Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2848

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Серединное географическое положение Москвы (город находился на пе­рекрестке трех важнейших дорог). С северо-запада от Литвы она была при­крыта Тверским княжеством; с востока и юго-востока от Золотой Орды — другими русскими землями, что способствовало притоку сюда жителей и по­стоянному возрастанию плотности населения. Пересечение торговых путей способствовало превращению Москвы в крупный центр экономических свя­зей между русскими землями.

  • Генеалогическое положение московских князей во многом предопредели­ло особенности их мировоззрения и политического поведения. «Как город новый и окраинный, Москва досталась одной из младших линий Всеволодо- ва (Большое Гнездо) племени. Поэтому московский князь не мог питать на­дежды дожить до старшинства и занять старший (владимирский) великокня­жеский стол. Чувствуя себя бесправным среди родичей и не имея опоры в обычаях и преданиях старины, он должен был обеспечивать свое положение иными средствами, независимо от очереди старшинства. Благодаря этому московские князья рано выработали своеобразную политику, состоявшую в умении пользоваться условиями текущей минуты» (В. О. Ключевский).

75

  • Первые московские князья (в отличие, например, от тверских), будучи ловкими и гибкими политиками, «вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать деньгами, чем оружием, они усерд­но ухаживали за ханом и сделали его орудием своей политики» (В. О. Ключев­ский). Умело интригуя в Орде, они приобретали у хана ярлык на великое кня­жение и предотвращали карательные экспедиции захватчиков; «покупкой, захватом — непосредственным или с помощью Орды — вынужденным отка­зом удельных князей от своих прав, колонизацией пустых пространств» (С. Г. Пушкарев) расширяли свои владения; податными и другими льготами, дополнительными расходами удерживали старое и привлекали новое населе­ние, выкупали пленных.

  • Московские князья, как правило, являлись долгожителями. В отличие от соседей они почти не знали внутрисемейных распрей и усобиц. Начиная с Ивана Калиты, «в продолжение ста лет ...великим князем становился обык­новенно старший сын предшествовавшего великого князя. Неоспариваемый переход великокняжеской власти от отца к сыну, повторявшийся в продол­жение нескольких поколений, стал обычаем, на который общество начало смотреть как на правильный порядок, забывая о прежнем порядке преемства по старшинству» (В. О. Ключевский).

  • Первые успехи московских князей получили поддержку со стороны православного духовенства. В 1299 г. митрополит Максим переехал из Киева во Владимир-на-Клязьме. Его преемник митрополит Петр подолгу жил в Москве и умер там в 1326 г. Преемник же последнего, Феогност, оконча­тельно поселился в этом городе. «Так Москва стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей государственной. Богатые мате­риальные средства, которыми располагала тогда русская церковь, стали сте­каться в Москву, содействуя ее обогащению. Еще важнее было нравственное впечатление, произведенное этим перемещением митрополичьей кафедры на население Северной Руси. Это население с большим доверием стало отно­ситься к московскому князю, предполагая, что все его действия совершаются по благословению старшего святителя русской церкви... сочувствие церков­ного общества, может быть, всего более помогло московскому князю укре­пить за собою национальное значение в Северной Руси» (В. О. Ключевский).

  • После того как московские князья стали великими, в Москву потяну­лись бояре и вольные слуги не только из соседних княжеств, но также из Ки­евской, Волынской и Черниговской областей. Поступая на московскую службу, сулившую больше выгод и почета, чем служба другим князьям, они усиливали собой рать московскую. «Быть слугою и боярином великого князя было лучше, чем служить в простом уделе; поэтому слуги московских князей старались, чтобы великое княжение всегда принадлежало Москве. Бояре московские были верными слугами своих князей даже тогда, когда сами кня­зья были слабы или недееспособны» (С. Ф. Платонов).


