Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2918

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«тоталитаризм» при харак­теристике всей системы в целом (В. С. Измозик). Под «бонапартизмом» в дан­ном случае понимают политику сочетания твердой власти, опирающейся на политико-бюрократический аппарат. «Цезаризм» — концентрация власти в руках признанного вождя. Под «тоталитаризмом» понимается контроль го­сударства над всеми сферами жизни общества (Н. В. Старикова).

Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон итальян­скими либералами для обозначения фашистской диктатуры в Италии. Тота­литарные режимы исследователи видели как в фашизме, так и в социализме (Дж. Амендола, X. Ортега-и-Гассет). После Второй мировой войны концеп­цию тоталитаризма стали активно разрабатывать X. Аренд, К. Фридрих, 3. Бжезинский и др.

В литературе были выделены признаки тоталитаризма, сохраняющие свою теоретическую значимость до настоящего времени:

  • система официальной идеологии;

  • однопартийная система;

  • монополия на средства массовой информации;

  • тотальная система полицейского контроля;

  • монополия на средства вооруженной борьбы.

В современной литературе по истории России применяется термин «ста­линский тоталитаризм» или его синоним — «сталинизм». Сущность этого по­нятия раскрывается в двух контекстах:

306

  1. синоним личного диктаторства и тирании, нарушение прав человека, использование крайних форм принуждения личности во имя достижения утопических идеалов и всемерного укрепления режима личной власти Ста­лина;

  2. тоталитарная разновидность социализма, длительный период в жизни и истории советского общества, в течение которого наиболее полно прояви­лись основные сталинские модели развития общества.

    1. В области экономики:

полное подчинение производителя государству;

фактическое присвоение государством средств производства и полного контроля над рабочей силой;

государственное регулирование рабочего дня, заработной платы;

фактический запрет забастовок;

милитаризация экономики;

государственное регулирование имущественных отношений.

В политической сфере:

насильственное установление однопартийной политической системы;

неограниченная власть партии в государстве;

уничтожение политических оппонентов (как в лице других партий, так и в рамках правящей элиты);


культ личности вождя;

сращивание партийного и государственного аппарата;

создание системы официальных (огосударствленных) массовых орга­низаций; неспособность общественных организаций к кардинальным изме­нениям;

мощный репрессивный аппарат; опора на армию и карательные органы.

В духовной жизни:

превращение партийной идеологии в государственную;

полный государственный контроль над средствами массовой инфор­мации;

партийно-государственный контроль над системой идеологизирован­ного образования;

деятельность пропартийных творческих союзов;

разобщение людей; атмосфера подозрительности, страха, всеобщей слежки, доносительства; требования к людям: скромность, энтузиазм, про­славление режима и вождей;

идеологическая изоляция страны.

В области национальных отношений:

укрепление унитарного государства;

введение славянского алфавита в национальных республиках;

тенденция к русификации народов СССР;

ранжированное национально-государственное строительство: образо­вание автономных республик, автономных областей, национальных округов, национальных районов.

307

В эволюции сталинского тоталитаризма исследователями выделяются че­тыре этапа:

  • 1923—1934 гг., когда происходит процесс становления сталинизма, формирования его основных тенденций;

  • середина 30-х гг. — до Великой Отечественной войны — реализация сталинской модели развития общества и создание бюрократической основы власти;

  • период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., когда наблюдалось частичное отступление сталинизма и выдвижение на первый план историче­ской роли народа; рост национального самосознания, ожидание демократи­ческих перемен во внутренней жизни страны после победы над фашизмом;

  • 1946—1953 гг. — пик сталинизма, перерастающий в кризис системы, начало регрессивной эволюции сталинизма. Во второй половине 50-х гг. в ходе реализации решений XX съезда КПСС была осуществлена частичная десталинизация советского общества, однако ряд признаков тоталитаризма сохранился в политической системе вплоть до 80-гг.

Истоки системы сталинизма уходят непосредственно к событиям Октября

  1. г., а также к особенностям политической истории самодержавной России. Каковы же были важнейшие предпосылки возникновения этой системы?


Во-первых, монопольная власть одной партии, сложившаяся после лета

  1. г. К тому же решения X съезда РКП(б) привели к свертыванию внутри­партийной демократии, подавлению интересов меньшинства, невозможно­сти для него отстаивать свои взгляды и в конечном счете к превращению партии в безгласный и послушный придаток партийного аппарата.

Во-вторых, дополнительную роль сыграло изменение состава партии в 20-е гг. Уже «ленинский призыв» (прием в РКП(б) около 240 тыс. человек после смерти Ленина) обозначил тенденцию приема в партию, наряду с ква­лифицированными рабочими, молодых рабочих с низким уровнем грамотно­сти и культуры, являвшихся в социальном отношении маргинальными, про­межуточными слоями общества.

В-третьих, диктатура пролетариата превратилась в диктатуру партии, которая в свою очередь уже в 20-е гг. стала диктатурой ЦК.

В-четвертых, была сформирована система, контролировавшая политиче­ские настроения граждан и формировавшая их в желательном для власти направлении. Для этого широко использовались органы ОГПУ (с 1934 г. — Наркомат внутренних дел, НКВД), информировавшие руководство с помо­щью цензуры переписки, секретной агентуры.

В-пятых, ликвидация нэпа давала возможность для проникновения бюрок­ратической системы во все структуры общества и установления диктатуры вождя. Идеологическим ее выражением стал культ личности.

