Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2906

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внезапная смерть императора Александра I в Таганроге в ноябре 1825 г. и возникшее междуцарствие 1825 г. создали обстановку, которой декабрис­ты решили воспользоваться для немедленного выступления (кроме того, в июле—ноябре 1925 г. правительство получило серию доносов о деятельно­сти декабристов, и на Юге начались аресты).

Члены Северного общества решили поднять восстание в Петербурге (в день присяги императора Николая I). В этот день декабристы сумели вывес­ти на Сенатскую площадь свыше 3 тыс. солдат и матросов. Однако пассивная тактика восставших позволила властям стянуть к площади верные правитель­ству войска (до 12 тыс. человек, с артиллерией) и блокировать восставших; с наступлением сумерек их каре было рассеяно артиллерийским огнем. В тот же день начались аресты участников выступления.

Восстание Черниговского полка 29 декабря 1825 г. в районе Белой Церкви (Украина) также закончилось неудачно.

Правительство расправилось с восставшими: 5 человек были повешены (К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рю­мин и П. Г. Каховский). Более 100 человек было отправлено в ссылку и на каторгу в Сибирь; многие подверглись разжалованиям и высланы в штраф­ные батальоны. На поселении в Сибири декабристы организовывали школы, занимались частной педагогической деятельностью, научными (в том числе краеведческими) исследованиями, пользовались большим моральным авто­ритетом в Сибирском обществе.

Манифестом от 26 августа 1856 г. оставшиеся в живых декабристы были амнистированы: им было дозволено вернуться в Европейскую Россию (без права жительства в столицах). Несмотря на преклонный возраст и перенесен­ные испытания, многие декабристы активно включились в общественную жизнь, внимательно и с сочувствием следили за ходом подготовки крестьян­ской реформы 1861 г.

Причины поражения восставших.

      1. Главную опору декабристы видели не в народе, а в армии, прежде всего в гвардии, имевшей опыт успешных дворцовых переворотов XVIII—начала XIX в.

      2. Малочисленность движения.

      3. Отсутствие единства в рядах восставших и в их программных документах.

      4. Пассивная тактика в период восстания.

      5. Ставка на заговор и военный переворот.

      6. Слабость пропагандистской деятельности.

      7. Недостаточная подготовленность общества к преобразованиям.


Однако движение декабристов стало значительным событием в русской ис­тории. Они разработали первые революционные программы и план будущего переустройства общества. Впервые была совершена попытка изменить со­циально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

Россия в эпоху правления Николая I. Консервативная модернизация импе­рии. Восстание декабристов привело к открытому противостоянию власти

179

и духовной элиты общества, а его поражение — к возрождению идеи полно­властия царя, отказу от сотрудничества самодержавия и общества, характер­ной для начала царствования Александра I. Вместе с тем впервые с допетров­ских времен правительство Николая стремилось открыто опереться на силы традиционализма, на народную поддержку самодержавия. Это было связано с утверждением в Европе (после поражения Великой французской револю­ции) идеологии романтизма, идеализировавшей народные традиции как ос­нову преемственности исторического процесса, предпосылку стабилизации монархического государственного строя (И. Н. Ионов).

Идеалу либеральной политики начала прошлого царствования был про­тивопоставлен попечительный и охранительный идеал надзора власти за общест­венными силами и заботы царя о народе. Для проведения его в жизнь была использована созданная еще в 1812 г. Собственная его императорского величества канцелярия, значительно расширенная в 1826 г. Фактически с середины 20-х гг. XIX в. она становится органом, возглавившим всю систему централь­ных отраслевых органов государственного управления. Структура канцелярии соответствовала ее функциям и усложнялась параллельно с их расширением. В ее составе было шесть отделений.

I отделение было образовано в 1826 г. Его задача определялась как конт­роль за деятельностью министерств и ведомств, министров и высших чинов­ников министерств. Это отделение занималось также назначением и уволь­нением высших чиновников.

Цель II отделения — анализ и обобщение юридической практики и запись законов Российской империи.

Важнейшим было III отделение, также организованное в 1826 г. на базе Особой канцелярии Министерства внутренних дел, которое ведало вопросами политической и государственной безопасности. Его задачами были руковод­ство полицией, борьба с государственными преступлениями и противниками существующего режима, сектантами и раскольниками, высылка и размеще­ние ссыльных, управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами.



В своей деятельности III отделение опиралось на разветвленную агентур­ную сеть. Полномочия этого отделения и его возможности были очень велики: оно могло затребовать у любого чиновника, вплоть до министров и губерна­торов, любые сведения, и чиновники были обязаны предоставить их. В введе­нии этого отделения находились и политические тюрьмы — Шлиссельбург- ская и Петровская, Алексеевский равелин.

В 1827 г. при III отделении был создан корпус жандармов, а вскоре образова­на сеть жандармских округов, которые подчинялись Главному жандармскому управлению. С 1826 г. главным начальником III отделения и шефом жандар­мов был А. X. Бенкендорф (1783—1844), вошедший в историю как участник подавления восстания декабристов.

В состав Канцелярии также входили еще три отделения. Созданное в 1827 г. IV отделение должно было контролировать и направлять работу женских учебных заведений и благотворительных учреждений. V отделение было об­разовано в 1836 г. специально для выработки проекта реформы по управлению

180

государственными крестьянами. VI отделение, функционировавшее с 1842 г., было призвано готовить материалы, относящиеся к управлению территорией Кавказа.

