ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2935
Скачиваний: 118
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И. А. Теодорович, почт и телеграфа — Н. П. Авилов (Глебов), по делам национальностей — И. В. Сталин (Джугашвили), комитет по военным и морским делам — В. А. Антонов (Овсеенко), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко.
Таким образом, на II Всероссийском съезде Советов были заложены основы государственного устройства — Советской республики, призванной выражать и защищать интересы трудящихся.
Говоря о решениях II съезда, нельзя не отметить важность принятых первых государственных актов новой власти — Декрета о мире и Декрета о земле.
264
В докладе о мире, с которым выступил В. И. Ленин, была обоснована необходимость в кратчайший срок начать мирные переговоры. В Декрете о мире советское правительство обращалось ко всем правительствам воюющих стран и их народам начать немедленные переговоры о заключении справедливого, демократического мира без аннексий и контрибуций.
Существование советской власти было невозможно без коренной ломки старых аграрных отношений. Декрет о земле стал основой преобразования деревни. Он утвердил главные принципы аграрной политики советской власти: конфискацию помещичьих земель, передачу помещичьих имений, «равно как всех земель удельных, монастырских, церковных, со всем их живым и мертвым инвентарем» в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов.
Декрет декларировал отмену частной собственности на землю (ст. 1), превращение высококультурных хозяйств (питомников, садов, племенных хозяйств и т. д.) в показательные государственные или общественные имения (ст. 3,4), остальные земли подлежали разделу; раздел конфискованной земли должен был производиться по трудовой или потребительской норме с периодическими переделами (ст. 7, 8). Таким образом, в частную собственность крестьяне землю не получили.
Положения Декрета развил принятый ВЦИК 27 января (9 февраля) 1918 г. Закон о социализации земли, определивший порядок раздела конфискованных земель и потребительско-трудовую норму, которая должна была рассчитываться так, чтобы обеспечить «возможность безбедного существования семьи землевладельца», но «не превышала бы трудоспособность наличных сил каждого отдельного хозяйства».
Большевистское правительство занимало неустойчивое положение. Воспрепятствовать государственному перевороту должен был созданный 24 октября 1917 г. Комитет общественной безопасности.
Большевики приступили к формированию правительства и обратились к руководству партии левых эсеров с предложением заключить соглашение о вхождении представителей партии левых эсеров в его состав. Левые эсеры возглавили наркоматы почт и телеграфа, земледелия, юстиции, а также вновь созданные наркоматы государственных имуществ и местного самоуправления. В остальных наркоматах представители партии левых эсеров заняли посты заместителей наркомов и членов коллегии. Представители партии левых эсеров были введены также в состав других центральных учреждений Советского государства.
К началу 1918 г. наркоматы в основном были сформированы. Одновременно прекращалась деятельность министерств Временного правительства. Декретами советской власти распущены: Экономический совет, Государственный комитет по народному образованию, Адмиралтейство, Государственный совет и его канцелярия, канцелярия Государственной думы и ее Временного комитета и другие учреждения. 2 декабря 1917 г. при СНК образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), на который возлагалось руководство хозяйственно-экономической жизнью Российской республики.
265
Ближайшей задачей ВСНХ стала организация рабочего управления на национализированных предприятиях и налаживание там социалистического производства. ВСНХ координировал деятельность всех хозяйственных наркоматов; в его состав входили представители профсоюзов и фабрично-заводских комитетов.
Составным элементом любой государственной структуры являются органы охраны общественного порядка. Первоначально охрану революционного порядка выполнял Петроградский ВРК (упразднен в декабре 1917 г.), а затем — Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). По его постановлению от 28 октября 1917 г. стала создаваться рабоче-крестьянская милиция. Она находилась в ведении местных Советов и в то же время подчинялась НКВД, который в начале декабря 1917 г. распустил Главное управление милиции, существовавшее при Временном правительстве. При СНК образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Ее возглавил Ф. Э. Дзержинский (1877—1926). В состав ВЧК вошли представители партий левых эсеров.
