Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2900

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Транспорт и система путей сообщения в России были слаборазвиты и к тому же носили сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой — сан­ный. Основной тягловой силой оставалась лошадь, поскольку паровые ма­шины применялись крайне редко. В 1837 г. была проложена первая железная дорога, соединившая Петербург с Царским Селом. В 1851 г. вступила в строй Петербургско-Московская железная дорога.

С конца XVIII—начала XIX в. начинается рост постоянной магазинной торговли, что сокращает значение ярмарок (но не в хлебных районах). В сере­дине XIX в. в России действовало до 4 тыс. ярмарок, из них половина — на Украине. Широкое распространение получила торговля вразнос.

Во внешней торговле главным партнером оставалась Англия; 9/10 торговли приходилось на европейские страны; из восточных стран постоянным торго­вым партнером был Китай, но торговые обороты с ним были небольшие, в основном «приграничная» торговля.

Вывоз преобладал над ввозом. В основном это объяснялось протекцио­нистской политикой государства. В экспорте большую роль играл вывоз хле­ба; снижался ввоз промышленных товаров.

Таким образом, для экономического развития России характерно проти­воречивое развитие. С одной стороны, сохранение натурально-патриархаль­ного уклада, использование внеэкономического принуждения, рутинное состояние техники. С другой стороны, расширение товарно-денежных отно­шений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевоо­ружения промышленности. Применительно к новым условиям происходит и формирование социальной структуры общества.

Эволюция государственно-правовой и политической системы России в пер­вой четверти XIX в. Александр I. Развитие государственной системы в первой половине XIX в. в основном происходило в русле, намеченном в XVIII в.:

  • дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппа­рата;

  • создание новых высших правительственных учреждений с более четки­ми подразделениями и функциями;

  • углубление специализации отдельных органов власти и управления;

  • усложнение внутренней организации правительственных учреждений: их структура становилась разветвленной и многоступенчатой, многочислен­ные подразделения вели обширное делопроизводство;

  • между центральными и местными учреждениями устанавливались бо­лее тесные связи — в России впервые появились ведомства.


Россия этого периода — абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех от­раслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не прос­то как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но

170

и как хранитель законности. В это время укрепляется тенденций, берущая начало в петровские времена, согласно которой закон постепенно занимает место обычая и традиции. Игнорирование закона и неуважение к нему начи­нает трактоваться как преступление (А. Н. Маркова).

Несмотря на стремление уважать закон, не меньшее, а возможно, большее значение в становлении аппарата управления и его функционировании име­ла личность императора и его непосредственное окружение. Личностный фактор по-прежнему оставался важнейшим в становлении российской госу­дарственности.

В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр / (1801— 1825.). Необходимость с раннего возраста жить на два дома — изысканно-ев­ропейский бабушкин и казарменно-солдатский отцовский — привела к тому, что в Александре I воспитались двуличность и подозрительность. Но он был умен, хорошо образован, обладал незаурядными дипломатическими способ­ностями, прекрасными манерами и считался наиболее любезным европей­ским государем своего времени.

Характерной чертой александровского царствования становится борьба двух течений — либерального и консервативно-охранительного и лавирование императора между ними.

Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:

  1. 1801—1812 гг. — период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;

  2. 1814—1825 гг. — во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

По мнению Ю. В. Тота, реформаторская политика в России всегда была обусловлена целым рядом факторов, вследствие чего все реформы в той или иной степени имели общие характерные черты:

  • реформы инициировались «сверху» — самодержцем;

  • реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской партии»;

  • судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотноше­ния реформаторских и контрреформаторских сил;

  • влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двой­ственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали ре­волюционные потрясения, а реформы непродуманные или недоведенные до конца приближали их.


Непосредственным учителем и воспитателем Александра I был швейца­рец Фредерик Сезан де Лагарп (1754—1853), поклонник идей Просвещения, стремившийся воспитать в будущем императоре России уважение к полити­ческим свободам и отвращение к деспотизму.

