиозного назначения (храм Христа Спасителя, Сухарева башня в Москве и др.). Символом эпохи должно было стать сооружение грандиозного Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя.

Архитекторы стремятся придать постройкам художественную выразитель­ность, привлекая средства изобразительного искусства (сооружения метропо­литена в Москве, каналы имени Москвы; архитекторы А. В. Щусев, И. А. Фо­мин, А. Н. Душкин, А. В. Власов, Д. Н. Чечулин, А. М. Рухлядов
и др.). По указанию Сталина возводятся монументальные многоэтажные здания, олицетворяю­щие собой мощь победившего социализма.

Театр. Значительных успехов в 30-е гг. достигло театральное искусство. В репертуаре театров ставились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Я. Ф. Погодина, Я. Р. Эдрманаищу.). В то же время это был период утверждения метода соцреализма и в театре. Были репрессированы многие талантливые режиссеры и актеры.

С началом Великой Отечественной войны Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для работы в армии и на флоте было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, со­здано 25 фронтовых театров. Среди постановок того времени широкую извест­ность получили спектакли Малого театра «Нашествие» (1943 г., режиссер И. Я. Судаков), театра имени Вахтангова «Фронт» (1942 г., режиссер Р. Н. Си­монов), МХАТа «Офицер флота» (1945 г., режиссеры А. М. Горчаков и И. М. Ра­евский). Актерское дарование в театральных постановках проявили В. П. Ма­рецкая, А. Я. Грибов, Д. Я. Орлов, А. Д. Дикий, А. А. Хорава, В. Я. Пашенная, М. И. Прудкин и тысячи других.

В начале 50-х гг. тематический диапазон театральных репертуаров России продолжал расширяться. Режиссеры обращаются к творчеству В. В. Маяков­ского, А. И. Афиногенова, В. П. Катаева, Я. Ф. Погодина, К. М. Симонова и др.

527

Музыка. В

развитие камерной вокальной и инструментальной музыки

большой вклад внесли А. Н. Александров, И. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Д. Д. Шостакович, Б. Н. Чайковский и др.

В 30-х гг. были достигнуты первые успехи в создании советской оперы: «Тихий Дон» И. И. Дзержинского (1935), «В бурю» Т. Н. Хренникова (1939, вто­рая редакция 1952), «Семен Котко» С. С. Прокофьева (1939). Одной из наибо­лее значительных советских опер является «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда», 1932, новая редакция 1962) Д. Д. Шостаковича.

Музыка как важнейший, определяющий элемент хореографической драма­тургии была ведущим началом в балете: «Пламя Парижа» на музыку Б. Ф. Ас­тафьева (1932), «Лауренсия» А. А. Крейна (1937). Смелым реформатором был С. С. Прокофьев, создавший балет «Ромео и Джульетта» (1936) — глубокую, захватывающую по силе музыкально-хореографическую трагедию.

Поистине историческим событием в русской культуре военных лет было исполнение 9 августа 1942 г. в осажденном блокадой Ленинграде в Большом зале филармонии Седьмой симфонии Шостаковича. Исполнение транслирова­лось по радио и получило мировое признание как символ несгибаемой воли русского народа, его непобедимости. Часто эту симфонию называют Ленин­градской, она является шедевром современного музыкального творчества.

Тяжелое положение в музыкальном искусстве сложилось после выхода в свет Постановления ЦК партии от 10 февраля 1948 г. «Об упаднических яв­лениях в советской музыке». Началась кампания борьбы с «формализмом», жертвами которой стали талантливые композиторы В. Мурадели, Д. Д. Шос­такович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, А. Хачатурян, В. Я. Шебалин.

Кино. Быстрыми темпами идет развитие советской кинематографии: «Броненосец Потемкин», «Александр Невский» С. Эйзенштейна', «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина', «Арсенал», «Земля» А. Довженко', «Путевка в жизнь» Н. Экка; «Семеро смелых», «Комсомольск» С. Герасимова; музыкальные кинокомедии «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Свет­лый путь» Г. Александрова и др.

В годы войны основными направлениями в деятельности кинематогра­фии была тема героической борьбы советского народа против захватчиков. Ведущее место в освещении этой темы занимала
хроника, которую снимали фронтовые киногруппы. Материалы хроники использовались для монтажа до­кументальных фильмов, в том числе «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе». В художественных фильмах этих лет — «Секретарь рай­кома» (1942, режиссер И. А. Пырьев), «Два бойца» (1943 г., режиссер Л. Д. Лу­ков) и др. — снимались известные актеры и актрисы Е. А. Кузьмина, Б. Ф. Ан­дреев, М. Н. Бернес, М. А. Ладынина, Б. Н. Чирков, С. А. Мартинсон и др.