Упразднены все прежние органы юстиции: окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, прокуратура, институты судебных следователей, присяжных поверенных и частных адвокатов. Приостановлена деятельность мировых судов. Декретом СНК от 22 ноября 1917 г. учреждены выборные
народные суды, состоявшие из председателя и народных заседателей. Для рассмотрения особо опасных для советской власти преступлений создавались революционные трибуналы. Новые судебные органы работали под контролем Народного комиссариата юстиции (Наркомюста).
Одной из неотложных задач, вставших с первых дней революции перед Советским государством, была организация обороны. В существовавшей армии отменялись все воинские звания, введен новый принцип выборности командиров и институт солдатских комитетов, контролировавший штабы и другие военные учреждения. Одновременно началась демобилизация старой армии и реорганизация структур Военного министерства, чем занимался Комитет по военным и морским делам (в ноябре 1917 г. преобразованный в Народный комиссариат по военным делам). В январе — марте 1918 г. из военного аппарата было уволено более тысячи служащих, а также расформирован ряд управлений, советов и совещаний. А15 января 1918 г. В. И. Ленин подписал Декрет «О Рабоче-крестьянской Красной Армии». Первоначально РККА строилась на добровольческих началах. В феврале 1918 г. был опубликован Декрет об организации Рабоче-крестьянского Красного флота и создан Комиссариат по морским делам.
Для Временного революционного правительства особенно важной задачей стало создание конституционной базы новой власти. Но высший законодательный орган — Учредительное собрание — не мог этого обеспечить. Выборы в него были назначены еще буржуазным Временным правительством (ноябрь 1917 г.). Большинство голосов было подано за кандидатов партии социалистов-революционеров. Из 715 депутатов Учредительного собрания 412 представляли партию эсеров. Партия большевиков имела в нем 183 ман-
266
дата. На долю остальных партий — от монархистов и кадетов до меньшевиков и анархистов — приходилось 120 мест. Лозунгу «Вся власть Советам!» был противопоставлен лозунг «Вся власть Учредительному собранию!». Во исполнение решения ЦК СДРП(б) председатель ВЦИК Я. М. Свердлов, открывший Учредительное собрание 5 января 1918 г., огласил утвержденную накануне ВЦИК «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой формулировались главные политические, социальные и экономические цели партии: диктатура пролетариата, национализация земли и др.
Большинство Учредительного собрания отказалось обсуждать документы, и большевистская фракция покинула заседание. Я. М. Свердлов закрыл заседание. В ночь на 7 января 1918 г. ВЦИК принял постановление о роспуске Учредительного собрания, а правительственные войска разогнали в Петрограде демонстрацию, организованную в его поддержку.
После роспуска Учредительного собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Параллельно с этими Советами существовала система Советов крестьянских депутатов, находившихся под сильным политическим влиянием партии эсеров. В ноябре 1917 г. состоялся Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, принявший решение об объединении с Советами рабочих и солдатских депутатов.
Окончательное объединение Советов произошло в январе 1918 г. на III съезде Советов. В работе Объединенного III Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов приняли участие 1647 депутатов с решающим голосом и 219 — с совещательным. Более 860 делегатов представляли партию большевиков. Съезд заслушал доклады председателя ВЦИК Я. М. Свердлова и председателя СНК В. И. Ленина, содержавшие отчеты о работе высших органов Советского государства, и одобрил их. Съезд принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа — первый конституционный акт Советской республики. Съезд определил форму государственного строя России в пункте первом принятой Декларации: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам».
Объявлялось о роспуске Учредительного собрания, и утверждалось постановление «О новом обозначении существующей верховной государственной власти». Слово «временное» из наименования советского правительства было исключено. Принятием декларации и резолюции о федеральных органах завершилось оформление Российской Федерации. ВЦИКу было поручено разработать и внести на очередной съезд Советов Конституцию РСФСР.
Конституция 1918 г. Победа советской власти на большей части территории Российской империи к весне 1918 г. привела к необходимости подготовки документа, закрепляющего в законодательстве сложившиеся общественные отношения и фактически сформировавшиеся структуры власти, которые определялись понятием «диктатура пролетариата».
По мнению А. Н. Марковой, рассматривая процесс подготовки Конституции, следует учитывать следующие обстоятельства:
267
1 апреля 1918 г. ВЦИК решил создать Комиссию по составлению проекта Конституции. Председателем ее стал Я. М. Свердлов — председатель ВЦИК. Проект был опубликован 3 июля 1918 г. и в тот же день он был представлен на утверждение Центральному комитету партии, до обсуждения на V Всероссийском съезде Советов.