Большое влияние на реформирование страны оказала деятельность Не­гласного комитета (1801—1803), неофициального органа при Александре I, в который вошли друзья императора П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский. Планы комитета были обширны: от пол-

171

ной реорганизации государственного управления, постепенной отмены кре­постного права до введения Конституции в России. Под Конституцией пони­малось создание представительного учреждения, провозглашение демокра­тических свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти,

С. Ф. Платонов полагал, что преобразования в системе государственных учреждений, изменения в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в первые пять лет его царствования, прямо или косвенно были связаны с деятельностью комитета. Однако с течением времени «…государь, по-видимому, убедился в том, что его друзья, отличаясь благородством стремлений и чувств, мало подготовлены к практической государственной деятельности, не знают России и не в силах осуществить коренное преобра­зование государственного и общественного порядка».

Подавляющее большинство проведенных в этот период реформ действи­тельно носило либеральный характер.

Реформы в области государственного управления:

  1. в 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен яв­лялись главными органами исполнительной власти, были заменены минис­терствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отрасле­вого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответ­ственности министерств пред императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;

  2. в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и конт­ролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право де­лать «представления» императору по поводу устаревших законов.


Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из выс­шего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись выс­шими апелляционными инстанциями для судов губерний.

Организационно в первой половине XIX в. Сенат представлял собой со­вокупность ряда полусамостоятельных учреждений — департаментов. В со­став каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых ца­рем, а также несколько генералов, а во главе каждого департамента стоял обер-прокурор. Число департаментов Сената увеличилось до 12. В целом его деятельность была малоэффективной, все попытки реформировать Сенат, предпринимаемые, в частности, Сперанским, ни к чему не привели.

Реформы в социальной сфере:

    1. восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;

    2. расширены права купцов, мещан и казенных крестьян — им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дво­рянства на владение землей;

172

    1. улучшилось положение крепостных крестьян — помещики уже не мог­ли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда й следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей (Указ «О вольных хлебопашцах»);

    2. указы 1804—1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось прода­вать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земель­ных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды.

Реформы в области образования:

      1. в 1803 г. было издано новое Положение «Обустройстве учебных заведе­ний». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты, Педагоги­ческий институт в Петербурге (с 1819 г. — университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;

      2. издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректо­ра и деканов;

      3. созданы органы управления просвещением и образованием.

Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на

общую демократизацию государственного строя в России, сыграл
М. М. Спе­ранский (1772—1839), выдающийся государственный деятель. Его отличали необыкновенная четкость и логичность мышления, колоссальная работоспо­собность. Сделав головокружительную карьеру благодаря своим личным ка­чествам к 1807 г. (за четыре с половиной года стал действительным статским советником, обладателем генеральского, по Табели о рангах, чина), Сперан­ский являлся одним из ближайших советников императора. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введе­ние к Уложению государственных законов», по которому:

  • рекомендовалось дать стране конституцию при сохранении института самодержавия;

  • важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность;

  • расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государ­ственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;

  • предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа раз­деления властей, четкое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть долж­на быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учрежде­ний должны составлять думы — волостные, уездные, губернские и обще­государственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в ко-

173

тором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и все­ми государственными структурами. Члены Государственного совета назнача­лись царем.

Сперанский не высказывался за немедленную отмену крепостного права, но считал, что с течением времени, ростом промышленности, торговли и куль­туры в российском обществе оно само естественным образом прекратит свое существование. Из всех предложений Сперанского были приняты лишь не­сколько:

  • в 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;

  • все чиновники должны были иметь соответствующее образование — знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математи­ку и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин»;

  • в 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;

  • с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяю­щий основные принципы организационного устройства министров и поря­док их деятельности, — «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;

  • для поправления финансов Сперанский увеличил прямые налоги; по­душная подать с крестьян и мещан была повышена с рубля до двух; в 1812 г. был введен налог на дворянские имения, не на крепостных крестьян, а на по­мещиков.