В правление Николая I происходит количественный рост государственного аппарата: к середине века он насчитывал 100 тысяч человек. Такой большой государственный аппарат свидетельствовал о сильной роли государства в жизни общества, но был одной из существенных причин высокого уровня налогообложения и несбалансированности государственного бюджета.

В 30-е гг. многочисленные законы о службе гражданских чиновников были собраны в «Устав о службе гражданской», который определял порядок поступления на службу, увольнение, права и обязанности чиновников.

Повсеместным явлением стало взяточничество. В конце 40-х гг., по дан­ным III отделения, только трое из 50 губернаторов Европейской России не брали взяток: киевский губернатор Писарев — как очень богатый, тавриче­ский губернатор Александр Муравьев — как бывший декабрист, ковенский губернатор Радищев, сын А. Н. Радищева, — хотя он не разделял взгляды отца, но все же взятки не брал (А. Н. Маркова).

В царствование Николая 1 была проведена кодификация (упорядочение) ар­хаичного и запутанного российского законодательства.
Эта работа была пору­чена возвращенному из ссылки М. М. Сперанскому. Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принци­пиально новую систему законодательства. Однако консервативные тенден­ции во внутренней политике вынудили его ограничиться более скромной за­дачей. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Со­борного уложения 1649 г. Их опубликовали в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов). В отдельный «Свод законов» (15 томов) были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому поло­жению в стране. Все это также было направлено на усиление бюрократизации управления.

В целом высшее государственное управление России перестраивалось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти царя и усиле­ния централизации. Проведенные преобразования не затронули основ само­державного строя. Созданная в первой половине XIX в. система государ­ственного управления просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала XX столетия.

Ключевым вопросом всей политики Николая I оставалась крестьянская проблема. В его царствование происходило ограничение сферы крепостного права с тенденцией «к постепенному освобождению крестьян» (при этом ин­тересы помещиков практически не ущемлялись):

  • запрещалась продажа крестьян в розницу (1841);

  • не разрешалась покупка крестьян безземельными дворянами (1843);

  • крестьянам было предоставлено право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика (1847);

  • вышло разрешение всем категориям крестьян приобретать недвижи­мую собственность (1848).

181

Наиболее значимые преобразования связаны с именем графа П. Д. Кисе­лева — реформа управления государственными крестьянами (1837—1841). Она включала: равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправле­ния, открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агро­технических знаний. План Киселева по существу означал постепенную лик­видацию крепостного права (личное освобождение крестьян, регулирование государством крестьянских наделов и повинностей). По мнению А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеева, Ю. В. Тота, реформа Киселева наряду с положи­тельными моментами усилила бюрократическое давление на государственную деревню, сведя к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправле­ния, поставив их в полную зависимость от местной администрации.


Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым Указ 1842 г. «Об обязанных крестья­нах». По этому Указу, получая личную свободу, крестьяне оставались при­крепленными к земле.

Характерной чертой внутренней политики Николая I являлось укрепление и консервация дворянского сословия:

  • создавались преграды к расширению его за счет выходцев из «податных сословий». В 1832 г. были введены звания потомственных почетных граждан (присваивались детям, чьи родители имели личное дворянство, ученым, ху­дожникам, купцам 1-й, 2-й гильдии) и почетных граждан (присваивались чи­новникам 4—10 классов, лицам, окончившим высшие учебные заведения). По­четные граждане освобождались от рекрутской повинности, телесных наказа­ний, подушной подати. По мысли правительства, эти меры должны были уменьшить стремление «подлого сословия войти в высшую сословную касту»;

  • в 1845 г. издан указ, по которому потомственное дворянство приобре­талось на военной службе, начиная со старших офицерских чинов, а на граж­данской — с пятого класса Табели о рангах, а не с восьмого, как было ранее;

  • в целях укрепления материальной базы дворянства указом 1845 г. учреж­дались неделимые наследственные имения, т. е. не принадлежавшие дробле­нию между наследниками и переходившие по наследству к старшему сыну.

Важнейшими экономическими мерами правительства Николая I были следующие: финансовая реформа Е. Ф. Канкрина, осуществленная в 1839— 1843 гг. (в основу денежного обращения был положен серебряный рубль, и определен его обязательный курс (1: 3,5) к бумажным ассигнациям); уста­новление протекционистских пошлин на ввозимые заграничные товары; организация крупных промышленных выставок, широкое железнодорожное строительство; создание в 1828 г. Мануфактурного совета, который осуществ­лял контроль за развитием промышленности, организовывал выставки, раз­решал конфликты между фабрикантами и рабочими.

В основу просвещения был положен принцип охранительной идеологии, сформулированный С. С. Уваровым: «Православие, самодержавие, народ­ность». Тем самым основой незыблемости самодержавия открыто провозгла­шался традиционализм.

182

В оценке правления Николая I прослеживаются две точки зрения иссле­дователей. Так, дореволюционая историография, не отрицая общей консервативно-охранительной направленности политики Николая 1, тем не менее признает наличие в его деятельности определенных реформаторских устрем­лений, отмечая при этом канцелярско-бюрократический характер подготов­ки и осуществления преобразований (В. О. Ключевский, В. А. Кизеветтер, С. Ф. Платонов). Напротив, советская историография указывает главным об­разом на реакционность политики Николая I.