Конституция начиналась с изложения общих принципов. Первые четыре главы повторяли Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую на III Всероссийском съезде Советов. В пятой главе излагался ряд «общих положений»: федеративный характер республики; отделение церкви от государства и школы от церкви; свобода слова, мнений и собраний для рабочих, гарантируемая предоставлением в их распоряжение технических средств для издания газет, брошюр и книг, а также помещений для собраний; обязанность всех граждан работать в соответствии с принципом «Не трудящийся да не ест»; обязанность всех военнослужащих защищать республику; право гражданства для всех трудящихся, проживающих на территории России, и право убежищ для иностранцев, преследуемых по политическим или религиозным мотивам; уничтожение всякой дискриминации по расовым или национальным признакам.
Главы с 6-й по 8-ю касались организации центральной власти. Высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, который состоял из представителей городских Советов (из расчета один депутат на 25 тыс. избирателей) и губернских Советов (один депутат на 125 тыс. жителей). Всероссийский съезд Советов избирал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) в составе не более 200 членов, который осуществлял всю власть Съезда в промежутках между съездами. ВЦИК назначал Совет народных комиссаров (Совнарком), в чьи функции входило «общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», а также издание «декретов, распоряжений, инструкций».
В главе 9 были определены функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа, а главы с 10-й по 12-ю были посвящены организации областных, губернских, уездных, волостных съездов Советов и образованию городских и сельских Советов.
268
В 13-й главе определялись избирательные права. Могли избирать и быть избранными «все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом», солдаты и нетрудоспособные. Однако исключение составляли лица, использующие наемный труд, живущие на проценты с капитала, частные торговцы, монахи и священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции.
Таким образом, на II Всероссийском съезде Советов были заложены основы государственного устройства — Советской республики, призванной выражать и защищать интересы трудящихся.
Говоря о решениях II съезда, нельзя не отметить важность принятых первых государственных актов новой власти — Декрета о мире и Декрета о земле.
264
В докладе о мире, с которым выступил В. И. Ленин, была обоснована необходимость в кратчайший срок начать мирные переговоры. В Декрете о мире советское правительство обращалось ко всем правительствам воюющих стран и их народам начать немедленные переговоры о заключении справедливого, демократического мира без аннексий и контрибуций.
Существование советской власти было невозможно без коренной ломки старых аграрных отношений. Декрет о земле стал основой преобразования деревни. Он утвердил главные принципы аграрной политики советской власти: конфискацию помещичьих земель, передачу помещичьих имений, «равно как всех земель удельных, монастырских, церковных, со всем их живым и мертвым инвентарем» в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов.
Декрет декларировал отмену частной собственности на землю (ст. 1), превращение высококультурных хозяйств (питомников, садов, племенных хозяйств и т. д.) в показательные государственные или общественные имения (ст. 3,4), остальные земли подлежали разделу; раздел конфискованной земли должен был производиться по трудовой или потребительской норме с периодическими переделами (ст. 7, 8). Таким образом, в частную собственность крестьяне землю не получили.
Положения Декрета развил принятый ВЦИК 27 января (9 февраля) 1918 г. Закон о социализации земли, определивший порядок раздела конфискованных земель и потребительско-трудовую норму, которая должна была рассчитываться так, чтобы обеспечить «возможность безбедного существования семьи землевладельца», но «не превышала бы трудоспособность наличных сил каждого отдельного хозяйства».
Большевистское правительство занимало неустойчивое положение. Воспрепятствовать государственному перевороту должен был созданный 24 октября 1917 г. Комитет общественной безопасности.
Большевики приступили к формированию правительства и обратились к руководству партии левых эсеров с предложением заключить соглашение о вхождении представителей партии левых эсеров в его состав. Левые эсеры возглавили наркоматы почт и телеграфа, земледелия, юстиции, а также вновь созданные наркоматы государственных имуществ и местного самоуправления. В остальных наркоматах представители партии левых эсеров заняли посты заместителей наркомов и членов коллегии. Представители партии левых эсеров были введены также в состав других центральных учреждений Советского государства.