В Москве Боярская дума начала раньше, чем в других городах, выступать из сферы дворцового управления, а бояре московские — превращаться из дворцовых приказчиков в государственных советников. Удельные князья

76

в XIV—XV вв. обычно управляли посредством случайных лиц, слабо связан­ных с ними и между собой. В противоположность этому «московский князь еще прежде, чем стал во главе объединенной Северо-Восточной Руси, правил уже посредством довольно плотного класса. Это был факт новый, может быть, первый, которым обозначился выход верхневолжской Руси из состоя­ния удельного дробления» (В. О. Ключевский). А. А. Зимин придавал москов­скому боярству, сплоченному в военно-служилую корпорацию, решающую роль в объединении русских земель вокруг Москвы.

  • Могущество Москвы было укреплено постройкой в 1367 г. белокаменно­го Кремля, который ни разу не был взят военным штурмом. Для применяв­шихся в XIV—XV вв. средств нападения он представлял собой неприступ­ную крепость.

  • С точки зрения пассионарной теории JI. Н. Гумилева причина возвы­шения Москвы заключалась в том, что «именно Московское княжество привлекло множество пассионарных (обладающих повышенной тягой к действию) людей: татар, литовцев, русичей, половцев — всех, кто хотел иметь и уверенность в завтрашнем дне, и общественное положение, сооб­разное своим заслугам. Всех этих пришельцев Москва сумела использовать, применяясь к их наклонностям, и объединить единой православной верой».

По мнению Jl. Н. Гумилева, уже «при Иване Калите получил свое оконча­тельное воплощение новый принцип строительства государства — принцип этнической терпимости. В отличие от Литвы, где предпочтение отдавалось католикам, в отличие от Орды, где после переворота Узбека (1312 г.) стали преобладать мусульмане, в Москве подбор служилых людей осуществлялся исключительно по деловым качествам... Силой, связующей всех «новоходни- ков», в Москве стала православная вера. Ведь обязательным условием по­ступления на московскую службу было добровольное крещение».

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV—начале XVI в. Образование Российского государства. Конец XV в. многие историки определяют как переход от Средневековья к Новому времени. В 1453 г. турка- ми-османами была завоевана Византийская империя. В 1492 г. Колумб от­крыл Америку. Были совершены многие географические открытия. В странах Западной Европы в это время наблюдается скачок в развитии производитель­ных сил. Появляется книгопечатание (1456 г., И. Гутенберг). Это время в ми­ровой истории получило название эпохи Возрождения.



Конец XV столетия — это время завершения образования национальных государств на территории Западной Европы. Процесс смены раздробленно­сти единым государством — закономерный итог исторического развития.

Объединение княжеств и земель в наиболее развитых странах Западной Европы проходило в связи с ростом материального производства, обуслов­ленного развитием товарно-денежных отношений, разрушением натураль­ного хозяйства как основы экономики, началом формирования капиталисти­ческих отношений.

Однако при наличии соответствующих социально-экономических при­чин и политических условий объединение может или вообще не произойти,

77

или сильно задержаться в силу субъективных или объективных причин (на­пример, Германия и Италия были объединены только в XIX столетии).

Процесс завершения образования Российского государства хронологи­чески совпадает с образованием западноевропейских стран и приходится на время правления Ивана III (1462—1505) и Василия III (1505—1533).

После смерти Василия II Темного московский престол занял его старший сын Иван Васильевич, ставший соправителем отца еще при его жизни. Имен­но на долю Ивана III выпало завершение двухвекового процесса объединения русских, земель и свержения золотоордынского ига. Отличаясь большим умом и силой воли, этот великий московский государь:


  • закончил собирание земель под властью Москвы;

  • заложил основы российского самодержавия;

  • укрепил государственный аппарат;

  • повысил международный престиж Москвы.

Иван III явился фактическим создателем Московского государства. В го­ды его правления к Москве были присоединены великое княжество Ярослав­ское (1463), Пермский край (1472), великое княжество Ростовское (1474), Новгород и его владения (1478), великое княжество Тверское (1485), Вятская земля (1489). Великие и удельные князья отказались от верховных прав в сво­их владениях и переходили под политическое покровительство московского князя. В 1490—1500 гг. политическое верховенство московского князя при­знали князья Вяземские, Белевские, Новосильские, Одоевские, Воронеж­ские и Мезецкие.