В-шестых, важнейшим элементом этой системы стала партия-государ­ство, превратившая в господствующую силу общества партийный и государ­ственный аппарат. Она опиралась на централизованную систему планового хозяйства. Партийные комитеты отвечали перед вышестоящими органами за результаты деятельности хозяйственных организаций на своей территории

308

и обязаны были контролировать их работу. Вместе с тем, отдавая директивы государственным и хозяйственным органам, партия в целом не несла прямой ответственности за них. Если решения были ошибочными, вся ответствен­ность перекладывалась на исполнителей.

В-седьмых, право принятия решений принадлежало «первым лицам»: ди­ректорам крупных предприятий, наркомам, секретарям райкомов, обкомов и ЦК республик в пределах своих полномочий. В масштабах страны им обла­дал лишь Сталин.


В-восьмых, постепенно исчезла даже формальная видимость коллективного руководства. Все реже созывались съезды партии, собиравшиеся при Ленине ежегодно. За период с 1928 по 1941 гг. состоялись три партийных съезда и три партийные конференции. Нерегулярными становились пленумы ЦК и даже заседания Политбюро ЦК.

В-девятых, трудящиеся на деле были отчуждены от власти. Демократиче­ские органы, предусмотренные Конституцией СССР 1924 и 1936 гг. (местные Советы, съезды Советов и ЦИК СССР, по Конституции 1924 г., Верховный Совет — после 1936 г.), выполняли роль «демократической ширмы», одобряя заранее выработанное решение партийных органов. Попытки в соответствии с Конституцией 1936 г. выдвигать альтернативных кандидатов пресекались органами НКВД. Все это полностью противоречило провозглашенным при создании советского государства идеям народовластия.

В-десятых, экономической основой тоталитарной системы являлась мо­нопольная государственно-бюрократическая собственность.

Особенности сталинизма:

    1. Сталинизм стремился выступать под маркой марксизма, из которого он черпал отдельные элементы. Вместе с тем сталинизм был чужд гуманисти­ческому идеалу марксизма, который, подобно любой идеологии, был истори­чески ограничен, но сыграл важную роль в развитии научной мысли и пред­ставлений о социальной справедливости.

    2. Сталинизм сочетал строжайшую цензуру с примитивностью формул, легко воспринимавшихся массовым сознанием. При этом сталинизм стре­мился охватить своим влиянием все области знания.

    3. Сделана попытка превратить так называемый марксизм-ленинизм из объекта критического осмысления в новую религию. С этим была связана и жестокая борьба против православия и других религиозных конфессий (му­сульманства, иудаизма, буддизма и т. д.), развернувшаяся особенно широко в конце 20-х гг.

Одна из важнейших идей сталинизма — утверждение о сохранении и не­прерывном обострении классовой борьбы как внутри страны, так и в меж­дународных отношениях. Оно послужило основой для формирования «об­раза врага», внутреннего и внешнего, а также для проведения массовых реп­рессий. При этом, как правило, массовым репрессиям предшествовали и сопровождали их идеологические кампании. Они были призваны объяс­нить и оправдать в глазах широких масс аресты и казни. Например, процес­сы над старой интеллигенцией («шахтинское дело» — 1928 г., «процесс


309

промпартии» — 1930 г., «академическое дело», прошедшее без открытого суда в 1929—1931 гг., процесс «союзного бюро меньшевиков» — 1931 г. и др.) сочетались с грубыми нападками на историческую, философскую и эконо­мическую науки.

Кампания массовых репрессий в 1928—1941 гг. имела определенную перио­дизацию:

  • конец 20—начало 30-х гг. — репрессии против старой интеллигенции (хозяйственной, научной, военной);

  • начало 30-х гг. — репрессии против крестьян (так называемые «раску­лачивания»), преследования бывших оппозиционеров;

  • вторая половина 30-х гг. — массовые политические репрессии (партий­ных, хозяйственных кадров, военных специалистов).

26 января 1934 г. открылся XVII съезд партии, который должен был при­нять второй пятилетний план, демонстрируя верность принципам единства партии. На съезде выступили с «самокритикой» деятели прежних оппози­ций — Бухарин, Рыков, Томский, Пятаков, Зиновьев, Каменев.

Обсуждение второго пятилетнего плана выявило два течения в руковод­стве партии — сторонников ускоренной индустриализации (Сталин, Молотов и др.) и сторонников умеренных темпов индустриализации (Киров, Орджони­кидзе). Съезд показал также заметно возросший авторитет Кирова — во время выборов нового ЦК Сталин набрал голосов меньше; многие бывшие оппози­ционеры (Пятаков, Бухарин, Рыков, Томский) были выбраны в состав ЦК. Некоторые советские историки склонны считать, что в этот период сложи­лась новая оппозиция во главе с Кировым. Доказательством этого они счита­ют опубликованное в «Правде» 19 июля выступление Кирова, критиковавше­го Сталина (Л. В. Жукова).

Существует точка зрения, согласно которой ряд большевиков предлагали избрать Кирова Генеральным секретарем, но он отказался (М. М. Горинов, А. Д. Горский, А. А. Данилов).

Сосуществование двух позиций в партии предопределило и двойственность этого периода: с одной стороны, ужесточение режима, а с другой — некоторые «послабления».

С одной стороны, проводятся многочисленные аресты, принимается за­кон об ответственности семей репрессированных, с другой — частично амнистированы спецпереселенцы, снизилось количество «лишенцев». С од­ной стороны, 10 июля распущено ГПУ, вопросы государственной безопасно­сти переданы в ведение Народного комиссариата внутренних дел (Г. Ягода). Органы госбезопасности лишаются права выносить смертные приговоры, над их деятельностью устанавливается прокурорский надзор; с другой сторо­ны, в ноябре при НКВД учреждаются