К началу 1918 г. наркоматы в основном были сформированы. Одновременно прекращалась деятельность министерств Временного правительства. Декретами советской власти распущены: Экономический совет, Государственный комитет по народному образованию, Адмиралтейство, Государственный совет и его канцелярия, канцелярия Государственной думы и ее Временного комитета и другие учреждения. 2 декабря 1917 г. при СНК образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), на который возлагалось руководство хозяйственно-экономической жизнью Российской республики.
265
Ближайшей задачей ВСНХ стала организация рабочего управления на национализированных предприятиях и налаживание там социалистического производства. ВСНХ координировал деятельность всех хозяйственных наркоматов; в его состав входили представители профсоюзов и фабрично-заводских комитетов.
Составным элементом любой государственной структуры являются органы охраны общественного порядка. Первоначально охрану революционного порядка выполнял Петроградский ВРК (упразднен в декабре 1917 г.), а затем — Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). По его постановлению от 28 октября 1917 г. стала создаваться рабоче-крестьянская милиция. Она находилась в ведении местных Советов и в то же время подчинялась НКВД, который в начале декабря 1917 г. распустил Главное управление милиции, существовавшее при Временном правительстве. При СНК образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Ее возглавил Ф. Э. Дзержинский (1877—1926). В состав ВЧК вошли представители партий левых эсеров.
Упразднены все прежние органы юстиции: окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, прокуратура, институты судебных следователей, присяжных поверенных и частных адвокатов. Приостановлена деятельность мировых судов. Декретом СНК от 22 ноября 1917 г. учреждены выборные
народные суды, состоявшие из председателя и народных заседателей. Для рассмотрения особо опасных для советской власти преступлений создавались революционные трибуналы. Новые судебные органы работали под контролем Народного комиссариата юстиции (Наркомюста).
Одной из неотложных задач, вставших с первых дней революции перед Советским государством, была организация обороны. В существовавшей армии отменялись все воинские звания, введен новый принцип выборности командиров и институт солдатских комитетов, контролировавший штабы и другие военные учреждения. Одновременно началась демобилизация старой армии и реорганизация структур Военного министерства, чем занимался Комитет по военным и морским делам (в ноябре 1917 г. преобразованный в Народный комиссариат по военным делам). В январе — марте 1918 г. из военного аппарата было уволено более тысячи служащих, а также расформирован ряд управлений, советов и совещаний. А15 января 1918 г. В. И. Ленин подписал Декрет «О Рабоче-крестьянской Красной Армии». Первоначально РККА строилась на добровольческих началах. В феврале 1918 г. был опубликован Декрет об организации Рабоче-крестьянского Красного флота и создан Комиссариат по морским делам.
Для Временного революционного правительства особенно важной задачей стало создание конституционной базы новой власти. Но высший законодательный орган — Учредительное собрание — не мог этого обеспечить. Выборы в него были назначены еще буржуазным Временным правительством (ноябрь 1917 г.). Большинство голосов было подано за кандидатов партии социалистов-революционеров. Из 715 депутатов Учредительного собрания 412 представляли партию эсеров. Партия большевиков имела в нем 183 ман-
266
дата. На долю остальных партий — от монархистов и кадетов до меньшевиков и анархистов — приходилось 120 мест. Лозунгу «Вся власть Советам!» был противопоставлен лозунг «Вся власть Учредительному собранию!». Во исполнение решения ЦК СДРП(б) председатель ВЦИК Я. М. Свердлов, открывший Учредительное собрание 5 января 1918 г., огласил утвержденную накануне ВЦИК «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой формулировались главные политические, социальные и экономические цели партии: диктатура пролетариата, национализация земли и др.
Большинство Учредительного собрания отказалось обсуждать документы, и большевистская фракция покинула заседание. Я. М. Свердлов закрыл заседание. В ночь на 7 января 1918 г. ВЦИК принял постановление о роспуске Учредительного собрания, а правительственные войска разогнали в Петрограде демонстрацию, организованную в его поддержку.