Выступая защитником православной веры и возглавляя движение за со­здание великорусской народности, Иван III провел с Литвой ряд успешных войн, отторгнув от нее верховские и чернигово-северские княжества. По ус­ловиям перемирия с великим князем литовским Александром (1503 г.) к Москве отошли 19 городов и 70 волостей.

Если до середины XV в. Московское княжество было лишь одним из не­скольких княжеств Северной Руси, то «теперь оно осталось здесь единствен­ным и потому стало национальным: его границы совпали с пределами вели­корусской народности» (В. О. Ключевский). При этом Иван III стремился взять под свое покровительство население Южной и Западной Руси. Он не­однократно заявлял литовским представителям, что считает своей вотчиной Киев, Смоленск, Полоцк, Витебск и многие другие города, входившие в то время в состав Литовского государства.

Как независимый государь Иван III стал держать себя по отношению к та­тарам. В 1476 г. он отказался платить им ежегодную дань и вступил в союз с крымским ханом, противником Золотой Орды. Стояние на Угре (1480) по­ложило конец монголо-татарскому игу. Русское государство обрело формаль­ный суверенитет.

В 1472 г. состоялся брак Ивана III с племянницей последнего византий­ского императора Зоей (Софьей) Палеолог, возвысивший значение монархи­ческой власти в России. «Великий князь московский становится как бы пре­емником византийского императора, почитавшегося главою православного

78

Востока» (С. Г. Пушкарев). При московском дворе заводился пышный, стро­гий и сложный церемониал по Византийскому образцу. С конца XV в. на пе­чатях Ивана III изображался не только московский герб с Георгием Победо­носцем, но и герб Византии с двухглавым орлом.


Изменение общественно-политического статуса великого князя Москов­ского отразилось и на его титуловании, теперь его называли: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской... и иных». В международных отно­шениях Иван III стал именовать себя царем, как раньше звали только визан­тийского императора и татарского хана. В новом титуле нашла выражение не только мысль о московском государе как национальном властителе всей Рус­ской земли, но также и идея божественного происхождения его власти (в до­полнение к прежнему источнику власти от отца и деда).

В 1493 г. Иван III формально принял титул «государя всея Руси», открыто претендуя на земли Литовской Руси. Титулы, принятые Иваном III, — «царь» и «самодержец» — подчеркивали самостоятельность, независимость государя всея Руси.

В это время появляется множество легенд, которые должны были обосно­вать законное первенство московских государей над всеми русскими князья­ми и королями Польши и Литвы, захватившими значительную часть русских земель. В одной из них, «Сказаниях о князях Владимирских», доказывается связь рода Рюрика, к которому принадлежал Иван III, с родом древнего рим­ского императора Августа, чья власть имела божественный характер. Утверж­дению той же идеи способствовала политическая теория, провозглашавшая Москву «третьим Римом», по которой вся история христианства сводилась к истории трех «Римов» — первого, погубленного католичеством, второго — Константинополя, завоеванного турками-османами, и третьего — Москвы, объявлявшейся недоступной для ереси твердыней православия. Тем самым задача создания централизованного Московского государства становилась всемирно-исторической, представлялась как спасение всего человечества, искупительная миссия христианства.

По мнению И. Н. Ионова, если в X в. христианство стало духовной основой объединения восточнославянских племен в единое древнерусское государство, то в XV в. оно вновь сыграло ключевую роль в создании централизованного Московского государства, упрочении самодержавной власти московских царей.

Наконец, в конце XV в. о существовании Московского государства (Моско­вии) стало известно в странах Западной Европы. При Иване III были установ­лены дипломатические отношения с Германией, Венецией, Данией, Венгрией и Турцией.