В послевоенные годы одним из важнейших направлений кино оставалась историко-революционная тема. В начале 50-х гг. началось строительство но­вых и расширение старых съемочных площадок киностудий Москвы и Ле­нинграда. Увеличился выпуск детских картин на «Ленфильме» и Централь­ной студии детских и юношеских фильмов, а также художественных фильмов на Свердловской киностудии (основана в 1949 г.).

528

3. Развитие культуры в 50—80-е гг.

Существенное воздействие на культурное развитие в 50—80-е гг. оказали сложные и противоречивые процессы в общественно-политической и эконо­мической сферах. Это — период с временными оттепелями, возвратом к «ука­заниям» в культуре, арестами и высылками, время медленного, постепенно­го, подчас мучительного, с движениями вспять возврата к естественному для культуры полифоническому развитию. Культурный процесс был тесно свя­зан с историческим развитием страны, от которого зависели финансирова­ние культуры, международные контакты деятелей литературы, науки и искус­ства, приобщение к культурной жизни широких слоев населения.

Период 50—80-х гг. отличался интенсивностью и динамизмом развития. По значимости общественно-политических и культурных процессов, проис­ходивших в стране, он в свою очередь условно подразделялся на два этапа: 1) 50—начало 60-х гг.; 2) середина 60—середина 80-х гг.

Начавшийся после смерти Сталина процесс десталинизации затронул и сферу культуры. «Оттепель» (по названию повести И. Г. Эренбурга) дала толчок процессам обновления общества, положила начало освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов, означала разрешение «сверху» относительного стилевого разнообразия и многоголо­сья в литературе и искусстве. Особенно значимым этот период был для мо­лодого поколения, многие представители которого и позднее, в условиях брежневской консервативной политики, остались верны убеждениям, сформировавшимся в годы «оттепели». Однако в рассматриваемый период, как и прежде, основные решения в государстве принимались при участии и руководстве партии, в соответствии с «генеральной линией» ее политики.


В июне 1962 г. в Новочеркасске состоялась демонстрация трудящихся, требовавшая улучшения жизненного уровня. Демонстрация была разогнана с помощью войск. Это был конец «оттепели», ознаменовавшийся первыми открытыми, хотя и весьма малочисленными и неорганизованными, протес­тами против политической системы в СССР.

1965—1985 гг. были двадцатилетием наиболее стабильного развития со­ветского общества (в историю эти годы вошли как «застойные»). В этот пери­од при советско-бюрократической системе государственного устройства были достигнуты определенные успехи в экономической, социальной и куль­турной областях. В то же время именно в этот период начался кризис Совет­ского государства и общества.

Несмотря на увеличение количества общественных организаций, нарастал процесс их бюрократизации. Профессиональные союзы, ВЛКСМ, Комитет со­ветских женщин, Советский Красный Крест и многие другие не были по суще­ству общественными, они были бюджетными, ими руководили партийные орга­ны. Членство в этих организациях постепенно становилось насильственным: любой работник считался членом профсоюза. Общественные организации были поставлены под полный контроль партийных органов, что привело к потере к ним интереса со стороны общественности, и прежде всего молодежи. Полити­ка полного контроля проводилась и по отношению к церкви.

529

В эти годы все еще давала о себе знать романтическая ориентированность на заветное «светлое будущее», возникала время от времени в центре обще­ственного внимания духовная ценность нашей истории — русская идея. Од­нако сужение культурного пространства, большие утраты в духовной жизни общества повторялись и во многом углублялись: продолжали закрываться и уничтожаться храмы (мощный пласт национальной культуры!) и памятни­ки, усилился запрет на знакомство массового читателя и зрителя с шедеврами отечественной и зарубежной культуры, в каждом крупном учреждении куль­туры существовали отделы специального хранения — спецхраны. Углубился духовный диктат над инакомыслием, увеличилось количество диссидентов. Все та же классовая концепция культуры, перенесенная властью в политику, оставила незаживающий след на развитии духовной культуры эпохи, когда литература, живопись, музыка, архитектура и многие другие стороны духов­ной жизни общества оценивались с позиций «социалистического реализма».