После роспуска Учредительного собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Параллельно с этими Советами существовала система Советов крестьянских депутатов, находившихся под сильным политическим влиянием партии эсеров. В ноябре 1917 г. состоялся Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, принявший решение об объединении с Советами рабочих и солдатских депутатов.
Окончательное объединение Советов произошло в январе 1918 г. на III съезде Советов. В работе Объединенного III Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов приняли участие 1647 депутатов с решающим голосом и 219 — с совещательным. Более 860 делегатов представляли партию большевиков. Съезд заслушал доклады председателя ВЦИК Я. М. Свердлова и председателя СНК В. И. Ленина, содержавшие отчеты о работе высших органов Советского государства, и одобрил их. Съезд принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа — первый конституционный акт Советской республики. Съезд определил форму государственного строя России в пункте первом принятой Декларации: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам».
Объявлялось о роспуске Учредительного собрания, и утверждалось постановление «О новом обозначении существующей верховной государственной власти». Слово «временное» из наименования советского правительства было исключено. Принятием декларации и резолюции о федеральных органах завершилось оформление Российской Федерации. ВЦИКу было поручено разработать и внести на очередной съезд Советов Конституцию РСФСР.
Конституция 1918 г. Победа советской власти на большей части территории Российской империи к весне 1918 г. привела к необходимости подготовки документа, закрепляющего в законодательстве сложившиеся общественные отношения и фактически сформировавшиеся структуры власти, которые определялись понятием «диктатура пролетариата».
По мнению А. Н. Марковой, рассматривая процесс подготовки Конституции, следует учитывать следующие обстоятельства:
267
-
углубление экономического кризиса, начавшегося в связи с мировой войной и усугублявшегося стихийными процессами после Октября 1917 г. (развертывание национализации промышленности и транспорта, начало «черного передела» земли и связанные с этим проблемы со снабжением городов довольствием); -
острую политическую ситуацию. Первоочередной задачей этого периода была реализация лозунга «Мир — народам», т. е. выход из Первой мировой войны (Брест-Литовский кризис); -
партийные методологические установки, которые подразумевали, что республика, для которой составлялась Конституция, есть переходный этап на пути к мировой социалистической революции или федерации республик; -
организационные проблемы, связанные с переводом правительства из Петрограда в Москву.
1 апреля 1918 г. ВЦИК решил создать Комиссию по составлению проекта Конституции. Председателем ее стал Я. М. Свердлов — председатель ВЦИК. Проект был опубликован 3 июля 1918 г. и в тот же день он был представлен на утверждение Центральному комитету партии, до обсуждения на V Всероссийском съезде Советов.
Конституция начиналась с изложения общих принципов. Первые четыре главы повторяли Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую на III Всероссийском съезде Советов. В пятой главе излагался ряд «общих положений»: федеративный характер республики; отделение церкви от государства и школы от церкви; свобода слова, мнений и собраний для рабочих, гарантируемая предоставлением в их распоряжение технических средств для издания газет, брошюр и книг, а также помещений для собраний; обязанность всех граждан работать в соответствии с принципом «Не трудящийся да не ест»; обязанность всех военнослужащих защищать республику; право гражданства для всех трудящихся, проживающих на территории России, и право убежищ для иностранцев, преследуемых по политическим или религиозным мотивам; уничтожение всякой дискриминации по расовым или национальным признакам.
Главы с 6-й по 8-ю касались организации центральной власти. Высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, который состоял из представителей городских Советов (из расчета один депутат на 25 тыс. избирателей) и губернских Советов (один депутат на 125 тыс. жителей). Всероссийский съезд Советов избирал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) в составе не более 200 членов, который осуществлял всю власть Съезда в промежутках между съездами. ВЦИК назначал Совет народных комиссаров (Совнарком), в чьи функции входило «общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», а также издание «декретов, распоряжений, инструкций».
В главе 9 были определены функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа, а главы с 10-й по 12-ю были посвящены организации областных, губернских, уездных, волостных съездов Советов и образованию городских и сельских Советов.
268
В 13-й главе определялись избирательные права. Могли избирать и быть избранными «все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом», солдаты и нетрудоспособные. Однако исключение составляли лица, использующие наемный труд, живущие на проценты с капитала, частные торговцы, монахи и священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции.